Конспект урока литературного чтения по рассказу М.М. Пришвина “Ребята и утята”.

Тема урока: М. Пришвин «Ребята и утята».


Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Планируемые результаты:
личностные:
формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных на охрану окружающей среды;
мотивации к обучению и познанию;

метапредметные: развитие у обучающихся умений:
отвечать на вопросы;
находить в вопросе ключевое слово;
предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;
находить доказательства того или иного высказывания;

предметные: развитие у обучающихся умений:
составлять краткий и полный пересказ текста, картинный план текста;
выразительно читать, читать или пересказывать текст от разных лиц.

коммуникативные: формирование умения работать в группе, высказывания своей точки зрения, обсуждения иных мнений.

Оборудование: карточки с текстом, толковый словарь Ожегова, модели произведений.


Ход урока.

1.Сегодня на уроке нас ждёт много интересного. Итак, начнём.

Работа с моделями литературных произведений.
К какому жанру относятся эти произведения?
О чем эти рассказы?
(о природе, о животных, о детях)

2. Задание по группам:
Выберите книжки, которые подходят к конкретной модели.
Задание для четвёртой группы: работа с тестом (см. приложение)
Проверка. Кто был внимателен, тот заметил, что в каждой из групп прозвучала фамилия писателя, который писал и о природе, и о животных, и о детях. Кто это? (Пришвин).

3. Угадайте, из каких произведений эти отрывки?
(см. приложение)


4. Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением этого писателя. Прочитайте, как оно называется?(Ребята и утята.) Составление модели на доске(автор и название).
Как вы думаете, о чём оно?
Действительно, речь пойдёт о дикой уточке-чирок, которую можно встретить в дикой природе.
Определите жанр и тему произведения.
Чтение рассказа учителем..
Понравилось ли вам произведение и почему?
Когда и за кого вы волновались, радовались? А кого осуждали?

5. Работа с каждой частью:
Словарная работа.
дикая уточка чирок-свистунок
вода спала
версты за три
кочка
кузница
Чтение справки из словаря.

Работа по первой части. Чтение цепочкой.
Почему уточка решила перевести утят из болотного леса? Найдите и почитайте. Каким был этот путь?
Как Пришвин называет уточку?
Кого утка считала опасным для своих детей?
Как оберегала своих птенцов?
Какой она была матерью?(заботливой, осторожной)


Какова основная мысль первой части? Как мы озаглавим её?(Опасное путешествие к озеру.)

Физминутка. « Утята, ястребы, лисицы» ( Утята присесть, ястребы –ру ки в стороны, лисицы – бег на месте).

Выборочное чтение второй части. Найдите и прочитайте.
Что сделали ребята, увидев утят, переходящих дорогу?
Как вела себя мать уточка?
Почему она бегала? Вам её жалко? Зачем ребята мешали уточке? Могли ли они объяснить свой поступок?
Кто подошёл к ребятам? О чём они говорили? (чтение по ролям)
Как вы относитесь к поступку детей?
Что делали бы вы, оказавшись рядом?
Как озаглавим? (Необдуманный поступок ребят)

Изменилось ли поведение ребят? Осознали ли они свою ошибку?
Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации.
Можно ли сказать, что ребята на самом деле не были жестокими? Найдите ключевую фразу, которая могла бы стать 3 пунктом плана. (Счастливый путь, утята!)

6. Дифференцированное задание:№4 в учебнике, остальные работают в тетради.)(1, 2,3, ;4)
Заслушивание учащихся.
7. Зачем М. Пришвин написал этот рассказ?
Что его волновало?
Почему так назван рассказ?
Вывод. Что хотел сказать М. Пришвин?

Мы живём все вместе и общее, что нас связывает с меньшими братьями – это жизнь.
Что главное в рассказе?

Чему научил ребят и нас автор?

Не совершать бездумных поступков, любить природу, уметь охранять и беречь её. Чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь!
Д. з.: подготовить пересказ по плану и почитать и другие произведения М Пришвина.
Делать нечего. Стал я на колени. Потом лёг на живот. И только потянул губы к воде, вдруг вижу: спускается по паутинке в тарелку паучок.
-Сколько же вас тут пить хочет, - сказал я ему. - Ну нет, теперь я пить буду, моя очередь.
И выпил всю лесную тарелку до дна.


____________________________________________________________


Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые; сжав их в кулак, мы закрыли бы жёлтое.


____________________________________________________________


Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
- Умница! – сказала моя жена и спросила меня: - А сколько он может съесть их? Десяток может?
- Десять, - говорю, - может.
- А ежели двадцать?
- Двадцать, - говорю, - едва ли
Выполните задания.

Дополни предложение:

Рассказы о природе писали

Н.Сладков;
братья Гримм;
А. Барто;
М. Пришвин.

2.Выбери верное высказывание.

Стихотворение «Одуванчик» написала

А. Барто
О. Высотская;
Е. Благинина.


3. Соедини правильно заголовки рассказов с фамилиями авторов.


«Чем пахнет весна» Г. Скребицкий
«Жаворонок» В. Бианки
«Ёж-спаситель» Э.Шим


4. Соедини стрелкой фамилии писателей с их именами и отчествами.

Пушкин Михаил Михайлович
Барто Самуил Яковлевич
Маршак Александр Сергеевич
Пришвин Агния Львовна




15