Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему Активизация познавательной деятельности и развитие речи младших школьников с ОВЗ во время наблюдений за природой


Активизация познавательной деятельности и развитие речи младших школьников с ОВЗ во время наблюдений за природой.
Касьянова Лариса Петровна, учитель начальных классов
КОУ ВО «Борисоглебская школа – интернат
для детей – сирот с ОВЗ».
Предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является специфическим в обучении младших школьников с ОВЗ. Это обусловлено тем, что дети с ОВЗ значительно отстают в общем развитии от детей с нормальным интеллектом. Занятия носят полностью коррекционный характер и призваны расширять, обогащать представления детей об окружающем их мире, активизировать познавательную деятельность, развивать речь.
Особую роль в данном направлении играют экскурсии в природу. В программе по данному предмету содержатся темы, изучение которых неразрывно связано с проведением учащимися наблюдений в природе – «Сезонные изменения в природе», « Растения», «Животные».
На начальном этапе навыки наблюдения вырабатываются у детей в процессе анализа и сравнения. Учитель помогает ребятам достаточно полно и разносторонне воспринимать предметы и явления, подмечать различие и сходство в объектах, видеть изменение окружающих предметов и развитие явлений, а также устанавливать их причинные отношения. На основе этого развивается речь детей. Их словарь уточняется и обогащается. Особое внимание уделяется развитию связной речи.
При организации экскурсии учитель знакомится с особенностями объекта наблюдения, составляет план работы, определяет основную цель, продумывает для каждого ребёнка объём и последовательность выполнения различных заданий.
Дети должны понимать цель экскурсии. Учащимся надо поставить конкретные задачи: что они будут наблюдать? Как будут вести наблюдения? Что при этом необходимо знать?
Очень важно дать школьникам план проведения наблюдений. Это поможет учащимся составить последующий рассказ об увиденном. Например, если цель экскурсии – наблюдение за осенним лесом, то сначала посмотреть издалека, какого цвета осенние лес; определить цвет отдельно взятых листьев; что с ними происходит осенью? В ходе наблюдений задаются вопросы для обдумывания: почему листья осенью желтеют и опадают?
Во время экскурсии хорошо сочетать наблюдения с практической деятельностью. Но, это задание должно заставлять детей думать, анализировать, то есть быть развивающим. Например, задание собрать осенние листья дети выполняют спонтанно, собирают все листья подряд. А вот другое задание: жёлтые листья должны быть маленькими, а зелёные – большими, вызывает интерес у детей, заставляет их рассуждать, сравнивать.
Огромную роль играет речь учителя. Педагог заранее намечает вопросы беседы, акцентирует внимание на новых словах. Необходимо чередовать трудные и лёгкие вопросы, что вовлечёт в работу и наиболее подготовленных учеников и всех заставит быть внимательными. Это активизирует познавательную деятельность детей.
На уроке необходимо продолжать обучать детей правильному построению предложений. Специально организованные наблюдения в природе, их обобщение должны стать подготовительным этапом к работе над составлением связного рассказа. Форма вопроса определяет структуру ответа. Учащиеся должны уяснить, что в ответе обычно опускается часть слов из вопроса. Необходимо постоянно усложнять формулировку вопросов.
Расширению словарного запаса помогают такие задания. Учитель называет несколько свойств, качеств или действий какого-либо предмета или явления. Учащиеся должны узнать, о чём идёт речь. Например, учитель говорит: « Воет, свистит, дует, срывает, поднимает». Дети отвечают: « Ветер воет, свистит, дует, срывает, поднимает» и т.д. Систематическая работа даёт хорошие результаты.
Во время экскурсии учащиеся обязательно должны узнать что-то новое, иначе их внимание будет рассеянным. Задания должны заставлять думать, рассуждать, делать выводы. Например, во время экскурсии к цветнику при изучении темы «Растения» можно организовать игру «Садовник». Учитель («садовник») даёт описание цветка, дети должны его узнать, подойти к нему и выполнить задания – сосчитать, сколько у цветка лепестков, назвать их цвет и оттенки, понюхать и рассказать, какой у цветка запах, рассмотреть стебель цветка, определить его длину, толщину и т.д.
Для развития познавательной активности учащихся необходимо постоянно усложнять требования к их умению наблюдать. Так, наблюдения за жизнью птиц начинаются осенью и продолжаются в течение всего учебного года. На уроке дети рассказывают о своих наблюдениях, о том, какие птицы прилетали к кормушке, какой корм клевали, как вели себя.
Полезно давать и проблемные задания, которые требуют от ребят поиска самостоятельных решений. Так, учитель предлагает вести наблюдения за воробьями в течение определённого времени и ответить, можно ли по внешнему виду и поведению птиц узнать, холодно или тепло на улице. Если наблюдения за птицами ведутся систематически, то к концу года учащиеся сумеют не только узнать и правильно назвать птиц, прилетающих к кормушке, но и будут знать, какой корм они любят. На следующий год на экскурсиях осенью учащиеся начнут собирать семена растений для подкормки птиц. Это не только поможет зимующим птицам, но и окажет положительное влияние на воспитание у детей любви к природе.
Пребывание на свежем воздухе, движение, соприкосновение с красотой окружающего мира – всё это является фундаментом для развития личности ребёнка и укрепления его физического и психического здоровья, поэтому экскурсии играют важную роль в отношении здоровьесбережения детей.