Рабочая программа по предмету классический танец (11-15 лет)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Рабочая программа
«Классический танец»
Возраст детей: 11-15 летСрок реализации: 5 лет обучения
Мадьярова Эльвира Минегасимовна
преподаватель хореографии

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана
с учетом федеральных государственных требований кдополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе вобласти хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение
детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание
учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.
Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано ссодержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка
концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является
фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов,
ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование
необходимых технических навыков, является источником высокой
исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и
отечественной хореографической культуры.
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам
обучения, сложившимися в хореографическом образовании, и к учебному
процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.
Ее освоение способствует формированию общей культуры детей,
музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию
двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию
индивидуальности.
Срок реализации учебного предмета «Классический танец»
Срок реализации данной программы составляет 5 лет (при 5-летнейобразовательной программе «Хореографическое творчество) и 6 лет (при 8-
летней образовательной программе «Хореографическое творчество). Для
учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы вобласти хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен
на 1 год (6 класс, 9 класс).
Режим занятий и возраст:
Для I –го года обучения занятия проводятся по 6 академических часов в неделю, возраст детей 10- 11 лет.
Для II-го года обучения занятия проводятся по 5 академических часов в неделю, возраст детей 11- 12 лет.
Для III- го года обучения занятия проводятся по 5 академических часов в неделю, возраст детей 12- 13 лет.
Для IV- го года обучения занятия проводятся по 5 академических часов в неделю, возраст детей 13- 14 лет.
Для V-го года обучения занятия проводятся по 5 академических часов в неделю, возраст детей 14- 15 лет.
Для VI-го года обучения занятия проводятся по 5 академических часов в неделю, возраст детей 15-16 лет.
Объём учебного времени:
На реализацию предмета «Классический танец» в соответствии с учебным планом, указана максимальная учебная нагрузка 1023 часов, на аудиторное занятие- 1023 часов, консультации- 8 часов в год.
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), занятия с мальчиками по предмету
«Классический танец» - от 3-х человек, рекомендуемая продолжительность
урока – 40-45 минут.

Цель и задачи учебного предмета
Цель:
развитие танцевально - исполнительских и художественно-
эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими
комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения
танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ,
а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографическогоисполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению вобразовательные учреждения, реализующие образовательные программы
среднего и высшего профессионального образования в области
хореографического искусства.
Задачи:
• развитие интереса к классическому танцу и хореографическому
творчеству;
• овладение учащимися основными исполнительскими навыками
классического танца, позволяющими грамотно исполнять музыкальные
композиции, как соло, так и в ансамбле;
• развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и
музыкальности;
• освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой длявладения классическим танцем в пределах программы;
• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности в ансамбле;
• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно-
танцевальных способностей, артистизма;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений;
• формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональныеобразовательные программы в области хореографического искусства.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного наосвоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся
танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей дляповышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, делениецелого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественныхвпечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природныхспособностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня
подготовки.
Предложенные методы работы при изучении классического танца врамках предпрофессиональной образовательной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях в хореографическом образовании.
Критерии оценки
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;
4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;
2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;
№ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объём времени
Максимальная учебная нагрузка (в год) Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1 Вводное занятие. Правила техники безопасности Урок-лекция, практическое занятие 2 - 2
2 Правила исполнения упражнений Урок (практическое занятие) 16 - 16
3 Экзерсис у станка
Урок (практическое занятие) 46 - 46
4 Экзерсис на середине зала
Урок (практическое занятие) 50 - 50
5 Прыжки (ALLEGRO) Урок (практическое занятие) 48 - 48
6 Вращения Урок (практическое занятие) 20 - 20
7 Отработка элементов Урок (практическое занятие) 16 - 16
ИТОГО: 198 198
Учебно-тематический план
I год обучения
II год обучения
№ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объём времени
Максимальная учебная нагрузка (в год) Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1 Вводное занятие. Правила техники безопасности Урок-лекция, практическое занятие 2 - 2
2 Правила исполнения упражнений Урок (практическое занятие) 16 - 16
3 Экзерсис у станка
Урок (практическое занятие) 40 - 40
4 Экзерсис на середине зала
Урок (практическое занятие) 45 - 45
5 Прыжки (ALLEGRO) Урок (практическое занятие) 30 - 30
6 Вращения Урок (практическое занятие) 15 - 15
7 Отработка элементов Урок (практическое занятие) 15 - 15
ИТОГО: 165 165
III год обучения
№ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объём времени
Максимальная учебная нагрузка (в год) Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1 Вводное занятие. Правила техники безопасности Урок-лекция, практическое занятие 2 - 2
2 Правила исполнения упражнений Урок (практическое занятие) 16 - 16
3 Экзерсис у станка
Урок (практическое занятие) 40 - 40
4 Экзерсис на середине зала
Урок (практическое занятие) 45 - 45
5 Прыжки (ALLEGRO) Урок (практическое занятие) 30 - 30
6 Вращения Урок (практическое занятие) 15 - 15
7 Отработка элементов Урок (практическое занятие) 15 - 15
ИТОГО: 165 165
IV год обучения
№ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объём времени
Максимальная учебная нагрузка (в год) Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1 Вводное занятие. Правила техники безопасности Урок-лекция, практическое занятие 2 - 2
2 Правила исполнения упражнений Урок (практическое занятие) 16 - 16
3 Экзерсис у станка
Урок (практическое занятие) 40 - 40
4 Экзерсис на середине зала
Урок (практическое занятие) 45 - 45
5 Прыжки (ALLEGRO) Урок (практическое занятие) 30 - 30
6 Вращения Урок (практическое занятие) 15 - 15
7 Отработка элементов Урок (практическое занятие) 15 - 15
ИТОГО: 165 165
V год обучения
№ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объём времени
Максимальная учебная нагрузка (в год) Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1 Вводное занятие. Правила техники безопасности Урок-лекция, практическое занятие 2 - 2
2 Правила исполнения упражнений Урок (практическое занятие) 16 - 16
3 Экзерсис у станка
Урок (практическое занятие) 40 - 40
4 Экзерсис на середине зала
Урок (практическое занятие) 45 - 45
5 Прыжки (ALLEGRO) Урок (практическое занятие) 30 - 30
6 Вращения Урок (практическое занятие) 15 - 15
7 Отработка элементов Урок (практическое занятие) 15 - 15
ИТОГО: 165 165
VI год обучения
№ Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объём времени
Максимальная учебная нагрузка (в год) Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1 Вводное занятие. Правила техники безопасности Урок-лекция, практическое занятие 2 - 2
2 Правила исполнения упражнений Урок (практическое занятие) 16 - 16
3 Экзерсис у станка
Урок (практическое занятие) 40 - 40
4 Экзерсис на середине зала
Урок (практическое занятие) 45 - 45
5 Прыжки (ALLEGRO) Урок (практическое занятие) 30 - 30
6 Вращения Урок (практическое занятие) 15 - 15
7 Отработка элементов Урок (практическое занятие) 15 - 15
ИТОГО: 165 165
Содержание раздела программы:
Вводные занятия
Педагог знакомит с содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося
Правила исполнения упражнений
Правила исполнения упражнений в сочетании с музыкальной раскладкой, характером музыкального сопровождения. Возможные сочетания с другими движениями. Какие группы мышц движение развивает. Наиболее распространенные ошибки при исполнении движений и их предупреждение
Экзерсис у станка
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии. Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Основной задачей является постепенное введение в работу суставно-связочного аппарата, постановка корпуса, работа рук и головы. В названии движений сохранена французская терминология.
Экзерсис у станка включает в себя маленькое и большое приседание, выдвижения ноги вперёд, в сторону, назад, движения на полупальцах, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие классического танца. Каждый  урок включает 6-12 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими, упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.д. Основу раздела составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, раскрывание ноги на 90*, большие броски.
Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:
1. Позиции ног: I, II, III,V (IVпозиция, как наиболее трудная, изучается позднее)
2. Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с port de bras (I, II, III позиции рук).
3. Demi plie no I, II, III, V, IV позициям.
4. Grand plie no I, II, III, V, IV позиции.
5. Battements tendus
6. Passe par terre:
- сdemlplieпоIпозиции
- с окончанием в demi plie.
7. Battement tendu jete8. Rond de jambe par terre впервойраскладке en dehors, en dedans.
9. Положениеноги sur le cou de pied: 13
- «условное» спереди, сзади,
- «обхватнoe».
10. Battements frappe лицом к станку, носком в пол, в сторону во всех
направлениях.
11.Battements frappe боком к станку, носком в пол во всех направлениях.
12. Battements fondu носком в пол во всех направлениях, лицом к станку;
- боком к станку, носком в пол.
13. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans.
14. Battementsrelevelent на 900 в позах.
15.Battementsdoublefrappeвcторону, носкомвполнавсейстопе.
16. Pascoupe:
- наполупальпах.
17. Pas tombe с фиксацией ноги в положении surle coude pied на месте.
18. Battementsdeveloppe во всех направлениях - лицом к станку;
- боком к станку.
19. Grand battements jete в больших позах (croisee, efface, ecarte).
20. I, II, III,IV форма port de bras.
Экзерсис на середине зала
Этот раздел изучает позы croisee, efface, ecarte вперёд и назад носком в пол на вытянутой ноге и на demi plié. Поза ecartee изучается позднее.
Приступать к изучению поз можно, лишь когда учащиеся достаточно хорошо усвоят элементарную постановку головы, рук, корпуса, ног и все те движения экзерсиса, при помощи которых будут выполняться эти позы.
Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:
1. IФормаportdebrasвразличныхсочетаниях (endehors, endedans).2. Demi plié пo I, II, Vпозициям ;- grand plie по I, II позициям.
3. Battements tendu из I позиции во всех направлениях;
- с demi plie .
4. Battements tendu jete во всех направлениях из I позиции;
- срique.
5. Demi rond de jambe par terre;
- rond de jambe par terre (полныйкруг) .
6. Battements releve lent во всех направлениях на 90*
7. Grand battements jete из I позиции в первоначальной раскладке. 14
8. RelevenoI, II, V позициям:
- с вытянутых ног;
-с demi plie .
9. Понятие epaulement (croisee, efface, ecarte) позы.
10. Раз balance.
5. Прыжки-ALLEGRO
Этот раздел отличается многообразием движений и состоит из маленьких прыжков, средних и больших. Все прыжки подразделяются на пять групп:
Прыжки с двух ног на две;
Прыжки с двух ног на одну;
Прыжки с одной ноги на две;
Прыжки с одной ноги на другую;
Прыжки на одной ноге.
1. Temps saute no I, IIпозициям;
- V позиции.
2. Petit changement de pied.
- changement de pied
-grand changement de pied
3. Раз echappe впервой раскладке.
4. Pas assemble в сторону:
- у станка и на середине
5. Sissorme simple en face:
- у станка и на середине
6. Pas glissade в сторону.
7. Sissone tombe.
8. Pas chasse вперед.
9. Sissone ferme в сторону.
10. Sisson fermee впередв I arabesque.
6.Вращения
1. Tours c temps leve sur le cou de pied.
2. Tours chaines (8-16 оборотов).
Учебно-материальная база
Творческая лаборатория оснащена ТСО, обеспечена справочной, педагогической, методической литературой и журналами. Разработаны программы развития предмета хореографии по направлениям и предметам:
классический танец;
народный танец;
ритмика;
композиция.
Здесь же хранятся планы: учебно-тематические, перспективные, годовые, планы занятий, спецкурсов, творческие работы учащихся, материалы педагогической диагностики учащихся, тесты по хореографии.
Отдельным блоком собраны фонограммы для танцев, видео- и аудиокассеты, СD и мини-диски, которые хранятся в специально оборудованном шкафу.
Список методической литературы
1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб:
«Планета музыки», 2010
2. Базарова Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета
музыки», 2009
3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и
«Респекс»,1996
4. Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 1987
5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань»,
2007
6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие дляпреподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» -
Л.: «АРТ». 1992
8. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах
- М., Искусство, 1989
9. Звездочкин В.А. «Классический танец» - СПб: «Планета музыки»,
2011
10. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографическихдисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011
11. Костровицкая В. С. «100 уроков классического танца» - Л.:
Искусство, 1981
12. Костровицкая В.С., А. Писарев «Школа классического танца» -
Л.: Искусство, 1986
13. Красовская В. М. История русского балета. — Л., 1978
14. Красовская В. М. Агриппина Яковлевна Ваганова. — Л.:
"Искусство", 1989
15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные
повести. — М.: "Аграф", 1999
16. Мессерер А. «Уроки классического танца» - М.: «Искусство»,1967 7
17. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у
палки по классическому танцу» / Методическое пособие дляпреподавателей. Харьков, 2010
18. Тарасов Н. «Классический танец» - М.: Искусство, 1981
19. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужскогоисполнительства» - М.: Искусство,1987
20. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа» - СПб: «Лань»,
2009
21. Ярмолович Л. «Классический танец» - Л.: «Музыка», 1986