Конспект урока по литературе на тему Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова Ионыч


Тема урока. Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.
Цели: дидактическая (учебная)- проанализировать    рассказ   Чехова «Ионыч»   и   рассмотреть    степень    личной   ответственности    героя    за свою    жизнь; раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе; совершенствовать умение анализировать художественное произведение;
применять приобретённые знания  для создания связного текста (устного   и письменного) на заданную тему.
развивающая – продолжить развитие навыков и умений анализа художественного произведения, развитие культуры устной и письменной речи, развитие навыка характеристики литературного героя;
воспитательная – нравственное воспитание студентов, воспитывать любовь к литературе.
Метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, элементы лингвистического анализа.
Задачи:
умение работать с информационным потоком;
умение решать проблему;
умение вырабатывать собственное мнение;
умение выражать свои мысли;
Обеспечение занятия: портрет писателя А.П.Чехова, текст рассказа «Ионыч», презентация урока, интерактивная доска, фотографии.
Эпиграф к уроку : Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.
А.П. Чехов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Вступительное слово преподавателя.
Художественный талант А.П.Чехова формировался в 80 годы, в эпоху переоценки духовных ценностей. Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Все знают его афоризм: «Краткость – сестра таланта».
1898 год – это редкая даже для Чехова вспышка творческой энергии: один за другим появляются на свет «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Душечка». Перед автором этих рассказов стояла трудная задача – немногими словами сказать о многом на нескольких страницах
Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни, которую давно изучала русская литература, — духовной деградации. Автор изображает духовную деградацию личности главного героя рассказа Дмитрия Ионыча Старцева — земского врача, сына дьячка. Он отказывается от общественных идеалов, высоких стремлений, человеческих чувств, которые отдаются на растерзание покою, наживе, деньгам, благополучию, сытой, обеспеченной жизни, и это влечет за собой его моральное падение.
В его рассказах звучит тема духовного оскуднения человека, особенно в рассказе «Ионыч». В этом мы сегодня постараемся убедиться. Но прежде поговорим об авторе А.П.Чехове и его творчестве.
II. Актуализация ранее изученного.
1. Викторина по биографии и творчеству Чехова.
В каком году и где родился А.П. Чехов? 
Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов? 
Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета? 
В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель? 
Какими псевдонимами подписывался А.П. Чехов под своими произведениями? 
Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? 
С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году? 
Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях? 
Какие рассказы А.П. Чехова о детях и для детей вы знаете? 
Какие сборники рассказов, ставшие итогом раннего творчества писателя, вы знаете? 
С какой цель А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин? 
Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин? 
В какой период творчества А.П. Чеховым написано 42 произведения? 
Какие рассказы позднего периода творчества Чехова вы знаете? 
Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете? 
Назовите известные вам чеховские места.
Где похоронен А.П. Чехов? 
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
- Давайте перейдем к творчеству , т.е. к теме нашего занятия и попытаемся на примере анализа рассказа "Ионыч" раскрыть нравственную проблематику произведений удивительного писателя.
2. Словарная работа. (слайд № )Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Деградация – постепенное ухудшение, упадок человека.
Мещанство - 1) сословие в дореволюционной России; 2) мировоззрение и стиль жизни, в центре которого стоит стремление к обладанию собственностью и ее преумножению.
Обыватель - 1) В царской России: постоянный житель какой-н. местности.
"Городской о."
2. (перен.) человек, лишённый общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами. "Превратиться в обывателя"
3. Беседа об идейно-тематическом своеобразии рассказа. (Слайд № )1. Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека).
2. Какова главная мысль (идея) произведения? (Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)
4. Проблемная ситуация: Чтобы решить эту проблему, обратитесь к анализу текста.
1. О чем заставляет задуматься фамилия этого героя? Как известно, у Чехова фамилии были "говорящими". (Говорящей является и фамилия персонажа — Старцев, которая заключает в себе перспективу преждевременного старения души Ионыча.)
2. Каковы взгляды, характер этого человека? (Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в Дялиж, в земскую больницу молодой доктор Старцев Дмитрий Ионыч. Перед ним заманчивое будущее: интересная работа, благородная цель жизни — «помогать страдальцам, служить народу».
Он молод, здоров, весел, полон надежд, беспричинной юношеской радости, ожидания счастья. Всё ему кажется интересным, занимательным, новым.
Как только Старцев был назначен земским врачом в Дялиже, в 9 верстах от С., ему, как и всякому приезжему, рекомендовали познакомиться с семьей Туркиных. Но, судя по всему, Старцев не спешил сделать это, — видимо, он не очень верил рекомендации, а главное, был занят и увлечен своим делом.
 «Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу... последовало приглашение». Но Старцев вспомнил о нем лишь через несколько месяцев: «Весной, в праздник — после приема больных», оказавшись в городе по другим делам, «он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди».
Старцев впервые посещает Туркиных «весной, в праздник». И эта весенняя праздничность — не столько вокруг героя, сколько в нем самом. Весенний праздничный день наполняет его счастьем, бодрит и радует: он идет средь зелёных полей, идет не спеша, наслаждаясь, идет в город отдохнуть и развлечься и все время поёт романс М. Яковлева на слова элегии А. А. Дельвига: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия ...»)
5. Анализ I главы.
- Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом.
Словарная работа:
Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.
- В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.
Обратите внимание на художественную деталь (чтение последнего предложения 3 абзаца рассказа). «Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал».
Как вы думаете, каков наш герой? (Герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен). Настораживает ли вас вводное предложение, т.е. художественная деталь: «Своих лошадей у него не было»? Это замечание специально для вас, читателей, а что же будет дальше.
- Старцев по приглашению Ивана Петровича Туркина знакомится с его семьей.
- Что увидел Старцев у Туркиных?( Главный герой играет роль своеобразного зрителя, присутствующего на домашнем концерте. Глава семьи Иван Петрович Туркин выступает как застольный конферансье. Он ведет концерт уверенно и привычно. Сначала «предоставляет слово» супруге Вере Иосифовне, которая написала «большинский роман», затем следует музыкальный номер — их дочь Катерина Ивановна, «Котик», играет на рояле. А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их. И в заключение всего этого концерта — лакей Павлуша, который изображает нечто трагическое: «Умри, несчастная!» Таков этот домашний парад талантов.)
 - В чем заключается талант Ивана Петровича Туркина?( Весь талант Ивана Петровича заключается в том, что он говорит «на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю...» Это человек с неизменно смеющимися глазами и смешными словечками — вся его речь состоит из шуточек, анекдотов, поговорок. Репутация туркинских талантов дает трещину при первом же упоминании об Иване Петровиче, который «устраивали любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно». Вся скука и однообразие жизни и общества в городе С., даже в «самой образованной и талантливой» семье, уже угадываются в этой аттестации и актерского «дара» Ивана Петровича, и уровня его аудитории: ведь это ее восторги отразились в оценке: «кашлял очень смешно», — прямо-таки слышишь голоса местных дам и барышень!)
- Охарактеризуйте романы, которые пишет Вера Иосифовна. Как Чехов подчеркивает литературную бездарность ее романа?( Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы о том, чего нет и не может быть в действительности. Ее роман начинается словами «Мороз крепчал...» — манерно-банальным литературным штампом. Вера Иосифовна не писательница, она только старается быть ею. " Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни»Простая песня «Лучинушка», доносившаяся из сада, по сравнению с романом показалась слушателям кусочком настоящей жизни и как бы защищала правду от фальшивых словоизвержений Веры Иосифовны.) глава 1 (Прощел час, другой...)
 
- А как в рассказе преподносится игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? («Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять» . И когда она садится за рояль, сходство не исчезает, а скорей, наоборот, увеличивается. Нельзя не услышать переклички в описаниях того, как воспринимались роман Веры Иосифовны и игра на рояле ее дочки: мать читала о том, чего никогда не бывает в жизни, но все-таки слушать было «приятно, удобно»; дочь играет громко, даже как-то надоедливо, искусство сведено у нее к чисто техническому исполнению, но сидеть в гостиной после больных и мужиков, смотреть на нее «так приятно, так ново...» Котик, играя на рояле, «ударила по клавишам», «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля», словно речь идет не об искусстве, а о какой-то тяжелой и бессмысленной работе, цель которой — «вбить клавиши внутрь рояля».) гл.1 "Подняли у рояля крышку..."
- Назовите примеры русских слов, которые искажает в своей речи Иван Петрович. Чем славен он? («большинский, недурственно, покорчило вас благодарю»).
- Он рассказывает анекдоты, острит, предлагает гостям, в том числе и Старцеву, смешные задачи. Какой вывод? (Мы видим через художественные детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором слов).
- А что Старцев? (а он доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно»).
- Как Старцев относился к Туркиным в первой главе?( На гостя обрушивается поток любезностей и шуток. Слух Старцева режут обращения хозяина дома, которыми тот потчует собравшихся: «здравствуйте пожалуйста», «он не имеет никакого римского права», «большинский роман» и др. Или, скажем, обращение хозяйки дома к человеку, которого она впервые видит: «Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив, это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не заметит». И тем не менее Старцеву все-таки слушать было «приятно, удобно», несмотря на то, что он замечает и бездарность романов матери, и бездарность игры Котика. Длинный и скучный роман Веры Иосифовны будит какие-то смутные, но «хорошие» мысли. Шумная и однообразная игра Котика увлекает, а сама Котик восхищает его. И даже нудные, плоские остроты Туркина и нелепое выступление Павы не «раздражают» (как будет позднее), а «занимают» его.
Это неудивительно: молодой, умный, немного уставший от года утомительной и однообразной работы врач отдыхает в мягких и уютных креслах, ему нравятся и разговоры, и сама Екатерина Ивановна: «После зимы, проведённой в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но всё же культурные звуки, — было так приятно, так ново...»
Его восприятие Туркиных — это своего рода зеркало его самого, молодого, доброжелательного, жизнерадостного земского врача, к тому же изрядно соскучившегося в своем захолустье по интеллигентному обществу. Он увидел интеллигентных людей, домашний уют, хорошо сервированный стол, вкусный ужин, услышал веселые разговоры, звуки рояля, — словом, то, чего в Дялиже не было, — и все показалось ему ново, интересно и занимательно. А самое глазное, что привело его в восторг, — это прелестное, обаятельное существо, обещающее так много, много радости впереди.
У Туркиных всё подчинено заранее установленному распорядку, все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определённый эффект: здесь угощают и вкусным обедом, и красивой дочерью, и музыкой, и романами. И вот свежий человек, попадая под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь. Старцев начинает поддаваться общему настроению. «Прекрасно!» — повторяет он за всеми, хваля игру Котика. Первая встреча Ионыча с семьей Ивана Петровича проходит мирно и благополучно. Глядя на мальчика-лакея, он думает: «Занятно», а вернувшись домой, смеется, вспоминая словечко хозяина «недурственно». Пошлость постепенно обволакивает, завораживает человека, лишает его сил к сопротивлению, подчиняет себе. И всё это происходит в уютной обстановке, и совсем не страшно. Внутреннее состояние свежего человека явно контрастирует с неестественной, позерской «интеллигентностью» провинциальной семьи.)
Анализ 2 главы.
- Прошло больше года. Что изменилось за этот год? ( Старцев пребывал в трудах и одиночестве. И вот он снова у Туркиных, где влюбился в Екатерину Ивановну).
- Как Старцев относился к Котику во время своей любви? ( глава 2 «Она восхищала его своей свежестью, наивным выражением глаз, щёк. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией...» В пленительном чаду любви Старцев не видел истины и не мог понять, что перед ним самая заурядная, уездная барышня, капризная и избалованная, привлекательная только всепобеждающей прелестью молодости, а не друг и даже не настоящий собеседник, которому можно открыть свою душу. Он не замечал её легкомыслия, расточал перед ней сокровища своего ума и сердца. «С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чём угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей», и, очарованный, слушал её наивный лепет, наслаждаясь больше звуком её голоса, чем смыслом её речей. «Я страстно жажду Вашего голоса. Говорите». Ради одного этого он прощал ей всё: и ее оскорбительную невнимательность («во время серьёзного разговора, случалось, она «вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом»), и её неуместные замечания («а как смешно звали Писемского — Алексей Феофилактыч»). Он страдал, ища свидания наедине, а она продолжала «по три, по четыре часа» играть на рояле и принимала тех же гостей. Именно в это время герой переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, Екатерину Ивановну наделяет лучшими качествами: «она казалась ему очень умной и развитой не по летам». Словом «казалась» доносится очень важный нюанс в отношениях главных героев. Читатель видит ограниченность Котика, скуку, царящую в ее доме, и понимает, что Старцев заблуждается, надумывает образ девушки. Однако возрастающая влюбленность  в Котика еще более отличает Старцева от томительно ординарных людей.)
- На какую деталь во 2-ой главе автор обращает наше внимание? (У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон.) Как она характеризует Старцева?
Анализ 3-ей главы.
- Одни только сутки («На другой день вечером») отделяют события третьей главы от второй. Но эта новая глава в новелле — новый и переломный момент в жизни Старцева: начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье («он не ожидал отказа»), охлаждение к своему делу, первые признаки душевной лени.
- Что в начале III главы мешает Старцеву сделать предложение Котику?
Ответ: «На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение», он горел нетерпением, но встретил самое неожиданное и странное препятствие: «Екатерину Ивановну причёсывал парикмахер» (?!). И «пришлось опять (как и вчера) долго сидеть в столовой, пить чай» и слушать вздор, который плёл Иван Петрович. Какая проза!
- О чем думает в это время Старцев? Как это его характеризует?
( Старцев думает о своём, но и его думы становятся серы и прозаичны. «А приданого они дадут, должно быть, не мало». Кто бы мог подумать, что после всего пережитого в эту ночь в голову Старцева забредут такие мысли? «После бессонной ночи он находился в состоянии ошеломления, точно его опоили чем-то сладким и усыпляющим; на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач... К тому же, если ты женишься на ней, то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе». «Ну, что ж? — думал он. — В городе так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку...» В его душе спорят два голоса: но если раньше, перед поездкой на свидание, любовь помогала ему отбросить рассудительно-трезвенные доводы, то теперь голос любви звучит глуше, его перебивает голос рассудка.)
- Что произошло в клубе? (Старцев сделал предложение Котику и получил отказ)
- Найдите и прочитайте в 3-ей главе описание душевного состояния героя после отказа Екатерины Ивановны. (У Старцева перестало беспокойно биться сердце... ) Анализ 4-й главы
- Сколько прошло лет? ( 4 года)
- Как изменился Старцев?
Какие изменения произошли в семье Туркиных?
- В чем заключается духовная деградация доктора Старцева?
- Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?
( Постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потеря активности, живой человеческой реакции.)
- Почему это происходит с Ионычем?
( В результате утраты человеколюбия. Желтые и зеленые бумажки, а не облегчение человеческих страданий стали целью его деятельности. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне.)
-  Каковы внешние признаки омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания?
( Жадность, грубость, раздражительность, бесцеремонность, ожирение, собственные дома, тонкий и резкий голос, тупая речь.)
IV. Итоги урока.
1. Обобщающая беседа.
- Типичен ли образ Старцева?
- Актуальна ли эта тема сегодня – деградация личности человека?
- Что произошло с героем? (нравственное падение человека. Началось все с незначительных недостатков героя: стремление к выгоде, недостаточная чуткость к людям, лень и нежелание бороться с пошлостью)
Бездуховная жизнь, на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Если человек не способен к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие. Ограждение от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой, он равен Туркиным, безнравственным и бездушным людям.
Личная ответственность человека за свою жизнь, надо бороться с тиной окружающей среды, сопротивляться пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
2. Выставление отметок.
V. Домашнее задание. Читать пьесу "Вишневый сад".