Урок Обучение написанию сочинения по литературе (рецепт Вкусного сочинения)


Швецова Е.А.
Литература
«ВКУСНОЕ» СОЧИНЕНИЕ
2016 год
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная работа рассчитана на учащихся, которые испытывают большие трудности в написании сочинения по литературе.
Обучение носит творческий характер. Основные методы обучения – креативные, например: метод образной картинки, метод случайных ассоциаций, метод разных жанров (Хуторской А.В. «55 методов творческого обучения»: Методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.-42 с.:ил. (Серия «Современный урок»).
ISBN 978-5-904329-16-7
Творческий подход в обучении написанию сочинения эффективен, поскольку посилен учащимся любого класса и помогает им создать образовательный продукт.
Предложен один из вариантов работы с определенной категорией учащихся 11 класса: составление рецепта «Вкусного» сочинения.

Рецепт приготовления вкусного хлеба Рецепт написания «вкусного» сочинения
Название рецепта: «Пшеничный хлеб с хрустящей корочкой и пушистым мякишем» Тема сочинения: «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом…» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
Хлеб – это, в первую очередь, пищевой продукт, который получают путем выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, в основном, из муки и воды. Тесто в конечном итоге должно обладать всеми его особенностями, чтобы в результате выпекания получилось вкусным. Оно должно быть:
- не рваным;
- гладким;
- пластичным;
- упругим;
- пружинистым;
- мягким на ощупь;
Сочинение — это школьный текстовый продукт, который получают путем правильного изложения собственных мыслей на заданную тему. Он должен обладать всеми его признаками, чтобы в результате «выпекания», языковой обработки получился грамотным и интересным. Он должен иметь:
- смысловую цельность;
- структурную связность;
- членимость;
- логическую завершенность.
«Ограничители» рецепта:
1. Пшеничная мука
2. Свежие дрожжи
3. Растительное масло
4. Соль, сахар «Ограничители» в формулировке темы сочинения:
1. Временной
2. Национальный
Формулировка названия рецепта и языковая единица, её выражающая:
1. Односоставное назывное предложение, следовательно, в названии не заключена основная мысль, поэтому самому пекарю нужно выйти на главную мысль.
Формулировка темы и языковая единица, её выражающая:
1. Два простых двусоставных предложений в составе сложного, следовательно, в формулировке заключена основная мысль, которую нужно будет доказать.
Тип формулировки темы:
Тема - утверждение
Объём содержимого (сколько? Чего?)1,5 кг муки пшеничной;
25 г свежих дрожжей;
50 гр. растительного масла;
по 1 ст. л. соли и сахара.
Объём темы:
1. Выбор произведения и результаты анализа выбранного произведения: А.М. Горький «На дне», Лука.
2. Историко-литературные, философские понятия: мышление, смысловые оппозиции, этика, социальные различия людей, особенности человеческого сознания, идеал, мечта3. Исторические факты: черты «босяцкого» сознания и психологии социальных низов в России – неудовлетворенность реальностью и в то же время неготовность к самостоятельному жизненному творчеству.
4. Теоретико-литературные понятия: пьеса, проблематика, персонажи.
Ингредиенты:
1,5 кг муки пшеничной;
25 г свежих дрожжей;
50 гр. раст. масла;
по 1 ст. л. соли и сахара. Ключевые слова в формулировке темы: «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом…»
Формулировка названия рецепта в форме вопроса:
Как испечь пшеничный хлеб с хрустящей корочкой и пушистым мякишем?
Необходимо придерживаться инструкции по выпеканию данного продукта.
НО!
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтоб в нужном месте приземлиться, приводниться –
Начерти на карте ПЛАН…
(Песенка Алисы из произведения Л. Кэрролла) Чтение темы сочинения в форме вопроса:
В чем заключаются смысл и цель жизни? В личном счастье или в более разумном и великом?
Ответом на данный вопрос будет тезис, который надо доказать.
НО!
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтоб в нужном месте приземлиться, приводниться –
Начерти на карте ПЛАН…
(Песенка Алисы из произведения Л. Кэрролла)
Способ приготовления (строгая последовательность):
Никогда не следовать принципу: одна ложка ничего не испортит.
Температура для выпекания - до 200°С.
I. Вступительная часть:
1. Размешать дрожжи в 1 л. теплой воды.
2. Вылить полученную опару в кастрюлю и добавить в неё муку с растительным маслом, сахаром и солью (стакан муки нужно оставить).
3. Замесить тесто.
4. Сформировать из него шар и начать вымешивать около 10 минут.
5. Смазать кастрюлю растительным маслом, переложить в нее тесто, накрыть кастрюлю крышкой.
6. Дать тесту подняться.
7. После увеличения теста в объеме обмять его и продолжить вымешивать несколько минут.
8. Смазать формы для выпекания хлеба растительным маслом.
II. Основная часть:
1. Переложить в них тесто ( можно выложить тесто на противень, придав ему круглую форму, тогда у нас получится одна большая круглая буханка).
2. Накрыть тесто в формах пленкой и оставить примерно на час в теплом месте, дать тесту подойти.
3. Выпекать хлеб в разогретой духовке до 200°С.
III. Заключительная часть:
1. Готовые буханки охладить на решетке.
План сочинения (строгая последовательность):
Никогда не следовать принципу: лишнее слово не помешает.
Объём сочинения – не менее 250 слов
I. Вступительная часть:
1. Заставьте «заговорить» ключевые слова.
2. Для этого соедините слово «жизнь» со словом «смысл» посредством вопросно-ответного единства.
3. Соедините слово «счастье» со словами «разумное» и «великое» посредством вопросно-ответного единства так, чтобы в ответе прозвучало литературное произведение, где смысл ключевых слов раскрывается на примере жизни героя.
4. «Замесите» текст, то есть соотнесите написанное с формулировкой темы сочинения.
Что такое смысл жизни? Это философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели предназначения человека. Она заключается в личном счастье или в более разумном и великом? На этот вопрос ответил Лука, герой пьесы «На дне» А.М. Горького.
II. Основная часть:
1. Конкретизируй тезис-суждение, учитывая позицию героя произведения, его поступки.
2. Запиши тезис-суждение героя.
3. Подбери аргументы для подтверждения тезиса.
Помогать людям – вот цель и смысл жизни героя.
Сострадать для Луки было важнее, разумнее, чем…
III. Заключительная часть:
1. Заставьте ключевые слова завершить сочинение.
2. Для этого соедините их так, чтобы предложение звучало как вывод, сделанный на основе жизни литературного героя.
3. Соотнесите написанное с формулировкой темы сочинения.
Лука – один из тех, кто смысл и цель собственной жизни видел не в личном счастье, поэтому не очерствел душой и был способен делать чужую жизнь светлее. Он смог убедить ночлежников в том, что не следует отчаиваться даже тогда, когда оказался на самом «дне». Это ли не разумно и не велико?
Снятие пробы.
Вкусный пшеничный хлеб с хрустящей корочкой и пушистым мякишем. Проверка сочинения:
«Вкусное» сочинение, потому что отличается:
- смысловой цельностью;
- структурной связностью;
- членимостью; завершенностью.