ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (аккордеон)» срок обучения 5(6) лет.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
г. ТОРЖОК
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
АККОРДЕОН
Срок обучения 5 (6) лет
2016 год

«Рассмотрено»
Методическим советом
образовательного учреждения
____________________________
(дата рассмотрения) «Утверждаю»
Директор
______________
(подпись)
______________________________
(дата утверждения)
Разработчик – Богачева Наталья Валентиновна, преподаватель высшей категории, заведующий народным отделением.
Рецензент –
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Списки нотной и методической литературы
- Учебная литература;
- Учебно-методическая литература;
- Методическая литература
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность», далее – «Специальность (аккордеон)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (аккордеон)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика. Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (аккордеон)» направлен на приобретение учащимися музыкально - исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (аккордеон)» для
детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 (6) лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (аккордеон)»:
Срок обучения 5 лет 6 год
обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 924 214,5
Количество часов на аудиторные занятия 363 82.5
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу) 561 132
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (аккордеон)»
Цели:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ.
определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
«Специальность (аккордеон)»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации учебного предмета «Специальность» (аккордеон), в образовательном учреждении имеются:
классы, оснащенные инструментами, пюпитрами, подставками;
библиотека, укомплектованная печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оркестровых произведений;
фонотека, видеотека, фильмотека;
компьютеры, ЖК-телевизор, принтер, музыкальные центры, ксерокс;
концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (аккордеон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:
Срок обучения – 5 (6) лет
Распределение по годам обучения
класс 1 2 3 4 5 6
Продолжительность
учебных занятий
( в неделях) 33 33 33 33 33 33
Количество часов
на аудиторные занятия
в неделю 2 2 2 2,5 2,5 2,5
Общее количество часов
на аудиторные занятия
363
82,5
445,5
Количество часов на внеаудиторныезанятия в неделю 3 3 3 4 4 4
Общее количество часов на внеаудиторныезанятия 561 132
693
Максимальное количество часов назанятия в неделю 5 5 5 6,5 6,5 6,5
Общее максимальное количество
часов по годам 165 165 165 214,5 214,5 214,5
Общее максимальное количество
часов на весь период обучения 924 214,5
1138,5
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый
класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, которое
направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Годовые требования по классам
Срок обучения – 5 (6) лет
Требования по специальности для учащихся на аккордеоне сроком обучения 5 лет такие же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.
Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерныепроизведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (взависимости от способностей ученика).
Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога - выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.
Класс
Учебная нагрузка 2 часа в неделю.
Задачи:
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Посадка, постановка рук, развитие координации движений правой и левой руки, организация целесообразных игровых движений.
Освоение нотной грамоты, чтение нот с листа в пределах 1-2 октав.
Овладение различными средствами артикуляции за счёт освоения основных видов штрихов: legato, staccato, non legato.
Развитие чувства ритма, точной интонации мелодии.
Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального произведения.
Освоение основных приёмов ведения меха: разжим и сжим.
Знакомство с музыкальной терминологией:
В течение 1 года обучения ученик должен пройти:
15 - 20 первоначальных пьес, песенок, этюдов разной степени завершённости – от разбора – знакомства до концертного исполнения с обязательной точной фиксацией каждого музыкального произведения в «Индивидуальном плане учащегося».
Гаммы: C- dur, G - dur, F- dur, арпеджио, аккорды правой рукой.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
Талакин А.«Этюд» C- dur.
Кабалевский Д. «Маленькая полька»
Примерный репертуарный список переводного экзамена:
Черни К. «Этюд» Соль мажор
Латышев А. Детская сюита «В мире сказок»: «Марш Бармалея», «Вальс Мальвины», «Емеля на печи», «Страшная история»
Белорусская народная песня «Перепёлочка»
класс
Учебная нагрузка 2 часа в неделю.
Задачи:
Продолжение работы над постановочно- двигательными навыками, звукоизвлечением, ритмом.
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.
Освоение динамических оттенков за счёт умения владеть мехом.
Овладение основными принципами аппликатурной дисциплины.
Знакомство со строением музыкального произведения.
Развитие умения определять частные и общую кульминации внутри пьесы.
Развитие мелкой техники.
Знакомство с украшениями к мелодии (форшлаг, трель)
Освоение приёма игры мехом – деташе.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти:
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-18 различных произведений, включая 3-4 этюда. Гаммы C, G , F- dur правой и левой рукой в одну или две октавы, арпеджио, аккорды; a, e, d- moll (3 вида) правой рукой.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
Шитте Л. «Этюд» Фа мажор
Николаев Г. «Мазурка»
Русская народная песня в обработке Донченко В. «Я пойду ли, молоденька»
Примерный репертуарный список переводного экзамена:
Лемуан А. «Этюд» Ре мажор
Коробейников А. « Капризный котёнок»
Малиновский Л. «Весёлые каникулы».
класс
Учебная нагрузка 2 часа в неделю.
Задачи:
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся.
Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом.
Работа над различными способами ведения меха, используя динамические и агогические нюансы.
Продолжение работы над развитием мелкой техники (гаммаобразной, арпеджированной, пальцевые репетиции, двойные ноты).
Развитие умения определять форму музыкального произведения.
Знакомство с полифонией, произведением крупной формы.
В течение 3 года обучения ученик должен пройти:
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-16 пьес, различных по жанру, этюдов. Гаммы C, G , F- dur двумя руками в 1-2 октавы, арпеджио короткое и длинное, аккорды. a, e, d- moll (2 вида: натуральный и гармонический) двумя руками, арпеджио, аккорды.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
Беркович И. «Этюд» До мажор
Обработка Иванова А. «Литовский танец»
Коробейников А. «Капризный котёнок»
Примерный репертуарный список переводного экзамена:
Мотов В. «Этюд» Ля минор
Укр. народная песня «Садом, садом кумасенька», обработка Иванова А.
Забутов Ю. «Старый парижский клоун»
класс
Учебная нагрузка 2 часа в неделю.
Задачи:
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения.
Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.
Освоение крупной техники (аккорды, октавы, скачки)
Продолжение освоения различных приёмов владения мехом.
Освоение на правой клавиатуре аккордеона приёмов glissando, vibrato.
Работа над мелизмами (украшениями).
Продолжение знакомства с различными формами музыкальных произведений.
В течение 4 года обучения ученик должен пройти:
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-14 пьес, различных по жанру, этюдов на различные виды техники, в том числе полифоническое произведение, произведение крупной формы. Гаммы до трёх знаков мажорные в две октавы, арпеджио, аккорды. С- dur триолями. Гаммы минорные до двух знаков в одну- две октавы, арпеджио, аккорды правой и левой рукой.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
Шагдарон Г. «Этюд» Ля мажор
Завальный В. «Юмореска»
Белорусская народная песня в обработке Коробейникова А. «Савка и Гришка»
Примерный репертуарный список переводного экзамена:
Гурлит К. «Этюд» Ре минор
Довлаш Б. «Концертино», 3 части.
Солохин А. «Воспоминание о музыкальной школе»
5 класс
Учебная нагрузка 2,5 часа в неделю.
Задачи:
Главная задача, стоящая перед учащимися пятого класса, - предоставить выпускную программу в максимально готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом учащийся обыгрывает свою программу на зачетах, классных вечерах, концертах.
совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения;
повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углублённая работа над звуком и техникой исполнения;
изучение различных по стилям и жанрам произведений, в том числе входящих в программу вступительных экзаменов;
совершенствование исполнения гамм, упражнений, этюдов;
подготовка профессионально-ориентированных программ для выступлений на концертах, фестивалях, конкурсах;
целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в средние профессиональные учебные заведения.
В течение 5 года обучения ученик должен пройти:
В течение года необходимо проработать с учеником 6 произведений, в том числе 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, этюды разной степени завершённости.
Гаммы: мажорные до четырёх знаков в две октавы, С- dur в терцию. Минорные до трёх знаков двумя руками, арпеджио, аккорды.
Задачи на 1 полугодие:
Выбор и разбор экзаменационной программы.
2 полугодие:
Первое прослушивание – корректировка программы, замечания по исполнению.
Второе прослушивание – решение о допуске к экзамену, замечания по исполнению.
Примерная экзаменационная программа:
Кетсшер Г. «Прелюдия и фугетта»
Гамаюнов О. «Экзерсис»
Русская народная песня в обработке Коробейникова А. «Сон Степана Разина»
Стенгач К. «Галоп»
6 класс
Учебная нагрузка 2,5 часа в неделю.
Задачи:
В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. В связи с этим, педагогу рекомендуется составлять годовой репертуар года с учетом программных требований профессионального образовательного учреждения.
Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы, конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре.
Обязательным является включением в программу произведений крупной формы.
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте.
При необходимости работа над новыми приемами и штрихами.
Развитие аппликатурной грамотности.
Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).
В течение 6 года обучения ученик должен пройти:
В течение учебного года необходимо пройти с учащимся 8-10 произведений, в том числе 1-2 полифонических произведений, 1-2 произведения крупной формы, этюды разной степени завершенности. Одно произведение изучается учащимся самостоятельно
Гаммы: мажорные до 5 знаков при ключе двумя руками в 2 октавы, арпеджио, аккорды. Минорные до четырёх знаков при ключе двумя руками, в две октавы, арпеджио, аккорды. С, G, F- dur в терцию.
Задачи на 1 полугодие:
Выбор и разбор экзаменационной программы.
Задачи на 2 полугодие:
Первое прослушивание – корректировка программы, замечания по исполнению.
Второе прослушивание – решение о допуске к экзамену, замечания по исполнению.
Примерная экзаменационная программа для учащихся, готовящихся к поступлению в средние специальные учебные заведения культуры и искусства
Хауг Э. «Прелюдия» из «Скандинавской сюиты»
Детуш А. «Паспье»
Нестеров В. «Маленькая сюита»
Широков А. «Валенки». Вариации на тему русской народной песни
III. Требования к уровню подготовки обучающихся Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
знать основные исторические сведения об инструменте;
знать конструктивные особенности инструмента;
знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
знать основы музыкальной грамоты;
знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на аккордеоне;
знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
иметь навык игры по нотам;
иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
комплексное совершенствование игровой техники аккордеониста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности аккордеона для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
знание художественно-исполнительских возможностей аккордеона;
знание музыкальной терминологии;
знание репертуара для аккордеона, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями;
в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
умение транспонировать и подбирать по слуху;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Оценки качества знаний по «Специальности » охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося наопределенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Вид контроля Задачи Формы
Текущий поддержание учебной дисциплины, контрольные
контроль выявление отношения учащегося куроки,
изучаемому предмету, академические
повышение уровня освоения текущего концерты ,учебного материала. Текущий контроль прослушивания
осуществляется преподавателем пок конкурсам,
специальности регулярно (сотчетным
периодичностью не более чем черезконцертам
два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.
Промежуточная аттестация определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения зачеты (показ части программы, технический зачет), академические концерты, переводные экзамены
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета экзамен проводится в выпускном классе8 (9)
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы, с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу. Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Технический зачет, проводится в классном порядке, начиная со 2 класса, в 1 четверти, в присутствии 2-3 преподавателей и заведующего отделом, оценивается по системе «зачет», « незачет».
Академические концерты (зачеты) проводятся в конце 1 полугодия и представляют собой публичное исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся. Для академического концерта (зачета) преподаватель должен подготовить с учеником 3 произведения, различных по форме и жанру. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года (май). Исполнение полной программы (3 произведения) демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Выступления учащихся на академических концертах, экзаменах оцениваются по 25-балльной системе.
Проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации проходит в январе (1 прослушивание), и в апреле (2 прослушивание) в присутствии заведующего отделом или завуча, преподавателей отделения. Оценка за прослушивание не выставляется.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном классе 5 (6), в мае месяце с исполнением учащимся 4 произведений (различных по форме и жанру).
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующиепараметры:
Оценка годовой работы учащегося.
Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены
следующие параметры:
Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический
уровень владения инструментом.
Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля
исполняемого произведения.
2.Критерии оценки:
5 («отлично»)
Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительныхсредств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.
4 («хорошо»)
Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить на «отлично». Интонационная и ритмическая
игра может носить неопределенный характер.
3(«удовлетворительно»)
Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.
2(«неудовлетворительно»)
Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.
Зачет (без оценки)
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным
принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальныхпсихических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен
неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной
связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося.
При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре.
Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальныхзатрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программы начального и основного общего образования, с опорой насложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышеннойтемпературе опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов
и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя поспециальности. Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:
игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени);
разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности);
выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы;
работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке);
доведение произведения до концертного вида;
проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом;
повторение ранее пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает
преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки нотной и методической литературы
Учебно-методическая литература:
Бажилин Р.«Школа игры на аккордеоне» - Москва: Издательство Катанского В., 2002г.
Онегин А.«Школа игры на баяне» - Москва: «Музыка», 1990г.
Семёнов В. «Современная школа игры на баяне». – Москва: «Музыка», 2003г.
Судариков А. «Основы начального обучения игре на баяне», методическое пособие – Москва: «Советский композитор», 1982г.
Методическая литература:
Липс Ф. составитель сборника «Антология литературы для баяна», часть 3. – Москва: «Музыка», 1986г.
Липс Ф. составитель сборника «Антология литературы для баяна», часть 7 – Москва: «Музыка», 1990г.
А.Мирек. Из истории аккордеона и баяна
П.Серотюк. «Хочу быть баянистом» , 2004г.
М . Имханицкий. Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства 2010г.
Нотная литература:
Акимов Ю., Талакин А. «Педагогический репертуар аккордеониста» 3- 5 класс ДМШ, выпуск 9. - Москва: «Музыка», 1980 г.
Акимов Ю., Талакин А. «Хрестоматия аккордеониста» 3-4 класс ДМШ. - Москва: «Музыка», 1979 г.
Алексеев И., Корецкий В. – составители сборника «Баян 5 класс. - Киев: «Музична Украина», 1987 г.
Алексеев И., Корецкий Н. – составители сборника «Баян 1 класс» - Киев: «Музична Украина», 1987г.
Алексеев И., Корецкий Н. – составители сборника «Баян 3 класс для ДМШ» - Киев: «Музична Украина», 1981г.
Алёхин В. – составитель сборника «Полифонические пьесы для баяна» выпуск 5. - Москва: «Советский композитор», 1978г.
Алёхин Е., Павин С., Шашкин П. «Хрестоматия баяниста» 3-5 класс ДМШ, выпуск 1. - Москва: «Музыка», 1973г.
Бажилин Р. – составитель сборника «Аккордеон в джазе». – Москва: Издательство Катанского В., 2000г.
Бажилин Р. – составитель сборника «Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет» - Москва: Издательство Катанского В., 2000г.
Бажилин Р. – составитель сборника «За праздничным столом» в переложении для аккордеона и баяна, выпуск 4. – Москва: Издательство Катанского В., 2005г
Бажилин Р. – составитель сборника «За праздничным столом» популярные песни в переложении для аккордеона и баяна, выпуск 1. – Москва: Издательство Катанского В., 2000г.
Бажилин Р. «Детский альбом» для аккордеона. - Москва: Издательство Катанского В., 2002г.
Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона «В стиле популярной музыки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.
Бажилин Р.«Школа игры на аккордеоне» - Москва: Издательство Катанского В., 2002г.
Бажилин Р.Н. «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне), аккомпанемент песен». – Москва: Издательство Катанского В., 2004г.
Бажилин Р.Н. «Школа игры на аккордеоне». - Москва: Издательство Катанского В., 2004г.
Басурманов А. «Самоучитель игры на баяне» - Москва: «Советский композитор», 1979г.
Бах И.С. «Избранные произведения в переложении для готово-выборного баяна», выпуск 1. Составитель сборника Ковтонюк В. – Москва: «Всероссийское музыкальное общество», 1996г.
Бах И.С. «Инвенции для фортепиано» Редакция Бузони Ф. – Москва: «Музыка», 1991г.
Беляев А. Концертные обработки для баяна «Моя любимая» - Москва: Московская типография, 2000г.
Бойцова Г.«Юный аккордеонист» 1, 2 часть – Москва: «Музыка», 1994г.
Бушуев Ф. «Баян в музыкальной школе», выпуск 64, 1-3 класс. – Москва: «Советский композитор», 1991г.
Бушуев Ф. «Баян в музыкальной школе», выпуск 7, 1-2 класс. – Москва: «Советский композитор», 1971г.
Векслер Б. «Концертные пьесы для аккордеона», выпуск 2. – Москва: Издательство Катанского В., 2001г.
Власов В. «Эстрадно-джазовые композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 1. Составитель сборника В.Ушаков. - Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.
Гаврилов Л.В. «Этюды для баяна». – Москва: «Советский композитор», 1985г.
Говорушко П. – редактор- составитель сборника «Произведения русских и зарубежных композиторов для ДМШ», переложение для баяна, выпуск 2 - Ленинград: «Музыка», 1987г
Говорушко П. – составитель сборника «Произведения русских и зарубежных композиторов для ДМШ», переложение для баяна, выпуск 4 - Ленинград: «Музыка», 1989г.
бработки для баяна В. баяна"" Говорушко П. «Начальный курс игры на готово-выборном баяне» – Ленинград: «Музыка», 1980г.
Говорушко П. «Репертуарная тетрадь юного баяниста». – Ленинград: «Музыка», 1989г.
Грачёв В. – составитель сборника «Хрестоматия баяниста», ДМШ 5 класс. – Москва: «Музыка», 1990г.
Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 3, 2 – 3 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2006г.
Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 2, 1 – 2 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2004г.
Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 4, 3 – 4 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.
Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 5, 4 – 5 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.
Двилянский М. – составитель сборника «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна. – Москва: «Музыка», 1983г.
Двилянский Е. – составитель сборника «Мой друг – баян», выпуск 19. - Москва: «Композитор», 1994.
Двилянский М. – составитель и исполнительный редактор «Хрестоматия аккордеониста» издание второе, 2 курс музыкальных училищ – Москва: «Музыка», 1985г.
Двилянский М. – составитель и исполнительный редактор сборника «Хрестоматия аккордеониста» 2 курс музыкальных училищ. - Москва: «Музыка», 1981г.
Двилянский М. – составитель сборника «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна, выпуск 7 – Москва: «Музыка», 1991г.
Двилянский М. – составитель сборника «Этюды для аккордеона», выпуск 22. – Москва: «Советский композитор», 1989г.
Двилянский М. – составитель сборника «Этюды для аккордеона», выпуск 20. – Москва: «Советский композитор», 1987г.
Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 58. – Москва: «Советский композитор», 1989г.
Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 60. – Москва: «Советский композитор», 1990г.
Двилянский М. «Альбом для юношества», выпуск 2, произведения для аккордеона – Москва: «Музыка», 1985г.
Двилянский М. «Этюды для аккордеона», выпуск 14. – Москва: «Советский композитор», 1981г.
Дербенко Е. «Детская музыка для баяна» Шесть сюит – Москва: «Музыка», 1989г.
Дербенко Е. «Альбом для юношества» - Тула, Тульская типография, 2000г.
Дербенко Е. «Сюита в классическом стиле в семи частях» для баяна ДМШ - Москва: «Престо», 1996г.
Дербенко Е. «Эстрадные композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 2 – Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.
Дербенко Е. «Эстрадные композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 1 – Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.
Дмитриев А. и Лихачёв Ю. – составители сборника «Хорошее настроение» для баяна или аккордеона – Ленинград: «Музыка», 1990г.
Доренский А. «Виртуозные пьесы», педагогический репертуар баяниста, выпуск 3, 4-5 класс – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.
Доренский А. «Музыка для детей», выпуск 2 для 2-3 классов – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.
Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона» 1-3 классы ДМШ – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007г.
Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона» 3-5 классы ДМШ – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008г.
Дранга Ю. – составитель сборника «Концертный репертуар аккордеониста», выпуск 1 – Москва: «Музыка», 1990 г.
Завальный В. «Музыкальная мозаика», альбом для детей и юношества (для баяна и аккордеона). Составление и исполнительская редакция Родина В. – Москва: «Кифара», 1999г.
Иванов Азарий «Начальный курс игры на баяне» - Ленинград: «Музыка», 1976г.
Кузнецов В. «Популярные мелодии» в обработке для баяна.- Санкт-Петербург: «Музыка», 1992г.
Левкодимов Г.Е. – составитель сборника «Аккордеон в музыкальном училище», выпуск 14. – Москва: «Советский композитор», 1985г.
Левкодимов Г.Е. – составитель сборника «Аккордеон в музыкальном училище», выпуск 15. – Москва: «Советский композитор», 1986г.
Липс Ф. составитель сборника «Антология литературы для баяна», часть 3. – Москва: «Музыка», 1986г.
Липс Ф. составитель сборника «Антология литературы для баяна», часть 7 – Москва: «Музыка», 1990г.
Лондонов П. «Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона». – Москва: «Советский композитор», 1985г.
Лушников В. «Самоучитель игры на аккордеоне». – Москва: «Музыка», 1989г.
Лушников В. «Школа игры на аккордеоне». – Москва: «Советский композитор», 1987г.
Медведев С. «Браво, маэстро!» пьесы для аккордеона – Санкт-Петербург: «Союз художников», 2004г.
Мирек А. «Самоучитель игры на аккордеоне» – Москва: «Советский композитор», 1987г.
Мотов В.Н., Шахов Г.Н. – составители сборника «Аккордеон. Хрестоматия 5-7 класс ДМШ» – Москва: «Кифара», 2005г.
Наймушин Ю. «Концертные пьесы для баяна», выпуск 42 – Москва: «Советский композитор», 1985г.
Накапкин В. – составитель сборника «Готово- выборный баян в музыкальном училище», выпуск 18. – Москва: «Советский композитор», 1990г.
Накапкин В. – составитель сборника «Готово- выборный баян в музыкальной школе», выпуск 35, пьесы для 1-5 класса – Москва: «Советский композитор», 1988г.
Накапкин В. «Альбом для юношества», выпуск 4, произведения для баяна. – Москва: «Советский композитор», 1988г.
Онегин А.«Школа игры на баяне» - Москва: «Музыка», 1990г.
Павин С. «Народные песни и танцы» в обработке для аккордеона – Москва: «Советский композитор», 1985г.
бработки для баяна В. баяна""Пономарёва Т.Б. – составитель сборника «Карусель», сборник детских сочинений для баяна или аккордеона – Санкт-Петербург: ДМШ им. Андреева, 2006г.
Самойлов Д. «Баян 3 – 5 класс ДМШ», хрестоматия. – Москва: «Кифара», 2005г.
Самойлов Д. «Баян 5 – 7 класс ДМШ», хрестоматия. – Москва: «Кифара», 2005г.
Семёнов В. «Детский альбом», две сюиты для баяна – Москва: «Престо», 1996г.
Семёнов В. «Современная школа игры на баяне». – Москва: «Музыка», 2003г.
Судариков А. «Основы начального обучения игре на баяне», методическое пособие – Москва: «Советский композитор», 1982г.
Талакин «Хрестоматия аккордеониста», этюды 4-5 класс – Москва: «Музыка», 1988 г.
Талакин А. «Аккордеонисту-любителю», выпуск 24 – Москва: «Советский композитор», 1990г.
Ушаков В. - составитель сборника «Композиции для аккордеона», выпуск 3. - Санкт-Петербург: «Композитор», 1998г.
Фролов Е. Детская сюита для баяна «Приключения Буратино» - Санкт-Петербург: «Композитор», 2002г.
Юхно С. «Популярная музыка для аккордеона (баяна), 3-4 класс ДМШ - Санкт-Петербург: «Союз художников», 2004г.