Рабочая программа 5 класс литература Меркин


ст.КамышевскаяМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ КАМЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ «КАЗАЧЬЯ» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Утверждаю:
Директор МБОУ Камышевская СКОШ
Приказ №_____ от «____»__________2016 г.
__________________А.Б.Кострюкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе_________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 5 класс______________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов ____105____
Учитель Цикал Валентина Петровна____________________
Программа разработана на основе
Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНОПротокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета
МБОУ Камышевской СКОШ ___________ __________________
от ______________20__г. №_____ (подпись) (ФИО)
_______________________20___года
_________ ______________________
(подпись) (ФИО руководителя МО)
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 2,9,12,13).
Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения)
Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год 30.01.2013 № 26755
Учебного плана МБОУ Камышевской СКОШ на 2016-2017 учебный год;
Годового календарного графика школы на 2016-2017 учебный год;
Устава Камышевской СКОШ, который предоставляет право составления рабочих программ.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».
Задачи программы:
развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
повысить индивидуальную активность;
повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;
расширить кругозор школьников.
Программа предусматривает возможность интеграции с МХК, русским языком и ИКТ.
Отличительной особенностью данной программы является включение в её структуру электронного приложения, которое содержит интерактивное поурочно-тематическое планирование с активными гиперссылками для эффективной организации учебного процесса.
Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты (произведения) с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 5 классе – 105 часов (3 урока в неделю).
Для развития патриотического и духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка введен региональный компонент, которому на уроке отводится 15% рабочего времени.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1ч)
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии (3 ч.)
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества (9 ч.)
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы (2 ч.)
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира (1 ч.)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.
Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.
Развитие речи: выразительное чтение.
Русская басня (6 ч.)
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы ХIХ века (38 ч.)
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века (29 ч.)
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века (2ч)
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон»;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).
Из зарубежной литературы (16 ч.)
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Подведение итогов года. Литературная игра (1ч)
Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул (1ч)
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
И.С. Тургенев. «Русский язык».
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).
С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).
Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.
Для домашнего чтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце.
Нарцисс.
Детская Библия
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».
Загадки, частушки, пословицы, поговорки, бывальщины.
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1-2 по выбору).
Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К. Андерсена (1-2 по выбору).
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.
Из русской литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»
Из русской литературы XIX века
И.А. Крылов. «Листы и Корни», «Ларчик», «Обоз».
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».
А.А. Дельвиг. «Русская песня».
Е.А. Баратынский. «Водопад».
А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».
А.С. Пушкин. «Кавказ», «Выстрел».
М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».
А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».
Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
И.С. Тургенев. «Бежин луг».
В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза…».
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».
Я.П. Полонский. «Утро».
А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...».
Ф.И. Тютчев. «Утро в горах».
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».
Из русской литературы XX века
М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии».
И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит...», «Помню — долгий зимний вечер...».И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима».
М.М. Пришвин. «Моя родина».
А.Т. Твардовский. «Лес осенью».
К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»
Е.И. Носов. «Варька».
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» (по выбору).
В.П. Крапивин. «Дети синего Фламинго».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день».
В.И. Белов. «Скворцы».
В.К. Железников. «Чудак из 6 “Б”».
Р.П. Погодин. «Тишина».
Из зарубежной литературы
В. Скотт. «Айвенго».
М. Рид. «Всадник без головы».
Ж. Верн. «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта».
Дж. Лондон. «Мексиканец».
А. Конан Дойл. «Голубой карбункул».
А. Линдгрен. «Приключения Кале Блюмквиста».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Разделы и темы Количество часов Форма контроля
Сочинение Тест Проект
1. Введение 1 2. Мифология
3 3. Устное народное творчество
9 1
4. Древнерусская литература
2 5. Басни
7 6. Литература XIX века 38 4 1 1
А.С. Пушкин.
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
И.С. Тургенев
Н.А. Некрасов
Л.Н. Толстой
А.П. Чехов 7. Литература XX в. 29 1 1 А.А. Блок
И.А. Бунин
С.А. Есенин
Л.Н. Андреев
А.И. Куприн
А.П. Платонов
П.П. Бажов
Е.И. Носов 8. Зарубежная литература 14 1 Д. Дефо
Х.Л. Андерсен
М. Твен
Ж. Рони-Старший
Дж. Лондон
А. Линдгрен Итого: 103 5 3 2

Приложение №1
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема урока, раздела. Количество часов Форма контроля Дата проведения урок
По плану Корректировка
Введение (1 ч.)
1. Книга – твой друг. 1 Устный опрос 01.09.16 Из мифологии (3 ч.)
2. Античный миф.
«Рождение Зевса». 1 Устный опрос, самостоятельная работа 02.09.16 3. Миф «Олимп». 1 Устный опрос 05.09.16 4. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». 1 Устный опрос, самостоятельная работа 08.09.16 Из устного народного творчества (8 ч.+ 1 ч.р/р)
5. Загадки. 1 Самостоятельная работа 09.09.16 6. Пословицы и поговорки. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 12.09.16 7. Р/к Устное народное творчество донского края 1 Устный опрос, самостоятельная работа 15.09.16 8. Анализ письменных работ 1 Устный опрос 16.09.16 9. Сказка. «Царевна-лягушка». Подготовка к мини-проекту. 1 Мини-проект 19.09.16 10. Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» Подготовка к мини-проекту. 1 Устный опрос,
мини-проект. 22.09.16 11. Сказки народов России. «Падчерица». Подготовка к мини-проекту. 1 Устный опрос,
мини-проект. 23.09.16 12. Р/к Волшебные сказки Тихого Дона. Подготовка к мини-проекту. 1 Устный опрос,
мини-проект. 26.09.16 13. Мини-проект «Скоро сказка сказывается». 1 Защита проекта, иллюстрирование, инсценирование фрагмента 29.09.16 Из древнерусской литературы (2 ч.)
14. Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». 1 Устный опрос,
.выразительное чтение. 30.09.16 15. «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». 1 Устный опрос
03.10.16 Басни народов мира (1 ч.)
16. Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». 1 Устный опрос, самостоятельная работа 06.1016 Русская басня (5 ч.+1 ч.р/р)
17. Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» 1 Устный опрос, самостоятельная работа 07.10.16 18. Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова. 1 Устный опрос, исследовательская работа 10.10.16 19. Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». 1 Устный опрос 13.09.16 20. И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». 1 Устный опрос 14.10.16 21. Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова. 1 Устный опрос 17.10.16 22. Русская басня в XX веке. 1 Письменный опрос 20.10.16 Из литературы XIX века (32 ч. + 6 ч. р/р.)
23. Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. 1 Устный опрос, 21.10.16 24. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». 1 Устный опрос, самостоятельная работа 24.10.16 25. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 1 Устный опрос, самостоятельная работа 27.10.16 26. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. 1 Устный опрос 28.10.16 27. А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). 1 Устный опрос 07.11.16 28. А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». 1 Устный опрос 10.11.16 29. Поэзия XIX века о родной природе. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 11.11.16 30 Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. 1 Самостоятельная работа 14.11.16 31. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.
Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 17.11.16 32. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». 1 Исследовательская работа 18.11.16 33-34. Р/р. Сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). Анализ письменных работ 2 Письменная работа 21.11.16
24.11.16 35. Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 25.11.16 36. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.
1 Устный опрос, самостоятельная работа 28.11.16 37. Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». 1 Устный опрос, самостоятельная работа 01.12.16 38. Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. 1 Устный опрос 02.12.16 39. И.С.Тургенев
Рассказ
«Муму». Образ Герасима. 1 Устный опрос 05.12.16 40. Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. 1 Устный опрос 08.12.16 41. Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 09.12.16 42-43. Р/р. Сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений 2 Письменная работа 12.12.16
15.12.16 44. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». 1 Устный опрос, самостоятельная работа 16.12.16 45. Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача». 1 Устный опрос 19.12.16 46. Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 22.12.16 47. Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети».
1 Устный опрос, самостоятельная работа 23.12.16 48. Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам. 1 Устный опрос, исследовательская работа 26.12.16 49. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». 1 Устный опрос 29.12.16 50. Р/р. Анализ письменных работ. 1 Выявление речевых, логических, фактических ошибок 30.12.16 51. Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 12.01.17 52. Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. 1 Устный опрос, исследовательская работа 13.01.17 53. Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.
1 Программированный контроль 16.01.17 54-55. Р/р. Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Анализ сочинений 2 Письменная работа 19.01.17
20.01.17 56. Р/к. Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 23.01.17 57. Р/к Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 26.01.17 58. Р/к Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проектом. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 27.01.17 59. Р/к Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни. 1 Письменная работа 30.01.17 60. Р/к Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова). 1 Защита и анализ проекта 02.02.17 Из литературы XX века (28 ч. + 1 ч. р/р.)
61. Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 03.02.17 62. Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 06.02.17 63. И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». 1 Исследовательская работа 09.02.17 64. И.А.Бунин. «Подснежник».
1 Устный опрос, самостоятельная работа 10.02.17 65. Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 13.02.17 66. Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе. 1 Устный опрос, исследовательская работа 16.02.17 67. Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. 1 Устный опрос, исследовательская работа 17.02.17 68. А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. 1 Устный опрос, письменная работа 20.02.17 69. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. 1 Устный опрос 27.02.17 70. Р/р. Обучение анализу эпизода. 1 Письменная работа 02.03.17 71. Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 03.03.17 72. А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» 1 Устный опрос 06.03.17 73. С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 09.03.17 74. С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» 1 Устный опрос, самостоятельная работа 10.03.17 75. С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» 1 Устный опрос, самостоятельная работа 13.03.17 76. А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. 1 Устный опрос 16.03.17 77. А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита». 1 Исследовательская работа 17.03.17 78. А.П.Платонов. «Цветок на земле». 1 Устный опрос, исследовательская работа 20.03.17 79. П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 23.03.17 80. П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова. 1 Устный опрос, письменная работа 24.03.17 81. П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. 1 Тест 03.04.17 82. Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 06.04.17 83. Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 07.04.17 84. В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». 1 Устный опрос
10.04.17 85. В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». 1 Устный опрос
13.04.17 86. Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе. 1 Исследовательская работа 14.04.17 87. Р/р . По рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Сочинение «Как Васютка выжил в тайге» 1 Устный опрос 17.04.17 88. В.И.Белов. «Весенняя ночь». 1 Исследовательская работа 20.04.17 89. В.Г.Распутин. «Век живи – век люби». 1 Устный опрос, самостоятельная работа 21.04.17 Из зарубежной литературы (13 ч.+ 1 ч.р/р)
90. Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». 1 Устный опрос, самостоятельная работа 24.04.17 91. Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». 1 Устный опрос
27.04.17 92. Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.
Заочная экскурсия на родину сказочника. 1 Викторина 28.04.17 93. Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. 1 Устный опрос
04.05.17 94. Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 05.05.17 95. М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. 1 Устный опрос
11.05.17 96. Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. 1 Письменная работа (отзыв) 12.05.17 97. Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 15.05.17 98. Краткие сведения о Дж.Лондоне. 1 Устный опрос, самостоятельная работа 18.05.17 99. Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». 1 Устный опрос, самостоятельная работа 19.05.17 100. Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. 1 Устный опрос
22.05.17 101. А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги». 1 Тест по теме «Зарубежная литература» 25.05.17 102. Литературная игра. 1 Викторина 26.05.17 103. Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения. 1 Устный опрос 29.05.17 Приложение №2
БЛОК КОНТРОЛЯ
№ п/п Тема № урока Дата проведения
1. Мини-проект «Скоро сказка сказывается». 13 29.09.16
2. Сочинение «Путешествие на поле славы». 33-34 21.11.16
24.11.16
3. Сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». 42-43 12.12.16
15.12.16
4. Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Тест 53 16.01.17
5. Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» 54-55 19.01.17
20.01.17
6. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни. 59 30.01.17
7. Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова). 60 02.02.17
8. П.П.Бажов. «Каменный цветок».Тест 81 03.04.17
9. По рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Сочинение «Как Васютка выжил в тайге» 87 17.04.17
10. Тест по теме «Зарубежная литература» 101 25.05.17