Сообщение из опыта работы на тему Сенсорные эталоны как средство развития конструктивных способностей детей раннего возраста


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Катюша»
Сообщение
из опыта работы:
«СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ  
РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Воспитателя
Богатыренко Людмилы Федоровны
Тирасполь, 2016 г.
СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА
Свой доклад я хочу начать с китайской пословицы, которая звучит так
Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму.
В раннем возрасте важную роль в полноценном развитии ребенка играет ознакомление с окружающим миром. Большая роль при ознакомлении детей с окружающим миром, отводится на ознакомление детей с сенсорными эталонами.
Сенсорные эталоны – это развитие у детей восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – мышление, воображение, запоминание – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие общей культуры личности невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорные эталоны связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость или мягкость, шероховатость или гладкость. Поэтому для меня важно, чтобы дети углубляли восприятие предметов, испытывая различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это – я обращаю особое внимание на занятиях по конструированию, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.
Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, помогают малышам познакомиться с окружающим миром.
В моей группе для занятий по конструированию мы собрали разные виды конструкторов, помогающих нам с детьми изучать различные сенсорные эталоны.

Первый сенсорный эталон, который мы изучаем с детьми раннего возраста – это цвет. Поэтому в работе я использую цветные детали конструкторов натуральных цветов.
Следующий сенсорный эталон – форма (круг, квадрат, треугольник). Изучать этот эталон с детьми мне помогает деревянный плоскостной конструктор. Мы выкладываем с детьми домики, заборчики, дорожки, изучая при этом форму и цвет.
После плоскостных конструкторов перехожу к объемным.
В практике работы с детьми, я использую «Логические блоки Дьенеша».
Этот набор носит название по имени своего разработчика – Золтана Дьенеша. Я считаю, что блоки Дьенеша – это уникальный и незаменимый логический материал.
Весь комплект содержит 48 геометрических фигур и ни одна фигура при этом не повторяется ни формой, ни размером.
Каждая фигура характеризуется четырьмя признаками - формой, цветом, размером, толщиной. И, хотя в раннем возрасте мы не изучаем все эти признаки, тем не менее, дети учатся с детства видеть и ощущать тактильно все 4 отличительных признака.
В процессе манипуляций с блоками дети узнают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что сними можно играть - выстраивать дорожки, башенки и т. д.
В этом мне помогают игры “Блоки Дьенеша для самых маленьких” и “Маленькие логики”. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят, как плоскостные изображения превращаются в объемные предметы, радуются ярким, забавным картинкам. У ребят развивается творческое мышление, речевая активность.
C помощью логических блоков, дети овладевают различными мыслительными умениями - тренируют внимание, память, восприятие, учатся выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств, а потом и два свойства.
Незаменимая роль принадлежит конструированию и в ориентировании в пространстве. Сооружая конструкцию, ребенок предварительно намечает ее положение в пространстве, а так же расположение частей конструкции.
При помощи конструирования дети раннего возраста легко осваивают такие понятия, как большой - маленький, высокий - низкий.
Используя в работе деревянные и пластмассовые конструкторы, я изучаю с детьми и различный материал и его свойства. Дети учатся распознавать материал тактильно и зрительно. На этом я не буду останавливаться, так как говорила об этом раньше.
Чтобы конструирование в младшей группе принесло пользу, надо при его организации соблюдать несколько условий.
Я обращаю внимание, чтоб в наборе были кубики, кирпичики, пластины. Это обязательные элементы, без них невозможно всё разнообразие построек. Затем применяю призмы, арки, конусы, цилиндры и прочие детали. Также обращаю внимание, чтобы одноимённые элементы конструктора были разного размера и цвета.
Это позволяет мне изучить с детьми различные геометрические фигуры, цвета, а так же сравнивать элементы конструктора по величине.
  
Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и я показываю им, как это можно сделать, например - построив домик, я предлагаю малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые будут там жить, игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.
Проявление конструктивных способностей сказывается и на поведении детей. У них, во-первых, вырабатывается умение самостоятельно занять себя, а так же малыши учатся играть в коллективе, делиться с товарищем нужным элементом конструктора.
Я люблю конструировать с детьми, так считаю, что конструирование:
позволяет знакомить детей с окружающим миром через обогащение сенсорного опыта;
развивает мелкую моторику;
пространственную ориентацию;
воображение;
творческие способности;
а так же помогает активизировать словарь.
Спасибо за внимание!