МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ОСНОВЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММ И УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ.


ГКОУРО школа – интернат VIII вида
с. Развильное
Методические рекомендации по организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ОВЗ на основе лучших практик внедрения программ и учебно – методических комплектов.
Подготовила: учитель цветоводства
Греховодова О.П.
Дата проведения: 31.03.2014г.


На этапе предпрофильного обучения в рамках уроков трудового обучения в рамках уроков трудового обучения предлагается реализация программ по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации. Образовательная программа предпрофильной подготовки должна состоять из нескольких модулей, включая несколько программ, например, «Основы швейного производства», «Основы фермерского хозяйства», «Основы парикмахерского искусства», «Основы металлообработки». Образовательное учреждение выбирает модули в зависимости от психофизических возможностей обучающихся, потребностей конкретной местности и соответствующих материально – технических условий. Рекомендуется, чтобы в течениие двух лет обучающихся поочередно осваивали каждый модуль, учитывая принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Обязательным условием предпрофильной подготовки является завершенность модуля и аттестации по окончании каждого модуля.
Система предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ОВЗ в образовательном учреждении должна строиться на следующих основополагающих принципах: дифференцированность, вариативность, интегративность, интегрированность, индивидуальная направленность обучения, развивающий деятельностный характер.
При планировании предпрофильной подготовки и построения системы профессиональной ориентации необходимо учитывать, во – первых, особый, сложный характер проблемы приобретения учащимися основной школы первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве, во – вторых, специфику профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ.
На основании методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ № 03- 412 от 4 марта 2010 г. «Организация предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях» каждая школа вправе выстраивать свою модель предпрофильной подготовки.
В настоящее время в регионах РФ наиболее успешно реализуются две основных модели предпрофильной подготовки: модель внутришкольной предпрофильной подготовки и модель сетевой организации предпрофильной подготовки.
Модель внутришкольной предпрофильной подготовки предполагает, что образовательное учреждение активизирует собственные ресурсы, опирается на собственный материально – технический и кадровый потенциал, на свою коррекционно – реабилитационную базу.
Модель сетевой организации предпрофильной подготовки осуществляется силами нескольких образовательных и профессиональных заведений, учреждений дополнительного образования и культуры на договорной основе.
В любом случае, какую бы модель образовательное учреждение не взяло бы за основу, она должна реализовывать следующие функции:
- обеспечивать основное право доступности качественного образования;
- задавать ориентиры развития системы предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации в образовательном учреждении;
- позволять определить целевые установки, определяющие основные подходы к организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации и спроектировать качественно новые результаты, риски и методы их коррекции;
- определять содержательные критерии для оценивания качества результатов предоставляемых образовательных услугобразовательным учреждением в соответствии с целями и задачами предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации;
- определять направления проектирования предпрофильной подготовки и предпрофильной подготовки учетом специфики конкретного образовательного учреждения;
- обеспечивать интеграцию основного и дополнительного образования с воспитательной системой образовательного учреждения, системных и внесистемных видов образования;
- обеспечивать организацию и координацию деятельности субъектов образовательного процесса, регламентирующей цели, условия, ресурсное обеспечение, результаты образовательного процесса относительно инновационной деятельности школы в условиях предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации;
- способствовать обеспечению рынка труда.
Универсальный алгоритм действий руководства образовательного учреждения по ведению предпрофильной подготовки и профессионального обучения и внедрению программ включает следующие этапы и предполагает следующие действия.
1.Аналитический этап.
На данном этапе необходимо:
- проанализировать материальную базу с точки зрения определения возможностей для реализации программ предпрофильной подготовки и организации разных профелей внутри школы;
- проанализировать потенциальные возможности сетевого взаимодействия: школа – школа; школа – ССУЗ; школа – ВУЗ; школа – МУК; школа – учреждения дополнительного образования; школа – производственные объединения, фирмы и т.д;
- проанализировать кадровые возможности, степень готовности коллектива к преобразованиям: определить степень знакомства учителей с основными документами по организации предпрофильной подготовки и профессионального обучения, определить педагогов , готовых вести элективные курсы и внедрять программы предпрофильной подготовки;
- провести социологический опрос (анкетирование) школьников и их родителей с целью выявления образовательных запросов.
2.Организационный этап.
На данном этапе необходимо:
- определить возможные профили обучения (на основе возможностей школы и запросов и учащихся и родителей);
- спланировать реализацию постоянного учебного плана;
- определить профильные курсы и их взаимосвязь в рамках каждого профиля;
- определять принципы конструирования элективных курсов и их встраивания в учебный план;
- создать модель психолого – педагогического сопровождения предпрофильной подготовки, для чего необходимо определить показатели и критерии эффективности внедрения программ предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации для данного образовательного учреждения, подобрать соответствующие методики диагностики, мониторинга, определить педагогов, которые будут заниматься психолого – педагогическим сопровождением;
- определить механизм организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации;
- разработать документальную модель управления введением предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации, содержащей распределение целей, функций управления, описание организационной структуры, регламентов и механизмов управления;
- реализовать на практике введение предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации.
3.Рефлексивно – оценочный этап.
На данном этапе необходимо:
- оценить эффективность предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации в данном образовательном учреждении;
- разработать школьную систему мониторинга результативности предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации.
Организация предпрофильной подготовки включает три необходимых компонента:
- информационная работа;
- внедрение элективных курсов по предпрофильной подготовке;
- профессиональная ориентация.
Самыми эффективными мероприятиями, реализуемыми в рамках информационной работы по предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации для детей с нарушением интеллекта являются:
- Организация конкурсов и выставок творческих работ детей с нарушением интеллекта;
- Экскурсии на предприятия;
- Классные часы по тематике предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации;
- Выполнение профессиональных проб детьми, что позволит им точнее определиться в выборе профиля;
- Знакомство с учреждениями начального профессионального образования на днях «Открытых дверей».
Для организации учебного процесса по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ОВЗ школа должна располагать необходимым специализированным оборудованием, должны быть оборудованы, а главное адаптированы под потребности детей с ОВЗ учебные кабинеты, мастерские и другие помещения.
Успех внедрения программ предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ОВЗ напрямую зависит от готовности педагогов к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. К таким качественным изменениям относятся:
- освоение содержания программ;
- повышения многообразия видов и форм деятельности, используемых на уроках и вне их ;
- готовность к изменению системы оценивания знаний;
- освоение методики организации элективных курсов;
- понимание сущности компетентностного подхода в обучении.
Педагог, внедряющий программы предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ОВЗ , должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами познавательной деятельности учащихся на уроке, иметь опыт работы со специальным реабилитационным оборудованием и владеть технологиями коррекции и реабилитации.
Таким образом, педагог, внедряющий программы предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации – это организатор учебной поисковой работы, наставник, консультант.
Если в традиционной системе обучения главным субъектом выступает педагог, именно он проектирует и контролирует ход образовательного процесса, то в процессе предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации обучающийся выступает главным субъектомобразовательного процесса: он сам проектирует и напрвляет ход образовательного процесса.
Это обусловливает изменения организационно – педагогических условий образовательного процесса: если в первом случае необходимо личное присутствие педагога и обучающегося, то во втором случае требуется лишь наличие активного обучающегося ( физическое присутствие в пространстве школы не является обязательным), личные присутствие педагога не обязательно. В первом случае педагог проектирует учебные программыи курсы с целью трансляции знаний, во втором – создаёт развивающую образовательную среду с целью реализации обучающимся индивидуальной образовательной программы!
Переход школы на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов предполагает иные формы и методы взаимодействия с учащимися.
Перспективными формами являются тьюторство, консультирование и модерирование.
Под тьюторством понимается как осуществление общего руководства самостоятельной вне – аудиторной работой учащихся, так и форма воспитательной работы.
Педагог – тьютор осуществляет педагогическое сопровождение учащихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой – либо проблемы.
Консультирование - особым образом организованное взаимодействие между педагогом – консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность школьника. Сущность взаимодействия состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменена консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и дистанционном режиме.
Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей учащегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих обучающегося к принятию решения в результате реализации внутренних возможностей.
Своеобразие современной профессиональной деятельности педагога заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначения деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося.
Внедрение программ предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ОВЗ является серьезным фактором, побуждающим педагогов к дальнейшему профессиональному совершенствованию. Для этого необходимо систематически осуществлять повышение квалификации педагогических работников во всех доступных формах:
- семинары;
- модули по вопросам предпрофильной подготовки;
- обзор научно – методической литературы.
Очень важно правильно решать вопрос о насыщении образовательного процесса программам и курсов по выбору. Можно воспользоваться уже готовыми, разработанными программами, можно их модифицировать с учетом местных условий. Но возможен и другой вариант: создание «своей» авторской программы. Такая программа должна иметь следующие характеристики:
- востребованность изучаемой профессии в данной местности, области;
- интерес школьников к этому курсу;
- возможности овладения данной профессией обучающимися с ОВЗ;
- наличие соответствующих средств обучения;
- уровень подготовки учителя.
Успешность внедрения программ и организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ОВЗ напрямую зависит от условий для коррекции и реабилитации, которыми располагает образовательное учреждение, и от наличия в учреждении действующей системы психолого – педагогического сопровождения.
Решение задач психолого - педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, оно требует организации работы с педагогом и родителями как участниками учебно – воспитательного процесса.
В связи с этим психологическое сопровождение целесообразно осуществлять в трех направлениях:
С учащимися. Помощь учащимся в правильном выборе профиля предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе, о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.
С учителями. Предполагает работу с личностью самого учителя и совместная деятельность с психологом об учениках.
С родителями. Предполагает проведение консультаций, семинаров – тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.
Психолого - педагогическое сопровождение профильного обучения должно включать программы профилактики и коррекции повышенной тревожности и утомляемости, развития навыков стрессоустойчивости и саморегуляции, а также активное внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Важный компонент организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации – это профессиональная ориентация.
Большей эффективностью обладают следующие мероприятия, проводимые в рамках профориентационной работы:
- диагностика и анкетирование учащихся с целью выявления профессиональной направленности;
- профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы и др.;
- привлечение к занятиям в кружках и секциях в школе представителей учреждений дополнительного образования;
- организация и проведение экскурсий в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, организация и проведение экскурсий на предприятия;
- проведение недель по профориентации, конкурсов «Лучший по профессии».
Данные мероприятия отражают творческую и диагностическую направленность профориентационной работы.
Современные социально – экономические условия предъявляют повышенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников специальных коррекционных школ. Сегодняшние выпускники данных учебных заведений должны получать не только образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, к профессиональной и социальной адаптации в современном обществе в трудовых коллективах. Таким образом, предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация становятся важным средством социализации лиц с ОВЗ.