Методические рекомендации Развитие творческих способностей студентов на уроках русского языка и литературы


Методические рекомендации.
Развитие творческих способностей студентов на уроках русского языка и литературы.
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии студента. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача преподавателя – развивать творческие силы в студенте.
В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина : “ И забываю мир …”.
На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.
Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно, письменная речь у многих студентов далеко не так богата, как устная. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэзию можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.
Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые студенты будут стесняться или бояться этого задания. Конечно, писать стихи по заданию за несколько минут действительно трудно, но возможно.
Мы с ребятами начинали со стилизации. Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему- нибудь.
Студентам 1-го и 2-го курсов были даны стихотворения (на стол каждому) В. Брюсова и К. Бальмонта:
Воздух живительный, воздух смолистыйЯ узнаю. Свет не слепит, упоительный, чистый, Словно в раю.Узкой тропинкой к гранитам прибрежнымВышел, стою.Нежу простором, суровым и нежным,Душу мою. Сосны недвижны на острове, словноВ дивном краю.Тихие волны лепечут любовноСказку свою.
В.Я. Брюсов.
Я люблю лесные травыАроматные,Игры и забавыНевозвратные.Колокольные призывыОтдаленные,Над ручьем уснувшим ивыПолусонные.Очертанья лиц мелькнувшихНеизвестные.Тени сказок обманувшихБестелесные.Все, что манит и обманетНас загадкою,И навеки сердце ранитТайной сладкою.
К. Бальмонт.
Перед студентами была поставлена задача: написать стихотворение, сохранив стиль автора и каждую четную строку. Вот какие стихотворения получились у студентов:
Осень – проказницу, листья веселыеЯ узнаю.Зеленые, красные, желтые, бурые,Словно в раю.Хохоча, она играет – Вышла, стою.Смотрю на нее и любуюсь, она занимаетДушу мою.Вижу я осень прелестную, чудную, словноВ дивном краю.В следующий раз сочиню я новую Сказку свою.
Шалтая – болтая, прикольного, смелогоЯ узнаю.Мне кажется, с ним яСловно в раю.Зовет он меня погулять –Вышла, стою. Радует, веселит и смешит онДушу мою.Живет Шалтай – болтайВ дивном краю.И рассказал он мне Сказку свою.
Осенью листья красивые, яркиеЯ узнаю.Поляны осенние, светлые, мягкие, Словно в раю.К узенькой тропке, извилистой, нежной, Вышла, стою.Нежу я краем родным и прекраснымДушу мою.Стою я недвижно на тропке, будтоВ дивном краю.Тихая речка лепечет любовноСказку свою.
Конечно, с литературной точки зрения в них есть недостатки, но, читая эти стихи, понимаешь, как много эмоций , размышлений, внутренней работы остается вне наших представлений остудентах.
Анализируя стихотворения, вместе состудентами я стараюсь выделить наиболее удавшиеся строки, образы, с тем чтобы каждый почувствовал в себе силы творчества и сказал: “Я могу!”
Очень любят мои студенты сочинять синквейны и диаманты. Когда впервые они услышали о таком виде поэзии, то очень удивились: “Разве это стихи?” Оказывается, да – и мы решили попробовать.
Слово “синквейн” французское, обозначающее “пять строк”, причем при его написании существуют определенные правила. Вот они:
Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Она
Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Интересная, фантастическая
Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Рассказывает, развлекает, воспитывает
Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Ученье– свет,неученье – тьма
В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Книга Она –Интересная, фантастическаяРассказывает, развлекает, воспитываетУченье – свет, неученье – тьмаКнига.
Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Ребятам нравится сочинять.. В процессе изучения романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” студенты написали следующие синквейны:
МастерТалантливый, выдающийсяПишет, создает, выдумываетГлаголом жжет сердца людейБулгаков.
РоманСтранный, непонятныйУвлекает, удивляет, окрыляетИстория высокой красивой любви“Мастер и Маргарита”
ВоландКоварный, темныйОбманывает, предсказывает, ужасаетСвет и тьма всегда рядом…Сатана.
МаргаритаСвободолюбивая, взбалмошнаяЛюбит, летает, жертвуетГлаза – зеркало ее душиПодруга Мастера.
КотХитрый, умныйПоддерживает, выкручивается, хулиганитПоражает преданностью Князю ТьмыБегемот.
Синквейн позволяет преподавателю решить сразу несколько задач. Во –первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния студентов, но и позволяет преподавателю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные студентами, позволяют преподавателю выяснить, как студенты чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному студенту, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что студенты стараются писать более строго отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.
Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, сочинять диаманты. Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:
Строчка первая: тема (существительное)
Строчка вторая: определение (два прилагательных)
Строчка третья:  действие (три причастия)
Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных)
Строчка пятая: действие (три причастия)
Строчка шестая: определение (два прилагательных)
Строчка седьмая: тема (существительное) Лист дерева - рождение
зеленый, яркий
светящийся, растущий, цветущий
жара, движение, солнце, пища
увядающий, желтеющий, падающий
коричневый, старый
смерть
Вот какие диаманты сочинили студенты:
ЖизньЛюбовь Взаимная, прекраснаяКрепнущая, возвышающая, волнующаяВесна, счастье, гармония, лунаУгнетающая, тускнеющая, угасающаяБезответная, трагическаяНенависть. Времена годаВесна Светлая, живаяРастущая, расцветающая, ждущаяЖизнь, тепло, пробуждение, ландышиХолодеющая, темнеющая, умирающаяЖелтая, сухая Осень Использование стихотворных форм (синквейн, диаманта ) делает изучение или повторение нового материала более творческим и интересным. Используя алгоритм, студенты быстро достигают хороших результатов и сочиняют интересные стихи, в которых одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания. Я уверена, что писать синквейны, хайку, диаманты, стилизации можно научить каждого. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.