Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития самостоятельности обучающихся


Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития самостоятельности обучающихся
Сегодня, в связи с реформированием школьной системы образования, особую актуальность приобретает формирование у учащихся самостоятельного мышления, сознательного выбора профессии.
 В связи с этим неизбежен процесс гуманизации образовательной деятельности, которая предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.
№ Личность ученика, его отношение к процессу обучения, совместные с педагогом действия, направленные на получение результата – вот залог успеха. И каждому ученику, стремящемуся получить знания на теперешнем уроке, легче это сделать, следуя правилу « Ищу и нахожу, думаю и узнаю, любуюсь и творю, тренируюсь и – делаю». И как никогда актуальна сегодня идея развивающего обучения, в основе которой лежит индивидуальный подход к каждому ученику.
№Проектная деятельность – это деятельность, где дети учатся самостоятельно выбирать объекты для исследования и дальнейшего выполнения, выражают свои чувства в творческих работах.
Проектная деятельность рассматриваю как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.
Творческое проектирование занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта - учебно-трудового задания, активизирующего деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы. № Наверное, каждый учитель сталкивался с проблемой, что ученик впадает в панику, у меня не получится. Я не буду этого делать. Здесь немаловажную роль играет мотивация деятельности учащихся. Тема проекта должна быть ребенку интересной, доступной. Очень важна на этом этапе поддержка учителя, совместная вера в успех. И тогда ребёнок уже уверен в своих силах, он начинает размышлять как это сделать. А в конечном результате это же так просто оказывается. Для учащихся 5 и 6 классов я предлагаю тематику творческих проектов. Учащиеся 7 и 8 классов при выборе темы проекта могут воспользоваться темой предложенной мной, выбрать её самостоятельно. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но я проверяю, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы. № Итак какова роль участников

№ Проект - это "пять П":Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
№Что же даёт нам проектная деятельность

Применение метода проекта на уроках технологии способствует формированию общетрудовых умений и навыков учащихся, развитию самостоятельности учеников и всех сфер их личности. Следовательно, проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся. Проектная деятельность позволяет формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.
  № На защите своего проекта ребята убеждают всех присутствующих в значимости своей работы, проявляют себя отличными знатоками темы своего проекта, обнаруживают такие качества, как добросовестность, трудолюбие, старание, оригинальность. На протяжении всей работы над проектом дети видят рядом с собой не просто учителя, но и своего главного помощника, консультанта. Моя задача – формирование личности, обладающей системой знаний, умений и навыков, необходимых ребятам в дальнейшей жизни. № На уроках технологии в процессе проектной деятельности происходит знакомство с конкретными видами труда, у детей расширяется кругозор, многие определяют свой профессиональный путь. № На уроках технологии ребята применяют знания математики, физики, химии, биологии, могут научиться использовать их в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере обслуживания населения.
В процессе проектного исследования над материалом, способствующим активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно “вырабатывать” определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы исследовательской деятельности позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа.
Итак вывод: плюсы проектной деятельности