Статья СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ, КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ, КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
С.В. Жирнова
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа № 10", г. Рязань
svetlana.zhirnova9305@inbox.ruСовременный подход в образовании подразумевает развитие ребёнка, воспитание человека, готового думать, принимать самостоятельные решения. В стандартах нового поколения заложены основы повышения качества не только образования, но и воспитания детей.
С каждым годом в России число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов неуклонно растет. Поэтому проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных.
Сложившаяся экономическая ситуация в стране не предполагает легкой адаптации и интеграции воспитанников с ОВЗ в общество. Для решения данной проблемы необходимо развивать социальное партнерство, задача которого – развитие общественного участия в реализации приоритетных направлений специальной коррекционной школы.
Наша школа имеет достаточно большой опыт взаимодействия и сотрудничества в местном сообществе по разным направлениям. Развивая круг социального партнерства, мы активно идем на сотрудничество с разными учреждениями культуры, в том числе и с библиотеками, тем самым претворяя в жизнь государственную библиотечную политику. В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь - это семья, школа и библиотека. Именно эти «три кита» должны способствовать повышению интеллектуального потенциала нации и способствовать решению жизненно важных проблем.
Наша школа плодотворно сотрудничает с Рязанской областной детской библиотекой. На сегодняшний день в партнерстве с библиотекой разработаны перспективные программы, благодаря которым библиотечное обслуживание носит не разовый, а системный характер.
В 2008 году мне дали классное руководство в 5 классе. Заинтересовать ребят чем-то было очень сложно. Мной было запланировано много воспитательных мероприятий, в том числе посещение детской библиотеки.
Первое знакомство с библиотекой прошло на «Ура!». Мы стали приглашать сотрудников библиотеки на классные часы, посещать библиотечные мероприятия. Я просила учителей - предметников дать задание детям подготовить доклад или сообщение. Постепенно наша дружба с областной детской библиотекой переросла в проект «Библиотечное сопровождение процесса обучения в коррекционной школе». Данный проект получил Грант конкурса «Новая роль библиотек в образовании», организованного Фондом Михаила Прохорова.
Работа по проекту предполагала:
проведение занятий компьютерной грамотностью в индивидуальной и групповой форме;
проведение мероприятий по внеклассному чтению;
были организованы занятия в кружке английского языка;
для родителей подготовлены обзоры литературы, цикл бесед для выступлений на родительских собраниях;
для педагогов состоялись выступления на педагогических советах, была оказана информационная помощь;
с нами работал сектор по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
дети принимали участие в создании журнала «Котелок», в программе летнего чтения, различных конкурсах и викторинах, были организованы встречи с детскими писателями, известными людьми;
мероприятия, в рамках организованного детского досуга в библиотеке (праздники, новогодние утренники, литературные посиделки и др.).
И хотя, временные рамки осуществления проекта завершены, налаженная работа продолжается. Подводя итоги проекта, следует отметить, что многие дети стали активными читателями и пользователями библиотеки, с удовольствием принимают участие в литературных и библиотечных конкурсах. Педагоги школы отмечают, что у детей повысилась мотивация к учебе.
Благодаря работе по проекту мое сотрудничество с библиотекой получило дальнейшее продолжение. Я преподаю один из сложнейших школьных предметов – математику. Как известно, именно с математикой человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к предмету. Библиотекари отдела обслуживания разработали цикл развивающих часов по математике для учащихся 5 и 6 классов. Это интегрированные бинарные занятия, где литературно - информационная составляющая плотно связана с математической. Например, занятие «Великая Отечественная война в цифрах». Пятиклассники получили краткую информацию, решили различные задания по математике и с помощью зашифрованных букв узнали, что Курскую битву называют Огненной дугой, решив задачу, расшифровали название секретного оружия фашистов, применённого во время Курской битвы. На интегрированном уроке математики «Народы России в цифрах» ребята не только узнали много интересных фактов о наших соотечественниках, о традициях разных народов, но и решили математические задачи и примеры, составленные по теме мероприятия. Это далеко не полный перечень увлекательных уроков.
Опыт и анализ работы показывает, что регулярные посещения библиотечных мероприятий детьми с ограниченными возможностями здоровья носят позитивный характер. Зачастую ребёнок не просто равнодушен, а активно отвергает попытки привлечь его к чтению. В данном случае необходимо консультирование родителей по проблемам чтения. Я с удовольствием приглашаю сотрудников библиотеки на классные часы и родительские собрания.
В отделе обслуживания специально для детей с ОВЗ разработан цикл занятий «Играя – обучать, обучая – развивать и делать это с удовольствием». Тематическое наполнение занятий весьма разное: правила поведения и этикета, обсуждение вопросов ОБЖ, экологические часы, громкие чтения с обсуждением.
В последнее время возрастает популярность краеведческих занятий для детей с ОВЗ, проводимых в форме краеведческих экскурсий. К разработке этой формы работы нас подтолкнуло территориальное расположение нашей школы и библиотеки – мы находимся в историческом центре города, в шаговой доступности от многих объектов культуры.
Еще один положительный момент нашего сотрудничества – это участие моих детей в литературных конкурсах и мероприятиях как городских, так и более высокого уровня.
Благодаря сотрудничеству с РОДБ и я, как педагог - предметник, как классный руководитель получила колоссальные возможности для самообразования, для участия в различных интересных, инновационных мероприятиях ориентированных на руководителей детского чтения, неравнодушных взрослых, которых волнуют проблемы воспитания и образования детей.
Не буду утверждать, что наша модель партнерских отношений между библиотекой и школой работает идеально, но уже сейчас можно прогнозировать, что результатом развития партнерских отношений станет возможность максимально эффективно решать насущные образовательные и воспитательные задачи школьников с ограниченными возможностями здоровья и качественно улучшать уровень их образования.
Литература
О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.//Воспитание школьников. – 2009. - № 8. – с.10-16.
Интернет ресурсы
http://www.skachatbooks.ru/index.php?start=1&page=51