Конспект урока по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры») 4 класс. Тема: «История подмосковного храма святителя Николая Чудотворца и история жизни прихода земли Серебряно- Прудской»


МОУ «Серебряно- Прудская средняя общеобразовательная школа имени маршала В.И. Чуйкова»
Конспект урока по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
4 класс.
Тема: «История подмосковного храма святителя Николая Чудотворца и история жизни прихода земли Серебряно- Прудской»
Подготовила: Новосельцева Марина Владимировна,
учитель начальных классов.
2017 год
Тема: «История подмосковного храма святителя Николая Чудотворца и история жизни прихода земли Серебряно- Прудской»
Цель урока: воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию родного края, развитие познавательного интереса к ценностям христианской культуры.
Задачи:
А) образовательные:
Познакомить учащихся с историей храма святителя Николая Чудотворца в Серебряных Прудах
Б) развивающие:
Развивать личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края;
В) воспитательные:
Воспитывать уважение к наследию родного края.
Предварительная работа: подготовить сообщения о Никольском храме, выучить наизусть стихотворение Л.Ермакова «Храм»; «Диво дивное»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, карточки с высказываниями: 1. Я считаю, что человеку нужны храмы ….
2. Я считаю, что человеку храмы не нужны…
План урока:
1.Организационный момент (1 минута)
2.Эмоциональный настрой на урок (1 минуты)
3. Актуализация знаний (3 минуты)
4. Определение темы урока. Постановка проблемного задания (1 минута)
5. Объяснение нового материала (20 минут)
6. Физминутка (1минута)
7. Первичное осмысление и закрепление (10 минут)
8. Рефлексия (2 минуты)
9. Итог урока (5 минут)
10. Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке здоровыми. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите чуточку сердечной теплоты (дети приветствуют учителя и друг друга, а затем садятся). Перед тем, как начать наш урок, мы поиграем в игру «Желаем всем хорошего настроения».
2. Эмоциональный настрой на урок.
(Игра «Желаем всем хорошего настроения».)
- Я буду задавать вам вопросы. Если это произошло с вами, вы встаёте и говорите: «Желаем всем хорошего настроения!»
- Встаньте те:
* Кого мама поцеловала перед выходом из дома? (Дети, которые встали. говорят: «Желаем всем хорошего настроения!») * Кто сегодня получил пятерки?
* Кто дорожит своей семьей?
* Кто посещал православные храмы?
3. Актуализация знаний
Слайд « Храмы посёлка».


- Ребята, посмотрите на фотографии. 
- Как   называются эти здания? (Храмы).
Ученик читает наизусть стихотворение.
Этот дом – не просто дом
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это – православный храм.
Л.Ермаков
- По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий? (У него есть купол, на котором находится крест.)
- Где находятся храмы, которые вы видите на фотографиях?(На территории Серебряных Прудов).
Давайте вспомним, как называются эти храмы? (Знаменских и Никольский храмы)
-Кто из вас был в этих храмах?
4. Определение темы урока. Постановка проблемного задания.
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?(Будем говорить о православном храме нашего посёлка и о его судьбе)
- В каждом уголке нашей Родины есть святыни, которыми мы должны дорожить, сохранять их для наших потомков. На уроке мы совершим путешествие к одной из святынь и заглянем в прошлое нашего края, познакомимся с историей храма святителя Николая Чудотворца в Серебряных Прудах.
(Показ слайда «Храмы посёлка. Никольский храм»)
- Посмотрите, какой он величественный. Но так он выглядел не всегда. История Никольской церкви очень своеобразна.
(Постановка проблемного вопроса)
- Как вы думаете, почему в последнее время люди так потянулись вхрам?
Мы пока не будем отвечать на этот вопрос. Правильно ответить нам поможет работа на уроке. К вопросу мы ещё вернёмся .5.Объяснение нового материала
Начинаем путешествие. А помогать нам будут экскурсоводы – ваши одноклассники.
- Как вы уже знаете, что издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
-Где расположен храм святителя Николая Чудотворца? ( На возвышенном месте. Улица Петра Романова, дом 38)1 экскурсовод:
В XVIII веке Серебряные Пруды имели статус города, затем, при разделении государства на губернии, были обращены в село и стали принадлежать графам Шереметевым, тщанием которых и устраивались здесь храмы. На их средства был построен первый деревянный Никольский храм с кладбищем при нем.
В состав прихода, кроме половины села, входили деревни: Семенково, Растрехаевка и сельцо Охотники.
2 экскурсовод:
В 1782 г. на месте старой церкви соорудили также деревянный Никольский храм с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. Когда и это здание церкви обветшало, в 1835 г. граф Николай Петрович Шереметев построил каменную пятиглавую церковь с тремя престолами: во имя святителя Николая (главный придел), преподобного Сергия Радонежского (левый) и святителя Димитрия Ростовского (правый).Были устроены новые иконостасы: в главном храме — в 1878 г., в приделах — в 1884 г.
3 экскурсовод:
Известно, что в конце XVIII века приход состоял примерно из двух с половиной тысяч человек (по причине такого многолюдства был построен второй храм — Троицкий). Прихожане занимались земледелием, работали на фабриках и заводах, некоторые были плотниками, сапожниками. Согласно документам конца XIX столетия, в тот период времени в Никольском храме служили священник, диакон и псаломщик. В приходе действовала земская школа (она открылась в 70-е годы XIX века), имелась библиотека. К храму была приписана каменная часовня-усыпальница на кладбище, которую позже из-за ветхости разобрали и в 1901 г. отстроили вновь. Церковь обнесли каменной оградой.
4 экскурсовод:
Храм закрыли в конце 1930-х гг. , ограду разобрали для постройки бани. В войну здание церкви использовалось немцами под конюшню, затем там какое-то время содержались военнопленные.
Диво дивное,  чудо чудное: Пусть для Родины  время трудное, – Но не сказкою,  не былинами Белый храм встает  над руинами. Божий храм встает  в волю вольную, Ах, и песнь поет –  колокольную!.. До небес плывет  песня плавная – Оживает Русь  Православная.
После войны, ходатайством матери маршала В. И. Чуйкова, Елизаветы Федоровны, в Никольском храме возобновилось богослужение. Храм - единственный в районе действовал в годы советской власти.
5 экскурсовод:
Ремонтно-реставрационные работы в церкви проводились 1950–1960-х гг. К 1990 г. здание с внутренней и внешней стороны обветшало. В том же году в храме выложили мраморный пол, обновили иконостасы, заменили окна и двери, отремонтировали фасад, провели газовое отопление и воду.
Обратите внимание на главный фронтон храма.
Слайд «Главный фронтон храма»

Роспись главного фронтона - Святые Преподобный Сергий Радонежский и Дмитрий Ростовский, которым посвящены приделы храма.
6 экскурсовод:
Рядом с храмом находится дом причта, где проходят собрания духовенства, семинары.
Слайд «Дом причта Никольского храма»

В доме причта работает трапезная, имеется видеотека и собрание книг.
Настоятелем храма является протоиерей Иоанн Мелитеевич Велигорский.
Действующий клирик- Алексий Александрович Носков
Слайд «Настоятель и клирик Никольского храма)
Настоятель Иоанн Велигорский Клирик Алексий Носков
7 экскурсовод:
В храме святителя Николая Чудотворца имеется святыни – икона великомученика целителя Пантелеимона.
Слайд «Святыня храма»

Чтимый образ великомученика целителя Пантелеимона, написанный на Афоне.
Расположен в правом  приделе свт. Димитрия Ростовского.
- Храм действует до сих пор. Церковь Николая Чудотворца является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 2)
8 экскурсовод:
В 2016 году в церковно–приходских школах при 7 храмах Серебряно-Прудского благочиния обучалось 91 человек. Общее число преподавателей 15 человек.
Церковь Число преподавателей и учащихся Деятельность (предметы, наличие хоров, библиотек и кружков)
3. Никольский храм, п. Серебряные Пруды
Настоятель:
прот. Иоанн ВелигорскийРуководитель:
свящ. Алексий Носков 2 / 12 Закон Божий, Священное Писание.
Библиотека.
Слайд «Жизнь храма сегодня»

23 февраля Никольский храм посёлка  Серебряные Пруды посетил православный военно-патриотический клуб «Пересвет» г. Коломны. Протоиерей Алексей Носков рассказал воспитанникам клуба  о Никольском храме и показал ребятам могилы родителей прославленного полководца Маршала В. И. Чуйкова. 

2 октября Серебряно-Прудский район посетила паломническая группа из Рязанского Епархиального женского духовного училища. Для паломниц, духовенством Серебряно-Прудского благочиния была организованна экскурсия по культурным местам и храмам района.
6. Физминутка  (Звучит колокольный звон.)
Дили-бом, дили-бомЗаходите в Божий Дом
Идите, спешите
Христа в душу впустите.
7.Первичное осмысление и закрепление
«Водоворот мнений»
Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу - Престол которого небо и подножие-земля, а нам они нужны»
- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и докажите свою точку мнения:
1. Я считаю, что человеку нужны храмы ….
2. Я считаю, что человеку храмы не нужны…
Слайд « В работах художников»
- Узнаёте ли вы окрестность, изображённую на репродукции картины?
Задание: На карточках, которые лежат на ваших столах, напишите название храма, изображённого на репродукции.

(После выполнения данного задания детям сообщаются сведения о репродукции.)
- Написал картину русский художник Константин Яковлевич Крыжицкий (1858-1911).
Название картины « Серебряные Пруды» (1891) холст, масло
Слайд « Портрет художника»

- Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока.
- Как вы думаете, почему в последнее время люди так потянулись вхрам? (обучающиеся высказывают мнения)
- Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ в далёком прошлом: усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям, к своему родному дому и краю. На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, а вместе с тем врачуются и души людей. Жизнь храмов можно сравнить  с  жизнью  людей.  
8. Рефлексия.
- Ребята, на доске вы видите корзину. Давайте сложим в неё яйца – крашенки. Если урок вам понравился, вы узнали много нового материала, то положите - красные.
 А если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего нового, положите синие.
9.Итоги урока.
- Что же мы с вами интересного и нужного узнали на нынешнем уроке? Воспользуемся методом незаконченного предложения. (Работа на карточках с частичным озвучиванием)
Я знаю ________________________
Я узнал(а)______________________
Я хочу узнать___________________
Я был(а) удивлен тем, что________
Я хочу рассказать родителям______
Для меня храм - это______________
10.Домашнее задание.
- Творческое задание: нарисовать храм.
- Подготовить сообщение о судьбе Знаменского храма в Серебряных Прудах.