«Музыкально-дидактическая игра, как способ развития интеллектуальных способностей на уроках музыки»


МБОУ СОШ №77 п. Казачьи Лагери Ростовской обл. Октябрьского района

Мастер класс
тему: «Музыкально-дидактическая игра, как способ развития интеллектуальных способностей на уроках музыки»
Подготовила:
учитель музыки I квалификационной категории
Ермакова Т.А.
В мастер классе представлены различные способы и методы проверки интеллектуального уровня учащихся начальной школы.
Цель: Показать эффективность музыкально - дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей младших школьников
Задачи:
1. Побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на уроках музыки.
2. В доступной игровой форме помочь учащимся найти правильный ответ, проявив свои интеллектуальные способности.

Ход мероприятия:
Вступительное слово:
Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, но я считаю, что не маловажной задачей урока музыки является и интеллектуальный рост ребенка, т.к. урок музыки - это тот урок, где ученик показывает свою эрудицию, и свои интеллектуальные способности. Исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей.
Нередко в школе я слышу пренебрежительные высказывания о музыке, вроде таких: «Что там, на музыке, пой, да пой себе!». Но люди, которые думают, что на музыке мы только поём, очень сильно ошибаются. Так как тема нашего семинара напрямую связана с тем, каких людей мы выпускаем в жизнь, хочу перефразировать известные строки Некрасова Н.А. «Музыкантом можешь ты не быть, но человеком быть обязан!»
Именно так я думаю о предназначении своего предмета в общеобразовательной школе.
Тесты, проведенные в университете штата Айова, показали, что при прослушивании специально подобранной музыки обучение ускоряется в несколько раз, а качество запоминания улучшается на порядок.

В музыкально - дидактических играх младшие школьники учатся подчинять свое поведения правилам, формируют внимание, память, умение сосредоточиться, то есть развивают способности, которые важны для успешного обучения в школе.
Проводимая игровая деятельность на уроке - кратковременна (10-20мин) и разнообразна. Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения.
Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения и мышления у ребенка значительно возрастает.
2.


Инструментов знаем много музыкальных
Голос каждого – особый, уникальный.
Музыканты долго думали: “Как быть?”
И решили всех по группам разделить.
Чтоб не путались в оркестре никогда
И садились сразу на свои места.
Рассмотрим 3 варианта игры:
1.Игра «Загадки про инструменты симфонического оркестра» (1-3 кл.)
Это позднее дитя всех переросло шутя.
Голос низкий и с одышкой – и тяжеловата слишком ( туба)
Обтяни котел ты кожей – будет на меня похоже.
Можем тремоло играть, грома звук изображать… ( литавры)
Звучит его голос солидно и плавно, так густо, насыщенно – право же, славно!
Назвать его имя – заданье для вас. Зовут музыканты его… ( контрабас)
Я больше скрипочки размером. Мой голос ниже – но знай меру!
Меня ты на плечо кладешь и по струне смычком ведешь… ( альт)
Нас увидишь за обедом – и в оркестре тут же следом.
Сделаны из звонкой меди, древности седой наследье ( тарелки)
Меня не каждая включает партитура,
Но в геометрии я важная фигура… ( треугольник)
2. Игра в мире музыкальных инструментов. ( показ презентации - игры)
3.Игра « сложи пазлы»
В конвертах «находятся» инструменты. Собери их и назови инструмент. Какая группа с этим заданием справится быстрее и правильно, та станет победителем. ( под веселую музыку играют)
3. Ребусы

Прочитать слово с использованием нот :

4. «Веселому урок» (показ презентации-игры)
5. Тестовые задания
позволяют диагностировать уровень усвоения знаний и степень их осознанности. Кроме этого тесты способствуют накоплению новой информации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания.
Типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.
Сдаем тесты:
«Мозговой штурм» - презентация
« Музыкальные жанры» - презентация
6. Игра - презентация « Колесо фортуны» 4кл. Русская народная песня и её жанры
Цель: проверить усвоение материала по теме « Музыка моего народа»
7. Угадай мелодию»
Цель : показать свою эрудицию
8. Заключение:
Закончить своё выступление мне бы хотелось словами замечательного музыканта, искусствоведа, эксперта и ведущего Нобелевский концертов Михаила Казика: "Урок музыки – это высшая форма урока Эстетики и Мировоззрения. Своё обращение по телевидению во время открытия Нобелевского концерта он начинает так:
"Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы мышления!»