Проект по профориентации учащихся специальных (коррекционных) школ — интернатов


ПРОЕКТ
по организации профориентационных мероприятий в специальной (коррекционной) школе - интернат
Информация о проекте
Название проекта Профориентационная работа в специальной (коррекционной) школе – интернат с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей « Наше будущее».
Наименования образовательной организации, в которой будет реализовываться проект ГОКУ СКШ №3
Краткое содержание проекта 1.Введение
2.Обоснование проекта (актуальность)
3.Цель и задачи проекта
4.Нормативно-правовое обеспечение проекта
5.Направления программных мероприятий (диагностика и консультирование, профпросвещение, взаимодействие с учреждениями профессионального образования и предприятиями, профадаптация)
6.Этапы работы в соответствии с возрастными особенностями:
- пропедевтика(2-4 классы);
- поисковый (5-6 классы);
- развитие профессионального самоопределения (7-9 классы).
7.Этапы реализации проекта:
- проектный (2016 – 2017 гг.)
Цель: подготовка условий профориентационной работы.
- практический (2017 – 2023 гг.)
Цель: реализация проекта по профориентации.
- аналитический (2023 – 2024 гг.)
Цель: анализ итогов реализации проекта.
8. Механизм реализации проекта ( главными исполнителями проекта являются : учителя нач. классов, учителя - предметники, воспитатели, соц. педагог, психолог, администрация школы.)
9.Оценка эффективности проекта.
Сроки реализации проекта 2016-2024 гг.
Описание проекта
Название проекта Профориентационная работа в специальной (коррекционной) школе – интернат с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей « Наше будущее».
Разработчики проекта Алехова Ольга Борисовна, помощники в составлении Вяткина Юлия Игоревна, Швыдкова Любовь Александровна
Срок реализации проекта 96 месяцев, 439 недель, 2904 дня
продолжительность проекта (в месяцах, неделях, днях)
1 .09.2016 г.
начало реализации проекта (день, месяц, год)
31 .08.2024 г.
окончание реализации проекта (день, месяц, год)
1. Краткая аннотация , актуальность проекта.
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи города на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе. Гораздо большие трудности приходится преодолевать выпускникам школ - интернатов и детям, оставшимся без попечения родителей т. к. они находятся в группе риска (по состоянию здоровья, небольшому перечню доступных профессий, недостатку жизненного опыта).
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемый проект по профориентации «Наше будущее» для учащихся коррекционных школ - интернатов.
2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект
Соответствие проекта «Концепции развития кадрового потенциала
Иркутской области на период до 2020 года»
(Распоряжение Правительства Иркутской области от 31.03.2014 № 239-рп)
Профессиональное самоопределение личности должно учитывать желания и возможности самой личности, а также потребности региона в той или иной профессии. Проект «Наше будущее», поможет снизить остроту проблемы с трудоустройством выпускников, а также обеспечит решение основных проблем профориентации обучающихся из специальных (коррекционных) школ – интернатов
Проект разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Концепцией Модернизации российского образования;
- Концепцией профильного обучения в коррекционном образовании;
- Региональной программой введения профильного обучения учащихся в коррекционных учреждениях;
- Программой введения профильного обучения и пред профильной подготовки учащихся
коррекционных учреждений г. Иркутска;
- Проектом программы профориентации учащихся коррекционных учреждений города;
- В соответствие с проектом «Концепции развития кадрового потенциала
Иркутской области на период до 2020 года»
(Распоряжение Правительства Иркутской области от 31.03.2014 № 239-рп)
3. Основные целевые группы, на которые направлен проект
Обучающиеся СКШ №3 г. Иркутска в количестве 73 человека , в возрасте от 8 до 16 лет.
4. Основная цель проекта
- создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии со способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
5. Задачи проекта
Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях для учащихся коррекционных школ, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
6. Методы и технологии реализации проекта
(описание методов реализации проекта, ведущих к решению поставленных задач)
1.классные часы;
2.семинары – практикумы;
3.коммуникативные игры;
4.тематические выставки;
5.экскурсии;
6.дни открытых дверей;
7.ярмарки;
8.конкурсы творческих проектов;
9.оформление стенда;
10.консультирование и тестирование;
11.создание банка данных;
12.вечер встречи выпускников;
13.творческие отчеты.
7. Календарный план реализации проекта
(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)
№ Мероприятие Сроки (дд.мм.гг) Количественные показатели реализации
Проведение тематических классных часов: «Профессии моего города», «Известные люди нашего города », «Мир профессий», «Как изучить свои способности», «Я и моя будущая профессия», «Проблемы самоопределения». в течении года 5-9 классы
Семинары – практикумы для учителей нач. классов и учителей - предметников на тему «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися» октябрь-ноябрь 2016г. учителя нач. классов учителя-предметники
Коммуникативные игры «Привет», «Два круга», «Поиск задуманного лица», «Угадай задуманное слово», «Словесная баталия» и т.д. в течении года 5-9 классы
Тематические выставки «Вышитые фантазии», «Мастер и Мастерица», «Зоркое сердце» и т.д. ежегодно 5-9 классы,
учителя нач. классов, учителя-предметники
Экскурсии в учреждения профессионального образования, на предприятия города, в другие коррекционные школы. ежегодно по плану 5- 9 классы
Дни открытых дверей в СПО, ДПО ,на предприятиях города, в СКШ города. ежегодно по плану. 8-9 классы, соц. педагог, выпускники
Ярмарки профессий «Шаг в будущее», «Сделай выбор», «Золотые руки». ежегодно май 8-9 классы, выпускники, представители предприятий
Конкурсы творческих проектов 2017 г. руководители по профориентации
Оформление стенда по профориентации: «Типы профессий», «Структура трудовой деятельности», «Твоё профессиональное будущее» 2019-2020 гг. руководители по профориентации, 8-9 классы, выпускники
Консультирование и тестирование «Склонности и профессиональная направленность», «Профессиональный интерес», «Карта интересов» ежегодно 8-9 классы
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. ежегодно август соц. педагог, психолог
Вечер встречи выпускников ежегодно февраль все учащиеся школы, воспитатели, кл. руководители, выпускники
Творческие отчеты руководителей по профориентации. май 2016-2023 гг. все руководители по профориентации
8. Мультипликативность(: будет распространяться опыт по реализации проекта в других образовательных организациях)
Сотрудничество с другими СКШ, проф. образованием, с предприятиями г. Иркутска.


Разработчик: Алехова О.Б
Проект разработан на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Список литературы по профориентации и профессиональному самоопределению учащихся коррекционных школ:
1. Бедарева т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб, 2008.
2. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее… Тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ – интернатов. – М.: Генезис, 2012.
3. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2007. – 95с.
4. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. – МПСИ, 2002.
5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники ( 8-11 класс).- М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
6. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся – М. , 1988.
7. Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. М. – 1997.
8. Шеховцова Л.Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – Ростов – на – Дону: Феникс; Санкт – Петербург: Северо – Запад, 2006; 175 с.