Педагогическое эссе Мое педагогическое кредо


Педагогическое эссе
«Моё педагогическое кредо»
О.В. Власова
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г.МичуринскаТамбовской области
                                                                   
Предлагаю Вам войти в мой мир — такой, каким я вижу его, прикоснуться к необычной профессии, которую подарила мне судьба, которой дышу и живу.
Приглашаю Вас не к слушанью, а к разговору — насколько мне его удастся сделать для Вас интересным. Перефразируя слова классика психологии Карла Юнга, психолог, может быть уподоблен проводнику на незнакомой местности — не столько потому, что он лучше знает местность, сколько потому, что он представляет, как на ней ориентироваться. Постараюсь быть таковой для Вас.
Какова же причина моего выбора профессии, спросите Вы?  «Я хочу помогать людям» - я думаю,  весьма достойная причина профессионального выбора – и звучит красиво, и сказано честно. Психолог — один из тех, кто помогает другим. Почему выбрана именно психология? Ведь помогает другим и священник, и педагог, и социальный работник, и благотворитель, и полицейский, и многие другие…..
«В профессии человек старается реализовать все лучшее, что у него есть, и именно в этом он создает для самого себя полноценное счастье, то есть, ориентируясь на других людей настоящий профессионал в итоге утверждает самого себя как состоявшуюся личность» - написано в одной книге. В большей степени сказанное выше относится к профессии  психолог, поскольку она по сути своей ориентирована на помощь другим людям в решении их самых сложных жизненных проблем. Но именно психологи вместе с представителями других гуманитарных профессий (педагоги, социальные работники, врачи и другие) на первое место ставят интересы тех людей, которые доверились им в самых сущностных вопросах — вопросах смысла своей жизни, вопросах своего развития и достойного поведения в сложных жизненных ситуациях.
Моя профессиональная деятельность позволяет мне, прежде всего реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала, помогает даже неблагоприятные обстоятельства использовать во благо, ведь нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что–то действительно значительное.
Первыми осознали важность и нужность данной профессии - учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования.
Я работаю педагогом –психологом в детском саду. Судьбу не обманешь – есть ли профессия лучше?  Нет сомнений в правильности выбора профессии, я люблю свою работу и могу с уверенностью утверждать, что ни минуты не сомневаюсь в этом. Работа с детьми занимает всё время и мысли.
В последние годы широко употребляемым стало словосочетание «психологическое сопровождение». Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Педагог- психолог идет рядом с ребенком как друг и помощник . Ребенок всегда может обратиться к нему за помощью, но это не значит, что психолог станет все делать за него. Чаще всего его задача — это создание благоприятных условий ребенку для самостоятельного решения. Но бывают моменты, когда он должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.
По мнению выдающегося отечественного детского психолога Л. А. Венгера, психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.  Основная моя  цель, как педагога- психолога в детском дошкольном учреждении это - охрана физического и психического здоровья детей, создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. 
Основные задачи, стоящие передо мной:
- создание условий, способствующих эмоциональному благополучию воспитанников и коллектива детского сада;
- создание эмоционально комфортных условий для детей, педагогов, родителей в ДОУ;
- повышение педагогической культуры педагогов и родителей;
- психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно–методических пособий;
- психологическое сопровождение детей  в период адаптации.
- психологическое сопровождение детей подготовительной группы,  
  подготовка к школе, мониторинг развития;
Для того чтобы решать все эти задачи, планирую свою работу в детском саду по нескольким направлениям: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование.
Особо мне близка коррекционно-развивающая работа. Педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он будет делать основной акцент. Например,  мне наиболее актуальной представляется тема «Психолого-педагогическое сопровождение формирования социально-адаптированного поведения дошкольников». В силу своего возраста дети испытывают трудности в восприятии и усвоении норм и правил, принятых в обществе, информационного потока обрушивающегося на них. Соответственно всё чаще приходится сталкиваться с детским упрямством, капризами, агрессивностью, страхами, высокой тревожностью, низкой самооценкой. А мы знаем, что в дошкольном детстве складывается личность, самосознание и мироощущение, усваиваются ценности, традиции, культура общества, в котором предстоит жить,  формируется социальный опыт, раскрываются  потенциальные возможности. Как сделать, чтобы дети чувствовали себя комфортно, были весёлыми и активными, самостоятельными и доброжелательными, помогающими и любознательными, инициативными и уверенными в себе, открытыми и сопереживающими, умели  взаимодействовать с окружающим миром? Эту задачу я осуществляю через сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность).  Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Тем самым развивается память, мышление, речь, закладываются основы социальной зрелости, определяется  дальнейшее развитие, успешная адаптация. Коррекционная работа зависит от результатов, полученных в ходе обследования детей, исходя из конкретных потребностей, определяю основное направление коррекции.
Можно помечтать, если бы было создано универсальное коррекционное занятие с универсальными методами и приёмами, подходящими для всех. Бери и пользуйся!  К сожалению (а может, к счастью?) этого не будет никогда. Нет волшебных сценариев, пригодных на все случаи жизни. Потому что все дети разные. Потому что каждый день — «не такой, как вчера».
Отсюда понятна специфика работы педагога - психолога: он должен владеть значительным количеством разнообразных методов, приемов и уметь комбинировать их в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности. Порой деятельность практического психолога сродни искусству. Творчество — это просто – напросто моя профессиональная обязанность. Я должна быть готова в любой момент импровизировать, менять упражнения и изобретать новые.
Я — творец! Но постоянно должна помнить о главном принципе: «НЕ НАВРЕДИ!» Хотя, поразмышляв и проанализировав свою деятельность, мне хочется его изменить на: «СДЕЛАЙ ЛУЧШЕ!»
Конечно же, в работе с детьми мне не справиться без моих коллег – воспитателей, ведь мы делаем    одно дело. Я часто обращаюсь к ним за советом, потому что они знают своих воспитанников лучше, чем кто-либо другой.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях, является недостаточным. Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.
Хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду. Мне пришлось столкнуться с мнением одного родителя, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего она сделала вывод о том, что если с её ребенком в детском саду работает психолог, то он психически ненормальный. На этом основании некоторые родители вообще стараются избегать общения с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в детском саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями. Педагог -психолог- это педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере.  Я не доктор, я не ставлю диагноз, а могу лишь сделать   условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости предложу пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, учителя-логопеда.
Только от совместной плодотворной деятельности со всеми участниками образовательного процесса я получаю удовлетворительный результат. Я вижу ребёнка инициативного, самостоятельного, уверенного в себе, умеющего быстро адаптироваться к изменяющейся обстановке, самостоятельно преодолевающего трудности, умеющего сотрудничать, желающего узнавать новое.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим. Я не просто делаю, что «положено», а стремлюсь сформировать у себя индивидуальный стиль деятельности, ищу для себя новые, более сложные задачи, неординарные способы и методы работы.
Моя работа требует огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Самое главное, что я осознала: в психологии (наверное, как и во многих других науках) нельзя остановиться в развитии, нельзя прекратить свой профессиональный рост, удовольствовавшись достигнутым уровнем. Если это произойдет, сразу начинается откат назад, потеря завоеванных позиций. Нужно постоянно развиваться! Постоянно учиться новому и закреплять освоенное. Практические психологи могут повысить свою квалификацию и получить более высокую оценку своего мастерства, в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями и навыками, пройдя аттестацию на соответствующую квалификационную категорию. Важным способом профессионального совершенствования психологов является активное участие в жизни психологического сообщества. Я являюсь членом психолого – медико - педагогической комиссии нашего города.
Современный педагог - психолог для поддержания высокого профессионального уровня должен постоянно читать книги по психологии, повышать уровень своей профессиональной подготовки, особенно в области практической психологии.
Ну и закончить свой рассказ мне хотелось бы словами одной притчи:
Мальчик звезды собиралНа берегу,..В море синее бросал:"Вам помогу!!!"....Вдруг его философ увидал:"Я глупца такого не видал!Этих звёздочек морских здесь миллион,Окружили чудака со всех сторон!"И философ к мальчугану подошёл; - Что в пустой затее ты нашёл?- День уходит, начинается отлив,Звёзды гибнут,... Я спасаю их!!!...Чудака философ уверял:- Это глупо! Их конец настал....Все равно, всех звёзд ты не спасёшь,От судьбы такой не отведёшь!Мальчик замер с звёздочкой в руках,Закричала боль в его словах;- Если всех не в силах я спасти,Ей смогу я счастье принести!!!И он бросил в море ту звезду,Утирая на щеке слезу....
Ведь если мы можем помочь хоть одному человеку, мы сделаем очень большое дело!
Ну что ж, на этом, вероятно, можно поставить многоточие. Думаю, этот разговор был для Вас интересным, позволил прикоснуться к моему миру, психологической профессии. Всегда буду, рада пообщаться ещё, выслушать ваши вопросы, замечания и предложения, за что заранее выражаю признательность. Всего Вам доброго.