Урок изобразительного искусства на тему Тематическая картина в русском искусстве XIX века


Технологическая карта
урока изобразительного искусства в 7 классе
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Цели урока Создать условия для формирования у учащихся представлений об особенностях развития исторической картины в русском искусстве; способствовать расширению знаний учащихся о творчестве великих русских художников
Э пониманию значения живописной картины как события общественной жизни, развитию умений устно выражать свою эстетическую позицию, рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа
Тип урока комбинированный
Методы беседа с постановкой проблемы, объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск
Формы Индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы - Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia/org/wiki
- Русская живопись. – Режим доступа: http://www.artsait.ruОборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран
Наглядно-демонстрационный материал Презентация « Дар бесценный» (живопись В.И Сурикова)
Основные понятия и термины Тематическая картина
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные (УУД) Личностные
Научатся: самостоятельно составлять устный рассказ-рассуждение и анализировать исторические картины великих русских художников.
Получат возможность научиться: сравнивать объекты по заданным критериям; характеризовать значение тематической картины 19 века в развитии русской культуры.
Познакомятся с картинами В. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока (выдвигают версии об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, излагают свое мнение, делают выводы; определяют цель урока.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, обмениваются мнениями о смысловом и эмоциональном восприятии произведений), делают выводы Проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства – цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов.
Ход урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения Промежуточный контроль
I.Оганизационный момент Беседа с постановкой проблемы XVIII век вошел в историю искусства как век «Просвещения». «Просветители»- так называли прогрессивных деятелей , которые своим творчеством боролись с безграмотностью и несправедливостью в обществе, сделали многое для страны и своего народа. В новое столетие – XIX в. – Россия вошла, достигнув больших успехов в искусстве. Судьба России складывалась неоднозначно. Несмотря на неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия сделала гигантский скачок в развитии своей культуры, внесла огромный вклад в мировую культуру.
Период конца XIX – начала XX вв. вошел в историю русской культуры под названием Серебряного века. Искусство данного периода можно сравнить с многоцветной мозаикой, где каждый камень занимает свое место, имеет свое значение, так что невозможно изъять ни одного, даже самого маленького, не нарушив гармонии целого. Однако в этой мозаике есть камни наиболее ценные, излучающие особенно сильный свет. Именно с такими художниками, творчество которых стало драгоценным вкладом в историю нашей национальной культуры, мы познакомимся сегодня Слушают учителя.
Осмысливают цель урока Фронтальная работа Регулятивные: определяют цель и проблему учебной деятельности.Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала II.Изучение нового материала Объяснительно-иллюстративный.
Частично-поисковый Начало XIX столетия называют золотым веком русской живописи. В это время русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Первенство оставалось за историческим жанром. По праву великим мастером исторического жанра называют В.И.Сурикова. Познакомимся с основными характеристиками исторической картины XIX в. На примере одного из величайших произведений художника «Боярыня Морозова» (см. ресурсный материал).
В.И.Суриков написал картину в 1887 г. Она является одной из самых больших и серьёзных русских картин. Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам. В исторической картине всегда так или иначе просматривается авторская позиция. Не случайно раздумывающий над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора. (Презентация .Слайды 3-4).
Сюжетом картины Суриков избрал тот момент, когда Морозову, измученную в застенке, везут среди толпы по московским улицам. Она сидит в розвальнях, закованная в кандалы, и поднимает руку, сложенную двуперстным крестом – знамением старообрядчества, призывая народ держаться за старую веру.
Презентация .Слайды 5-9.
При взгляде на знаменитую картину внимание сосредоточивается на двух полных драматизма образах: образе староверке Феодосии Прокопьевне Морозовой, мятежно вскинувшей руку, и на полураздетом юродивом, лишь он открыто отвечает двуперстием на её призыв. Презентация. Слайды10-18. «Я его на снегу писал… на снегу всё пропитано светом… если бы ад писал, то в огне позировать бы заставил и сам в огне сидел»,- говорил художник. «Ничего от себя, всё с натуры» - таков был неизменный принцип творчества Сурикова.
Суриков умел разглядеть и сердцем почувствовать красоту простых вещей.
Презентация. Слайды 19 – 20.
- Ребята вы познакомились с картиной и с её сюжетом. Давайте вместе сделаем анализ картины, определим какими выразительными средствами художник достиг цели в произведении: композиция, пропорция, симметрия, цвет, движение, фактура, контраст, форма.Презентация. Слайды 21-22.
«Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию, и по созданным художником образам, и по раскрытым здесь характерам, и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Это произведение, которое могло возникнуть только на русской почве, особенно близко и понятно именно русскому человеку. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Духовный подвиг героини, живописная гармония картины волнуют любое сердце, чуткое к искусству. Получают представление о философском размышлении над картиной, о её особой роли в искусстве.
Учатся анализировать картину на примере произведения В.Сурикова «Боярыня Морозова».
Анализируют картину и сравнивают свою работу с вариантом, предложенным учителем.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют сюжет и образы картины; характеризуют художественное произведение; делают анализ картины по заданным критериям; испытывают чувство уважения к истории культуры своего Отечества.
Коммуникативные:
Соблюдают нормы коллективного общения.
Личностные: проявляют познавательную активность; осознают многообразие взглядов и вырабатывают свою мировоззренческую позицию на произведение. III.Творческая практическая деятельность Практический. Творческий поиск Познакомьтесь с еще одним произведением великого мастера – с картиной «Утро стрелецкой казни».
Презентация. Слайды 23 – 27.
…Конец XVII в. в России – сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682г., стрелецкое восстание 1698г. и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром I, который обернулся казнью более 1000 стрельцов, поверивших Софье. В полотне «Утро стрелецкой казни» нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.
- Составьте устный рассказ – рассуждение об этой картине по плану:
1) Роль картины в изобразительном искусстве.
2)Значение картины как события общественной жизни.
3)Художественные выразительные средства использованные мастером. Учащиеся знакомятся с картиной. Самостоятельно составляют устный рассказ-рассуждение и анализ произведения по плану. Индивидуальная работа. Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.
Личностные:
Осознают свои интересы и цели; ищут свои пути решения учебной задачи Рассказ- рассуждение, анализ картины
IV.Итоги урока.
Рефлексия Беседа Послушаем составленные вами рассказы – рассуждения.
Дополняйте сообщения своих товарищей. Аргументируйте свои дополнения.
Участвуют в беседе о великом русском произведении XIX в. Индивидуальная и фронтальная работа Регулятивные:
Оценивают конечный результат работы.
Коммуникативные:
Понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища. Оценивание работ