«Научный проект – как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся»


«Научный проект – как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся»
Если корабль не знает куда плыть,
никакой ветер не будет попутным.
Франклин Рузвельт
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).
Проектно-исследовательская технология, как новая педагогическая личностно-ориентированная технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Задачи проектно – исследовательской деятельности
Создать условия для   организации    деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
Создать условия для    подготовки  к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
Создать условия  для формирования  у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. 
Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
личностно-ориентированный;
деятельностный;
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
построенный на принципах проблемного обучения;
развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
здоровьесберегающий.
То есть проект — это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом, должен иметь свой конкретный продукт!
В литературе встречается несколько классификаций проектов:
1.1. По ведущему методу или виду деятельности
1. Исследовательские проекты.
Они имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям: аргументация актуальности темы, определение проблемы, объекта исследования, постановка целей, задач и т.д. Результаты таких проектов могут быть представлены в форме доклада на бумажном носителе или в виде компьютерной презентации. Многие проекты по предметам естественно - научного цикла и в частности по химии относятся к этому типу.
1.2. Творческие проекты.
Эти проекты не имеют столь строго проработанной структуры, как исследовательские. Например, определение потребностей, анализ существующих объектов, изготовление нового объекта. Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, праздник и т.д.) В процессе преподавания химии этот тип проектов также может быть использован достаточно широко.
1.3. Игровые проекты.
Отличаются от остальных проектов тем, что ведущим видом деятельности учащихся является ролевая игра. Результатом такого проекта является проведение этой игры. В процессе преподавания химии этот вид проектов практически не используется, так, как игры традиционно проектирует учитель. Но подобные проекты вполне могут быть использованы для учащихся среднего и старшего звена.
1.4. Информационные проекты.
Здесь учащиеся используют различные источники информации (библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, результаты анкетирования и т.д.) То есть производят сбор информации по какой-либо тематике. Информационные проекты могут быть частью исследовательских или подготовительным этапом к проведению исследования. Данный вид проектов также широко применяется на уроках естественно- научного цикла
2. По характеру координации
2.1. Проекты с открытой координацией.
Здесь учитель принимает участие в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Практически все проекты по предметам естественно - научного цикла являются проектами с открытой координацией.
2.2. Проекты со скрытой координацией.
Здесь учитель выступает как полноправный участник проекта, свое влияние он осуществляет за счет собственных лидерских качеств. Данный тип проектов больше подходит для предметов гуманитарного цикла. В истории развития химии было множество теорий впоследствии признанных ошибочными. Важно не допустить, чтобы ученик пришел к таким ошибочным выводам. Кроме того, если в процессе проверки гипотезы проводится химический эксперимент, учитель обязан контролировать его безопасное проведение не только своими лидерскими качествами, но и своим статусом. Но если проект связан с проведением праздника или игры учитель может быть его полноправным участником.
3. По характеру контактов.
3.1. Внутренние
Эти проекты создаются учащимися одного образовательного учреждения. Таких проектов подавляющее большинство.
3.2. Региональные
Это проекты, в создании которых принимают участие учащиеся разных школ, разных городов в пределах одного государства.
3.3. Международные.
Участники проекта являются гражданами разных государств. Региональных и международных проектов среди школьников в настоящее время очень мало. Это связано с техническими и финансовыми затруднениями при обмене информацией, которая необходима при создании проекта. Но современные темпы развития технических коммуникационных средств по видимому вскоре решит эту проблему.
4. По числу участников.
4.1. Индивидуальные.
Проект создается одним учеником.
4.2. Парные.
В работе над проектом принимают участие двое учащихся.
4.3. Групповые.
Над проектом работают более двух учеников. Все эти виды проектов в равной степени применяются при обучении химии.
5. По продолжительности проведения.
5.1. Краткосрочные.
Эти проекты создаются в течение одной недели и используются в основном для знакомства учащихся с проектной деятельностью.
5.2. Среднесрочные.
Время работы над проектом составляет от 1 недели до 1 месяца.
5.3. Долгосрочные.
Работа над проектом занимает более 1 месяца. При обучении химии могут в равной степени использоваться все эти три вида проектов.
Как видно из приведенной классификации проекты могут быть весьма многообразны. И как и у любого метода, у метода проектов есть не только плюсы. Применение этого метода требует существенных временных затрат как у учителя, так и у ученика. Кроме того, учитель, руководящий проектной работой, должен иметь высокий уровень компетентности не только в области преподаваемого предмета, но и в других отраслях знаний. При преподавании химии далеко не на каждом уроке создание проекта позволяет добиться значимых результатов. Существуют темы, например, “строение атома” или “химическая связь”, где метод проектов практически не применим. Кроме того, по сравнению с другими методами, например, объяснительно – иллюстративным, дополнительной трудностью является невозможность объединить в одну исследовательскую группу весь класс, в котором обучаются дети с различными академическими способностями Трудно также объективно оценить степень участия каждого ученика в групповых проектах.
Но наряду с недостатками есть и достоинства. Применение метода проектов позволяет добиться значимых результатов при обучении химии. С психологической точки зрения, знания, добытые самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, а следовательно, усваивается в более полной мере. Кроме того, школьники учатся искать информацию не только в объяснениях учителя и учебнике, но и в других источниках. Компьютер и сеть Интернет выступают здесь не как источник развлечений, а как средство поиска и обработки информации, что важно для современных подростков. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления школьников.
Проектная деятельность имеет выраженную профориентационную направленность, что также является несомненным достоинством данного метода. Исследовательская деятельность, осуществляемая при создании проекта, может послужить отправной точкой к возникновению интереса к химической науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным целостным, эмоциональным, творческим.
Вовлечение в создание проекта дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Проектная деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся. То есть способствует формированию ключевых компетенций, о чем было сказано выше.
Хорошие результаты дает применение метода проектов при изучении различных веществ. Этот метод позволяет не только показать тесную зависимость свойств от строения, но и рассмотреть во взаимосвязи вопросы получения и применения изучаемого вещества, а также затронуть экологические проблемы, связанные с получением и применением, что, несомненно, способствует формированию экологической культуры школьников.
Мы знакомим учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам.
Основные требования таковы:
в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;
исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;
учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;
содержательная часть проекта структурирована;
результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;
если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;
по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.
В помощь учащимся, начинающим работу над проектами, собраны в папку все необходимые материалы:
требования к проектам;
методические рекомендации по подготовке проекта;
памятки “Как оформить результаты проекта”, “Как подготовить защиту, презентацию проекта”, “Как оформить паспорт проекта”;
лист “Оценивание проекта”;
лист “Номинации проектов” и др.
Исследовательский проект полностью подчинён логике, пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
План работы над исследовательским проектом:
1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект) 1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
 3. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта (в школе)
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы
3.3.2. стендовая информация о проекте.
4. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
4.3. Итоговая конференция