Элективный курс 9-10 класс Культура речи


Утверждаю
Директор школы
______________
«_____» _______________ 2014г.
Рассмотрено
на заседании НМС
Зам. директора по НМР
_______________
«______»______________2014 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №5»
Программа
Элективного курса для 9 класса
«Культура речи»
Разработчик
Курмаева Л.Н.,
высшая квалификационная категория
г.Торжок
2014 г.
Пояснительная записка
Программа предпрофильного (монопредметного) элективного курса «Культура речи» рассчитана на один учебный год (34 уч. часа.) и предназначена для преподавания обучающимся 9 классов средних общеобразовательных школ. Ее можно использовать как дополнение к урокам развития речи и как занятия для подготовки одаренных учеников к олимпиадам.
Программа состоит из 5 разделов и предусматривает более глубокое овладение рядом специальных языковых понятий, которые, хотя и анализируются на уроках русского языка (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и определенной системе.
Данный курс не дублирует содержание государственного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников.
Программа является реализацией Концепции модернизации Российского образования до 2010 года и Федеральных целевых программ «Русский язык» (2002-2005, 2006-2010г.г)
.Пристальное внимание к языковой политике вызвано тем, что «процессы либерализации имеют негативную сторону: они часто перерастают в языковую вседозволенность».
Действительно, состояние современного языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоев населения, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возвращения языковой культуры и возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего).
Поэтому обращение к вопросам повышения культуры речи очевидно и актуально.
Повышение «культуры речи», с одной стороны, включает в себя:
постоянное обогащение словарного запаса;
овладение нормами русского литературного языка;
формирование навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
С другой стороны, оно имеет и более широкий смысл: язык - наша повседневная «среда существования (среда нравственная, духовная), поэтому повышение речевой культуры приобретает нравственный, общекультурный и воспитательный экологический характер».
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА –
1). Охрана литературного языка, его норм, ибо такая охрана на современном этапе – дело национальной важности.
2). Осознание и осмысление роли русского языка как важнейшего средства «сохранения духовного, художественного и культурного наследия России».
Работа над следующими компетенциями поможет реализовать цель данного проекта программы.
Лингвистическая компетенция:
дать представление о роли русского языка в жизни общества и его месте в мировой системе;
представить русский язык как развивающееся явление;
познакомить с выдающимися учеными – русистами и их работами.
Языковая компетенция:
познакомить с ключевыми понятиями разных уровней системы языка;
расширять словарный и фразеологический запас;
развить внимание к слову и его лексическому значению.
вооружить нормами литературного языка;
познакомить с оборотами официально-делового стиля;
Правописная компетенция:
обеспечивать знание орфографических и пунктуационных правил;
формировать умение видеть орфографические и пунктуационные ошибки и исправлять их.
Коммуникативная компетенция:
продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом;
обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме с учетом ситуации общения;
дать понятие о культуре речевого поведения.
Общепредметные компетенции:
формировать общечеловеческие нравственные ценности;
развивать операции логического мышления и обучать основным приемам мыслительной деятельности;
дать представления о книгах и видах справочной лингвистической литературы и обучать умению пользоваться ею для целей самообразования.
Принципом отбора материала и его структурирования послужило следующее:
во-первых, обучающиеся должны представлять историю развития языка;
во-вторых, овладеть богатством языка;
в-третьих, знать нормы литературного языка и учиться грамотно оформлять мысли в устной и письменной речи.
Методы и приемы обучения
Проект предусматривает отбор методов и приемов обучения, активизирующих групповую, парную и индивидуальную самостоятельную работу обучения: наблюдение за использованием языковых средств в разные эпохи и в различных ситуациях общения; эмпирический - проведение практикумов, конкурсов, исследований, метод анализа и синтеза - создание текстов, памяток, карточек; эвристический – «я нашел…».
Предполагаемые результаты:
повышение речевой культуры;
повышение степени овладения нормами русского литературного языка;
повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
закрепление навыков работы со справочной лингвистической литературой;
применение навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса;
Формы контроля: тестовые задания; контрольные работы с текстами; ответы на вопросы; письменные творческие работы (сочинения разных жанров); деловые игры; презентации; редактирование текста; круглый стол; конференция.
Учебно-тематический план
№ Тема Всего часов Виды деятельности преподавателя и обучающихся
I Введение. Русский язык в веках истории 5 1 История языка. Создание русской азбуки. Великие просветители Кирилл и Мефодий. 1 Мини-лекция. Наблюдение над текстом, формулировка основных положений в форме тезисов. Презентации материала о просветителях.
2 Прошлое должно служить современности (М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин. Создание русского литературного языка). Основные признаки литературного языка 1 Работа с текстами (решение лингвистической задачи). Сообщения учащихся.
3 История, наука и язык в XX веке «Бурное новословие» 1 Культурологический анализ текста. Составление словарей эпохи (работа в группах).
4 Русский язык в современной мире. «Русский язык на грани нервного срыва». Проблемы экологии языка. 1 Презентация и обсуждение книг М. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» и В. Колесова «Гордый наш язык»
5 Контрольно-обощающий 1 Индивидуальная работа с текстами (Культурологический анализ текста-приметы времени).
II Лексика и фразеология русского языка. Точность, богатство и выразительность русской речи. 13 1 Язык – к знанию ключ. В океане слов. 1 Языковое исследование «Язык в мире статистики». Составление памятки «Как обогащать свой словарный запас»
2 В.И. Даль – собиратель сокровищ 1 Работа с материалами о В.И. Дале (составление мини-библиотеки). Сбор материалов к сочинению «Жизненный подвиг В.И. Даля»
3 История словарей. Ведущие лексикографы. 1 Реферативные сообщения о великих лексикографах: Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М. Фасмер.
4-6 О словах разнообразных, одинаковых и разных (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа со словарями). 3 Лингвистические игры, работа с текстами (составление синонимических рядов и антонимических пар, правильный выбор паронимов и различение омонимов, омографов, омоформ и омофонов).
7-8 Сила слова беспредельна. Фразеология. Литературные афоризмы 2 Культурологический анализ текстов, игры, работа со словарями фразеологизмов, сбор материалов по темам «Фразеологический зверинец», «Человек в мире фразеологизмов», викторина по басням И.А. Крылова
9 Почему мы так говорим?! (От аршина и версты к луноходу и эксклюзиву…) Устаревшие слова и неологизмы 1 Работа в группах (сбор иллюстрированного материала для объяснения лексического значения слов, создание альбомов)
10 Исконно русские и заимствованные слова 1 Лингвистическое путешествие (Откуда пришло слово?). Работа в группах, презентации, работа со словарями.
11 Занимательные уроки этимологии 1 Реклама этимологических словарей (М. Фасмер и другие составители). Исследование «Найди родственников», «Переход из собственного в нарицательное»
12 Обобщающий урок – игра «Посвящается лингвистическим словарям» 1 Командное соревнование. Выставка словарей, работа со словарными статьями.
13 Мини-библиотека «В мире слов», «Люди науки». 1 Реклама книг по лексике: Н.М. Шанский «Лингвистические детективы», Л.Т. Григорян «Язык мой – друг мой», М.В. Горбаневский «Не говори шершавым языком», Л.А. Новиков «Искусство слова».
III Языковые нормы. Как лучше сказать и написать? 10 1-2 Языковые нормы – явление историческое. Понятие «языковая норма». Орфоэпическая правильность речи. Орфоэпические словари. Люди науки – Р.И. Аванесов, И. Резниченко. 2 Наблюдение над текстами, прослеживание изменений (19,20,21в.); выведение рабочей схемы «Относительная устойчивость нормы»; работа со словарями; орфоэпический практикум.
3-4 Грамматические нормы (морфологичекие и синтаксические аспекты. Люди науки – В.В. Виноградов, А.М. Пешковский) 2 Работа с текстами (языковые шумы и помехи – определение нарушений, классификация ошибок), составление памятки, создание энциклопедических статей об ученых.
5 Нормы словообразования. Люди науки – А.Н. Тихонов «Чему учат словообразовательные словари?» 1 Игры «Внутри слова» и «Создайте сами» (родовое гнездо, словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка), работа со словарями.
6-7 Нормы орфографии. «О русском, на русском по-русски». 2 Работа с текстами (редактирование), орфографическими словарями, составление алгоритмов. Работа со словарем орфографического минимума
8 Этические нормы речевой культуры (речевой этикет) 1 Работа в парах по правилам речевого этикета (советы говорящему, советы слушающему); телефонное общение (тест); игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
9-10 Обобщающий урок-исследование. «Как мы говорим?! Речь вокруг нас». 2 Изучение языка рекламы, СМИ объявлений, разговорной речи (сбор материала); анкетирование; обработка материалов, написание статей.
IV Официально-деловая письменная речь 4 1 Из истории русского делового письма 1 Лекция учителя, конспектирование, тезирование
2-3 Требования к оформлению документов. Типы документов. 2 Практикум. Составление словаря делового письма (клише), знакомство с типами документов и их правильным оформлением. Работа с образцами бланков документов.
4 Обобщающий-контрольный урок. 1 Индивидуальная работа по составлению деловых документов.
V Раздумья…о языке 2 1 Великие люди и великие труды. Д.С. Лихачев, И.А. Ильин.
«Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет говорит, думает …» 1 Презентация книг Д.С. Лихачева «Земля родная», «Раздумья», И.А. Ильина «Одинокий художник».
Чтение и обсуждение.
2 Эссе «Язык человека – показатель его культуры». 1 Индивидуальная творческая работа
Всего часов 34
Программа элективного курса
Тема №1 (2 часа)
Введение. Русский язык в веках истории
Создание русской азбуки. Великие просветители Кирилл и Мефодий. Историческая справка об истории языка, о славянской азбуке, истории её создания, происходивших в ней изменениях. Справка-рассказ о деятельности Кирилла и Мефодия.
Прошлое должно служить современности (М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин; Создание русского литературного языка). Размышление о значение деятельности М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина в создании русского литературного языка, их реформы. Понятие – «литературный язык как высшая форма Русского национального языка».
История, наука и язык в XX веке «Бурное новословие». Исторические события 20 века, развитие науки и их влияние на изменения в языке. Проведение параллелей.
Русский язык в современной мире. «Русский язык на грани нервного срыва». Размышление о роли русского языка в мировом сообществе и славянском мире. Функции русского языка. Проблемы снижения речевой культуры.
Обобщающий урок. Проблемы экологии языка. Экологии культуры. Размышления И.А. Ильина, мыслителя и литературного критика. Осмысление идей И.А. Ильина и их применение в работе с текстом. Обсуждение понятий «экология языка», «экология культуры».
Тема №2 (13 часов)
Лексика и фразеология русского языка. Точность, богатство и выразительность русской речи.
2.1 Язык – к знанию ключ. В океане слов. Богатство словаря. Однозначность и многозначность слова. Метафоры. Метонимия. Лексический разбор слова. Слово в контексте.
2.2 В.И. Даль – собиратель сокровищ. Знакомство с биографией и трудами В.И. Даля. Развитие речи учащихся.
2.3 История словарей. Ведущие лексикографы. Знакомство с трудами ученых-лексикографов, их вкладом в науку.
2.4 О словах разнообразных, одинаковых и разных (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа со словарями).
Синонимы, антонимы. Понятие «синонимы, контекстуальные синонимы, синонимический ряд»; понятие «антонимы, антонимические пары». Подбор синонимов и обоснование их выбора, составление синонимических рядов, использование синонимов в речи. Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова, нахождение анотонимов в тексте, их роль в речи.
2.5 Омонимия. Полные омонимы, омоформы, омофоны, омографы.
2.6. Паронимы. Особенности языкового явления. Различение паронимов, предупреждение ошибок.
2.7. Сила слова беспредельна. Фразеология. Литературные афоризмы. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Многозначность фразеологизмов, их синонимы и антонимы, образность, стилистическая окраска. Крылатые выражения из литературных произведений.
2.8. Фразеология. Источники фразеологических выражений, «Фразеологическая чаша».
2.9. Почему мы так говорим?! (От аршина и версты к луноходу и эксклюзиву…) Устаревшие слова и неологизмы. Судьба устаревших слов. Архаизмы. Историзмы. Старославянизмы. Активный и пассивный состав лексики. Неологизмы (окказионализмы). Способы отражения этой лексики в словарях. Нахождение ошибок в понимании устаревших слов и неологизмов.
2.10 Исконно русские и заимствованные слова. Определение понятий, причины появления заимствованных слов, их приметы.
2.11 Занимательные уроки этимологии. Определение термина «Этимология», роль этимологии в понимании значения и строения слова.
2.12 Обобщающий урок – игра «Посвящается лингвистическим словарям». Виды лингвистических словарей. Люди науки.
2.13. Мини-библиотека «В мире слов», «Люди науки». Сбор книг по теме. Умение выбирать из ряда необходимую литературу, умение аннотировать, презентовать книгу.
Тема №3 (10 часов)
Языковые нормы. Как лучше сказать и написать?
3.1 – 3.2 Языковые нормы – явление историческое. Орфоэпическая правильность речи. Орфоэпические словари. Люди науки – Р.И. Аванесов, И. Резниченко. Понятие нормы. Две разновидности русского языка – образцовый литературный язык и разговорная речь. Орфоэпические нормы, отклонение от норм литературного произношения под влиянием просторечий и диалектов. Особенности произношения заимствованных слов в русском языке. Основные особенности произношения. Интонация. Орфоэпический практикум. (типичные ошибки в произношении, устранение отклонений от норм).
3.3 – 3.4 Грамматические нормы (морфологичекие и синтаксические аспекты. Люди науки – В.В. Виноградов, А.М. Пешковский).
Морфологические нормы. Понятие нормы в морфологии, варьирование морфологических форм (рода, числа, падежа существительных, прилагательных, причастий; употребление числительных, местоимений; формы глагола). Разграничение нормативных и ненормативных вариантов, основные типы ошибок в области морфологии.
Синтаксические нормы. Основные функции синтаксических норм русского языка. Синтаксические связи в словосочетании и предложении. Трудные случаи управления. Построение предложений с причастными и деепричастными оборотами, с косвенной речью. Синтаксические синонимы. Умение использовать различные способы введения цитат при написании сочинении на литературную тему.
3.5 Нормы словообразования. Люди науки – А.Н. Тихонов «Чему учат словообразовательные словари?». Выразительные возможности словообразования, работа по составлению словообразовательных гнезд. Работа с текстами.
3.6. – 3.7 Нормы орфографии. «О русском, на русском, по-русски». Орфограммы. Орфографический минимум, орфографический практикум, умение работать со словарем. Умение анализировать текст исходя из орфографической грамотности.
3.8 Этические нормы речевой культуры (речевой этикет). Культура монологической и диалогической речи (речевые ситуации).
3.9 – 3.10 Обобщающий урок-исследование. «Как мы говорим?! Речь вокруг нас». Исследование речи школьников, дикторов, ведущих различных программ, жителей г. Торжка и письменных текстов. Анкетирование. Умение обобщать и систематизировать собранный материал.
Тема №4 (4 часа)
Официально-деловая письменная речь.
4.1 Из истории русского делового письма. Умение воспринимать лекционный материал, конспектировать, составлять тезисы, воспроизводить факты в устном высказывании.
4.2. – 4.3 Требования к оформлению документов. Типы документов. Знакомство с типами документов (заявление, автобиография, расписка, объяснительная, объявление) и требованиями к ним. Составление словаря делового письма. Клише.
4.4. Обобщающий-контрольный урок. Умение работать с различными документами и оформлять их.
Тема №5 (2 часа)
5. Раздумья…о языке
5.1 Великие люди и великие труды. Д.С. Лихачев, И.А. Ильин.
«Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает …». Работа с книгами Д.С. Лихачева «Земля родная», «Раздумья». Чтение и обсуждение главы «Обращение к молодым». Работа со статьёй Ю.И. Сохрякова «И.А. Ильин как мыслитель и литературный критик». Обозначение проблемы текстов. Умение приводить аргументы на согласие и несогласие с позицией автора.
5.2 Эссе «Язык человека – показатель его культуры». Написание сочинения-рассуждения на заданную тему, применение структуры написания сочинения данного типа.