Дополнительная общеразвивающая программа Классический танец

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 4»
Студия духовно-эстетического развития «Родник»
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО
«Дом детского творчества № 4»

______________Л.П. Цуканова




Дополнительная общеразвивающая программа
«КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»

(для детей 7-18 лет)
Срок реализации – 4 года





Программа рекомендована к работе педагогическим советом
МБУ ДО ДДТ № 4
Протокол № 1
от « 08» сентября 2016г.


Разработчик: Шабалина Евгения Павловна,
педагог дополнительного
образования
Адрес: 654059
Кемеровская область,
г. Новокузнецк,
ул. М. Тореза, 82 а,
тел. 54-63-35


г. Новокузнецк
2016
Пояснительная записка
Танец – самое возвышенное, самое
волнующее, самое прекрасное из всех
искусств, поскольку он не просто
отражение жизни или отвлечение от
нее, а сама жизнь.
Хэвлок Эллис «Танец жизни»

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – художественная.
Уровень дополнительной общеразвивающей программы – базовый.
Дополнительная общеразвивающая программа «Классический танец» разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Концепции развития дополнительного образования (от 04.09.2014г. №1726-р), на основе приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-18-14, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008), Концепции развития дополнительного образования (от 04.09.2014г. №1726-р), методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (г.Москва, 2015г.), требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14, Устава и других локальных актов МБУ ДО ДДТ №4. Программа составлена на основе личных наблюдений, опыта педагога Шабалиной Е.П., с использованием методических пособий по обучению классическому танцу, авторами которых являются: Ваганова А.Я., Смирнова М.В., Ярманович А. и др. Данная программа является модифицированной и адаптирована к условиям обучения в МБУ ДО «Дом детского творчества № 4» и может реализовываться в любом учреждении дополнительного образования.
Актуальность программы. Что такое хореография? В переводе с латинского «хорео» - танец, «графа» - сама пишу. В 1700 году французский учитель танцев Фейе использовал это слово для обозначения введённой им записи танцев. Постепенно, потеряв свой прямой смысл, оно стало более широким понятием в искусстве, основа которого – танец.
Россия узнала балет в XVII веке, а первые балетные представления появились в XVIII столетии. С тех пор в нашей стране выросла великая культура классического балета. Русскими балетмейстерами созданы своеобразные неповторимые балетные спектакли. Советское хореографическое искусство унаследовало традиции русского классического балета, основными чертами которого являются реалистическая направленность, демократичность и гуманизм. Классический танец располагает богатейшим арсеналом выразительных средств, которые служат для воплощения хореографического произведения.
Балет – это вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Истоки его – в народных танцах. Танец всегда занимал значительное место в жизни человека. С помощью танца люди познавали и открывали окружающий мир. При помощи танца они передавали свои чувства, мысли, душевное состояние, настроение, переживание.
Прошло много лет и исторических эпох, прежде чем из сочетания примитивных пластических движений человека возник один из сложнейших видов искусства – балетный спектакль. Постепенно появлялись хореографические формы, передающие в живых картинах пластическую красоту движений, создавались и ломались традиции. Балетный спектакль начал формироваться в Европе в XVI веке. С тех пор искусство балета прошло долгий и сложный путь становления и развития.
В переводе с латинского само слово «классический» означает – «образцовый».
Термином «классический танец» пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики.
Классический танец повсеместно признан одним из главных выразительных средств современного балета. Он представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего лишнего, ничего случайного. Это система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превратить его в чуткий инструмент. Она вырабатывалась с тех пор, как балет стал равноправным жанром музыкального театра, то есть, начиная с XYII века.
Новизна программы. Теоретические сведения преподносятся в процессе практических занятий. Программа по классическому танцу ориентирована на профессиональную методику, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки. Время обучения на каждом этапе определяется индивидуально для каждого ребенка. Если ребенок обладает хорошими природными данными, трудолюбив и настойчив в достижении поставленной цели, то время пребывания его на каждом из этапов обучения будет меньше, чем у остальных. Если учащийся по каким-либо причинам не справляется с освоением содержания программы, то он может повторить курс данного этапа. Таким образом, учащиеся имеют возможность продвигаться в освоении программного материала в индивидуальном темпе, что позволяет им чувствовать себя комфортно, а педагогу осуществлять по отношению к обучающимся дифференцированный подход.
Педагогическая целесообразность программы. Классический танец формирует стройное тело, физическую силу, выносливость, настойчивость, дисциплинированность; развивает художественное воображение, фантазию, память, образное мышление, музыкальность, выразительность, пластичность, артистичность. Занятия классическим танцем способствуют развитию эстетического вкуса.
Цель общеразвивающей программы: развитие личности учащихся, их творческих способностей средствами классической хореографии.
Задачи:
приобщить учащихся к искусству хореографии;
сформировать хореографические навыки классического танца;
развивать художественный и эстетический вкус, творческие способности средствами классического танца;
формировать и развивать чувство ответственности за выполняемое дело, как необходимое условие успешной артистической деятельности в хореографическом коллективе.
Также можно выделить специфические для данного вида деятельности задачи:
в задачи первого года обучения входит постановка ног, корпуса, рук и головы;
на втором и последующих годах обучения основной задачей становится формирование более сложных технических навыков; развивается сознательное отношение к художественному и музыкальному творчеству.
Отличительная особенность данной программы. Значительную роль в художественном воспитании играет сценическая практика. На освоенном в результате прохождения программы материале подготавливаются концертные номера. Правильный подбор концертных номеров, с учетом возможностей учащихся, развивает артистизм и творческие способности.
Организация образовательной деятельности
Дополнительная общеразвивающая программа «Классический танец» студии классического танца «Грация» рассчитана на 4 года обучения, возраст учащихся 7-18 лет. Этот возраст является сензетивным для развития гибкости (за счет подвижности, эластичности позвоночника и эластичности мышц).
Основанием приема в студию являются:
справка о состоянии здоровья ребенка;
физические данные (выворотность ног, гибкость, прыжок, подъем стопы, шаг);
музыкальность.
Состав учащихся и режим учебной работы:


Года обучения


1
2
3
4

Количество часов в неделю
4
4
6
6

Продолжительность занятий
2х30 мин.
2х40 мин.
2х40 мин.
(3х40 мин.)
2х40 или
(3х40 мин.)

Количество человек в группе
12-15
12-15
10-12
8-12

Возраст
7-18 лет

Количество часов в год
136
136
204
204


Программа рассчитана на 34 учебных недели в год, начало учебного года с третьей недели сентября. Учебная нагрузка, продолжительность и режим занятий, численный состав объединения определяется в соответствии с параметрами деятельности, содержанием образовательной программы, психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей, требованиями санитарных норм и правил. Продолжительность одного занятия исчисляется академическими часами (30, 40 минут) по 2 часа в день для 1 и 2 года обучения, с перерывами между занятиями 10 минут и 2 часа (3 раза в неделю) или 3 часа (2 раза в неделю) в день для 3 и 4 года обучения.
Занятие состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть знакомит учащихся с хореографическим языком.
Практическая часть предполагает знакомство и овладение техникой исполнения основ классического танца.
В содержание занятий также входит знакомство учащихся с историей развития балета как жанра, а также беседы о знаменитых артистах балета. Содержание занятий выстроено в соответствии с принципом «от простого к сложному», структура занятия одинакова для всех лет обучения.
Структура занятия:
экзерсис у станка;
экзерсис на середине зала;
диагональ;
прыжки.
Этапы реализации программы
Мотивационный – дети знакомятся с понятием народной культуры, получают мотивацию к изучению программы, удовлетворяется естественный интерес к различным видам художественной деятельности.
Развивающий – развитие эмоций и творческого потенциала обучающихся через игры, художественную деятельность, прикладное творчество.
Креативный – включение ребенка в собственную деятельность по освоению знаний, выражение отношения к себе, к обществу, к своим сверстникам через творческую деятельность.
Знания, умения, навыки
1 год обучения
В процессе обучения у детей вырабатывается сила мышц, умение гармонично связывать движения как в упражнениях у станка, так и на середине зала. Вырабатывается устойчивость, вывортность.
2-ой и последующие года обучения
Овладение технически сложными элементами: батманы, виды и формы «адажио», «аллегро», различные повороты, туры, большие прыжки, движения на пальцах. Умение выполнять упражнения в ускоренном темпе.
Оценка результатов образовательной деятельности
Основанием перевода с этапа на этап является качественное выполнение комплекса упражнений классического экзерсиса, предусмотренного программой предыдущего этапа (приложение № 1).
Качество выполнения определяется по следующим критериям:
выполнение всех упражнений комплекса;
техническая грамотность выполнения.
Диагностика практических навыков проводится на открытых контрольных занятиях, на которые, как правило, приглашаются родители.
Контрольные занятия проводятся:
первый год обучения – два раза в год (ноябрь, май);
второй и последующие годы обучения – два раза в год (декабрь, май).
Кроме того, на втором и последующих годах обучения обязательным для воспитанников является участие в концертной деятельности коллектива.
Наиболее способные дети участвуют в районном фестивале детского творчества (апрель месяц). Остальные выступают с концертной программой (минимум два танца) внутри объединения перед аудиторией, состоящей из родителей, знакомых, друзей.
Диагностика теоретических знаний проводится на контрольном занятии (март месяц) в форме зачета (приложение № 2).
Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Наименование разделов, тем.
Теория, ч.
Практика,ч.
Всего,
ч.
Формы контроля

1.
Беседы о балете

2
-
2
Беседа

2.
Классический экзерсис у станка

36
78
114
Наблюдение
Беседа
Диагностика Практические навыки
Упражнение

3.
Классический экзерсис на середине зала
6
10
16
Диагностика Практические навыки
Упражнение

4.
Контрольные занятия

-
4
4
Демонстрация практических навыков
Открытое занятие


Общее кол-во часов:
44
92
136



2 год обучения

п/п
Наименование разделов, тем.
Теория, ч.
Практика,ч.
Всего,
ч.
Формы контроля

1.
Классический экзерсис у станка

17
61
78
Опрос
Диагностика Практические навыки
Наблюдение Упражнение

2.
Классический экзерсис на середине зала
14
40
44
Наблюдение Упражнение

3.
Прыжки

2
8
10
Наблюдение Упражнение

4.
Контрольные занятия

-
4
4
Демонстрация практических навыков
Диагностика


Общее кол-во часов:
36
100
136


3 год обучения


п/п

Наименование разделов, тем.

Теория, ч.
Практика,ч.
Всего,
ч.
Формы контроля

1.
Классический экзерсис у станка

9
35
44
Диагностика
Демонстрация практических навыков
Наблюдение Упражнение

2.
Упражнения на полупальцах
10
38
48
Наблюдение Упражнение

3.
Классический экзерсис на середине зала
10
46
56
Наблюдение Упражнение

4.
Прыжки

4
20
24
Наблюдение Упражнение

5.
Экзерсис на пуантах
5
23
28
Наблюдение Упражнение

6.
Контрольные занятия


4
4
Демонстрация практических навыков


Общее кол-во часов:
38ч.
166ч.
204ч.



4 год обучения


п/п

Наименование разделов, тем.

Теория, ч.
Практика,ч.
Всего, ч.
Формы контроля

1.
Классический экзерсис у станка
18
60
78
Наблюдение Упражнение
Диагностика

2.
Классический экзерсис на середине зала
9
45
54
Наблюдение Упражнение

3.
Прыжки
4
20
24
Наблюдение Упражнение

4.
Экзерсис на пальцах (пуантах)
8
40
48
Наблюдение Упражнение
Отчетный концерт
Диагностика


Общее кол-во часов:
39ч.
165ч.
204ч.


3. Содержание программного материала
1 год обучения
Раздел 1. Беседы о балете
Теория. Беседа о классическом танце, о балетном спектакле, о значении экзерсиса.
Раздел 2. Классический экзерсис у станка
Теория.
Положение корпуса, спины, рук и головы у станка (лицом к станку) – корпус учащихся стоит прямо, живот и желудок, ягодицы подтянуты, плечи развернуты параллельно к станку, кисти рук должны лежать на станке свободно рядом одна с другой пальцами сверху (большой палец не обхватывает станок), запястья и локти свободно опущены, голова держится прямо, взгляд устремлен перед собой.
Постановка корпуса и положение руки на станке (одной рукой держась за станок) – рука, лежащая на станке должна быть свободной, запястье и локоть опущены, кисть находится на станке немного впереди корпуса, пальцы не обхватывают станок, а лежат на нем. Корпус следует держать прямо.
Понятие об опорной и рабочей ноге. Опорная нога, на которой стоит корпус, работающая нога – это нога, которая исполняет движение вперед, в сторону, назад. Понятие о пяти позициях ног (лицом к станку): I позиция ног, II позиция ног, III позиция ног, IV позиция ног, V позиция ног.
Плие (plie) – французское название движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание». Плие исполняется в пяти позициях: сначала оно делается в половинном размере – деми-плие (дemi-plie), а затем переходит на гранд-плие (grand-plie) или большое приседание.
Батман тандю (вattements tendus) – выведение работающей ноги в сторону, вперед, назад и приведение работающей ноги обратно в первую или пятую позицию ног.
Батман тандю жете (вattements tendus ietes) – нога выбрасывается вперед, в сторону, назад с первой позиции, а затем в пятой позиции с акцентом воздух на 45 градусов.
Ронд де жамб партер (рond de jambe par terre) – круговое движение ногой.
Андеор (en dehors) – движение из первой позиции нога проводится вперед, описывает носком дугу через вторую позицию назад до положения против первой позиции, от этой точки нога чертит прямую линию до точки, с которой начала дугу, проходя через первую позицию с опущенной до земли пяткой и вытянутыми коленями.
Андедан (en dedans) – движение в обратном направлении. Нога выводится назад с первой позиции и чертит ту же дугу и прямую линию в обратном направлении с соблюдением тех же правил.
Сюр ле ку-де-пье (сur le cou-de pied) – положение ноги на щиколотке другой ноги, ступня с вытянутым подъемом и опущенными пальцами носком обхватывает эту щиколотку.
Батман фраппе (вattements frappes) – исходное положение правой ноги – на второй позиции, правая нога бьет левую сюр ле ку-де-пье впереди и возвращается на вторую позицию, ударяя вытянутым носком в пол с акцентом на вторую позицию.
Ронд де жамб партер (rond de jamble par terre) – круговое движение ногой.
Практика.
Первоначальные упражнения для усвоения постановки рук, корпуса, головы у станка и на середине.
Маршировка под музыку для развития ритма и элементарной организации своих движений в согласовании с музыкой (в начале в одном темпе, по мере усвоения в разных: скорее, медленнее, с паузами и т.д.).
Упражнения у станка.
1. Позиции ног (лицом к палке):
- I позиция ног – обе ступни развернуты выворотно, соприкасаясь только пятками, образуя одну прямую линию;
- II позиция ног – ступни также на одной линии, но между пятками – расстояние величиной в длину одной ступни;
- III позиция ног – ступни соприкасаются пятками, которые заходят одна за другую до полуступни;
- V позиция ног – ступни соприкасаются во всю длину так, что носок одной ноги примыкает к пятке другой ноги;
- IV позиция ног – аналогично пятой позиции, но одна из ног выдвинута в том же положении вперед или назад так, что между ступнями – расстояние маленького шага (изучается последней).
2. Деми-плие (дemi-plie): деми-плие в I позиции, деми-плие во II позиции, деми-плие в III позиции, деми-плие в V позиции, деми плие в IV позиции.
3. Батман тандю в сторону из I позиции: в сторону, вперед, назад.
5. Батман тандю в сторону из V позиции: в сторону, вперед, назад.
6. Батман тандю с деми-плие из I позиции: в сторону, вперед, назад.
7. Батман тандю с деми-плие из V позиции: в сторону, вперед, назад.
8. Ронд де жамб партер андеор (вперед) и андедан (назад) (вначале проучивается деми ронд де жамб андеор (вперед) и андедан (назад).
9. Гранд-плие по всем позициям (лицом к станку): гранд плие из I позиции, гранд плие по II второй позиции, гранд плие по III и V позициям.
10. Батман жете во все направления: батман жете из I позиции в сторону, вперед, назад. Положение ноги на сюрлеку-де-пье
11. Подготовка к батман фраппе (сгибание и разгибание ноги). Батман фраппе во все направления: носком в пол (вначале проучивается положение ноги на сюрле ку-де-пье, сгибание и разгибание ноги): в сторону; вперед; назад.
Раздел 3. Классический экзерсис на середине зала
Теория.
Понятие о позициях рук: I позиция рук, II позиция рук, III позиция рук. Подготовительное положение рук – руки свободно опущены, закругляясь от локтя, подбираются в подготовительное положение, кисти посередине корпуса и повернуты так, чтобы опущенный взгляд мог видеть ладонь, пальцы рук свободно закруглены в суставах и сгруппированы в принятом положении (большой палец у третьего).
Практика.
Упражнения:
Подготовительное положение рук (изучается первым).
Позиции рук (первоначально на середине зала, ноги в нормальном положении):
- I позиция рук – из подготовительного положения руки поднимаются в первую позицию, начиная от локтя;
- II позиция рук – руки из первой позиции отведены в сторону, округлены в локте;
- III позиция рук – руки подняты вверх с округленными локтями, кисти направлены внутрь близко одна к другой, но не соприкасаясь, и должны быть видимы глазами без поднимания головы.
Раздел 4. Контрольные занятия.
Практика.
Контрольное занятие по пройденному в форме тестирования. Контрольное занятие-итог.










2 год обучения
Раздел 1. Классический экзерсис у станка
Теория.
Пти батман. Дубль фраппе.
Па де бурре (pas de borree) – шаг в классическом танце с переменой ног и без перемены ног.
Гранд-плие (grand- plie) или большое приседание.
Батман фондю (battements tondus) – из пятой позиции правая нога на сюр ле ку-де-пье, левая делает одновременно деми-плие, затем правая открывается вперед носком в пол, левая выпрямляется и вытягивается в колене одневременно с правой.
Гранд батман жете (grand battements jotes) – бросок работающей ноги на высоту 90 градусов.
Пассе (passй) – вспомогательное движение, переводящее ногу из одного положения в другое.
Релеве (releve) – поднятие ног на полупальцы.
Релеве лян (releve lent) – медленное поднимание ноги на 45-90градусов и выше вперед, в сторону, назад. Работающая нога выдвигается в сторону носком в пол и поднимается на 45-90 градусов, сохраняет положение ноги наверху.
Ронд де жамб партер (rond de jamble par terre) – круговое движение ногой.
Девлоппе (developе) – нога с вытянутыми пальцами скользит по ноге до колена и открывается в требуемом направлении, сохраняя колено и пятку в выворотном положении.
Практика.
Упражнения у станка.
1. Гранд плие по всем позициям (боком с станку).
2. Батман фондю (носком в пол) в сторону, вперед, назад.
3. Пти батман без акцента, затем с акцентом.
4. Дубль фраппе в сторону (носком в пол): в сторону, вперед, назад.
5. Релеве лян на 45 градусов: в сторону, вперед, назад.
6. Гранд батман жете: в сторону, вперед, назад.
7. Ронд де жамб партер на плие (обводка).
8. Девлоппе во все направления.
9. Ронд де жамб анлер.
10. Релеве на полупальцы в I, II, V позициях.
12. Подъем на полупальцы после деми плие и гранд плие.
13. Поворот к палке и от палки.
14. Па де бурре с переменой ног.
15. Деми ронд де жамб на 45 градусов.
16. Девлоппе пассе в сторону, вперед, назад.
Методические указания: каждый элемент начинается с разучивания или повторения, затем закрепление элемента, тренаж и совершенствование.
Раздел 2. Прыжки
Теория.
Сотте.
Эшаппе (echappe) – прыжок с пятой позиции во вторую. Деми-плие в пятой позиции, оттолкнуться пятками и сразу же с вытянутыми пальцами и коленями прыжком перейти на вторую позицию, на деми-плие: возвращаясь обратно тем же прыжком, закончить в пятую позицию.
Практика.
Упражнения.
1.Сотте в I, II, III позиции у станка и на середине.
2.Эшаппе.
Раздел 3. Классический экзерсис на середине зала.
Теория.
Поза круазе (croisse) – означает скрещивание. Поза круазе бывает вперед и назад. Круазе вперед: встать на левую ногу, правая открыта вперед, корпус повернут, голова направо – получается скрещивание ног. Левая рука наверху, в третьей позиции, правая отведена в сторону во вторую позицию. Круазе назад – встать на правую ногу, с поворотом корпуса и головы, левая нога сзади.
Поза эффасе (effacee) вперед – встать на левую ногу, правая открыта вперед, голова налево, левая рука на третьей позиции, правая – открыта на вторую позицию, корпус отклонен назад.
Поза эффасе (effacee) назад – встать на правую ногу, левая назад. Голова, руки и корпус - в том же положении, но корпус наклонен вперед, поза получает оттенок полета.
Батман тандю (вattements tendus) – выведение работающей ноги в сторону, вперед, назад и приведение работающей ноги обратно в первую или пятую позицию ног.
Батман тандю жете (вattements tendus ietes) – нога выбрасывается вперед , в сторону, назад с первой позиции, а затем в пятой позиции с акцентом воздух на 45 градусов.
Поза арабеска (arabesque) I, II, III, IV. Арабеска (arabesque) – поза классического танца.
Первый арабеск (arabesque) – тело опирается на одну ногу, другая отделяется от пола и отводится назад на высоту 90 градусов. Ноги в положении эффасе (effacee). Рука, противоположная поднятой ноге, вытянута вперед, другая отведена в сторону: кисти вытянуты и обращены ладонью вниз. Корпус простерт вперед.
Второй арабеск (arabesque) – корпус и ноги в том же положении, как и в первом, но вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой ноге. Другая отведена назад.
Третий арабеск (arabesque) – нога на круазе назад на 90 градусов. Корпус наклонен вперед, схвачен в спине. Вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой назад ноге, другая отведена в сторону.
Четвертый арабеск (arabesque) – ноги в том же положении, как и в третьем, но впереди рука, противоположная поднятой ноге и корпус делает поворот, схваченный сильным изгибом спины. Другая рука видна из-за спины.
Практика.
Упражнения на середине.
1. Маленькие позы (носком в пол): поза круазе, поза эффасе.
2. Батман тандю в позы круазе и эфассе.
3. Батман жете в позы круазе и эфассе.
4. Три арабеска (носком в пол).
5. Поза I арабеска (носком в пол).
6. Поза II арабеска (носком в пол).
7. Поза III арабеска (носком в пол).
Раздел 4. Контрольные занятия.
Практика.
Контрольное занятие по проученным движениям. Контрольное занятие-итог в форме тестирование.
















3 год обучения
Раздел 1. Классический экзерсис у станка
Теория.
Позы эффасе, круазе, экарте. Батман сутеню. Томбе у купе. Пор де бра. Пти батман. Фраппе и дубль фраппе. Ронд де жамб анлер. Деми ронд де жамб. Батман сутеню.
Поза круазе (croisee) – скрещивание. Поза круазе бывает вперед и назад. Круазе вперед: встать на левую ногу, правая открыта вперед, корпус повернут, голова направо – получается скрещивание ног. Левая рука наверху, в третьей позиции, правая отведена в сторону во вторую позицию. Круазе назад – встать на правую ногу, с поворотом корпуса и головы, левая нога сзади.
Поза эффасе (effcee) вперед – встать на левую ногу, правая открыта вперед, голова налево, левая рука на третьей позиции, правая – открыта на вторую позицию, корпус отклонен назад.
Поза эффасе (effcee) назад – встать на правую ногу, левая назад. Голова, руки и корпус - в том же положении, но корпус наклонен вперед, поза получает оттенок полета.
Релеве (releve) – по I, II, V позиции ног – поднятие ног на полупальцы.
Релеве лян (releve lent) – медленное поднимание ноги на 45-90 градусов и выше вперед, в сторону, назад. Работающая нога выдвигается в сторону носком в пол и поднимается на 45-90 градусов сохраняет положение ноги наверху.
Девлоппе (developе) – нога с вытянутыми пальцами скользит по ноге до колена и открывается в требуемом направлении, сохраняя колено и пятку в выворотном положении.
Батман фондю (battements tondus) – из пятой позиции правая нога на сюр ле ку-де-пье, левая делает одновременно деми-плие, затем правая открывается вперед носком в пол, левая выпрямляется и вытягивается в колене одневременно с правой. Батман дубль фондю.
Андеор (en dehors) – движение из первой позиции.
Андедан (en dedans) – движение в обратном направлении.
Гранд батман жете (grand battements jotes) – бросок работающей ноги на высоту 90 градусов.
Практика.
Упражнения у станка.
1. Повторение упражнений второго года обучения.
2. Полуоборот в V позиции на полупальцах к палке и от палки.
3. Томбе у купе на полупальцах.
4. Третье пор де бра (растяжка). Исполняется с плие на опорной ноге.
5. Батман сутеню с подъемом на полупальцы.
6. Пти батман с акцентом и равномерно. Позднее можно ввести ритмическое чередование.
7. Фраппе и дубль фраппе, исполненные в позах и на полупальцах.
8. Батман фондю, исполненные также: с плие релеве; с деми ронд де жамб на 45 градусов; с плие релеве и деми ронд де жамб на 45 градусов анфас; с томбе анфас в позы.
9. Батман дубль фондю исполняется в анфас во все направления.
10. Темп релеве на 45 градусов андеор и андедан (первоначально на целой стопе, затем на полупальцах).
11. Ронд де жамб анлер на полупальцах.
12. Релеве лян, девлоппе, исполненные во все направления на полупальцы во все большие позы.
13. Деми ронд де жамб на 90 градусов андеор и андедан анфас.
14. Гранд батман жете и жете пуанте, исполненные во все позы и направления.
15. Батман сутеню на 90 градусов с подъемом на полупальцы анфас (со 2 полугодия).
14. Полуповорот андеор и андедан с подменой ноги на целой стопе и на полупальцы.
Раздел 2. Классический экзерсис на середине зала
Теория.
Релеве лян (releve) – поднятие ног на полупальцы.
Девлоппе (developе) – нога с вытянутыми пальцами скользит по ноге до колена и открывается в требуемом направлении, сохраняя колено и пятку в выворотном положении.
Андеор (en dehors) – движение из первой позиции.
Андедан (en dedans) – движение в обратном направлении.
Деми ронд де жамб. Адажио. Пор де бра.
Практика.
Упражнения.
1. Релеве лян на 90 градусов и девлоппе, исполненные во все позы.
2. Деми ронд де жамб на 90 градусов и гранд ронд де жамб на 90 градусов андеор и андедан, исполненные на анфас.
3. Девлоппе в большие позы.
4. Девлоппе во все направления.
5. Пти батман в позы круазе и эффасе.
6. Элементарное адажио на пройденные позы.
7. IV пор де бра.
8. V пор де бра.
Раздел 3. Прыжки.
Теория.
Тан лие (temps leve) – прыжок на две ноги.
Ассамбле (assemble) – прыжок из пятой позиции.
Эшаппе (echappe) – прыжок с пятой позиции во вторую позицию.
Плие (plie) – французское название движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание». Плие исполняется в пяти позициях: сначала оно делается в половинном размере – деми-плие (дemi-plie), а затем переходит на гранд-плие (grand- plie) или большое приседание.
Сиссон симпль.
Практика.
Упражнения.
1. Тан лие сотте. Тан лие (temps leve) – стать в первую, деми-плие, оттолкнуться пятками и прыгнуть, захватив вытянутые пальцы, выгнув подъем и вытянув колени: опускаясь касаться пола носком в следующий момент опуститься на пятки деми-плие, выпрямиться и вытянуть колени.
2. Сиссон симпль.
3. Ассамбле.
4. Балансе.
5. Эшаппе. Деми-плие в пятой позиции, оттолкнуться пятками и сразу же с вытянутыми пальцами и коленями прыжком перейти во вторую позицию на деми-плие, возвращаясь обратно тем же прыжком, закончить в пятую позицию.
Раздел 4. Экзерсис на пальцах.
Теория.
Позиции.
Релеве (releve) – поднятие ног на полупальцы.
Па де бурре (pas de borree) – шаг в классическом танце с переменой ног и без перемены ног.
Эшаппе (echappe) – прыжок с пятой позиции во вторую позицию.
Па курю.
Практика.
Упражнения.
1. Релеве в I и II позициях и V позиции.
2. Эшаппе с I на II позицию.
3. Эшаппе с V позиции на II позицию.
4. Па де бурре с переменой ног.
5. Па курю в VI позиции вперед и назад.
Раздел 5 . Контрольные занятия.
Практика.
Контрольные занятия по пройденным темам в форме тестирования. Контрольные занятия в форме тестирования по итогам года.


































4 год обучения
Раздел 1. Классический экзерсис у станка
Теория.
Плие (plie) – французское название движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание». Плие исполняется в пяти позициях: сначала оно делается в половинном размере – деми-плие (дemi-plie), а затем переходит на гранд-плие (grand- plie) или большое приседание.
Релеве (releve) – по I, II, V позиции ног – поднятие ног на полупальцы.
Круазе (croisee) – скрещивание. Поза круазе бывает вперед и назад.
Эффасе (effacee) вперед – встать на левую ногу, правая открыта вперед, голова налево, левая рука на третьей позиции, правая – открыта на вторую позицию, корпус отклонен назад. Эффасе (effacee) назад – встать на правую ногу, левая назад. Голова, руки и корпус - в том же положении, но корпус наклонен вперед, поза получает оттенок полета.
Препарасьен (preparation) – открывание руки через первую позицию на вторую (держась одной рукой за станок, подготовка к началу движений).
Круазе вперед: встать на левую ногу, правая открыта вперед, корпус повернут, голова направо – получается скрещивание ног. Левая рука наверху, в третьей позиции, правая отведена в сторону во вторую позицию.
Круазе назад – встать на правую ногу, с поворотом корпуса и головы, левая нога сзади.
Батман тандю (вattements tendus) – выведение работающей ноги в сторону, вперед, назад и приведение работающей ноги обратно в первую или пятую позицию ног.
Батман тандю жете (вattements tendus ietes) – нога выбрасывается вперед , в сторону, назад с первой позиции, а затем в пятой позиции с акцентом воздух на 45 градусов.
Ронд де жамб партер (rond de jamble par terre) – круговое движение ногой.
Батман фраппе (вattements frappes) – исходное положение правой ноги – на второй позиции, правая нога бьет левую сюр ле ку-де-пье впереди и возвращается на вторую позицию, ударяя вытянутым носком в пол с акцентом на вторую позицию.
Препарасьен (preparation) – открывание руки через первую позицию на вторую (держась одной рукой за станок, подготовка к началу движений).
Девлоппе (developе) – нога с вытянутыми пальцами скользит по ноге до колена и открывается в требуемом направлении, сохраняя колено и пятку в выворотном положении.
Гранд батман жете (grand battements jotes) – бросок работающей ноги на высоту 90 градусов.
Практика.
Упражнения.
1. Деми-плие и гранд-плие с руками (боком к станку).
2. Батмен тандю в позы круазе, эффасе, экарте.
3. Батмен жете в позы экарте, эфассе, круазе.
4. Ронд де жамб партер с гранд батман жете.
5. Батман фраппе на полупальцах.
6. Пти батман на полупальцах.
7. Дубль фраппе во все направления.
8. Дубль фондю в маленькие позы.
9. Дубль фондю с деми ронд де жамб.
10. Томбе с полуповоротом к палке, с полуповоротом от палки.
11. Батман сутеню на 90 градусов в позы.
12. Препарасьен к турам.
13. Тур с V позиции.
14. Девлоппе с плие релеве.
15. Гранд батман жете по позам.
16. Тур из II позиции.
Раздел 2. Классический экзерсис на середине зала
Теория.
Релеве лян (releve lent) – медленное поднимание ноги на 45-90 градусов и выше вперед, в сторону, назад. Работающая нога выдвигается в сторону носком в пол и поднимается на 45-90 градусов сохраняет положение ноги наверху.
Гранд ронд де жамб.
Батман тандю антурнант.
Препарасьен (preparation) – открывание руки через первую позицию на вторую (держась одной рукой за станок, подготовка к началу движений).
Пор-де-бра.
Практика.
Упражнения.
1.Релеве лян во все направления на 90 градусов.
2. Гранд ронд де жамб (без поворота пятки опорной ноги).
3. Батман тандю антурнант в позы.
4. Батман тандю антурнант по ј поворота.
5. Тур из V позиции.
6. Тур из IV позиции.
7. 1 тур из II позиции.
8. Шестое пор-де-бра.
9. Препарасьен для туров.
Раздел 3. Прыжки.
Теория.
Жете (getes) – прыжок из пятой позиции. Встать в пятую позицию, правая нога впереди: одновременно деми-плие, левая нога отводится в сторону второй позиции скользящим движением, причем колено и пальцы вытягиваются и носок касается второй позиции на полу. Тогда оттолкнуться правой ногой от пола прыжком, вытянув пальцы и колено, левую ногу вернуть на место правой и опуститься на нее на деми-плие. Правая нога идет на сюр ле ку-де-пье.
Ассамбле (assemble) – прыжок из пятой позиции. Встать в пятую позицию, правая нога впереди, деми-плие и одновременно левая нога отводится скользящим движением в сторону во вторую позицию, вытянутая касается носком пола во второй позиции: правой ногой, оставшейся в плие, оттолкнуться от пола, вытянув пальцы и колени, левая нога одновременно с правой возвращается в пятую позицию вперед на деми-плие.
Гранд ассамбле. Жете па-де-ша. Гранд жете. Бризе.
Практика.
Упражнения.
1. Гранд ассамбле в сторону.
2. Жете па-де-ша.
3. Гранд жете.
4. Бризе.
Раздел 4. Экзерсис на пальцах.
Теория.
Сюиви.
Па де буре (pas de bourree) – шаг в классическом танце с переменой ног и без перемены ног.
Эшаппе (echappe) – прыжок с пятой позиции во вторую.
Релеве (releve) – поднятие ног на полупальцы.
Тур андедан (en dedans) – движение в обратном направлении.
Шене. Позиции. Диагональ.
Практика.
Упражнения.
1. Сюиви в V позиции без продвижения.
2. Сюиви в V позиции с поворот вокруг себя.
3. Па де бурре без перемены ног (по диагонали).
4. Па де бурре с переменой ног.
5. Эшаппе с релеве во II и IV позициях.
6. Релеве в IV позиции.
7. Тур андедан.
8. Шене по диагонали.
9. Контрольное занятие.



































4. Методическое обеспечение
Методические рекомендации по реализации программы
Научиться танцевать очень трудно. Путь к совершенству в танце – длинный и сложный. Как правило, обучение классическому танцу происходит в балетном классе. Школа классического танца имеет разработанную систему обучения, предполагающую всесторонний подход к обучению.
Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения.
Теоретические сведения преподносятся в процессе практических занятий. Программа по классическому танцу ориентирована на профессиональную методику, без которой обучающиеся не смогут получить необходимы навыки.
Учитывая поставленные задачи, в образовательной программе используются корректирующие или нетрадиционные методы и приемы работы с детьми:
речевое общение с детьми; правильная ориентация движения на площадке (к стене, к двери, в центр, из центра);
речь, опережающая события;
речь, подтверждающая действия;
синхронное и зеркальное восприятие;
перевод из одного пространства в другое (приучение детей ориентированию на разных площадках – в классе, на сцене; ощущению группового и индивидуального пространства);
использование различных типов восприятия детьми изучаемого материала;
обращение внимания на индивидуальную культуру исполнения
( замечать способности каждого ребенка);
Но методика обучения не замыкается только на нетрадиционных методах и приемах работы. Используются хорошо зарекомендовавшие
себя, действенные методы:
словесные (описание, объяснение, беседа);
наглядные (фотографии, иллюстрации, видеозаписи, показ движений педагогом);
практические (репродуктивные, самостоятельная работа, сравнительный анализ, самоконтроль).


Формы обучения
Рассказ (о танце; о нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается; знакомство с отличительными особенностями костюма);
Постановочное занятие (разучивание движений, композиции);
Репетиционное занятие (отделка каждого движения, комбинации, фигуры – работа над танцевальным образом);
Занятие-концерт.
Методически рекомендации по годам обучения
На первом и втором году обучения закладываются основы знаний об искусстве балета, изучаются первоначальные упражнения для усвоения постановки рук, корпуса, головы у станка и посередине, основы хореографической азбуки.
Изучение программы второго года начинается с повторения пройденных упражнений в увеличенном количестве. Разучивание новых упражнений. Развитие силы ног и силы стопы путем изучения упражнений на полупальцы, развитие координации движений.
На третьем году обучения закрепляется освоение хореографической азбуки, того необходимого фундамента, на котором создаются и развиваются движения классического танца. Как и в первых годах обучения, педагог должен обращать внимание на чистоту исполнения, закрепить устойчивость в упражнениях на середине зала. Вместе с тем на третьем году обучения начинают развивать залог будущей танцевальности – элементы художественной окраски движений, уже намеченные в упражнениях предыдущих лет. Новые упражнения следует изучать в чистом виде.
Экзерсис у станка повторяет и развивает упражнения второго года обучения. В некоторые движения введены позы эффасе, круазе, экарте.
На середине зала проучиваются те же упражнения, что и у станка с использованием маленьких и больших поз. Со 2-го полугодия часть упражнений можно исполнять на полупальцах (фондю, фраппе, пти батман).
На четвертом году обучения происходит оттачивание выученных движений за весь процесс обучения. Обращается внимание на большие прыжки, верчение, экзерсис на пуантах (пальцах). Каждому движению придается характер индивидуальность исполнения.
Классический экзерсис у станка
Занятие классического танца начинается с экзерсиса у станка, в котором разучиваются и отрабатываются упражнения. Время на упражнения у станка и на середине зала должно быть распределено равномерно: 10-15 минут – упражнения у станка, 10-15 минут – на середине зала, 5-8 минут – одной рукой за станок, 8-10 минут – еще какие-либо упражнения.
Танцевальные особенности детей следует развивать в равной степени, работая над движениями рук, ног, головы, корпуса. Классический экзерсис – это свод упражнений, назначение которого – выработать у обучающегося танцевальную технику. Классический экзерсис способствует технической разработке каждого движения в отдельности, а затем и в их соединении.
Здесь закладывается основное развитие мускулов, эластичности связок. Обязательно надо следить за тем, чтобы дети не делали ничего машинально, а следили за музыкой и точностью отработки, а затем и исполнения конкретного движения. Экзерсис у станка является основой первоначальных движений танца.
Техническое мастерство исполнения достигается систематическим повторением одного движения значительное число раз. В средних и старших группах проделывается весь тот же экзерсис, что и в младших группах, но с учетом того, что техника исполнения уже лучше. Темп берется значительно быстрее, усложняется комбинация. Классический станок способствует развитию устойчивости корпуса-стержня, т.е. умению держать мышцы спины.
Экзерсис у станка начинается с изучения I, II, III, IV, V позиции ног. Далее вводится плие (деми плие, гранд плие), батманы, круговое движение ног, прыжки, арабески, позы и другие элементы классического танца.
Адажио – это медленное упражнение, которое способствует приобретению устойчивости и силы ног.
Аллегро – упражнение, выполняемое в более быстром темпе. Аллегро способствуют развитию прыжка и различных вращений.
Большое значение придается рукам. Обучающиеся приучаются к самостоятельному, независимому управлению ногами и руками (нога делает одно движение, а рука – другое). Последовательность упражнений у станка: plie, battements, tondus, battements tondus gete, rond de gamble par terre, battements fondut или battements soutenus, battements frappes, battements double frappes, rond de gambe en lair, potits battements, grands battements gotes.
В экзерсисе у станка закладывается фундамент:
делаются первые шаги в освоении координации движений и приобретается апломб;
изучается правильная постановка корпуса, рук, ног, головы;
вырабатывается сила и эластичность мышц, гибкость корпуса;
развивается шаг, закладываются основы для прыжка;
даются первые навыки осмысленности и выразительности исполнения движений.
Методические указания: Необходимо объяснение специфики исполнения того или иного упражнения.
Экзерсис на середине зала исполняется в той же последовательности, что и у станка.
Репетиционно-постановочная работа
Определяет творческое и исполнительское лицо танцевального коллектива. Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение (идейное направление, художественно-ценное и т.д.).
Исполнительский репертуар подбирается с учетом его воспитывающего и обучающего воздействия на личность участников танцевального коллектива. Каждая постановочная работа в процессе ее развития и конечном результате должна ориентироваться на формирование художественных взглядов и представлений участников.
Важнейшей задачей в процессе постановочной работы является воспитание у воспитанников творческой дисциплины и сознательности, без чего невозможно добиться каких-либо успехов.
Педагог должен уметь просто, доступно объяснить участникам свои требования, научить видеть перспективу.
Танцевальные движения, их характер, рисунок танца, эмоциональная насыщенность должны логично сочетаться с музыкальным сопровождением.
Все движения должны быть осмысленны, танцующие должны понимать и раскрывать общий замысел постановки.
Условия реализации программы
соответствие санитарным нормам (проветриваемое просторное помещение, температура воздуха не ниже 18 градусов, чистый пол, освещение в соответствие с существующими санитарными нормами (закрытые светильники, освещенность);
соответствие специальным нормам (пол палубного типа или линолеум-покрытие, зеркальные стены, хореографический станок);
соответствие наглядным и техническим средствам обучения (фортепиано, нотный материал, магнитофон, ТВ, видеомагнитофон, видео- и аудиокассеты, DVD – проигрыватель, DVD-диски, фотоаппарат, видеокамера);
пуанты, тапочки, коврики, соответствующая форма для занятий;
костюмы (костюмерная);
методическая и специальная литература;
дидактические пособия (например: русский костюм, кокошник, платочек, головные ленты, испанский костюм, гребни, головные украшении, веер и другая атрибутика, бубен и т.д.);
материал для теоретических бесед (тематические папки, иллюстрации, портреты знаменитых композиторов и др. наглядность).


























5. Литература

Литература, использованная при составлении программы

Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л, – М.: «Искусство», 1964.
Болгарикова Э. Страна волшебная – балет. – М.: «Детская литература», 1974.
Ваганова А.Я. основы классического танца. – Л.: «Искусство», 1980.
Косторовицкая В. 100 уроков классического танца. – Л.: «Искусство», 1981.
Красовская В. История русского балета. – Л.: «Искусство», 1978.
Классический танец. Советская Россия. – Министерство культуры РСФСР, 1961.
Пасюткина В. Волшебный мир танца. – М.: «Просвещение», 1985.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-18-14.
Смирнова М.В. Основные элементы классического танца. – М.: Министерство культуры РСФСР, 1979.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования, утвержденное Правительством РФ от 7 марта 1995 г. № 233, с изм. и доп.
Ярманович А. Классический танец. – Л.: «Музыка», 1986.

Литература, необходимая для реализации программы

Аркина Н. Анна Павлова. – «Знание» / Новое в жизни науке и технике / Серия «Искусство» № 3, 1981.
Бочарникова Э. Страна волшебная – балет. – М.: Изд-во «Детская литература», 1974.
Ивановский Н. Бальный танец XVI-XIX век. – Л.: «Искусство», 1968.
Пасюткина В. Волшебный мир танца. – М.: «Просвещение», 1985.
Солодовников А. Ольга Лепешинская. – М.: «Искусство», 1983.
Тейдер В. Солисты балета. – М.: «Искусство», 1980.




Рекомендуемая литература

Бахрушин Ю. История русского балета. – М., 1977.
Богданов-Березовский В. Галина Сергеевна Уланова. – М., 1961.
Ванслов В. Статьи о балете. – Л., 1980.
Вячеслав Т. Я – балерина. – Л., 1964.
Захаров Р. Слово о танце. – М., 1977.
Иванова С. марина Семенова. – М., 1965.
Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. – М., 1966.
Луцкая Е. Жизнь в танце. – М., 1968.
Львов-Анохин Б. Мастерская большого балета. – М., 1976.
Рославлева Н. Майя Плисецкая. – М., 1968.
Сломинский Ю. Жизель. – Л., 1969.
Сломинский Ю. Лебединое озеро. П.И. Чайковского. – Л., 1962.
Сломинский Ю. Тщетная предосторожность. – Л., 1961.
Эльяш Н. Образы танца. – М., 1970.
Эльяш Н. Авдотья Истомина. – Л., 1971.






















Приложение 1.
Диагностический материал
Комплекс упражнений классического экзерсиса в конце первого этапа
Demi-plie.
Battements tendus из I позиции.
Battements tendus ietes из I позиции.
Demi-rond de jfmb par terre en de dans u en de hors.
Battements frappes.
Battements tondu.
Releve lent на 45.
Grand battements jetes.
Подготовительная позиция рук I, II, III.
Прыжки по I, II, V поз.
Ec happe.
Changement de pied.
Знание специальной терминологии. Знание и понимание смысла следующих терминов:
Demi-plie.
Battements tendus.
Battements ietes.
Demi-rond de jfmb par terre en de dans u en de hors.
Battements frappes.
Battements tondu.
Releve lent.
Grand battements jetes.
Cur le cou-de pied.
Комплекс упражнений классического экзерсиса в конце второго этапа
Demi-plie и grand plie.
Battements tendus из V поз.
Battements tendus ietes из V поз.
Releve на полупальцах I, II, V поз. ног.
Rond de jambe par terre en de dans u en de hors.
Battements fondu из V поз.
Battements frappes из V поз.
Grand battements jetes на 90.
Battements duble frappes из V поз.
Releve lent на 90.
Поза 1-й арабеск, 2-й, 3-й.
Pas de bourre.
Прыжки:
Assemble.
Echappe.
Grand changements de pieds.
Знание специальной терминологии. Знание и понимание смысла следующих терминов:
Grand plie.
Battements duble frappes.
Port de bras.
Developpe.
Battements jetes pointes.
Позы 1-й, 2-й, 3-й арабеск.
Glissade.
Поза croisse вперед, назад.
Preparation.
Комплекс упражнений классического экзерсиса в конце третьего этапа
Battements developpe.
Rond de jambe en l*air.
Battements soutenu en tournant tn de hor en de dans.
Четвертое, пятое port de brns.
Pas de bourre с переменой ног.
Прыжки:
Sissonne ouverte.
Sissonne fermee.
Sissonne на arabesfue.
Pas jete с продвижением.
Sissonne tombee.
Pas ballone.
Pas de chat.
Assemble.
Echappe.
Grand changements de pieds.
Упражнения на пальцах:
Pas couru.
Pas de bourree suive.
Pas echappe.
Sissonne simple.
Releve.
Тур на пальцах в V поз.
Знание специальной терминологии. Знание и понимание смысла следующих терминов:
Grand plie.
Battements duble frappes.
Port de bras.
Developpe.
Battements jetes pointes.
Позы 1-й, 2-й, 3-й арабеск.
Glissade.
Поза croisse вперед, назад.
Preparation.
Комплекс упражнений классического экзерсиса в конце четвертого этапа.
Battements developpe.
Rond de jambe en l*air.
Battements soutenu en tournant tn de hor en de dans.
Четвертое, пятое port de brns.
Pas de bourre с переменой ног.
Прыжки:
Sissonne ouverte.
Sissonne fermee.
Sissonne на arabesfue.
Pas jete с продвижением.
Sissonne tombee.
Pas ballone.
Pas de chat.
Упражнения на пальцах:
Pas couru.
Pas de bourree suive.
Pas echappe.
Sissonne simple.
Releve.
Тур на пальцах в V поз.
Знание специальной терминологии. Знание и понимание смысла следующих терминов:
Rond de jambe en l*air.
Battements developpes passй.
Battements soutenus.
Soutenus en tournants en de hors en dedans.
Sissonne ferrntts.
Sissonne сценический.
Echappe entournant.
Balances.
Tours.


































Приложение № 2.

Вопросы к собеседованию по теоретическому материалу программы.
Первый год обучения.
Как становятся артистами балета? Какими качествами должен обладать артист балета?
На какие части делится урок классического танца?
Что обозначает понятие «вывортность» на «балетном языке»?
Чем отличается классический танец от народного?
На сцене какого театра танцевала Анна Павлова? Самый известный номер Анны Павловой?
Второй год обучения.
Какие жанры бытовой музыки мы знаем?
Что характерно для жанра: менуэт (характер музыки, основные танцевальные движения)?
Какие элементы гавота, встречающиеся в классическом танце, можете назвать?
Что характерно для танца «романески»? Какой балет, в котором использован этот танец, вы знаете?
Показать основной шаг польки.
Перечислить главных персонажей балета «Лебединое озеро». Как звали злого волшебника? Кто написал сказку «Щелкучник», на сюжет которой поставлен балет? Перечислить главных персонажей балета. Какие номера вам запомнились?
В каком училище училась Ольга Лепешинская? Перечислить названия балетов, в которых она танцевала.
Третий год обучения.
Что означает перевод с французского – «полонез»? покажите основные шаги полонезе.
Откуда пришел к нам вальс, и в каком веке? Показать движения вальса.
Какие элементы классической хореографии присутствуют в мазурке?
Кто написал балет «Золушка»? как музыка передала характер Золушки?
Перечислить известных балерин Большого театра.
Значение постановочной работы в создании балетного спектакля. Творчество Григоровича (основные спектакли).














15