Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства программа по учебному предмету рисунок


Муниципальное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств» им. Л.Л.Линховоина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Программа по учебному предмету
РИСУНОК
Могойтуй 2016
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор ДШИ
Детской школы искусств _______ Р.Б.Блохина
« » 2016 г. «___»____________2016 г
(дата рассмотрения) (дата утверждения)
М.П.
Разработчики программы – Дашижигмитова А.М. и Большакова Л.Ф. преподаватели художественного отделения.
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе………………………………………………………………3
- Срок реализации учебного предмета………………………………………..5
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета…………5
- Форма проведения учебных аудиторных занятий……………………….6
- Цель и задачи учебного предмета…………………………………………..6
- Методы обучения………………………………………………………………7
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета………………………………………………………………………………….7
II. Учебно – тематический план……………………………………..…8-16
III. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………17
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание………………………..17
- Критерии оценки………………………………………………………………18
V.Методическое обеспечение учебного процесса……………………...19
VI.Список литературы и средств обучения
- Методическая литература…………………………………………………..21
- Учебная литература………………………………………………………….22
- Средства обучения……………………………………………………………23
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также на основе авторской программы составителей И.Г. Корягин и И.К. Салатов преподаватели детской художественной школы им. Врубеля г. Москва. Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись», «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.
Учебный предмет «Рисунок» - это определённая система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа включает в себя целый ряд теоретических и практических заданий, которые помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Основными формами обучения на уроках являются практические работы под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.
Рекомендуемый для освоения предмета «Рисунок» возраст детей – 7-10 лет.
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности, последовательности, доступности.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Рисунок» при 3-летнем сроке обучения составляет 218 часов. Из них:170 часов – аудиторные занятия,
48 часов – самостоятельная работа.
Вид учебной работы Годы обучения Всего часов
1-й год 2-й год 3-й год 1
полугод
ие2 полугодие 3 полугодие 4 полугодие 5 полугодие 6 полугодие Аудиторные занятия 16 18 32 36 32 36 170
Самостоятельная работа 7 8 7 9 8 9 48
Максимальная учебная нагрузка 23 26 39 45 40 45 218
Вид промежуточной аттестации З. З. Э. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
аудиторные занятия:
1год обучения – по 1 час в неделю;
2-3 годы обучения – по 2 часа в неделю;
самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-3 годы обучения – 0,5 час в неделю.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о графике, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета
– освоение терминологии предмета «Рисунок»;
– приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
– формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;
– приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
– формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей поселковой библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, художественными альбомами по рисунке.
Кабинет должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
II. Учебно-тематический план по рисунку
1 класс
Общее количество часов по программе - 34 часа
№ Наименование темы Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудитор-ные занятия Цели
1 2 3 4 5 6
1 Беседа о рисунке как самостоятельной дисциплине в художественной школе
1 -
1 Дидактические: - раскрыть роль и значение рисунка в процессе обучения. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Знакомство с организацией рабочего места учащихся, его подготовкой к работе, правильной посадкой рисующих относительно постановки, с приемами работы карандашом;
Развивающие: - развить внимание и практические навыки работы карандашом;
Воспитательные: - воспитать интерес к изобразительному искусству.
2 Упражнение на проведение различных линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных, дугообразных) и деление отрезков прямой на равные части1,5 0,5 1 Дидактические: - познакомить учащихся с приемами работы графитным карандашом, изучение характеристик разных линий и их значение в рисунке, проведение прямых линий и деление отрезков на равные части;
Развивающие: - развить внимание, наблюдательность, практические навыки работы с карандашом;
Воспитательные: - воспитать прилежание, точность, аккуратность в работе.
3 Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части (т. н. шахматная доска)
1,5 0,5 1 Дидактические: - закрепить предыдущий материал по проведению прямых линий и делению отрезков на равные части; познакомить с понятием тона и штриха; Развивающие: - развить навыки работы с карандашом, глазомер учащихся, умение грамотно компоновать изображение в листе, точно делить отрезки на равные части;
Воспитательные: - воспитать эстетически-художественный вкус, точность, внимательность, усидчивость.
4 Рисование простого плоскостного геометрического орнамента в три тона
4,5 1,5 3 Дидактические: - закрепить предыдущий материал по проведению прямых линий и делению отрезков на равные части; познакомить с понятием тона и штриха, показать тональную разницу элементов орнамента;
Развивающие: - развить навыки работы с карандашом, глазомер учащихся, умение грамотно компоновать изображение в листе, точно делить отрезки на равные части, сформировать умение последовательно вести работу, внимательность, точность.;Воспитательные: - воспитать интерес к изобразительному искусству, ответственность.
5 Приемы работы карандашом, отработка штриха 1,5 0,5 1 Дидактические: - познакомить с понятием тона и штриха, с его выразительностью, приемами работы графическим материалом;
Развивающие: - развить навыки работы с карандашом, глазомер учащихся, умение грамотно компоновать изображение в листе,
Воспитательные: - воспитать прилежание, точность, аккуратность в работе.
6 Тональный рисунок трех плоских прямоугольных фигур с различными соотношениями сторон и различной тональной окрашенностью (светлый, серый, темный)
4,5 1,5 3 Дидактические: - познакомить с понятием пропорций предметов и способом визирования как средством их проверки, научить, с помощью штриха показывать тональную разницу в предметах;
Развивающие: - развить навыки работы с карандашом, глазомер учащихся, умение грамотно компоновать изображение в листе;
Воспитательные: - сформировать умение последовательно вести работу, внимательность, точность.
7 Знакомство с пластикой линии. Упражнения. 1,5 0,5 1 Дидактические: - закрепить понятие «линия», и её особенности, способы передачи выразительности и пластики линий;
Развивающие: - развить внимание и практические навыки работы с графическими материалами, зрительной памяти, наблюдательности, логическое мышление;
Воспитательные: - воспитать творческую активность, аккуратность, интерес к изобразительному искусству.
8
9 Знакомство с понятием «силуэт». Упражнения
Силуэт. Упражнения 1,5
3 0,5
- 1
3 Дидактические: - познакомить с понятием «силуэт»;
Развивающие: - развить навыки работы с карандашом, глазомер учащихся, умение грамотно компоновать изображение в листе, образное мышление, сформировать умение последовательно вести работу, внимательность, точность;
Воспитательные: - воспитать творческую активность, аккуратность, интерес к окружающей природе.
10 Упражнение на соотношение черного и белого. Тушь 1,5 0,5 1 Дидактические: - закрепить основные понятия в рисунке «линия», «пятно», «тон», «выразительность пятен»;
Развивающие: - развить навыки работы с графическими материалами (тушь), глазомер учащихся, умение грамотно компоновать изображение в листе, сформировать умение последовательно вести работу;
Воспитательные: - воспитать внимательность, точность.
11 Понятие линейной и воздушной перспективы 3 1 2 Дидактические: - познакомить с понятиями линейной и воздушной перспективы линий и пятна, закрепить пройденный материал, научить передавать светотень с помощью штриховки;
Развивающие: - сформировать пространственно-конструктивное мышление, глазомер;
Воспитательные: - воспитать эстетически-художественный вкус, точность, внимательность, усидчивость.
12 Линейно-конструктивный рисунок части интерьера (дверь, окно) с введением легкого тона
4,5 1,5 3 Дидактические: - закрепить понятия о линии горизонта и о перспективных сокращениях с одной точкой схода, о линейной перспективе, познакомить с понятием ритма.
Развивающие: - сформировать пространственно-конструктивное мышление, глазомер;
Воспитательные: - воспитать прилежание, точность, аккуратность в работе.
13 Тональный рисунок лежащей на плоскости стола узкой полоски тонированной бумаги или картона
3 1 2 Дидактические: - изучить понятия о перспективных сокращениях с двумя точками схода; познакомить с понятием глубокого пространства; закрепить предыдущий материал, научить добиваться выразительности линий и тона для передачи пространства;
Развивающие: - развить навыки работы с графическими материалами, глазомер учащихся, умение грамотно компоновать изображение в листе, сформировать умение последовательно вести работу;
Воспитательные: - воспитать интерес к изобразительному искусству.
14 Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок лежащей на плоскости стола книги
1,5 0,5 1 Дидактические: - закрепить материал предыдущих занятий; познакомить с понятием объема предмета, научить добиваться выразительности линий для передачи пространства;
Развивающие: - развить навыки работы с графическими материалами, глазомер учащихся, умение грамотно компоновать изображение в листе, внимательность;
Воспитательные: - воспитать ответственность, самостоятельность мышления, трудолюбие, точность, аккуратность;
15 Линейный рисунок квадрата в горизонтальном положении на плоскости стола
3 1 2 Дидактические: - закрепить материала о линии горизонта и перспективных сокращениях с двумя точками схода, научить добиваться выразительности линий для передачи пространства;
Развивающие: - развить навыки работы с графическими материалами, глазомер учащихся, умение грамотно компоновать изображение в листе, внимательность;
Воспитательные: - воспитать ответственность, самостоятельность мышления, трудолюбие, точность, аккуратность;
16 Линейно-конструктивный рисунок каркаса куба
3 1 2 Дидактические: - закрепить материала о линии горизонта и перспективных сокращениях с двумя точками схода, знания о линейной и воздушной перспективе и сквозном построении, научить добиваться выразительности линий для передачи пространства, научить строить куб с учетом пропорций и перспективных сокращений;
Развивающие: - развить глазомер учащихся, умение грамотно компоновать изображение в листе, внимательность;
Воспитательные - воспитать прилежание, точность, аккуратность в работе.
17 Тональный рисунок гипсового куба
3 1 2 Дидактические: - познакомить с методом передачи объема куба с помощью светотени; закрепить материал предыдущего задания;
Развивающие: - развить навыки работы с графическими материалами, глазомер учащихся, умение грамотно компоновать изображение в листе, внимательность;
Воспитательные: - воспитать ответственность, самостоятельность мышления, трудолюбие, точность, аккуратность;
18
Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок деревянного ящика с введением легкого тона 3 1 2 Дидактические: - закрепить материал предыдущего задания, познакомить с построением ящика с учетом перспективных сокращений и связать основание ящика с плоскостью пола за счет построения падающей тени;
Развивающие: - развить глазомер учащихся, пространственное и логическое мышление, умение грамотно компоновать изображение в листе, внимательность;
Воспитательные: - воспитать ответственность, самостоятельность мышления, трудолюбие, точность, аккуратность;
20 Контрольная работа.
Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта
3 1 2 Дидактические: - закрепить предыдущий материал. познакомить с понятием локального тона предмета, научить строить предметы натюрморта с учетом перспективных сокращений;
Развивающие: - развить глазомер учащихся, пространственное и логическое мышление, умение грамотно компоновать изображение в листе, внимательность;
Воспитательные - воспитать прилежание, точность, аккуратность в работе.
Всего 49 15 34 Учебно-тематический план по рисунку
2 класс
Общее количество часов по программе - 68 часов
№ Наименование темы Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудитор-ные занятия Цели
1 2 3 4 5 6
1 Линейные зарисовки овощей и фруктов
1/4 листа, тушь, фломастер 5 1 4 Дидактические: восстановить навыки и умение работы линией тушью и фломастером.
Развивающие: развить способность выявлять характерные особенности предметов.
Воспитательные: воспитать внимательность и творческое отношение к натуре.
2 Декоративный натюрморт из овощей, фруктов, цветов, листьев (по выбору учителя), 1/2 листа, тушь 15 3 12 Дидактические: научить приёмам работы тушью, пятном и линией, закрепить навыки по организации листа и определению пропорций предметов.
Развивающие: развить умение концентрировать внимание и творческое воображение.
Воспитательные: воспитать наблюдательность и увлечённость при работе над натюрмортом с целью повышения их эмоциональной выразительности.
3 Зарисовки овощей и фруктов мягкими материалами (пастель, уголь, соус, сангина) с введением тона, 1/4 листа 6 1 5 Дидактические: восстановить навыки работы мягкими материалами (пастель, уголь, сангина, соус), восстановить навыки передачи объема предметов на плоскости листа.
Развивающие : сформировать привычку анализировать и концентрировать своё внимание.
Воспитательные: воспитать чуткость к восприятию натуры и самостоятельность в работе.
4 Тональный рисунок гипсового конуса
5 1 4 Дидактические: закрепить знания о перспективе и построении геометрических фигур.
Развивающие: развить наблюдательность и аккуратность в работе с гипсовой формой.
Воспитательные: воспитать наблюдательность, внимательность и аккуратность при выполнении задания.
5 Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок двух геометрических тел с введением легкого тона
7,5 1,5 6 Дидактические: закрепить знания о линейно-конструктивном построении фигур; научить грамотному использованию плоскости листа при размещении многофигурного натюрморта.
Развивающие: развить чувство ритма и композиционного восприятия объекта.
Воспитательные: воспитать аккуратность в работе с карандашом и способность самостоятельного решения поставленных задач.6 Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок сложного предмета быта с введением легкого тона
7,5 1,5 6 Дидактические: познакомить с методом построения сложного предмета быта и его деталей; повторить знания о линейной и воздушной перспективе.
Развивающие: пробудить интерес к работе со сложными объектами и способность концентрировать внимание
Воспитательные: воспитать усидчивость и последовательность при выполнении данного задания.7 Линейные зарисовки фигуры человека в двух положениях (стоя, сидя)
6 1 5 Дидактические: продолжить знакомство с пропорциями фигуры человека на примере более сложной постановки.
Развивающие: развит умение последовательного ведения работы с натурой.
Воспитательные: воспитать самостоятельность при выполнении задания и наблюдательность.
8 Зарисовки фигуры человека пятном и непрерывной линией, 1/4 листа, тушь, фломастер 6 1 5 Дидактические: научить передавать характер и пропорции фигуры человека при помощи пятна и линии.
Развивающие: развить образное мышление на основе изучения натуры.
Воспитательные: воспитать желание находить в объектах постановки источник творческого вдохновения.
9 Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта 11 2 9 Дидактические: закрепить знания о линейной и воздушной перспективе; добиться грамотного расположения предметов на листе с дальнейшей передачей объёма.
Развивающие: развить наблюдательность и зрительную память.
Воспитательные: воспитать уверенность в собственных силах и трудолюбие.
15 Контрольная работа.
Тональный рисунок натюрморта из двух-трех предметов быта
15 3 12 Дидактические: закрепить знания о законах композиции и перспективы и повторить приемы светотеневой передачи объёма предметов.
Развивающие: развить умение переноса знаний в новые ситуации (на новый натюрморт).Воспитательные: воспитать чувство уверенности в своих силах и чувство успешности от достигнутых результатов.
Всего 84 16 68 Учебно-тематический план по рисунку
3 класс
Общее количество часов по программе - 68 часов
№ Наименование темы Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудитор-ные занятия Цели занятий
1 2 3 4 5 6
1 Зарисовка овощей и фруктов. Цветная тушь, 1/2 листа
7,5 1,5 6 Дидактические: закрепить материал, пройденный во 2м классе.(построение предметов, пропорции, выразительность линий и формы)
Развивающие: развивать навыки композиционного решения листа, наблюдательность и зрительную память.
Воспитательные: воспитывать умение находить в объектах природы источник творческого вдохновения, формировать творческое мировоззрение.
2 Рисунок натюрморта из двух предметов быта и овощей. Тушь, различные графические материалы, 1/2 листа
12,5 2,5 10 Дидактические: закрепить знания о пропорциях, порядке построения предметов, о выразительности линии и формы.
Развивающие: развивать глазомер, зрительную активность, умения обогащать объект творчества характерными деталями для усиления выразительности.
Воспитательные: воспитывать изобразительную культуру, точность и аккуратность в работе.
3 Тональный рисунок натюрморта из трех геометрических тел (куб, конус, цилиндр).Карандаш, 1/2 листа
15 3 12 Дидактические: добиться грамотного расположения натюрморта в листе, правильного построения предметов с учетом пропорций и перспективных сокращений, передачи больших тональных отношений; выявить объем предметов.
Развивающие: развивать глазомер, формировать навыки самостоятельного планирования изобразительной деятельности на каждом этапе работы.
Воспитательные: воспитывать уважение к академическим традициям, пробудить интерес к учебной работе.
4 Тональный рисунок драпировки в трех плоскостях с простыми складками. Карандаш, 1/2 листа 10 2 8 Дидактические: познакомить с формообразованием складок ткани и методом их изображения; совершенствовать о пропорциях, перспективе, ритме и пространстве; передаче объема с помощью светотени.
Развивающие: развивать умение цельно видеть и отражать цельность в работе, формировать пространственное мышление и зрительную память.
Воспитательные: воспитывать изобразительную культуру, аккуратность, уважение к академическим традициям.
5 Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета и драпировки со складками. 12,5 2,5 10 Дидактические: совершенствовать навыки композиционного расположения натюрморта в формате; передать конструкцию предмета и ритм складок с помощью светотени; передать пространство в натюрморте с учетом линейной и воздушной перспективы.
Развивающие: формировать чувство тональной гармонии, развивать глазомер, умение сравнивать объект с изображением на рисунке.Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, точность, формировать навыки самостоятельной работы.
10 Зарисовки головы. Карандаш, 1/4 листа
12,5 2,5 10 Дидактические: продолжить знакомство с конструкцией и пропорциями головы человека при различных ее поворотах, совершенствовать навыки грамотного расположения изображения в листе.
Развивающие: развивать пространственное и аналитическое мышление ,зрительную активность, внимание.
Воспитательные: формировать изобразительную культуру, уважение к академическим традициям.
11 Тональный рисунок натюрморта из трех предметов быта и драпировки со складками. Карандаш, 1/2 листа
15 3 12 Дидактические: закрепить ранее пройденный материал ( перспективное сокращение, большие тональные отношения, объем), изучить способы передачи материальности предметов.
Развивающие: продолжить развитие умения цельно видеть и выражать цельность в работе, формировать зрительную активность, навыки самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, точность в работе, формировать интерес к изобразительной деятельности.12 Экзаменационная работа. Всего: 85 17 68 III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков:
Знания:
- понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- законов перспективы;
Умения:
- использования приёмов линейной и воздушной перспективы;
- моделировать форму сложных предметов тоном;
- последовательно вести длительную постановку;
- рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- воспринимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
Навыки:
- владения линией, штрихом, пятном;
- выполнения линейного и живописного рисунка;
- передачи фактуры и материала предмета;
- передачи пространства средствами штриха и светотени.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
самостоятельный выбор формата;
правильную компоновку изображения в листе;
последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
владение линией, штрихом, тоном;
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
некоторую неточность в компоновке;
небольшие недочеты в конструктивном построении;
незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
грубые ошибки в компоновке;
неумение самостоятельно вести рисунок;
неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач.
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета обучающимися.
Активное использование учебно-методических материалов необходимо обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.
Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы.
Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.
Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихсяОбучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963
3. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957
4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961
5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984
6. Ли Н.Г.:Основы учебного академического рисунка. – М.:Эксмо,2006
7. Ли Н.Г.:Основы учебного академического рисунка. – М.:Эксмо,2007
8. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2010
9. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006
10. Макарова Н.М. Перспектива. – М.; Академический Проект.,2006
11. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986
12. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010
13. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975
14. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985
15. Сергей Андрияка. Рисунок. – М.: Московская школа акварели Сергея Андрияки, 2005
16. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989
17. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва.- М.: Изобраз. искусство, 1981
18. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002
19. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006
20. Художественная школа. Основы техники рисунка». М., ЭКСМО, 2013
Список учебной литературы
Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.,2002.
Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955
Бесчанов Н.П. Сюжетная графика. - М.; гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012
4. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004
5. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
6. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
7. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006
8. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М., 2006
9. Кирцер Ю.М.:Рисунок и живопись.-М.: Высшая школа,2006
10. Кузин В.С.:Изобразительное искусство 1 класс. – М.: Дрофа, 2005
11. Кузин В.С.: Рисунок. Наброски и зарисовки. – М.:Академия,2004
12. Лушников Б.В.: Рисунок. Портрет.- М.: Владос, 2004
Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. М., 2006.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 4. Краткий словарь художественных терминов. - М.; Издательский центр «Академия»,2007
Сокольникова Н.М.: Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе.Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.- М.: Издательский центр «Академия»,2008
Стародуб К.И.: Рисунок и Живопись.- Ростов н/Д: Феникс, 2011
Стариченко Н.Л.: Рисунок: Наброски головы и фигуры человека на начальном этапе обучения в вузе. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2009
Шалаева Т.П. Учимся рисовать. – М.: АСТ Слово, 2010
Юный художник. Журнал.
Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации.
Демонстрационные: муляжи, гербарии, демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, аудиозаписи.