Методические рекомендации по написанию допускного сочинения в 11 классе (тематическое направление — «Недаром помнит вся Россия…» к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова)


Министерство образования и науки Республики Бурятия
Городское управление образования г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60 социальной адаптации детей-инвалидов»
Методические рекомендации по написанию допускного сочинения в 11 классе
(тематическое направление - «Недаром помнит вся Россия…» к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова)
Разработчики:
учителя русского языка и литературы
Реховская О. М.,
Якимова О. В.
Замятина Ю. Б.
г. Улан-Удэ
2014
Вместо предисловия…
В декабре 2014 года нынешним 11-классникам предстоит написать допускное сочинение-рассуждение по предложенным пяти направлениям. Наиболее сложным, на наш взгляд, представляет себя направление по жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества Лермонтова, как указано в рекомендациях Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, «нацеливает на размышления о своеобразии его творчества, особенностях проблематики произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.».
Что нужно знать и уметь ученику, чтобы достойно пройти данное испытание? Во-первых, хорошее знание литературных текстов, предложенных в программе по творчеству М. Ю. Лермонтова. Без знания художественных текстов, особенностей творческого пути поэта, реалий эпохи, в которую создавалось произведение и которую оно отражало, верно, полно, логично раскрыть тему невозможно.
Во-вторых, в работе над сочинением, несомненно, пригодятся знания теоретико-литературных понятий. Учащиеся должны обязательно представлять, в русле какого направления написано то произведение или иное произведение. От этого во многом зависит его трактовка. Овладев теоретическими знаниями, ученик будет более уверенно чувствовать себя в анализе проблематики, системы персонажей, авторской позиции и особенностей сюжетно-композиционного строя любого произведения.
В-третьих, учащиеся должны знать и понимать структуру сочинения-рассуждения и владеть методикой написания эссэ.
Таким образом, чтобы научиться писать сочинение, соответствующее вузовским требованиям, нужно овладеть методикой работы, не забывая при этом о вдумчивом изучении художественных текстов.
Глава первая. «…Лев Толстой в мои года не писал такого…»
1.1 Эссе или сочинение сочинению рознь…
Как написать хорошее сочинение? Часто этим вопросом задаются не только школяры, которым никак не даётся это задание, но и родители, бессильные помочь своим детям-ученикам, и учителя, которые ищут новые способы и методы научить ребят написанию сочинений. Для многих учеников – это настоящая мука, и они с недоумением глядят на одноклассников, у которых загораются глаза при задании написать сочинение. Почему так? Мы все очень разные. Кто-то любит рассуждать, спорить, выступать, фантазировать. Таким людям нравится писать сочинения, они часто даже пренебрегают советами учителей и пишут по наитию. Но вот другие абсолютно теряются перед чистым листом и заданной темой. Варианты решения проблемы у них – Интернет, критическая литература и дружба с любителями сочинений. Как же решить проблему наиболее оптимально и грамотно? Мы предлагаем вам несколько полезных советов ученикам.
ВЫПУСКНИКУ
Возможно, кто-то пробежит глазами мимо этих правил, но вряд ли тогда сдвинется с места его проблема. В невнимании к основным правилам и кроются неудачи.
Алгоритм написания эссе
Как писать эссе по литературе? Следуйте алгоритму и помните об основных признаках жанра. Выражайте мысли свободно, но доступно и грамотно, старайтесь вызвать читательский интерес, изложить своё мнение в ярком авторском стиле.
Внимательно прочитайте тему. Выделите достаточное время на размышление.
Постарайтесь найти любопытные моменты, рассмотреть тему по-новому, оригинально.
Постоянно делайте краткие записи: фиксируйте удачные высказывания, формулировки. Перед созданием чернового варианта у вас уже должен быть материал, который вы подготовили в процессе размышлений: ваши предложения, заметки, отдельные слова и яркие детали.
Приступайте к написанию черновика. Определите примерное количество абзацев (5-7): эссе приобретает кольцевую структуру (количество абзацев и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
Расставьте важные для вас высказывания в нужном порядке. Наметьте небольшую вступительную часть. В эссе по литературе не стоит писать классическое вступление, обозначающее проблему, её актуальность. Напишите несколько предложений, которые вызовут у читателя интерес, желание ознакомиться с вашим эссе. Вы можете использовать риторические вопросы, сразу задать изложению полемическое направление, обозначить собственную позицию. Например,
«Жизнь… В чем смысл нашего бытия? Что значит жить полной жизнью? Быть духовным или бездуховным? И нужно ли мне, человеку 21 века, задумываться об этом? Поможет ли мне понять смысл бытия творчество М. Ю. Лермонтова?»
Напишите основную часть, используя аргумент(ы). Желательно заранее создать план, состоящий из нескольких пунктов, поскольку писать текст по смысловым частям гораздо легче. Развивайте основную мысль каждого намеченного раздела:
Привлечь внимание читателя с помощью риторических вопросов к выбранной теме.
Высказать свое мнение по этой теме.
Аргумент 1.
Аргумент 2.
Вывод.
В эссе по литературе вам необходимо максимально грамотно и ярко раскрыть собственное мнение, а не предоставить объективный анализ проблемы. Жанр эссе субъективен.
Привлекайте внимание читателя: используйте неожиданные логические повороты, делайте непредсказуемые выводы, применяйте нестандартные смысловые связи.
Выражайте ваши мысли в ярком и образном стиле, продемонстрируйте богатство языка. Передавайте ваше личное восприятие: используйте художественные средства и приёмы: сравнения, метафоры, эпитеты, аллегории, ассоциации, примеры, факты из личного опыта.Создайте яркие описания, применяйте цитаты и отсылки к произведениям литературы. Делитесь собственным опытом. Позвольте читателям проследить логику ваших размышлений, но избегайте формы отчёта или строгой структуры текста.
Пишите свободно, но серьёзно. Не употребляйте сленг, большое количество шаблонных фраз, следите за грамотным построением предложений.
Перечитайте ваш черновик и создайте небольшое заключение. Обобщите ваше мнение. В эссе ваши мысли должны содержаться во всём тексте, а заключение только подведёт итог рассуждений.
Тщательно просмотрите все материалы, прочтите два раза черновик, внесите исправления. Обратите внимание на ошибки, построение фраз, использование средств выразительности. Оцените ваше эссе с точки зрения читателя, попробуйте сделать его интересным и неожиданным, запоминающимся.
Не перегружайте эссе фактами и доказательствами абстрактного характера, сделайте акцент на личном опыте и собственных наблюдениях.
Когда текст маленький, а сделать его больше не получается, важно сконцентрироваться и постараться изложить личное мнение, мысли, не сковывая себя литературными рамками. Затем обработайте полученный материал, придайте ему серьёзность.
Внеся все исправления и перечитав текст, вы можете приступить к оформлению чистовика.
Сверьте чистовик с черновиком, чтобы определить, все ли абзацы, предложения и слова вы перенесли в окончательный вариант, нет ли пропусков. Проверьте текст на наличие ошибок.
Помните основные признаки жанра, следуйте алгоритму, тогда вы сможете написать эссе по литературе правильно.
Ну и, конечно, самое главное – слушайте учителя. Он ведь от вас не требует сверхзнаний и сверхумений, а значит, всё вам по силам. Научиться писать сочинения – большой труд, который непременно пригодится в будущем; красивая, грамотная речь и умение высказывать свою точку зрения являются значимыми приобретениями в современном мире.
1.2 Типология сочинений по формулировке темы
или «Как ты яхту назовешь, так она и поплывет»
По формулировкам темы разделяются на темы-понятия, темы-суждения и темы-вопросы.
Тема-понятие определяет явление, сущность которого и надо раскрыть в произведении. Например, «Образ сильной личности в творчестве Лермонтова», «Высший свет в изображении Лермонтова», «Тема Кавказа в творчестве Лермонтова». При раскрытии подобных тем необходимо объяснить, какое понятие вы вкладываете в ключевое слово темы и какие герои (мотивы, особенности), по вашему мнению, соответствуют этому понятию. Раскрытие подобных тем возможно, если будут приведены веские аргументы, подтверждающие вашу точку зрения. При этом необходимо анализировать те или иные образы (мотивы, особенности) не только в содержательном, понятийном, но и в художественном плане.
Более сложным видом тем-понятий является осмысление не тех или иных героев, а общественного или нравственного явления (пошлость, героизм, патриотизм, любовь и т.д.). Например, «Человек и природа в лирике Лермонтова», «Тема одиночества в лирике Лермонтова», «Художественное своеобразие лирики Лермонтова» и т.д.
Темы-суждения. Суждение — это сочетание понятий, одно из которых определяется и раскрывается через другое. Здесь формулировки тем представляют собой мысль (тезис), правомерность которой вам предстоит обосновать. Например, «Помнит вся Россия про день Бородина…», «Исповедь как средство самохарактеристики героя в творчестве М.Ю.Лермонтова», «Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый избранник…»
Подобная формулировка темы сама определяет главную идею вашего сочинения и указывает направление логики рассуждений. Если вы по какой-то причине не согласны с данным суждением, лучше выберите другую тему, так как опровергать общепринятое суждение — дело неблагодарное, и у вас не хватит ни времени, ни аргументов, чтобы сделать это за 3 часа 55 минут экзаменационного времени.
Если же вы полемист по своей природе, то вам лучше выбрать тему-вопрос или дискуссионную тему. Их раскрытие не предполагает наличия однозначных ответов на поставленные вопросы. Надо обращать внимание на возможные противоречия в толковании темы и различные точки зрения исследователей по данному вопросу. Например, «В наш век все чувства лишь на срок». Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?», «Что созвучно и что не созвучно моему мироощущению в лирике М.Ю.Лермонтова?», «Лирика М.Ю.Лермонтова непонятна современному читателю. Так ли это?» и т.п.
Знак вопроса в заглавии темы может отсутствовать, но это не меняет сущности дела, ваша задача — выразить четко и обоснованно отношение к поставленной проблеме или сложному, неоднозначному герою, чей образ вызывает постоянные споры и критиков, и читателей («Мое отношение к Печорину», «Новаторство Лермонтова и его роль в русской поэзии»).
Предлагаем Вашему вниманию примерную формулировку тем по творчеству М. Ю. Лермонтова:
ТЕМА-
ПОНЯТИЕ ТЕМА-
СУЖДЕНИЕ ТЕМА-
ВОПРОС
1. Художественное своеобразие лирики Лермонтова.
2. Человек и природа в лирике Лермонтова.
3. Читая Лермонтова…
4. Тема одиночества в лирике Лермонтова
5. Высший свет в изображении Лермонтова
6.Гражданские мотивы в лирике Лермонтова.
7.Тема любви в лирике Лермонтова
8.Мятежный дух лирики Лермонтова
9.Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
10. Тема родины в творчестве Лермонтова
11.Тема Кавказа в творчестве Лермонтова
12.Образ сильной личности в творчестве Лермонтова
13.Народно-поэтические мотивы в лирике Лермонтова.
1.“Помнит вся Россия про день Бородина…”
2. Мастерство Лермонтова в раскрытии “истории души челевеческой”
3.Исповедь как средство самохарактеристики героя в творчестве М.Ю.Лермонтова.
4. “Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый избранник…”
5. Мастерство Лермонтова в создании характера героя.
6.Прошлое, настоящее и будущее на страницах произведений М.Ю. Лермонтова
1. Какова роль М.Ю.Лермонтова в истории русской культуры?
2. "В наш век все чувства лишь на срок". Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?
3. В чем «странность» любви лирического героя стихотворений М.Ю.Лермонтова к Родине?
4. В чем своеобразие любовной темы в лирике М.Ю.Лермонтова?
5. Что созвучно и что не созвучно моему мироощущению в лирике М.Ю.Лермонтова?
6. Лирика М.Ю.Лермонтова непонятна современному читателю. Так ли это?
7. Кто он, «герой нашего времени»?
1.3 План сочинения – половина успеха.
Работа над композицией сочинения начинается с составления плана. План – это костяк, скелет сочинения, ведь в пунктах плана последовательно раскрывается ученическое понимание темы. Поэтому пункты плана должны быть конкретными, в них формируется не только то, О ЧЁМ вы будете писать, но и то, ЧТО будете писать, какую мысль надо доказать (это уже тезис).
Составляя опорный план, про себя проговорите будущее сочинение в самом общем виде. Поэтому первая задача плана – записать всё, что приходит в голову. Набросав свои мысли, вы должны проверить логичность сочинения и убрать лишнее.
Мы предлагаем Вам творческий вариант плана:
Вступление - 1 абзац Мое мнение по теме – 2 абзац
Аргументы Вывод
в форме назывногопредложения в форме вопроса Одиночество - один из мотивов творчества М.Ю.Лермонтова Каковы истоки темы одиночества в творчестве поэта? Любовь? Дружба? Семья? Время?
Одиночество лирического героя – это чувства самого автора, которые он испытывает с раннего детства «Ужасная судьба отца и сына». С раннего детства поэт познал чувство одиночества: смерть матери, разлука с отцом.
«Парус» - стихотворение стало символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира.
«Нет, не тебя так пылко я люблю...»
Юность и прошедшее время представляются ему заманчивым оазисом в пустыне духовного одиночества и неприятия окружающего мира.
«Из мелких приступов одиночества <…> и состоит, собственно, жизнь…»
Ролан БартТема поэта и поэзии – один из мотивов творчества М.Ю.Лермонтова Следует ли поэт пушкинским традициям? Что нового привносит в раскрытие этой темы? В центре - мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе.
1840 - «Есть речи - значенье...»
Судьба трагична и высока.
«Пророк», 1841. Высокая миссия. поэтического призвания и непонимание этого толпой Возвышенная идея общественного служения поэта ярко выражена Лермонтовым в образе пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ жизни во имя служения этой высокой идее  Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Он продолжил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды современности.
Глава вторая «Мятежный гений вдохновенья…»
Эпоха и периодизация
(материал может быть предложен в виде лекции учителя)
Теория литературы:
Мотив (литература) — простейшая составная часть сюжета;
МОТИВ - в литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
ТЕМА — основной замысел, основное звучание произведения. Темой в широком смысле слова является тот образ мира, который определяет поэтическое мировосприятие художника. У всякого художника своя тема, свой образ мира.
Из 27 лет жизни М. Ю. Лермонтова 13 лет заполнено поэтическим творчеством, т. е. Лермонтов писал художественные произведения с 1829 по 1841 год. Значит, его творчество в основном пришлось на 30-е годы 19 века.
Творческая деятельность М.Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения.
Периодизация творчества
В поэзии Лермонтова можно отметить некоторые особенности, выделяющие его из круга других русских поэтов. Если у Пушкина можно назвать много творческих периодов, потому что, по словам Белинского, «Пушкин каждые 2-3 года своей жизни стремительно менялся», то у Лермонтова можно выделить всего три периода творчества:
Первый период – с 1828 года по 1832 год
Этот период можно назвать ученическим. Идеологическим источником художественной проблематики юного Лермонтова явилось учение о тождестве Добра и Зла, выдвинувшее принцип оправдания Зла как рожденного из одного корня с Добром и потому требующее двойного сострадания (и к жертве, и к виновнику).
Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода - грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был "властителем дум" молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада.
На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в "русские Байроны". Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение "Нет, я не Байрон, я другой…" (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник…
Неслучайно это сравнение с Байроном. И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому романтизму, и близкое мировосприятие.
В лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятность, на раннюю трагическую гибель, на невозможность осуществить все, что предначертано.
За эти годы поэтом написано 250 стихотворений, 15  поэм («Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Кавказский пленник» и др.), три драмы («Люди и страсти», «Испанцы», «Странный человек»), пробует себя в прозе. Лермонтов начал писать исторический роман «Вадим». Лучшими и наиболее известными стихотворениями этих лет являются "Молитва" (1829 г.), "Ангел" (1831-32 г.), "Парус" (1832 г.), "Нет, я не Байрон" (1832г.).
Второй период – с 1833 года по 1836 год
Это годы становления поэтического мира художника. Лермонтов находит свои темы, определяет проблемы современности и их место в собственном творчестве. В это время поэт писал очень немного – это, скорее, период подготовки к следующему этапу – главному, этапу полной духовной и поэтической зрелости, когда каждое произведение – шедевр.
В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей.
В переходном периоде творчества Михаила Лермонтова с 1833г по 1836г центральное место занимают проза и драматургия. Это произведения: «Маскарад», написанный с 1833г по 1836г, «Княгиня Лиговская» (1836г).
Третий период – с 1837 года по 1841 год
Началом этого этапа можно считать стихотворение "Смерть поэта" (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это период творческой зрелости поэта, т. к. здесь подводятся окончательные итоги всего, что было задумано в раннем, юношеском творчестве. В эти годы Лермонтов не расширяет круг тем, идей и мотивов, а только доводит до высшей степени совершенства те идеи, проблемы, мотивы и темы, которые появились у него в первый, ранний период.
Зрелая лирика Лермонтова сохраняет многие черты ранней, но отличается от нее рядом существенных признаков.
Во-первых, в лирике 18371841 годов заметно уменьшается количество стихотворений исповедального и автобиографического характера. Лермонтов стремится представить свои чувства в форме рассуждения или рассказа, отходя от напряженной патетичности и сугубо личного тона, сдерживая, прикрывая эмоции холодной иронией или сниженно прозаической речью. Энергия отрицания в этом случае ощущается более грозной, содержательной и глубокой, чем непосредственно выплеснутая наружу.
Во-вторых, возрастает количество «сюжетных» стихотворений из мира человеческого или природного, в которых авторская личность проступает через освещение случившихся событий.
В-третьих, появляются стихотворения, в которых лирическое «я» условно отодвинуто на второй план, тогда как весь первый план отдан «объективным» персонажам, отделенным от авторского лирического образа. Эти перемены обусловлены идейно-художественными сдвигами в миросозерцании поэта и, стало быть, в жанровой системе и в поэтическом языке.
Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова
Личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова — это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности — истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.
Философия лирики Лермонтова. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях личности и Судьбы. Духовный мир поэта и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека — удивительная, чисто лермонтовская черта. Противоборство сил добра и зла в душе человека — основной конфликт лирического героя Лермонтова.
Основной творческий принцип поэта
Основной творческий принцип поэта сформулирован в «Герое нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.
Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о светлом будущем, стал ярким творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Но уже в первых романтических произведениях Лермонтова возникали и росли реалистические тенденции (социальная среда в «Маскараде»). Отражая более сложный период развития общественной мысли, Лермонтов, по мнению И.А. Гончарова, «опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною идей и полета».
Для Лермонтова характерно параллельное сосуществование романтизма и реализма, их хрупкое, но все же гармоническое равновесие. Например, поэма "Мцыри" - это романтизм, а "Песнь о купце Калашникове" - реализм. Обе поэмы написаны в 1838 году. Такой синхронности, параллельности, одновременности, такого гармонического двуединства не знал ни одни поэт 50-х годов. Именно это сплетение двух стилей, двух систем в творчестве Лермонтова и сделало его центральным поэтом 30-х годов. Лермонтов был и романтиком, и реалистом одновременно. Это двуединство вообще характерно для Лермонтова. Оно проявляется, не только в равновесии романтизма и реализма, но и в удивительном сосуществовании в его творчестве поэзии и прозы, религиозной веры и религиозного скептицизма. Еще раз подобное двуединство повторилось в литературе в конце 19 века в творчестве Максима Горького.
Если для Пушкина характерно равно уважительное отношение к прошлому, настоящему и будущему времени, в каждом из которых он видит звенья единой цепи текущего времени и поэтому ценит каждое звено, т. е. показывает их равноправие и равновеликость и отказывается от абсолютизации какого-то одного времени (примером является стихотворение «Вновь я посетил... «), то у Лермонтова из трех времен почти всегда доминирует только прошлое. Оно властно, как тень, стоит за спиной его героев, которые страдают от того, что не могут ничего забыть из прошлого. Например, Печорин записывает: "Я странно устроен - ничего не забываю". Лермонтовские герои не знают забвения прошлого. Поэтому чаше всего лермонтовский герой презирает настоящее, не верит в будущее и испытывает странное состояние исчерпанности своей жизни. Такими показаны и Демон, и Печорин. Неспособный ничего забыть из прошлого, его герой не знает обновления, поэтому чаще всего он трагичен и мрачен. Если Онегин показан в развитии, в эволюции, то Печорин показан сложившимся человеком, его духовный мир стабилен, его духовное развитие остановлено, т. к. он вырван из динамики последовательного времени. Если у Пушкина нет абсолютизации какого-то одного времени, то Лермонтов абсолютизирует прошлое, во многих произведениях показывая власть прошлого над настоящим и будущим. Этот мотив власти прошлого особенно ярко явлен в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я любил»... ": "люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою", т. е. даже в любимой женщине Лермонтов видит только свое прошлое страданье.
Исследователь русской литературы Д. С. Мережковский писал, что, абсолютизируя прошлое, Лермонтов имеет в виду не только предшествующие земные годы своей земной биографии, а подразумевает жизнь своей души в предшествующие века, т. е. еще до того, как его душа вселилась в его земную оболочку. Для Лермонтова прошлое в стихах - это не только его ранние годы, но и какое-то большое прошедшее время, в которое страдала его душа до появления самого Михаила Юрьевича на свет, до его земного существования. Именно поэтому Мережковский называет Лермонтова поэтом сверхчеловечества. А Блок называл Лермонтова поэтом Боговидцем, или ясновидцем. При этом следует отметить, что ясновидение у Лермонтова, т. е. способность видеть свою душу и души других людей, направлено не в будущее, а в прошлое.
Желая сжато сформулировать самое главное отличие Лермонтова от его гениального предшественника Пушкина и подчеркнуть то новое, что Лермонтов сделал в русской литературе, критик-демократ В.Г. Белинский писал в 1843 году: «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». В творчестве Лермонтова проблема личности не только определяет весь комплекс его остальных идей, но во многом формирует его поэтическую систему. Изучение этого круга вопросов отчасти разъясняет своеобразие художественного метода Лермонтова.
2.3 Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова
тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества);
тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности);
тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом);
тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души);
тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания);
тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков);
тема избранности (судьба поэта и его творений).
Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);
критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»2.4 Основные черты «лирического героя» Лермонтова
(материал может быть собран учениками под руководством учителя)
Тема Родины, эпохи, поколения
Тема Родины занимает в творчестве М.Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Особенность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна: духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. В стихотворении «Родина» он говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью! - а в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт презирает «страну рабов, страну господ».
1837 – «Бородино»
Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
При этом Лермонтов явно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь.
1837 г.
«Спеша на север из далека…» Но социальная несправедливость, царящая в обществе, не способна была искоренить любовь Лермонтова к Отчизне. В стихотворении «Спеша на север из далека…» он говорит:
Боюсь сказать! - душа дрожит!
Что если я со дня изгнанья
Совсем на родине забыт!
1837 г.
«Когда волнуется желтеющая нива…» В стихотворении « Когда волнуется желтеющая нива…» запечатлены редкие мгновения гармоничного слияния поэта с природой и состояние просветлённости, которое смиряет душевную тревогу поэта, его сомнения в возможности счастья на земле, его одиночество:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
Для Лермонтова - природа предпочтительный собеседник, бесконечный источник гармонии и жизни, вечный путь к единению человека и мира. Это та красота, ради которой стоит жить. Всё это дорого поэту, роднит его со своей стороной. Таким образом, подлинный облик Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова через конкретные природные реалии - «желтеющую ниву», скромную «чету белеющих берёз», «дымок спалённой жнивы».
1841 - «Прощай, немытая Россия...»
Лермонтов пишет стихотворение «Прощай, немытая Россия». В нём он без сожаления прощается с «официальной» Россией-темницей, где ни один человек не чувствует себя свободным, и каждый может подвергнуться полицейской слежке. Николаевская Россия - это «страна рабов, страна господ», Вот почему она не вызывает любви и симпатии поэта. Иногда нам кажется, что Лермонтов осуждает и народ за его покорность:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
1841 - «Родина»
Завершением и итогом многолетних задушевных дум поэта о своей стране явилось стихотворение «Родина», в котором нашло своеобразное лирическое выражение мысли о величии России. В нём Лермонтов высказывает важную мысль:
Люблю отчизну я , но странною любовью.
В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю.Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Именно это двоякое понимание и отразилось в стихотворении «Родина».
Тема поэта и поэзии
Тема традиционна, возникает как продолжение пушкинской традиции. В центре - мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе. Важнейшие мотивы и образы здесь - поэт и толпа, назначение творчества, свобода, поэт и эпоха, вдохновение, одиночество.
1832 - «Я жить хочу! Хочу печали...»
Жизнь поэта без страданий, как океан без бури, - это не жизнь. Поэтическое творчество - жизнь «ценою муки», а награда - земная слава и способность слышать «звуки неба». Любовь, счастье, спокойствие - не тот желанный удел, которого ищет лирический герой; настоящая жизнь для него проникнута печалью и невозможна без страданий.
1837 - «Смерть Поэта»
Стихотворение «Смерть поэта» написано под непосредственным впечатлением от смерти Пушкина. Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Таким образом, судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. Основные темы стихотворения — конфликт поэта и толпы, божественный дар и обреченность на гибель.
Последние шестнадцать строк Лермонтова к стихотворению, – это обвинение, перерастающее в проклятье. Лермонтов пытается отомстить за смерть Пушкина, показать его убийцу: 
     Вы, жаждою толпой стоящие у трона…
     Свободы, Гения и Славы палачи. 
1838 - «Поэт»
Сблизив образы поэта и кинжала, Лермонтов впервые говорит о том, что поэзия подобна оружию. Стихотворение построено на сравнении: в первых шести строфах рассказывается о судьбе кинжала, который утратил свое назначение:
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без пороки.
1840 - «Есть речи - значенье...»
Стихотворение посвящено «слову, рожденному из пламя и света». Его судьба трагична и высока. «Средь мирского шума» оно затеряно и безответно, но в храме и средь боя оно может и должно быть услышано. Обращение к чувству, а не к разуму. Искусство воздействует на душу в большей степени, чем на сознание.
1841 - «Пророк»
В стихотворении «Пророк», написанном в 1841 году, Лермонтов поднимает тему взаимоотношений пророка и «толпы». Лермонтовский пророк — гонимый людьми гений. Поэт раскрывает  как тему трагического непонимания людьми свободной творческой личности.
Первая, вторая и половина третьей строфы описывают отношения между пророком и людьми. «Толпа» отвергает пророка, который провозглашает «любви и правды чистые ученья», и он удаляется в пустыню, где обретает покой и гармонию:
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Человек и окружающий мир, герой и общество, попытки осмысления жизни в стихах Лермонтова
Лирика Лермонтова глубоко романтична. Герой - сильная, яркая личность, он живет высокими идеалами и могучими страстями, но не находит в мире понимания и сочувствия, он в непримиримом конфликте с действительностью в ее самых разных проявлениях. Горечь одиночества - одно из самых сильных чувств поэта, мотив одиночества - один из самых характерных для лермонтовских стихов. Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности, сомнения в смысле и ценности человеческой жизни. Основа романтического миропонимания поэта - осознание конфликта мечты и реальности, осознание недостижимости идеала, несовершенства человеческой природы и земного мира, утрата смысла жизни.
1832 - «Парус»
Стихотворение, которое можно считать эпиграфом ко всей лермонтовской лирике. Олицетворенный парус - персонаж, отдельный от автора, и в то же время этот образ выражает авторское сознание. Одиночество - один из главных мотивов стихотворения, который пронизывает и почти все творчество поэта, и выражает его умонастроение.
Стихотворение символично, и этот символ многозначен. Парус, как и поэт, противостоят житейскому морю реальности. Буря противостоит штилю. Каждая строфа делится на «половинки»: сначала пейзаж, а потом - лирический отзыв на него. Человеческая жизнь описана как вечный конфликт мечты и реальности:
Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой: —А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!
1840 - «Как часто, пестрою толпою окружен...»
 Лирический герой стихотворения Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная обществу. Герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю     И шум толпы людской спугнет мечту мою,     На праздник не?званную гостью,     О, как мне хочется смутить веселость их     И дерзко бросить им в глаза железный стих,     Облитый горечью и злостью!..
1840 - «И скучно, и грустно...»
Душа лирического героя мечется, ищет смысл существования – и не находит. Герою не важны приземленные вещи, ему необходимо высокое оправдание жизни. Предшествующий опыт и размышления приводят к страшному выводу: жизнь, если отбросить проходящие эмоции и восторг, всего лишь «пустая и глупая шутка». Усталость, разочарование, одиночество захлестывают поэта. Его душа уже не рвется и не плачет, а с «холодным вниманьем» говорит о своем бесцельном существовании:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
Стихи о судьбе романтического героя, неудовлетворенного жизнью и одинокого
1840- «Тучи» 1841- «Дубовый листок»
Развивается тема скитаний, бездомности, изгнанничества. Идеология романтизма - бегство от скуки обыденной жизни при заведомой невозможности обрести идеал.
Звучит мотив утраты жизненных корней, оторванности от них, невозможности заново обрести на чужбине утерянную родину, найти родительский кров: младой чинаре не нужен чужой дубовый листок: он, весь в пыли дальних странствий, не может стать братом.
Любовная лирика
Любовная тема пронизана мотивами страдания, неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд. Неразделенная любовь, начиная с самых ранних стихов и на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни, разочарования, неверия в прочность женского чувства, ревности. Скорбные настроения, чувство оскорбленной гордости, отчаяние.
«Люблю, люблю!» - вот постоянный рефрен лермонтовской лирики. Любовь – всепроникающая тема и один из основных мотивов лермонтовской лирики; выступающий в конкретном воплощении, как любовь к отечеству, природе, детям и прежде всего – как любовь к женщине в различных ее проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.
1840 – «Отчего»
Любовь для Лермонтова неразлучна с печалью. В его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Лирический герой одинок, не понят, но это лишь усиливает в нем сознание своей избранности и предназначенности для высшего счастья – творить. Стихотворение посвящено Наталье Ивановой, в которую он был безнадежно влюблен, ей посвящен цикл стихов – история неразделенного и оскорбленного чувства.
Мне грустно, потому что я тебя люблю,И знаю: молодость цветущую твоюНе пощадит молвы коварное гоненье.За каждый светлый день иль сладкое мгновеньеСлезами и тоской заплатишь ты судьбе.Мне грустно… потому что весело тебе.
1837 – «Расстались мы, но твой портрет…»
Стихи посвящены Варваре Лопухиной, которую поэт любил всю жизнь, она отвечала на его чувства, но замуж вышла за другого. Горечь утраченной любви надолго окрашивает его творчество, а Варенька становится единственной властительницей его израненного сердца. Лермонтов понял это всей душой, но понял, видимо, поздно.
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
1841 – «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
Для поэта любовь – прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Стихи о любви здесь превращаются в философские размышления. Лирический герой будто сам бежит от безмятежности и покоя, испытывает противоречивые чувства:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
«Если бы Лермонтов прожил хотя бы столько же, сколько Пушкин, еще не известно, кто бы из них был Пушкин!» - восклицал Ираклий Андроников, один из лучших специалистов по творчеству Лермонтова. Действительно, судьба Лермонтова – страшная трагедия русской литературы, ибо талант его, его огромный дар не успел реализовать себя полностью: ему отпущено было лишь 27 лет жизни.
Глава 3. Развитие основных мотивов творчества в романе «Герой нашего времени» или «история души человеческой»
(материал может быть собран учениками под руководством учителя)
Теория литературы:
Роман - литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. 
Система образов - множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения.
Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Сюжет литературного произведения – сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев. С помощью сюжета обнаруживается сущность характеров, обстоятельств, присущие им противоречия. Сюжет – это связи, симпатии, антипатии, история роста того или иного характера, типа. Исследуя сюжет, необходимо помнить о таких его элементах, как экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
Литературный тип «лишний человек». Критики XIX в. и некоторые литературоведы ХХ в. относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого) к типу «лишнего человека». Само наименование вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. Сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение – это Онегин, затем – Печорин, тургеневские персонажи. Это социально-психологический тип, которому свойственно отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно – дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Это дворяне, не нашедшие себе места в жизни, не увидевшие применения своим силам, нередко слабые и безвольные.
Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым в последний период жизни, поэтому в нем развиты все основные мотивы творчества писателя:
«Герой нашего времени»
Мотив одиночества Мотив одиночества отчетливо звучит в романе. Печорин одинок. Григорий Александрович Печорин, по сути, тоже поэт, "лишний человек", не нашедший своего места в обществе, противопоставивший себя ему.
«В Печорине много Лермонтова, - пишет Ю. Айхенвальд, - много автобиографии». Хотя вокруг Печорина много людей, которые его любят, в душе он остается одиноким человеком. Он презирает и винит общество: «душа моя испорчена светом». Это схоже со стихотворением Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен».
Только величественная природа успокаивает героя романа, примиряя его с окружающей действительностью. Он вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом. Эти темы созвучны со стихотворениями Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и «Когда волнуется желтеющая нива».
Мотив трагизма любви Лермонтов в своем романе представляет несколько видов любви: любовь столичную (княжна Мери), любовь «естественную», близкую к природе (Бэла), любовь жертвенную (Вера). Важно, что судьба женщин, столкнувшихся с Печориным, всегда трагична. Вера неизлечимо больна, Мери вряд ли теперь поверит в искренность чьих-то чувств, Бэла погибла. Но Печорин сам несчастлив в любви, он находится в бесконечном безумном поиске, разрушающем его. И в итоге он находит лишь одно: раннюю трагическую смерть…




Мотив трагедии поколения Главный герой романа – Григорий Александрович Печорин – представитель целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи. Своей судьбой, страданиями, сомнениями и складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. На протяжении всего романа Печорин неустанно демонстрирует верность своему принципу – смотреть «на страдания и радости других только в отношении к себе», как на «пищу», поддерживающую его душевные силы. Любовь его трагична. Он причиняет боль тем, кто его любит, и своими поступками напоминает лирического героя стихотворения «И скучно и грустно…».
Печорин олицетворяет все то, что было в те годы, когда писался роман. Ктото назовет его эгоистом, ктото бесчувственным, а для меня это человек с очень сильным, жестким характером, который не привык выставлять свои чувства напоказ. Он страдает, когда причиняет боль другим.
Мотив странничества Мотив странничества характерен для многих произведений Лермонтова. В романе одиноким странником выступает и сам автор, и его герой. Печорин, как и парус Лермонтова, путешествует без цели, сам не сознавая того, “он счастия не ищет и не от счастия бежит”. Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не найдет себе применения. Его жизнь - ровный путь без цели, за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению.
Мотив высокого назначения писателя, поэта Григорий Александрович Печорин, по сути, тоже поэт, "лишний человек", не нашедший своего места в обществе, противопоставивший себя ему.
Мотив дружбы Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.

Мотив познания, судьбы Лермонтов поднимает еще одну важную проблему - познания. «Герой нашего времени» – это грустная дума о нашем времени,» – писал Белинский. Печорина, как представителя поколения тридцатых годов, тоже тяготит бремя «познанья и сомненья». Он говорит: “Я стал читать, учиться - науки также надоели. Я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько". Но герой не может уйти от таких размышлений и начинает анализировать.
В нем живут как бы два человека: один действует, а другой судит его поступки. Печорин углубляется в себя, пытаясь оправдаться. Герой глубоко разочарован в своей судьбе, ведь ни его знания, ни его “силы необъятные” не находят применения, и возникает вопрос: есть ли вообще смысл действовать и бороться, не лучше ли смириться и вести спокойный образ жизни, предоставив судьбе решение своей участи.
Отношение Лермонтова к этой проблеме наиболее ярко отразилось в главе, которая так и называется - “Фаталист”.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЙ
сочинение композиция
Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов – поэт, чьё творчество никого не оставляет равнодушным: каждый читающий его стихи или романы задумается над философскими вопросами о смысле жизни, о счастье, об одиночестве... И поймут, что от одиночества страдают не только герои, но и сам автор.
Среди произведений М.Ю.Лермонтова есть одно, которое относится к моим любимым. Это стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». В нём удивительна поэтика, музыкален строй стиха, глубок смысл, наполненный философским звучанием. Тема одиночества раскрывается через описание величественной природы, мир которой пересекается с миром лирического героя:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Казалось бы, перед нами пейзажная зарисовка. Однако вдумчивый читатель в первых же строчках проводит параллель между природой и жизненным путём одинокого человека. «Сквозь туман… блестит» «кремнистый путь» того, кто один выходит на дорогу. Так с самого начала обозначена основная тема.
В следующих строчках рисуется красота зимней ночи, в природе царит тишина и покой, которого так не хватает лирическому герою:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Лирический герой неспокоен, его душа болит и тоскует, он не может понять, что с ним происходит. И на риторические вопросы «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?» он не находит ответа. Интересно временное пространство этих строк: лирическому герою сейчас «больно и … трудно», он ждёт, что же будет завтра, и не жалеет о том, что было вчера. Временное пространство сомкнулось – тоска и безнадёжность… Однако в третьей строфе он отвергает печаль и, несмотря на то, что уже не ждёт «от жизни ничего», ищет «свободы и покоя». Лирический герой желает, чтобы «в груди дремали жизни силы», «чтоб дыша вздымалась тихо грудь», чтобы над ним, «вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел». Читая последнюю строчку, представляем зеленеющий дуб, наполняющий героя жизненной силой. И сразу же в памяти возникает могучий старый дуб, помогающий возродиться Андрею Болконскому…
Монолог-исповедь героя наполнен восклицательными и вопросительными предложениями, умолчаниями, многократным повторением местоимения «я», что позволяет поэту глубоко и полно раскрыть тему одиночества. Начало и концовка стихотворения похожи. М.Ю.Лермонтов не случайно даёт описание чудесной природы: дисгармонию в душе одинокого человека может победить красота окружающего мира. Именно там, в мире природы, и находит покой лирический герой.
Данная тема, приобретая глубоко личный характер, не может не трогать души читателей. Она является основной в творчестве Лермонтова, потому что одиночество лирического героя – это чувства самого автора, которые он испытывает с раннего детства. (396 слов) Вступление + основной тезис
(38слов)
Аргумент
(325 слов)
Заключение
(33слова)
«Всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания… глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть… представитель общества, времени, человечества», - писал В. Г. Белинский о М. Ю. Лермонтове.
Литература
Королева О.О. Материалы к уроку http://nsportal.ru/Как писать эссе по литературе http://kakimenno.ru/http://www.fipi.ru/about/news/utverzhdeny-kriterii-ocenivaniya-itogovogo-sochineniya