Художественное конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей учашихся


Художественное конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей учашихся

Развитие творческих способностей детей - одна из актуальных задач современного образования. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. Стимулирование творческого развития в школьном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности.
Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта.
Комплексная программа «Сувенир», по которой я работаю, относится к художественно-эстетической направленности и ориентирована на работу с ребятами, увлеченными декоративно-прикладным творчеством.
Один из модулей программы – художественное конструирование из бумаги. Он включает такие техники как аппликация, квиллинг, бумажная пластика.
Мир бумаги необычайно широк и разнообразен. Из бумаги человек производит множество необходимых для жизни предметов: книги, журналы, тетради, салфетки, альбомы для рисования, цветную бумагу для творчества и многое другое.
Бумага – на первый взгляд это обычный простой материал, но сколько тайн скрывается в нём. Лист бумаги притягивает к себе как магнит. И как только он попадает в руки человека, то начинается поиск этих тайн. Каждый из нас находит в нём что-то своё: ребёнок – игрушку и игру, подарок и сувенир, а взрослый – отдых и творческое самовыражение, применение возможностей бумаги в быту и работе.
Рассматривая бумагу с педагогической точки зрения, мы берём её в помощники для познания детьми нового и неизвестного, для развития разных сторон и качеств ребёнка, для общения и взаимодействия друг с другом и др.
Виды работы с бумагой активизируют мыслительные процессы. Систематические занятия с детьми аппликацией, бумажной пластикой, оригами – гарантия развития их творческих способностей.
Для успешной творческой реализации детей на занятиях важно соблюдать следующие условия:
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательность со стороны педагога, его отказ от критики в адрес ребёнка;
обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности (интересная информация об истории вопроса, презентация, демонстрация образцов);
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможностей для практики;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
На начальном этапе обучения для определения уровня развития творческого воображения ребята выполняют задания творческого характера.
Например:
нарисовать облака, на основе полученных форм придумать разные образы (чем больше образов, тем выше уровень творческого воображения);
из предложенных геометрических фигур из цветной бумаги составить сюжетную картинку ( чем сложнее сюжет работы,
сделать головной убор из газет и скотча;
выполняя игрушку из бумаги придумать ей имя и сочинить сказку . В начале обучения большое внимание уделяется игровым методам. Игра – естественная среда для детей. Так как в игре творческие задатки детей раскрываются очень хорошо. На игровом занятии « Путешествие в страну бумажной Феи» ребята узнают об истории бумаги, о ее видах, назначении, свойствах.
Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков. Поэтому в начале обучения много внимания уделяется и репродуктивным заданиям. Это связано с тем, что детям нужно освоить основополагающие приемы обработки бумаги скручивания, сгибания, разрезания и складывания, растягивания. Ребята учатся пользоваться инструментами и приспособлениями, работать с шаблонами, технологическими картами. На этом этапе обучения наряду с репродуктивными методами используются частично поисковые, демонстрационные.
В ходе дальнейшего обучения, опираясь на знания, собственный опыт, ребята больше проявляют творческую инициативу, предлагают оригинальные идеи. Даже если выполнялось одинаковое задание, работы ребят могут различаться цветовым, стилевым или конструктивным решением.
В процессе обучения у детей появляется достаточный опыт, уверенность в собственных силах, мотивация к самостоятельной творческой работе. На это этапе работы активно используются интерактивные методы. Ребята выполняют авторские работы, участвуют в выставках разного уровня, проводят исследования, занимаются проектной деятельностью. Они проявляют инициативу, учатся работать самостоятельно. За последнее время в рамках модуля «Художественное конструирование избумаги» были выполнены проекты «Декоративные возможности гофрированной бумаги», «Волшебный мир цветов», «Поделки из гофротрубочек и гофроспиралей», «Сердце дерева в бумаге». Проект «Сказка на ладошке» имел социально-значимую направленность. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ДОУ №35 из бумаги и картона наши ребята изготовили пальчиковые игрушки, декорации, подставку для игрушек. Все проекты заняли призовые места на научно-практических конференциях разного уровня.
Когда ребят занимаются творческой, исследовательской работой свою роль вижу в и осуществлении общей координации деятельности детей. Важно создавать для них «ситуацию успеха», выступать в роли помощника, консультанта, координатора, но главными действующими лицами в творческой работе должны оставаться дети.
В заключении можно сделать следующий вывод: конструирование из бумаги имеет огромное значение для творческого развития детей. Эта деятельность развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Кроме того занятие художественным конструированием из бумаги способствует всестороннему развитию детей:
• учит различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, растягивание;
• развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
• развивает внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;
• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
• знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;
• способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
• совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В процессе работы с бумагой происходит формирование личностных качеств ребенка:
- дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);
- целеустремленности (начатое должно быть завершено);
- самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);
- активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);
- любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно);