Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области хореографического искусства по учебному предмету Ритмика


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. В.В. БУНИНА»
муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области
391803 г. Скопин, ул. Высоковольтная, дом 7
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО «Детская
школа искусств им. В.В. Бунина»
Бахаева Т.В. _____________
« 1 » сентября 20 15 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
по учебному предмету
РИТМИКА
Скопин
Составитель : преподаватель отделения хореографии МБУ ДО «ДШИ им. В.В. Бунина» Гайдукова Т.А.
Рецензент:
Рецензия
на дополнительную общеразвивающую образовательную программу в области хореографического искусства по учебному предмету «Ритмика» .
Составитель : преподаватель отделения хореографии МБУ ДО
«ДШИ им. В.В. Бунина» Гайдукова Т.А.
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкально-ритмического и хореографического развития детей в детских школах искусств.
Содержание программы группируется по трем направлениям (видам деятельности):
1. Музыкально-ритмическое развитие.
2. Хореографическая азбука.
3. Музыка и танец. Танцевальные композиции.
Программа «Ритмика» имеет практическую направленность, так как развивает у детей чувство ритма, координацию движений, танцевальную выразительность. Программа формирует любовь к танцу, учит осознанно воспринимать произведения хореографического искусства. Рекомендуемый возраст детей, поступающих в детскую школу искусств на общеразвивающую программу – с 6 лет. Учебный предмет «Ритмика» относится к предметной области исполнительской подготовки.
Целью предмета «Ритмика» является развитие музыкальных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Настоящая программа может быть использована в составе дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства и рекомендована для использования в образовательном процессе детской школы искусств.
Рецензент:
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Структура программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.Содержание учебного предмета
- Годовые требования
III.Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.Методическое обеспечение учебного процесса
VI.Список рекомендуемой литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкально-ритмического и хореографического развития детей в детских школах искусств.
Хореографическое воспитание занимает важное место в системе обучения детей в детской школе искусств, является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.
Программа «Ритмика» имеет практическую направленность, так как развивает у детей чувство ритма, координацию движений, танцевальную выразительность. Программа формирует любовь к танцу, учит осознанно воспринимать произведения хореографического искусства.
Настоящая программа может быть использована в составе дополнительной общеразвивающей программы в области искусства (музыкального, театрального). Учебный предмет «Ритмика» относится к предметной области исполнительской подготовки.
Рекомендуемый возраст детей, поступающих в детскую школу искусств на общеразвивающую программу – с 6 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Ритмика» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий классы составляет по 35 часов в год (один раз в неделю).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Ритмика» при 3-летнем сроке обучения составляет 105 часов. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета «Ритмика» является развитие музыкальных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
развитие музыкально-ритмических способностей;
развитие физических данных, координации, ориентировки в пространстве;
активизация творческих способностей;
психологическое раскрепощение;
формирование умений соотносить движение с музыкой;
приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ хореографического и музыкального искусства;
обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков;
развитие художественного вкуса, фантазии;
воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесно-образное объяснение, беседа, рассказ;
- наглядный качественный показ;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- практический (творчески-самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов, разучивание композиций).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Класс для занятий ритмикой должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием (балетными станками, фортепиано, звуко- и видеовоспроизводящим устройством), наглядными пособиями.
Каждый учащийся обеспечивается доступом в библиотечный фонд для ознакомления с учебно-методической литературой по хореографическому искусству (печатными и электронными изданиями).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАУчебная программа по предмету «Ритмика» рассчитана на 3 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства с музыкальной ритмикой, изучения основ хореографии до исполнения хореографических движений, комбинаций и композиций.
Содержание программы группируется по трем направлениям (видам деятельности):
1. Музыкально-ритмическое развитие.
2. Хореографическая азбука.
3. Музыка и танец. Танцевальные композиции.
Программа каждого года обучения включает в себя учебные материалы по всем видам деятельности.
Содержанием первого вида деятельности (первого раздела) являются ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Данный вид деятельности формирует музыкальное восприятие, представление о выразительных средствах музыки; развивает чувство ритма; умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение; умение согласовывать музыку с движением.
Второй вид деятельности (второй раздел) опирается на освоение элементов классического, народного и бального танцев. Включенные в этот раздел упражнения способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки. Учащиеся приобретают двигательные навыки и умения, овладевают большим объемом новых движений.
Третий раздел предусматривает приобретение учащимися знаний в области танцевальной выразительности, изучение разноплановых танцев.
Учащиеся должны получить знания по технике безопасности при выполнении танцевальных движений.
Годовые требования
Первый год обучения
Раздел I.
Тема 1. Характер музыкального произведения, темп, динамические оттенки, легато-стаккато.
Тема 2. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.
Тема 3. Строение музыкального произведения. Понятия: вступление, заключение, мотив, фраза, часть.
Раздел включает в себя музыкально-ритмические упражнения и игры.
Музыкальный материал к темам 1, 2, 3
Ж.Бизе. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
М.Глинка. Чувство
В.Витлин. Бубенцы
Ан.Александров. Вальс
Б.Годар. Марш
Ф.Госсек. Гавот
Раздел II.
Ходьба и бег (со сменой размеров и темпов музыкального сопровождения):
шаги: бытовой, легкий с носка (танцевальный), шаг на полупальцах;
бег на полупальцах, бег с высоким подъемом колена вперед; подскоки.
2. Повороты головы, наклоны головы.
3. Позиции ног: I, II, III (полувыворотные), I прямая (VI), IV (полувыворотная).
4. Позиции рук: подготовительное положение: I, III, II. Port de bras.
5. Demi plié по I, II позициям.
6. Battements tendus по I позиции.
7. Releves на полупальцы по I, II, VI позициям.
8. Элементы партерной гимнастики:
упражнения для развития выворотности,
упражнения для развития мышц живота,
упражнения для укрепления мышц спины,
растяжки.
Раздел III.
1. Связь музыки и движения.
2. Метроритм. Упражнения на ощущение равномерной пульсации, сильной доли.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве: различие движений правой и левой ноги, руки, плеча; повороты вправо и влево; построения в колонну, шеренгу, круг, «воротца», «змейка».
4. Приставные шаги. Русский переменный ход.
5. «Припадание», «гармошка», «елочка».
6. Па польки.
7. Pas shasse, галоп.
8. Реверанс для девочек, поклон для мальчиков.
Второй год обучения
Раздел I.
Закрепляются навыки, полученные на первом году обучения. Вводятся понятия: такт, затакт. Поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4. Анализ предлагаемой педагогом музыки (темп, размер, характер).
Музыкальный материал
А.Лядов. Музыкальная табакерка
Н.Римский-Корсаков. Хороводные песни из оперы «Садко»
П.Чайковский. Марш из балета «Лебединое озеро»
Ф.Шуберт. Вальс
И.С.Бах. Гавот
Раздел II.
Battements tendus с нажимами (pur le pie)
Battements tendus в plié
Battements tendus jetes
Pase par terre
Balansour
Pas degaje
Releve
Saute, chanjement, pas echappe на II позицию
Раздел III
Вальсовая дорожка
Притопы
«Ковырялочка», «моталочка», «молоточки»
Танцевальные этюды:
Русский хоровод.
В ритме польки.
Образные танцы («мяу», «улыбка», «пингвины» и другие)
Третий год обучения
Раздел I.
Повторение пройденного на новом музыкальном материале.
Музыкальный материал
П.И.Чайковский. «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»
Д.Шостакович. «Хороший день»
П.И.Чайковский. «Январь» из цикла «Времена года»
Раздел II
Battements tendus jetes с pur le pie на 450
Demi-rond de jambe par terre
Rond de jambe par terre en dehors и an dedans
Grand Battements jetes
Chanejment de pied
Раздел III
Танцы в ритме вальса.
Танцы в ритме менуэта и гавота.
Сюжетные танцы.
Русские хороводы и пляски.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа по учебному предмету «Ритмика»:
1. Знание основных понятий и терминов в области хореографии и музыки.
2. Знание техники безопасности.
2. Представление о двигательных функциях отдельных частей тела.
3. Знание позиций ног, рук.
4. Навыки координации.
5. Владение различными танцевальными движениями.
6. Представление о сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца.
7. Навыки исполнения танцевальных движений, комбинаций и композиций.
IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока и участия в годовом отчетном концерте школы.
На заключительном просмотре учащиеся должны продемонстрировать:
знания:
- основ музыкальной грамоты;
- основ хореографического искусства;
- принципов взаимодействия музыки и танца;
умения и навыки:
- самостоятельно исполнять ритмические упражнения;
- исполнения танцевальных движений, комбинаций и композиций;
- соблюдения требований к безопасности при выполнении танцевальных движений.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся точно и грамотно выполнил задания;
• 4 (хорошо) – ставится при некоторой неточности в исполнении заданных движений и комбинаций, недочетов в исполнении танцевальных композиций;
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если исполнение неряшливо, недостаточно грамотно и маловыразительно.
V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В каждом ребенке в большей или меньшей степени заложена потребность в движении, в танце. Основная педагогическая задача –активизировать и поддержать эту потребность. «Добывая» музыкальные знания, ребенок осуществляет мыслительные действия, которые позволяют ему повторить открытия, когда-то уже совершенные. В данном процессе происходит «присвоение» знаний, которые становятся духовным капиталом ребенка.
В процессе обучения ребенок открывает для себя свойства музыкального звука (тембр, длительность, высоту, громкость); познает двигательные способности своего тела. Учебная работа по восприятию данных качеств звука развивает музыкальные способности ученика, метроритмическое чувство. И, как результат развития этих способностей, - формирование навыков движения под музыку.
Программа имеет своей целью адаптировать относительно сложные музыкальные и хореографические понятия к младшему школьному возрасту; сформировать навыки исполнения различных танцев, обогатить познания ребенка об окружающем мире представлениями о хореографическом искусстве. Поскольку речь идет о групповых занятиях, предпочтение отдается методике игрового сотрудничества.
Музыкальное сопровождение урока является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным. Произведения должны быть доступными для восприятия детей, ясными по фактуре, жанру, стилю, разнообразными по характеру и мелодическому содержанию.
На занятиях используется:
- классическая музыка,
- народная музыка,
- музыка в современных ритмах.
VI.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л. - М.,1964
Барышникова Т. Азбука хореографии (Внимание: дети) - М.: Ральф, 2000
Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., Советский композитор, 1991
Ваганова А.Д. Основы классического танца. Л.-М., 1963
Васильева - Рождественская М. Историко-бытовой танец. М., 1968
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. М., 2004
Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001
Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 3 класса музыкальной школы (любое издание)
Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 4 класса музыкальной школы (любое издание)
Ивановский Н. Бальный танец XVI - XIX в. М. - Л., 1948
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып 1, 2. - М.: Музыка, 1978
Кулагина И. Художественное движение. - М.: Изд-во «Наука», 1999
Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски - М.: Советский композитор, 1991
Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.- М.: Просвещение, 1972
Ткаченко Т.С. Народные танцы. М., 1975
Франио Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике. 1 класс. М., Музыка, 1995
Франио Г.С. Методическое пособие по ритмике. 2 класс. М., Музыка, 1996
Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании. М., 1988
Шушкина З. Ритмика. – М., 1967
Яновская В. Ритмика. – М., 1979