Творческий отчет по теме: «Новые образовательные технологии как способ развития творческих способностей учащихся»


Тема: «Новые образовательные технологии как способ развития творческих способностей учащихся»
Цель: развитие творческих способностей учащихся через применение новых образовательных технологий.
Задачи:
-Изучить современную научно-методическую и учебную литературу по новым образовательным технологиям;
-Применять новые образовательные технологии на уроках русского языка, русской литературы и внеклассных мероприятиях;
-Провести анализ работы по методической теме, создать банк творческих работ учащихся и дидактических материалов.
Информатизация образовательного процесса и использование новых образовательных технологий в учебном процессе происходит повсеместно, в том числе на уроках русского языка и литературы.
Основание для использования инновационных технологий сегодня – это необходимость повышать мотивацию учения у детей с низким уровнем познавательной потребности, вызвать интерес учеников к изучению литературы, необходимость повысить процент читающих учеников и качество успеваемости обучающихся по предметам филологического цикла, развивать творческие способности учеников.
Актуальность темы:
Уроки русского языка и литературы воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учеников и развивают творческие способности. Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
развитие различных типов мышления;
формирование качественных знаний, умений и навыков.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
развитее критического мышления;
дифференцированный подход к обучению;
создание ситуации успеха на уроке .Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество) ;- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:
урок-сказка
урок-исследование
урок-путешествие
урок- КВН
урок- деловая игра.
Такие уроки помогают дойти до ума и сердца каждого ребенка и вызвать творческий интерес к предмету.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим используется такая форма урока, как исследование. 
Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений
Так же сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы. 
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации.
Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;
- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
- художественное чтение;
- инсценировка художественного произведения;
- исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу);
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
- письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
  С целью повышения мотивации обучения на уроках русского языка я провожу внеклассные мероприятия.
Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. – М.,2004.-400с.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2009. 368 с.
Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-М.,1998.-256с.
Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса//Вопросы психологии.-