Элективный курс Культура речи

Культура речи
Пояснительная записка
Курс «Культура речи» - общекультурный курс. Предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 34 часа.
Цель программы – предпрофильная подготовка  учащихся в области «Филология», создание благоприятных условий для выбора профиля обучения.
Перед учителем – словесником стоит задача не только совершенствовать из года в год орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и расширять кругозор, повышать культуру речи школьников.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с разделом «Культура речи», учатся грамотно пользоваться средствами языка. Курс ведёт от знакомства с языковыми нормами к умению видеть средства выразительности в художественном тексте и обогащать ими собственную речь.
В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах  литературной речи. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, учащиеся более осмысленно относятся к выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.
Значительное место отводится формированию умения произносить предложения различных синтаксических конструкций с правильной интонацией, передавая тем самым различные оттенки  смысла.
Специальное внимание уделено грамотному составлению документов.
Курс должен показать привлекательность и важность раздела «Культура речи».  Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретённых учащимися знаний и умений по русскому языку.
По окончании курса учащиеся смогут грамотно оформить заявление, анкету, резюме, автобиографию, объяснительную записку и другие деловые бумаги.
Предлагаемые формы промежуточного контроля: творческие исследовательские работы, тестирование, контрольные задания по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
Итоговый контроль предусматривает коллективную работу над проектом по созданию резюме.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны:
знать изученные основные сведения о  языке;
учитывать в устной и письменной речи стилистическую окраску синтаксических средств;
использовать знания о предложении, тексте и изобразительно-выразительных средствах языка в устной и письменной речи;
4.уметь правильно составить деловую бумагу.
Содержание
Вводное занятие  (2 часа).
     Культура речи как раздел науки о языке. Культура устной и письменной речи. Задачи курса.
Слово – основная смысловая единица языка  (3 часа).
          Значение слова в жизни человека. Многозначность и эмоциональные оттенки слова. Вежливые слова и их использование в речи. Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слов.
Предложение. Синтаксическое и стилистическое значение порядка ( 3 часа).
    Простые и сложные предложения и особенности их использования. Порядок слов в предложении. Инверсия как приём выделения смысла и привлечения внимания. Интонационные особенности видов  предложений.
Стилистические функции однородных членов, обращений, вводных конструкций  (3 часа).
    Однородные члены и их роль в устной и письменной речи. Особенности использования обращений в устной и письменной речи. Вводные слова и приёмы их использованию.
Роль предложений с обособленными членами (3 часа).
    Обособленные определения, обстоятельства, приложения и их употребление. Тенденция употребления обособленных членов предложения в современной речи.
Изобразительно-выразительные средства языка (4 часа).
Эпитет
Сравнение
Метафора
Аллегория
Олицетворение
Перифраза
Текст как единица синтаксиса и связной речи (4 часа).
         Уместность употребления текста в той или иной речевой ситуации. Чтение текста и его понимание. Вычленение в тексте главного.
Выразительное чтение текста (3 часа).
     Правильное чтение текста. Осмысление. Основные приёмы выразительного чтения текста. Использование «рычагов» выразительного чтения: громче – тише, быстрее – медленнее, выше – ниже, изменение тембра голоса, изменение настроения.
Стили речи ( 4 часа).
           Стиль речи и речевая ситуация. Стилистическое расслоение лексики. Законодательные основы нормы.
 Нормативная и ненормативная лексика ( 2 часа).
            Отрицательное значение ненормативной лексики. Понятие нормы. Слова – паразиты.
 Формы правильного оформления документов ( 2 часа).
Заявление
Объяснительная записка
Деловое письмо
Расписка
Анкета
Резюме
Трудовой договор
           Композиционные особенности служебных документов. Лексические особенности делового стиля.
Правильная постановка знаков препинания.
Правильная и грамотная речь – путь к успеху (1 час).
       Реализация проекта «Правильная и грамотная речь  - путь к успеху»
Практические работы
Составление словаря «Добрых и вежливых слов».
Исследование тенденции употребления обособленных членов предложения в современной речи.
Исследование тенденции употребления изобразительно-выразительных средств языка в устной и письменной речи.
Выразительное чтение текста.
Составление заявления, объяснительной записки, автобиографии, анкеты, резюме, трудового договора.



Литература
Бархударов  С. Г., Крючков С. Е. Русский язык. 9 кл. М.: Просвещение, 2008 .
Риторика: 9 класс: Учебное пособие для общеобразовательных школы/Под ред. Т. А. Ладыженской.  М.:Ювента Баласс, 2009.
Никитина Е. И. Русская речь. 8 – 9 кл. М.: Просвещение, 2005.
Служевская  Т. Я. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 2003.
Бородина В. А., Бородин С. М. Учим читать. Л.: Лениздат, 1985.
Горбачевич С. К. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1998.
Клюшева С. В. Основы редактирования. СПб.: СПБГУ, 2005.
Краткий толковый словарь русского языка под ред. Розанвой В. В. М.:»Русский язык», 2000.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.:»Русский язык», 2010.
Энциклопедический словарь юного филолога. М.: «Педагогика», 2009













Учебно-тематический план

п/п
Тема
Кол-во
часов
Виды деятельности
учащихся

1
Культура речи как раздел науки о языке
2
Запись лекции учителя

2
Слово – основная смысловая единица языка
3
Работа со справочной литературой, интернетом. Составление словаря вежливых и добрых слов

3
Предложение. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов.
3
Тестирование «Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого»

4
Стилистические функции однородных членов, обращений, вводных слов
3
Работа с текстом. Речеведческий анализ текста. Редактирование.

5
Роль предложений  с обособленными членами в письменной речи
3
Исследование употребления обособленных членов предложения в современной печати.

6
Изобразительно-выразительные средства языка
4
Исследование  тенденции употребления изобразительно-выразительных средств языка в устной и письменной речи.

7
Текст как единица синтаксиса
4
Работа с текстом. Редактирование.

8
Выразительное чтение текста
3
Выразительное чтение текста.

9
Стили речи
4
Определение различных стилей.
Творческая работа в группах. Написание текста в заданном стиле.

10
Нормативная  и ненормативная лексика
2
Работа со словарями.

11
Формы правильного оформления документов
2
Составление заявления, анкеты, объяснительной записки, делового письма.

   12
Правильная  и  грамотная
речь   -  путь к успеху
1
Защита проекта.







15