Статья на тему Современные педагогические технологии. Технология проектного обучения как способ развития творческих способностей детей на уроках декоративно — прикладного искусства в ДХШ и ДШИ


Современные педагогические технологии.
Технология проектного обучения как способ развитии творческих способностей детей на уроках декоративно – прикладного искусства в ДХШ и ДШИ
Архипцева Елена Михайловна
Преподаватель изобразительного искусства
МБОУДО ДШИ № 4 г. Южно - Сахалинска

В наше время перемен России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески и неординарно мыслить. Система дополнительного образования детей определяет одним из своих направлений и важнейших задач именно развитие творческих способностей подрастающего поколения, что выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Современный педагог должен создавать плодотворную среду, формирующую личность, содействующую обучению и изысканиям, активизирующую развитие креативности ребенка. Вопросы активизации обучения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Возросшие требования к учебно – воспитательной работе заставляют педагога искать новые формы работы с детьми, использовать новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе.
Согласно новым государственным стандартам обучающиеся должны приобрести опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности.
На занятиях по декоративной композиции мы знакомим детей как с традиционными декоративными техниками, так и современными. Нас заинтересовало применение нетрадиционного, так называемого, «бросового» материала, придание ему нового художественного звучания, сочетание необычных материалов. Сегодня много говорят об экологии, защите окружающей среды и молодые художники и дизайнеры в качестве художественного материала для своих произведений используют обычный мусор. И, если традиционным декоративным техникам, народным промыслам присущи некоторая выработанная заданность, шаблонность образов, то в работе с нетрадиционным материалом нет строгого контроля, а есть творческая свобода.
Исходя из этого, применением нетрадиционных художественных материалов и техник я стараюсь повысить заинтересованность и совершенствовать развитие творческих способностей детей на занятиях декоративно-прикладным искусством. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – какое - то изделие, поделка, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Активизировать познавательную деятельность детей помогают и нетрадиционные формы проведения уроков.
Для организации занятий с «бросовым» материалом я выбрала технологию современного проектного обучения. Метод подразумевает специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый ребенком комплекс действий по решению конкретной проблемы с обязательной презентацией результатов и направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Метод проектов можно рассмотреть как возможные пути развития интеллектуального и творческого потенциала детей.
Самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход предполагается на каждом этапе проекта – начиная от выбора темы до получения результата. Технология работы по методу проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. А результатом такой деятельности является создание как внешнего продукта готового к применению (в нашем случае это какая - то поделка), так и внутреннего — опыта ученика, включающего в себя знания, умения, компетенции осмысленные и осознанные ценности. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей степени сам процесс.
Проект – это замысел, план. Сегодня проекты стали распространенной формой, продуктивной и общественно значимой в деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.
Технология метода проектирования не нова. Она возникла в 20-е гг. XX в. в США. Основные идеи разработаны американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Эти ученые считали, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность учащихся, сообразующуюся с их личным интересом. Основной дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема, которую они должны самостоятельно или совместными усилиями в группе разрешить, применив необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения, таким образом, приобретают контуры проектной деятельности.
В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания; позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. 30-е годы метод проектов стал рассматриваться как «непедагогический» и был запрещен.
Прежде всего, метод проекта в педагогике - это способ построения образовательного процесса, это взаимосогласованные действия педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.
Проектную технологию мы попробовали применить на уроках ДПИ.
В старших классах школы мы рассматриваем современные нетрадиционные техники ДПИ с применением бросового материала: «стимпанк», «терра», «коллажи». Это является темой нашего проекта. Тема занятия имеет экологический аспект – утилизация бытовых отходов и экономический – вторая жизнь ненужных вещей. Задача учащихся найти и предложить свои варианты решения проблемы. Все техники требуют продуманности, сбора необходимой информации и материала, т.е. времени на подготовку. Детям предлагается выбрать любую технику для реализации творческого проекта.
Работа над проектом походит в четыре этапа.
Первый этап – подготовительный. Педагог знакомит с сутью проектной технологии, темой, целями и задачами. Предлагает возможные варианты темы и техники исполнения. Демонстрирует презентацию, ознакамливающую детей с темой, показывает предыдущие работы учеников. Учащиеся могут воспользоваться предложенными техниками, а могут выбрать свою.
Учащиеся должны обозначить проблему, осознать, зачем и почему нужно выполнить проект. Перед ними стояла цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, носящего социальный и личностный характер. Дети выбрали техники, сформировали группы по интересам, распределили роли, определили сроки выполнения работы. Например, в технике «стимпанк» работают три человека и они объединились в группу, технику «терра» выбрали два человека, и один ребенок предложил свою технику инкрустацию бисером (еще не изученную нами и которую он будет изучать самостоятельно). Но в любом случае каждый ребенок выполняет свое индивидуальное изделие.
Второй этап – теоретический. Происходит обсуждение темы, определение источников информации, планирование способа сбора и анализа информации. Осуществляется исследовательская деятельность. Учащиеся подробно знакомятся с новыми техниками, применяемыми материалами, способами исполнения и готовят небольшую ознакомительную информацию по выбранной технике. Поиск информации для этих тем в основном происходит в интернете.
Планируется итоговый продукт – ребенок решает, какое изделие он изготовит: панно, объемную фигуру и какого размера. Как будут использоваться художественные и нехудожественные материалы, в каком соотношении и сочетании между собой. Делаются зарисовки и эскизы, распределяются обязанности среди членов команды. Определяют материальную базу для своего изделия и инструменты для работы. Занимаются сбором материала, привлекая к этому родителей, друзей и т.д. Сбор материала довольно трудоемок и занимает немало времени.
К результатам деятельности обучающихся можно отнести приобретение новых знаний, умений и навыков. На протяжении второго этапа ребята производили самоконтроль и самооценку. Здесь проявляются умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнёром; умение оказывать взаимопомощь в группе при решении общих задач; навыки делового партнёрского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Педагог выполняет в основном координирующую функцию, консультирует учащихся, стимулирует их деятельность. Предлагает список сайтов, которыми можно воспользоваться, литературные источники, видеоряд.
Третий этап – практический. Самый интересный, занимает продолжительное время. Роль педагога на этом этапе, в основном, консультационная. Все вопросы учащиеся решают в обсуждении, помогают друг другу, дают советы. Происходит формирование коммукативных умений: умение вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; находить компромисс.
Участники проекта выполняют индивидуальные эскизы, осуществляют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель этапа ─ качественное и правильное выполнение технологических операций. Предмет деятельности ─ материальный продукт в форме индивидуального декоративного панно. К средствам работы можно отнести инструменты и материалы. Результат деятельности третьего этапа заключается в приобретении знаний, умений и навыков.
Четвертый этап – заключительный, аналитический. Происходит окончательный контроль, корректирование. Дети анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, и каков результат их деятельности, какие трудности им встретились, что не получилось и почему. Проводят оформление результата и защиту проекта. Презентация работ происходит в виде творческих выставок, участиях в конкурсах.
При ведении проектной деятельности качественно меняется роль педагога. Устраняется его доминирующая роль в процессе, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
На всех этапах педагог выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, на процесс применения имеющихся знаний. Учитель:
-  помогает в поиске источников;
- сам является источником информации;
- поддерживает и поощряет учащихся;
- координирует и корректирует весь процесс;
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Меняется и роль обучающихся в образовании:
- ученики выступают активными участниками процесса и учатся приобретать, «добывать» знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
- ведут исследовательскую работу: собирают необходимую информацию, учатся анализировать факты, делать выводы и заключения.
- деятельность в рабочих группах помогает детям научиться работать в «команде», брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.
Все это формирует конструктивное критическое мышление, коммуникативные навыки и умения. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Литература
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.
2. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.– М., 2000. – 365 с.
4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
5. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.
6.      Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 6.- С.24-29.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С.. М.: “Академия”, 2002г. – 272с.
8. Источник - http://www.vashabnp.info/load/4-1-0-254 - Библиотека начинающего педагога.