Образовательная программа дополнительного образования детей «Бисероплетение» (для детей 7 — 10 лет, срок реализации 3 года)


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы
Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Бисероплетение»
(для детей 7 - 10 лет, срок реализации 3 года)
Автор:
педагог дополнительного образования
Барышкина Ульяна Вячеславовна
Новый Ургал
2015 год
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Поэтому одной из главных задач является обучение и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам отечественной культуры, развитие их творческого воображения и мышления, тем самым программа отвечает запросам современного общества.
Образовательная программа «Бисероплетение», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Данная программа развивает познавательную активность и способствует творческой самореализации учащихся.
Цель настоящей программы – развитие творческих способностей воспитанников в процессе освоения основ бисероплетения и аппликации.
Задачи:
- формировать систему знаний об истории и развитии бисероплетения, по основам композиции, цветоведения, техниках бисероплетения.
- воспитывать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы.
- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.
Программа разработана на основе программы и методических рекомендаций к курсу «Бисероплетение» Парамоновой А.С. и «Образовательной программы дополнительного образования детей «Кудесница» С.В. Сидоренко.
Отличительной особенностью данной программы является расширение разнообразия видов работ с бисером – от работы с леской до работы с проволокой.
Отличие данной программы от уже существующих в том, что в основу положено модульное обучение. Каждый из модулей представляет собой законченный самостоятельный блок по одной из техник бисероплетения.
В программе есть как основные модули, так и дополнительные, которые учащиеся могут выбирать на свое усмотрение.
Исходя из анализа практического опыта педагога и возросшим интересом детей к выполнению объемных фигурок и цветов в тематическом планировании программы увеличено количество практических часов в разделе «Объемные фигурки» и «Цветы из бисера».
Освоение каждого раздела программы происходит через предметно–практическую деятельность: выполненное ребенком изделие обязательно является подарком для родителей, друзей, детей из детского дома, ветеранов ВОВ или предназначено для себя.
Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами: последовательности, научности, систематичности, индивидуализации, доступности, триединства цели обучения, наглядности.
Возраст обучающихся – 7-10 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения – на каждый год обучения по 216 часов. Занятия проводятся по два часа с перерывами в 10 минут. Работа с бисером вызывает напряжение глаз и их быстрое утомление, поэтому проводятся физзарядка для глаз.
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения в начальных классах, когда организм ребенка интенсивно растет и развивается.
В силу особенностей развития нервной системы и значительной роли первой сигнальной системы в общении ребенка с окружающей средой, воспитанники этого возраста легче охватывают и быстрее усваивают учебный материал. Чем больше дети узнают фактов, чем шире круг их представлений и наблюдений, чем богаче запас слов, тем успешнее развивается их мышление. Младшие школьники охотно принимают участие в самообслуживании, всегда готовы что-нибудь мастерить. В их среде укрепляется дружба и товарищество. У детей развивается мышечная система, совершенствуется мелкая мускулатура рук. Дети все более овладевают движениями. Именно в этом возрасте у детей вырабатывается наиболее стойкий интерес к занятиям по сенсорике. Занятия бисероплетением способствуют развитию мелкой моторике рук (движению руки, кисти, пальцев), формируют усидчивость, развивают творческие способности детей, воспитывают трудолюбие. Выполнение коллективной творческой работы развивают чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.
Набор детей осуществляется до 15 сентября учебного года, в группы первого года обучения принимаются все желающие, не имеющие специальных навыков дети. В связи с тем, что занятия прикладным творчеством требуют индивидуального подхода, а рабочее место каждого учащегося должно быть оборудовано в соответствии с техникой безопасности, наполняемость групп 12 человек.
В процессе обучения используются современные педагогические технологии, такие как:
- технология личностно-ориентированного обучения – в центре обучения личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для его развития, реализации природного потенциала;
- технология сотрудничества – педагог и учащийся совместно вырабатывают цели, содержание деятельности, дают оценку своей работы;
- технология свободного воспитания – предоставление ребенку свободы выбора и больше самостоятельности в работе;
- игровая технология – на таких этапах занятия, как введение и контроль. Используется для повышения мотивации и включения детей в деятельность. Учащиеся совместно решают задачи, учатся общаться, учитывать мнение товарищей, могут проявить свои знания, умения, волевые качества, свое отношение к деятельности;
- технология развивающего обучения – преобладание в процессе обучения практических и образных видов мыслительной деятельности, приемы работы имеют разные ступени сложности, поиск новых решений проблемы,
- технология проблемного обучения – основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях;
- технология модульного обучения – программа разработана таким образом, что содержание состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения.
- технология проектной деятельности - является исследовательским методом, способным сформировать у учащихся опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
- коллективное творческое дело – требует от объединения творческих усилий всех ее участников. В процессе коллективного творчества каждый ребёнок учится работать самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.Выбор форм и методов образовательного процесса определяется в каждой конкретной теме и на различных этапах обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем подготовки воспитанников, эмоционального настроя и многими другими факторами. Ведущими формами организации занятий является групповая и индивидуальная.
Ожидаемые результаты реализации программы:
По окончании 1 года обучения учащиеся знают и умеют:
- историю развития бисероплетения, название и назначение материалов;
- основные приемы низания бисера на леске и проволоке;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кусачки), правила безопасности труда при работе с указанными инструментами;
- под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
- самостоятельно изготавливать плоскостные изделия по образцам, простейшим эскизам, схемам, рисункам.
По окончании 2 года обучения учащиеся знают и умеют:
- последовательность изготовления сложных изделий из бисера;
- правила планирования и организации труда;
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно изготавливать объѐмные изделия по образцам, простейшим эскизам, схемам, рисункам;
- самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с преподавателем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
- выделять основные этапы изготовления, устанавливать последовательность выполнения операций;
По окончании 3 года обучения учащиеся знают и умеют:
- самостоятельное схематическое построение бисерного узора (композиции);
- технологию создания тематических композиций;
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
- изготавливать сложные украшения, заколки для волос, сложные цветы;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определѐнной конструкторской задачи или передачи определѐнной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
С целью выявления степени освоения программы ребёнком, корректировки учебного процесса после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные занятия в форме занятий-конкурсов, игр, викторин, праздников-сюрпризов, совместных занятий-мероприятий с родителями. Систематически организуются выставки работ детей, награждение лучших воспитанников творческого объединения по различным номинациям.
На момент приема детей и на конец каждого учебного года уровень знаний, умений и навыков детей определяется в соответствии с уровнями и критериями знаний, умений навыков детей, разработанными педагогом (Приложение 1).
Предусмотрено программой подведение итогов учебно-воспитательной работы и анализ творческих достижений воспитанников по участию в фестивалях, выставках, конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения

п/п Тема Общее
кол-во
часов В том числе:
Теория Практика
Вводное занятие. 2 2 0
МОДУЛЬ 1
Основы плетения на проволоке 22 5 17
1.1 Простые цепочки. 2 0,5 1,5
1.2 Цепочка “колючка” 2 0,5 1,5
1.3 Цепочка “ цветок из восьми лепестков”. 2 0,5 1,5
1.4 Цепочка “лесенка”. 2 0,5 1,5
1.5 Цепочка “в крестик”. 2 0,5 1,5
1.6 Цепочка “соты”. 2 0,5 1,5
1.7 Цепочка “колечки”. 2 0,5 1,5
1.8 Цепочки «в крестик» 1-й способ. 6 1 5
1.9. Цепочка “ромбы”. 2 0,5 1,5
МОДУЛЬ 2
Плоские фигурки «Фауна». 34 3 31
2.1 Плетение стрекозы. 2 0,5 1,5
2.2 Плетение бабочки. 6 0,5 5,5
2.3 Плетение шмеля. 2 0 2
2.4 Плетение пчелки. 2 0 2
2.5 Плетение ящерицы. 2 0 2
2.6 Плетение обезьянки. 2 0 2
2.7 Плетение крокодила. 2 0 2
2.8 Плетение рыбки. 2 0 2
2.9 Плетение дельфина. 2 0 2
2.10 Плетение пауков. 2 0 2
2.11 Плетение божьей коровки. 2 0 2
2.12 Плетение скорпиона. 6 0,5 5,5
2.13 Итоговое занятие. 2 2 0
МОДУЛЬ 3
Комплект украшений. 20 3 17
3.1 Разнообразие комплектов. 2 0,5 1,5
3.2 Плетение колье. 8 0,5 9,5
3.3 Плетение браслета. 4 0,5 1,5
3.4 Плетение серьги. 2 0,5 3,5
3.5 Плетение кольца. 2 0,5 1,5
3.6 Итоговое занятие. 2 0,5 1,5
МОДУЛЬ 4
Новогоднее панно в технике комбинированной аппликации. 18 2 16
4.1 Новогоднее панно. 2 0,5 1,5
4.2 Изготовление деталей панно. 12 0,5 11,5
4.3 Оформление панно. 4 0,5 5,5
МОДУЛЬ 5– на выбор
Дерево из бисера «Сакура»
Дерево из бисера «Яблоня»
Дерево из бисера «Олива»
Дерево из бисера «Береза»
Дерево из бисера «Зимнее»
Дерево из бисера «Осеннее» 38 3 35
5.1 Приемы для плетения дерева. Эскиз. 2 0,5 1
5.2 Выполнение отдельных элементов деревьев – веточек. 22 0,5 13,5
5.3 Соединение и обмотка веточек. 6 0,5 5,5
5.4 Сборка и декорирование дерева. 4 0,5 3,5
5.5 Выполнение ствола дерева. 2 0,5 3,5
5.6 Выполнение расчета себестоимости изделия. 2 0,5 1,5
МОДУЛЬ 6 – на выбор
Брелок из бисера.
Кубик из бисера.
Жгут из бисера. 8 1 7
6.1. Изготовление изделия 8 1 7
МОДУЛЬ 7
Цветы из бисера. 38 4 34
7.1 Приёмы для изготовления цветов. 2 1 1
7.2 Плетение ромашки. 6 0,5 5,5
7.3 Плетение тигровой лилии. 8 0,5 7,5
7.4 Плетение аленького цветочка. 6 0,5 5,5
7.5. Плетение василька. 6 0,5 5,5
7.6. Плетение бархатца. 10 1 9
МОДУЛЬ 8
Аппликация: техники и инструменты 12 4 8
8.1 Виды и техники аппликаций. 2 1 1
8.2 Изготовление декоративных цветов 10 3 8
МОДУЛЬ 10 – на выбор.
Панно из бисера и ткани «Африка»
Панно из бисера и ткани «Зимний лес»
Панно из бисера и ткани «Летний лес»
Панно из бисера и ткани «Подводный мир» 22 2 20
10.1 Панно из бисера и ткани. 2 0,5 1,5
10.2 Изготовление деталей панно. 14 1 13
10.3 Оформление панно. 6 0,5 5,5
Итоговое занятие. 2 2 0
ИТОГО: 216 29 187
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения

п/п Тема Общее
кол-во
часов В том числе:
Теория Практика
Вводное занятие. 2 2 0
МОДУЛЬ 1 – на выбор
Плетение браслета «Именной»
Плетение браслета «Сердечки»
Плетение браслета «Шахматка» 22 1 21
1.1 Плетение браслета. 22 1 21
МОДУЛЬ 2
Объемные фигурки «Фауна». 48 5 43
2.1 Основы плетения объемных туловищ и его деталей. 2 0,5 1,5
2.2 Плетение объемной черепашки. 4 0,5 3,5
2.3 Плетение объемного крокодила. 4 0,5 3,5
2.4 Плетение объемного попугая. 4 0,5 3,5
2.5 Плетение объемной лисы. 4 0,5 3,5
2.6 Плетение объемного зайца. 4 0,5 3,5
2.7 Плетение объемной белки. 6 0,5 5,5
2.8 Плетение объемной рыси. 6 0,5 5,5
2.9 Плетение объемной змеи. 6 0,5 5,5
2.10 Плетение объемного бегемота 6 0,5 5,5
МОДУЛЬ 3
Составление композиций.
12 2 10
3.1. Основы композиции. Примеры. 2 1 1
3.2. Композиции из фигурок. 10 1 9
МОДУЛЬ 4
Новогодние сувениры из бисера 14 2 12
4.1 Изготовление нашивки для новогодней дискотеки «Снежинка». 6 1 5
4.2 Плетение броши «Снежинка». 4 0,5 3,5
4.3 Открытка к Новому году 4 0,5 3,5
МОДУЛЬ 5 – на выбор.
Дерево из бисера «Бонсай».
Дерево из бисера «Глициния».
Экибана из бисера «Цветочная фантазия».
Дерево из бисера «Ива». 34 3 31
5.1 Приемы для плетения дерева. 2 0,5 1,5
5.2 Выполнение отдельных элементов деревьев – веточек 14 0,5 11,5
5.3 Соединение и обмотка веточек 6 0,5 5,5
5.4 Сборка и декорирование дерева 6 0,5 5,5
5.5 Выполнение ствола дерева 4 0,5 3,5
5.6 Посадка дерева в горшочек 2 0,5 1,5
МОДУЛЬ 6
Плетение украшений из нетрадиционных материалов 14 1 13
6.1. Дерево счастья. 8 0,5 7,5
6.2. Рамка для фото. 6 0,5 5,5
МОДУЛЬ 7
Цветы из бисера. 38 2 36
7.1 Плетение букета роз. 14 0,5 13
7.2 Плетение астры. 12 0,5 11,5
7.4 Изготовление корзинки с цветами 12 1,5 11,5
МОДУЛЬ 8 – на выбор.
Чехол для мобильного телефона.
Пояс из бисера. 32 3 29
8.1 Виды изделий. 2 0,5 1,5
8.2 Составление схем для плетения. 2 0,5 1,5
8.3 Плетение сетки-основы для изделия. 16 1 15
8.4 Оформление для изделия. 6 1 5
8.5 Плетение ремешка для чехла, застежки для пояса. 4 0 2
8.6 Крепление застежки 2 0 2
Итоговое занятие. 2 2 0
ИТОГО: 216 23 193
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й год обучения

п/п Тема Общее
кол-во
часов В том числе:
Теория Практика
Вводное занятие. 2 2 0
МОДУЛЬ 1 – на выбор.
Плетение пояса из бисера на свободную тему 44 4 42
1.1 Пояс – как основной аксессуар в одежде 2 0,5 1,5
1.2 Плетение основы для пояса 32 1 31
1.3 Оформление пояса 8 1 7,5
1.4 Крепление застежки 2 0,5 1,5
МОДУЛЬ 2
Дерево из бисера «Ель». 46 3 45
2.1 Приемы для плетения дерева «Ель» 2 0,5 1,5
2.2 Выполнение отдельных элементов деревьев – веточек с иголками 18 0,5 17,5
2.3 Соединение и обмотка веточек 8 0,5 7,5
2.4 Сборка и декорирование дерева 12 0,5 11,5
2.5 Выполнение ствола дерева 4 0,5 1,5
2.6 Посадка дерева в горшочек 2 0,5 1,5
МОДУЛЬ 3
Комплект украшений сложного плетения 32 4 28
3.1 Комплект украшений как аксессуар к вечернему платью. 2 1 1
3.2 Плетение колье. 14 1 13
3.3 Плетение браслета. 12 1 11
3.4 Плетение серьги. 4 1 3
МОДУЛЬ 4
Рамка для фотографии 12 1 11
4.1 Раскрой деталей для рамки. 4 0,5 3,5
4.2 Изготовление рамки 8 0,5 7,5
МОДУЛЬ 5
Объемные фигурки «Фауна». 50 5 45
5.1 Плетение объемной мышки. 4 0,5 3,5
5.2 Плетение объемной семьи лебедей. 10 0,5 9,5
5.3 Плетение объемного пони. 6 0,5 5,5
5.4 Плетение объемного северного оленя. 8 0,5 7,5
5.5 Плетение объемногоморжа. 4 0,5 3,5
5.6 Плетение объемного пингвина. 4 0,5 3,5
5.7 Плетение объемногокраба. 4 0,5 3,5
5.8 Плетение объемной обезьянки. 4 0,5 3,5
5.11 Составление природных композиций. 6 1 5
МОДУЛЬ 6 – на выбор
Вышивка картины бисером
«Лето»
«Весна»
«Осень»
«Зима» 28 3 25
6.1 Основы вышивки бисером 2 0,5 1,5
6.2 Составление схемы для вышивки 2 0,5 1,5
6.3 Вышивка картины 20 1 19
6.4 Оформление картины в рамку 4 1 3
Итоговое занятие. 2 2 0
ИТОГО: 216 25 191
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа. // Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции Смоленск, 2005
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 2003.
Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». // В помощь учителю http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621
Стебунова С.Ф. О работе творческого объединения «Культура быта» на Станции юных техников ЦДО «Созвездие» г.Воронежа. // Всероссийский августовский Интернет-педсовет 2007 г.
Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
Журнал “Школа и производство”.
Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2011.
Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2010.
Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 2005.
Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.
Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2004.
Р.П.Галицкая, О.В.Левина. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов-на-Дону. -Изд.Дом «Проф-Пресс», 2004.
Иголка и нитка в умелых руках. М., 1993 – Гильман Р. А. 2011.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ
Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 2001.
Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 2006.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории вещей. – М., 1992.
Божко Л. Бисер. – М., 2000.
Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2003.
Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2003.
Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2010.
Н.Васильева, В.Васильев. Мягкая игрушка своими руками.//Выпуск 1-3, 2003.
Н. С. Деревянко, А. Ю. Трошкова. Мягкая игрушка: Игрушки в подарок. -М.: Изд. Эксмо; сПб.: Валерии СПД, 2003. (Академия «Умелые руки»).
Н. М. Войдинова. Мягкая игрушка. -М.: Изд.Эксмо,2005. (Академия мастерства).
Е. А. Козинкина. Цветы из ткани. - М.: Изд. Дом. МСП, 2000.
Л. Г. Куликова, Л.Ю.Короткова. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. -М.: Изд.Дом. МСП, 2001.Научно-методический журнал.//Школа и производство. Изд.дом «Школа-Пресс 1». № 2, 2003.
Научно-методический журнал.//Школа и производство. Изд.дом «Школа-Пресс 1».
Школа и производство. № 3, 1995.Научно-методический журнал.//Школа и производство. Изд.дом «Школа-Пресс 1».
Школа и производство. № 3, 1996.Научно-методический журнал.//Школа и производство. Изд.дом «Школа-Пресс 1». Школа и производство. № 1, 2006.
Приложение 1
Уровни и критерии знаний, умений навыков детей при приёме в группы
первый год обучения
№ Виды деятельности Уровни
высокий средний низкий
Навыки работы с бисером (теоретические и практические навыки) Владеет несложными приёмами бисероплетения, может выполнять несложные поделки. Имеет представление о бисероплетении, выполняет несложную работу под наблюдением педагога. Не имеет навыков работы с бисером, не может выполнить несложную фигурку.
. Навыки работы с инструментами Знает назначение инструментов, умеет пользоваться ими Знает назначение инструментов, но неумело ими пользуется Не знает назначения инструментов, не умеет ими пользоваться
3 Личностные качества Имеет мотивацию к восприятию нового материала, проявляет аккуратность, внимательность, доброжелательность по отношению к товарищам Может мобилизовать внимание, не может довести начатое до конца, имеет слабые навыки общения в коллективе Проявляет неусидчивость, невнимательность, не умеет организовать рабочее место, некоммуникабелен
Уровни и критерии знаний, умений, навыков
на конец первого года обучения
№ Виды деятельности Уровни
высокий средний низкий
1. Владение практическими и теоретическими навыками Умело пользуется основными приёмами бисероплетения. Знает последовательность использования изделия Владеет основными приёмами бисероплетения. Знает последовательность использования изделия Не может самостоятельно использовать приёмы и способы плетения на проволоке.
2. Работа со схемами Умеет самостоятельно работать с изученными схемами. Затрудняется при самостоятельной работе со схемами Требует постоянного внимания со стороны педагога
3. Основы композиции и цветоведения Ребёнок самостоятельно создаёт гармоничную по цвету работу с чётко продуманной композицией Ребёнок создаёт законченную работу, но при педагогическом руководстве. Владеет основами композиции и цвета. Ребёнок не ориентируется системе цветовой гаммы в закономерностях построения композиции
4. Знание специальной терминологии Умело использует терминологию Термины использует не часто Терминологию не использует
5. Личностные качества Проявляет устойчивый интерес к занятиям, усидчив, аккуратен, умеет вести себя в коллективе, может грамотно объяснить и показать действия другим Интерес к работе не постоянен. Не хватает упорства и терпеливости, готов оказать помощь другим. Интерес к делу проявляет редко, неусидчив, ленив, отношения с товарищами не ровные.
6. Навыки работы с инструментами Хорошо разбирается в инструментах, знает их назначение, умеет ими пользоваться Знает назначение инструментов, пользуется ими неуверенно. Путает инструменты, не придерживается правил охраны труда.
Уровни и критерии знаний, умений, навыков
на конец второго года обучения
№ Виды деятельности Уровни
высокий средний Низкий
1. Владение теорией и практическими навыками работа с бисером Имеет прочные теоретические знания и, опираясь на них, может создавать изделия собственного предлагаемому уровню сложности. Хорошо владеет приемами параллельного низания. Имеет хорошие навыки работы с бисером, но теоретические занятия не глубокие. Может работать как медленно, так и торопливо, но при этом допуская ошибки. Готовый результат не всегда качественный. Теоретические знания и технические навыки ограничены. Сложные элементы самостоятельно выполнять не может.
2. Навыки работы со схемами Самостоятельно разбирается в схемах. Не все схемы может читать самостоятельно, редко использует терминологию. Схемы читает с трудом, нуждается в помощи педагога.
3. Знание терминологии Правильно использует терминологию. Знает термины, но редко использует. Плохо знает терминологию, часто заменяет их другими словами. Не знает их значение.
4. Основы композиции и цветоведения Создаёт качественную гармоничную работу с умело продуманной композицией. Затрудняется в цветовом решении своей работы, часто насыщенные цвета сочетает с малонасыщенными ахроматическими тонами. При изготовлении изделий не придерживается цветоведения. Не может самостоятельно составлять композицию.
5. Владение инструментами Владеет навыками использования инструментов и находит новые подходы в их использовании. Знает назначение инструментов, правильно пользуется ими во время работы. Неправильно пользуется инструментами, не соблюдает правил охраны труда.
6. Личностные качества Ребёнок имеет постоянный интерес к занятиям, имеет заметный творческий успех Имеет устойчивый интерес к занятиям, но не имеет активности. Имеет устойчивый интерес к занятиям, но редко проявляет инициативу, не проявляет творчества Замедленный темп по причине рассеянности не позволяет ребёнку ощутить удовлетворение от занятия. Интерес к делу проявляет редко. Лишён инициатив и творческого подхода.
Уровни и критерии знаний, умений, навыков детей на конец третьего года обучения
№ Вид деятельности Уровни
высокий средний Низкий
1. Работа с бисером (теоретические и практические навыки) Имеет прочные теоретические навыки и опирается на них, легко справляется с предложенным заданием. Обогащает его дополнительными элементами и образным содержанием. Владеет всеми приёмами бисероплетения. Ребёнок в целом освоил программу, но не пытается расширить самостоятельно свой кругозор в этой области. Технически работу выполняет удовлетворительно, не внося творческих дополнений. Ребёнок выполняет работу с помощью педагога, слабо ориентируется в комбинациях технических приёмов. Теоретическими знаниями владеет не в полной мере. Самостоятельно использует лишь простые технические приёмы.
2. Владение основами цветоведения и композиции Самостоятелен при выборе композиции и цветовом решении Неплохо ориентируется в системе цветовой гаммы и в построении композиции. Не ориентируется в системе цветовой гаммы
3. Навыки работы со схемами и образцами Легко читает любые схемы и самостоятельно работает по ней Может выполнять изделия по схеме, но под руководством педагога Может читать несложные схемы и по ним выполнять фигурки под наблюдением педагога
4. Терминология Хорошо владеет терминологией и умело использует в своей речи Знает нужные термины, но употребляет их не часто. Слабо владеет терминологией, часто заменяет их другими словами.
5. Навыки работы с инструментами В совершенстве владеет инструментами при работе с бисером Знает назначение инструментов, пользуется ими правильно. Путает инструменты, не придерживается правил охраны труда.
6. Личностные качества В процессе работы с бисером проявляет инициативность, стремиться к самовыражению, самостоятеленРебёнок проявляет достаточную самостоятельность при выборе и осуществлении замысла. Не хватает творческого отношения Ребёнок не проявляет интереса к творчеству, не проявляет интереса к новому, нет инициативы.