Литературная гостиная, посвященная творчеству Симонова

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели
Литературная гостиная «Уроки Памяти К. Симонова»
Цель:
продолжить знакомство учащихся с личностью известного советского поэта, писателя, военного корреспондента и общественного деятеля Константина  Симонова.
Задачи:
Образовательные:
 -расширить знакомство  учащихся с биографией и творчеством  К.М.Симонова.
Развивающие:
 -развивать умения работать над созданием проекта;
-формировать поисково-исследовательские навыки у школьников;
- развивать монологическую речь, память.
Воспитательные:
- привить любовь к слову,
–привлечь к чтению военно-патриотической литературы через творчество К. Симонова.
Оборудование: портрет К.М.Симонова, выставка произведений К.М.Симонова, презентация «Уроки Памяти К.Симонова».

Учитель: 28 ноября 2015 года наша страна отметила 100-летний юбилей замечательного человека: известного писателя, поэта, драматурга, сценариста, журналиста, общественного деятеля. Его творчество изучается в школе, по его произведениям поставлены фильмы, его помнят, его знают, его любят. Это Константин Михайлович Симонов.
Своей жизнью, своим творчеством этот человек до сих пор преподносит нам уроки Мужества, Памяти, Патриотизма, Человечности. И сегодня в нашей литературной гостиной мы перелистаем отдельные страницы его судьбы, в которой отразилась судьба нашей Родины.

Страница 1. Детство. Уроки самоопределения.
ВЕДУЩИЙ: Родился Кирилл Симонов (это имя, данное ему при рождении) 28 ноября 1915 года в Петрограде. Детство и юность его прошли в Рязани и Саратове. Мать - Александра Леонидовна Иванищева-Симонова - была княжеского рода. Она безгранично любила поэзию, читала наизусть Пушкина, Лермонтова, Тютчева, сама сочиняла стихи, а впоследствии очень хорошо знала стихи сына. Не трудно представить, что в детстве Константин получил наглядные уроки любви и преданности русской литературе.
ВЕДУЩИЙ: Своего отца Симонов не помнил: он погиб в первую мировую войну. С 5 летнего возраста Константина воспитывал отчим Александр Григорьевич Иванищев, кадровый офицер, который, по словам поэта, был для него «добрым гением».Отчим сумел передать мальчику своё отношение к жизни : суровые нравственные требования и твёрдую убеждённость , что настоящий солдат - непременно хороший человек. Атмосфера военной жизни навеки сформировала в нем уважение к армии и ко всему военному.
ВЕДУЩИЙ: Условия, в которых рос Симонов, воспитали в нём и редкостное трудолюбие. Симонов вспоминает: «Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Всё делалось по часам в доме существовало разделение труда. Лет с 6-7 на меня были наложены посильные, постепенно разраставшиеся обязанности. Я вытирал пыль, мёл пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала – ходил за хлебом и молоком». Эти уроки детства сформировали характер будущего писателя, а своему отчиму Симонов посвятил поэму «Отчим».
ВЕДУЩИЙ: Я раньше слишком зелен был, Себе недотолковывал, Как смолоду бы жизнь прожил, Не будь тебя, такого вот – Такого вот, сурового, С «ноль-ноль», с солдатской выправкой, Всегда идти готового По жизни с полной выправкой
ВЕДУЩИЙ: А вот самоопределение пришло к поэту не сразу. Мама поэта Александра Леонидовна вспоминает: мой Кирилл не сразу нашёл своё призвание. В 1930 году мы жили в Саратове. Кирилл окончил 7 класс и вдруг заявляет, что в 8 не пойдёт, решил пойти в фабзавуч и стать рабочим. Я очень переживала, а муж сказал: «Пусть поступает, как решил, ему жить». На следующий год мы переехали в Москву. Кирилл закончил этот свой фабзавуч, пошёл работать на авиационный завод, через несколько лет был уже токарем 7 разряда. И вот вроде бы определился, получил высокую квалификацию, на жизнь зарабатывал, но не давала ему покоя та самая искра Божья, которая делает человека писателем. Стал он писать стихи»
ВЕДУЩИЙ: Писал он после работы и поначалу не придавал значения своим стихам и лишь по совету друзей отнёс их в литконсультацию. Стихи отвергли, сказали, что над ними надо ещё поработать. Симонов пишет: «Всю весну и начало лета каждый день, приходя с работы, я допоздна сидел и корпел над фрагментами». На это ушло более 3 лет. И, поступив в Вечерний рабочий литературный университет, Симонов продолжал работать токарем. Как рассказывает поэт, «вечерами бегал на лекции, а по ночам продолжал писать и переписывать».
ВЕДУЩИЙ: В ту пору он пробует свои силы в драматургии. В Москве в театре Ленинского комсомола уже шла его первая пьеса «История одной любви» - и готовилась к постановке вторая – «Парень из нашего города». К началу войны Симонов уже был военным писателем. (Фоном звучит аудиозапись песни «Священная война» (муз.А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).)

Страница 2. Война. Уроки мужества.
ВЕДУЩИЙ :  Война стала для Симонова временем возмужания, испытанием всех его душевных и нравственных качеств. Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной. В 1939г. Симонов в качестве военного корреспондента в Монголии, на Халкин–Голе, принял первое боевое крещение во время «малой войны» с японцами. Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды – ордена «Знак Почета». Симонову было 24 года.
ВЕДУЩИЙ (1):  Началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой его творчества. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране.За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз – в июне сорок первого, - под Могилев и последний – в апреле сорок пятого, - под Берлин.
ВЕДУЩИЙ (1):  Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты – Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.
ВЕДУЩИЙ (2):  Симонов знал войну как никто. Наверное и не было среди военных писателей человека, превосходившего его объемом этих горьких знаний. Многие  пережили больше, многим на фронте досталось больше, а знал он больше. А потом, уже в послевоенную пору, он пополнял свои и без того универсальные знания со свойственным ему упорством и трудолюбием.  И писал, писал, писал
ВЕДУЩИЙ (1):  Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Известность переросла в любовь к нему, в любовь искреннюю и вполне заслуженную. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх смерти, голод, разруху. Его статьи были не просто хроникой сражений и летописью пережитого – они сражались, мужественного и беззаветно.
ВЕДУЩИЙ (2):  «Мы влюблялись по Симонову, ссорились по Симонову. По Симонову учились ненавидеть врага и дружить терпкой, горьковатой, как дымок его неизменной трубки, мужской дружбой Пленяло все – музыка стихов, их тематика, настрой Пленял сам облик Симонова, овал его смуглого, знакомого лишь по портретам лица, нос с едва уловимой горбинкой К  тому же он всегда на фронте, всегда там, где жарко, он любит и любим, и свидетелей его любви миллионы, и любовь у них не такая, как у других» - вспоминает Борис Панков командир 88-й гвардейской дивизии, Герой Советского Союза.
ВЕДУЩИЙ (1):  Нельзя без волнения читать страницы записок о выходивших из окружений, о беженцах на дорогах, о самолетах над дорогами, о танках, вдруг прорывавшихся в тыл отступающим, об июльской пыльной жаре, неразберихе, путанице, об ощущении огромного горя, которое разом обрушилось и которое разрасталось.
ВЕДУЩИЙ (2):  Пробираясь на драном пикапе по проселкам Могилевщины и Смоленщины, молодой горожанин, корреспондент столичной и армейской газет, впервые близко увидел деревню, деревенскую жизнь, деревенских людей. Увидел в беде и горе.
ВЕДУЩИЙ (1):  «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти  люди, которые живут на ней Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах.

Чтение стихотворения «Родина»
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать. ЧТЕЦ: Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси.
                  
Ты знаешь, наверное, все-таки родина – Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою Дорожной тоской от села до села, Со вдовьей слезою и с песнею женскою Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовым, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом Весь в белом, как на смерть одетый, старик,
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе  поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые, Покуда идите, мы вас подождем».
Нас пули с тобою пока еще милуют. Но, трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
                                      
ВЕДУЩИЙ (2):  Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. А тогда в 41-м, 42-м? Стихотворение, посвященное Алексею Суркову, стало общим для страны.
ВЕДУЩИЙ (1): В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».
ЧТЕЦ:        Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку Седой мальчишка на лафете спал.
Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца.
За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он.
ВЕДУЩИЙ (2): 1942 год. В авиационной катастрофе погибает один из авторов «12 стульев» - писатель, военный корреспондент Евгений Петров. Симонова потрясла смерть друга – эта простая, горькая, неотвратимая истина войны: «На наших глазах умирали товарищи». Он пишет об этом много, настойчиво и каждый раз предельно взволнованно, потому что есть в жизни и такие события, к которым не привыкаешь, как бы часто они не повторялись. «Смерть друга»
          ЧТЕЦ:       Неправда, друг не умирает, Лишь рядом быть перестает. Он кров с тобой не разделяет, Из фляги из твоей не пьет.
Но все, что между вами было, Все, что за вами следом шло, С его останками в могилу Улечься вместе не смогло.
Упрямство, гнев его, терпенье –  Ты все себе в наследство взял. Двойного слуха ты и зренья Пожизненным владельцем стал.
Любовь мы завещаем женам, Воспоминанья – сыновьям,

Но по земле, войной сожженной, Идти завещано друзьям.
Взвали тот груз себе на плечи, Не оставляя ничего, Огню, штыку, врагу навстречу Неси его, неси его!
Когда же ты нести не сможешь, То знай, что голову сложив, Его всего лишь переложишь На плечи тех, кто будет жив.
И кто-то, кто тебя не видел, Из третьих рук твой груз возьмет, За мертвых мстя и ненавидя, Его к победе донесет.
 ВЕДУЩИЙ (1):  Годы войны были лучшим временем поэзии Симонова, часом большой выверки ее. В эти годы написаны лучшие его стихи.  В 1942 году Симонов пишет стихотворение «Если дорог тебе твой дом», о котором Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер».
ЧТЕЦ:  Если дорог тебе твой дом, Где ты русским выкормлен был, Под бревенчатым потолком, Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том Тебе стены, печь и углы, Дедом, прадедом и отцом В нем исхоженные полы;
Если ты не хочешь, чтоб пол В твоем доме фашист топтал, Чтоб он сел за дедовский стол И деревья в саду сломал
Если ты фашисту с ружьем Не желаешь навек отдать Дом, где жил ты, жену и мать, Все, что родиной мы зовем, -
Знай: никто не спасет ее, Если ты ее не спасешь; Знай: никто его не убьет, Если ты его не убьешь.
                  
ВЕДУЩИЙ (1):  Среди всех  мужских  привязанностей – самая могучая, самая естественная – любовь к женщине. Поэтому вовсе не случайно Симонов опубликовал в 1941-1945 годах две книги стихов, из которых одну называет «Война», а другую – «С тобой и без тебя». Это были особые стихи, история большой любви, Константина Симонова к актрисе Валентине Серовой. Симонов писал: «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые  являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой женщине».
 ВЕДУЩИЙ (1):  Симонов писал стихи о любви, и они пользовались огромным успехом у читателей, потому что человек, лишенный любви, чувствует себя обделенным. Любовь для фронтовика – это невидимая, но крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной.
ВЕДУЩИЙ (2):  Однажды во время командировки на Южный фронт в декабре 1941 года Симонова попросили прочесть поэму «Пять страниц». Симонов поправил шевелюру. В его глазах заблестели веселые нотки. Он встал, расстегнул комбинезон и громко сказал: - Поэму читать не буду. Во-первых, она написана давно, а, во-вторых, поэма длинная – устанете слушать. Я прочитаю вам новые стихи, - и стал читать тихо, доверительно, словно ведя с кем-то интимную беседу: - Жди меня, и я вернусь 14 января 1942 года, стихотворение «Жди меня» опубликовала газета «Правда». «Жди меня» со страниц газеты потрясло всю Россию. А Симонов с этого времени стал обладателем одного из самых громких литературных имен.
ВЕДУЩИЙ (1):  Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями – люди военного поколения отлично это помнят.
Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: «Повезло».
Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, - Просто ты умела ждать, Как никто другой.
ВЕДУЩИЙ (2):  Все годы войны Симонов поражал своей работоспособностью. По свидетельству Николая Тихонова, он писал «в походе, на машине, в блиндаже между двух боев, в ходе случайного ночлега под обгорелым деревом, занося в блокнот виденное».
ВЕДУЩИЙ (1):  Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как «без отлучки от колес» сочинял «Корреспондентскую застольную». Ехал в открытом «виллисе», сидел закутавшись в бурку. На холодном ветру неохота даже вытащить руку. И он бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил только что сочиненные строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой. Водитель решил, что подполковник тронулся умом – всю дорогу громко разговаривал сам с собой. По приезду водитель сигнализировал в санчасть  штаба полка. Недоразумение было выяснено. А мы с вами давайте послушаем, что писал поэт в дороге. (Фоном звучит аудиозапись мелодии песни «Корреспондентская застольная» (муз.М. Блантера, сл. К. Симонова).)
ЧТЕЦ:      От Москвы до Бреста Нет такого места, Где бы не скитались мы в пыли, С «лейкой» и с блокнотом, А то и с пулеметом Сквозь огонь и стужу мы прошли. Жив ты или помер – Главное, чтоб в номер Материал успел ты передать. И чтоб, между прочим, Был фитиль всем прочим, А на остальное – наплевать! Без глотка, товарищ, Песню не заваришь, Так давай по маленькой хлебнем! Выпьем за писавших, Выпьем за снимавших, Выпьем за шагавших под огнем. Есть, чтоб выпить, повод – За военный провод, За «У-2», за «эмку», за успех Как пешком шагали, Как плечом толкали, Как мы поспевали раньше всех. От ветров и водки Хрипли наши глотки, Но мы скажем тем, кто упрекнет: «С наше  покочуйте, С наше поночуйте, С наше повоюйте хоть бы год». Там, где мы бывали, Там танков не давали, Репортер погибнет – не беда. Но на «эмке» драной И с одним наганом Мы первыми въезжали в города. Помянуть нам впору Мертвых репортеров. Стал могилой Киев им и Крым. Хоть они порою Были и герои, Не поставят памятника им. Так выпьем за победу, За свою газету, А не доживем, мой дорогой, Кто-нибудь услышит, Снимет и напишет, Кто-нибудь помянет нас с тобой. Жив ты или помер – Главное, чтоб в номер Материал успел ты передать. И чтоб, между прочим, Был фитиль всем прочим, А на остальное – наплевать!
 
Страница 4. После войны. Уроки Памяти.
ВЕДУЩИЙ (2): Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться. «По первому зову, по первому ночному звонку из редакции, - писал о нем поэт П. Г. Антокольский, - он мог сорваться куда угодно – на Крайний Север и на Дальний Восток, в Среднеазиатские республики – лишь бы своими глазами увидеть заново строящийся мир»Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по всему миру.
ВЕДУЩИЙ (1):  И тысячи, и тысячи писем, на которые Симонов считал своим долгом отвечать. Только по поводу выхода в свет повести «Дни и ночи» Симонов получил тысячу писем. После показа на экранах страны документальных фильмов «Шел солдат» и «Солдатские мемуары» Симонов сдал в архив 3014 писем. «Мне на своем веку пришлось перечесть, наверное, несколько тысяч рукописей и написать несколько тысяч писем начинающим литераторам» - заметил он в одном из писем еще в 1961 году.
ВЕДУЩИЙ (1):  Он был потрясающе работоспособен. Он просто садился за стол и писал, и писал, и писал. «Во всем Советском Союзе не было более трудолюбивого писателя», - скажет позднее один из друзей писателя.
(Слайд 17.)ВЕДУЩИЙ (2):  Его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записки. Он постоянно выступал в печати как публицист и литературный критик. Самое замечательное из написанных им в этих жанрах составило одиннадцать томов Собрания сочинений.Пятнадцать лет писатель работает над трилогией «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». «Это самое капитальное из того, что написано о войне», - писал Алексей Сурков.
ВЕДУЩИЙ (2):  Когда вышел роман «Живые и мертвые», книга задела миллионы людей. За ней образовалась очередь в библиотеках, ею восхищались, она порождала порой жаркие споры. Так было и с двумя другими книгами трилогии.
(Демонстрация видеофрагментов из кинофильма «Живые и мертвые».)
ВЕДУЩИЙ (1):  Множеством разных дел занимался Симонов. По его инициативе и при его содействии были организованы в доме писателей выставки, создан музей-квартира Блока в Петербурге, сохранена квартира Маяковского в Москве; созданы памятники Арсеньеву и Яшину, и многое, многое другое. Он помогал, и помогал людям: ветеранам войны, начинающим писателям, просто человеку, обратившемуся к нему за помощью.
ВЕДУЩИЙ (2):  Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот день на телеграфном бланке, найденном позже среди его бумаг, возможно, лишь для себя, Симонов записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него». И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив
(Слайд 18)
ВЕДУЩИЙ (2):  Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года. По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.
ВЕДУЩИЙ (1):  Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом. Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда. (Звук набата или колокола)
(Слайд 19).

Учитель: О Константине Симонове вспоминает бывший военный фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей: «Он был по - настоящему красивым человеком. Не только внешне – душой. И при всей своей мягкости, интеллигентности, доброте, Константин Михайлович не мог мириться с проявлением зависти, нечестности, подлости. Как на фронте, он всегда предъявлял поступкам людей самый строгий счёт». Таким он и останется в нашей памяти. Думаю, что после нашей встречи вам захочется обратиться к творчеству замечательного писателя, и вы обязательно познакомитесь с его новыми для вас произведениями (обращение к книжной выставке).

Учитель: А в заключение я хотела бы предложить вам коротко высказать свое мнение о писателе, о том, что вас сегодня удивило, впечатлило, вот на этих цветных полосках и прикрепить к этому портрету (дети пишут свои высказывания, впечатления и прикрепляют на доску)

15