Рабочая тетрадь слушателя курсов Основы религиозной культуры и светской этикипо модулю Основы православной культуры

ОГБУ ДПО КИРО
Кафедра развития образовательных систем



Рабочая тетрадь слушателя курсов повышения квалификации
по программе

«Основы религиозных культур и светской этики по модулю «Основы православной культуры»

Борзенкова Оксана Владимировна
МОУ «Мяснянская основная общеобразовательная школа»






Курск 2016


Анкета слушателя
1
Ф.И.О.
Борзенкова Оксана Владимировна

2
Год рождения
1971

3.
Место работы
МОУ «Мяснянская основная общеобразовательная школа»

4
Контакты (р.т, м.т.,e-mail)
8(47155) 36-6-39

5
Образование
Среднее специальное (педагогическое)

6
Стаж педагогической работы
25

7.

Стаж педагогической работы в данной должности
25

8.
Квалификационная категория
І (первая)

9.
Сведения о повышении квалификации
ОГБУ ДПО КИРО
«Содержание и организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС начального общего образования», с 09.11 2015г. по 27.11.2015 г.

10.
Какие затруднения вы испытываете в профессиональной деятельности?
Материально-технические
Формирование целостной образовательной среды (в единстве урочной и внеурочной деятельности

11.

Спасибо за курсы! Храни вас Господь!
Надеюсь на продолжение сотрудничества.

Задание №1.
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (Модуль «Основы светской этики») Класс: 4
Базовый учебник: «Основы светской этики», Данилюк , М: «Просвещение», 2010 г.



Задание №2.
Практические задания
по комплексному учебному курсу
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Практические задания
ВАРИАНТ 1
Задание №1.
В рамках изучения модуля «Основы православной культуры» (учебник Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. – 4-5 класс. – М.: Просвещение, 2011) сформулировать и написать 5 вопросов для обучающихся на этапе обсуждения основной идеи и смысла притчи:
а) О мытаре и фарисее.
«Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет» (Лк. 18,10-14).
Вопросы для обучающихся:
1.Объективно ли оценивают себя фарисей и мытарь?
2.Важно ли для Бога то, чем хвастался фарисей?
3.В чём неправота молитв фарисея и его мыслей?
4. Как мытарь относится к Богу?
5. Почему возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя будет возвышен?




Задание №2.
Вариант 3 . В рамках изучения модуля «Основы светской этики» написать 3-5 примеров, где упоминается слово «добро», «зло».
Л. Н. Толстой «Белка и волк»
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
Джанни Родари «Приключения Чипполино»
А. Н. Толстой «Золотой ключик»
Задание № 3
Б. Пастернак. Рождественская звезда. Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе Н а склоне холма. Его согревало дыханье вола, Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями тёплая дымка плыла. Доху отряхнув от постельной трухи И зёрнышек проса, Смотрели с утёса Спросонья в полночную даль пастухи. Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звёзд. А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Она пламенела, как стог в стороне От неба и бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне, Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена Средь целой вселенной, Встревоженной этою новой звездой. Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочёта Спешили на зов небывалых огней. За ними везли на верблюдах дары, И ослики в сбруе, один малорослей Другого, шажками спускались с горы. И странным виденьем грядущей поры Вставало вдали всё пришедшее после. Все мысли веков, все мечты, все миры, Всё будущее галерей и музеев, Все шалости фей, все дела чародеев, Все ёлки на свете, все сны детворы. Весь трепет затепленных свечек, все цепи, Всё великолепье цветной мишуры.. . ...Всё злей и свирепей дул ветер из степи.. . ...Все яблоки, все золотые шары. Часть пруда скрывали верхушки ольхи, Но часть было видно отлично отсюда Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи. Как шли вдоль запруды ослы и верблюды, Могли хорошо разглядеть пастухи. - Войдёмте о всеми, поклонимся чуду, - Сказали они, запахнув кожухи. От шарканья по снегу сделалось жарко. По яркой поляне листами слюды Вели за хибарку босые следы. На эти следы, как на пламя огарка, Ворчали овчарки при свете звезды. Морозная ночь походила на сказку, И кто-то с навьюженной снежной гряды Всё время незримо входил в их ряды. Собаки брели, озираясь с опаской, И жались к подпаску, и ждали беды. По той же дороге, чрез эту же местность Шло несколько ангелов в гуще толпы. Незримыми делала их бестелесность, Но шаг оставлял отпечаток стопы. У камня толпилась орава народу. Светало. Означились кедров стволы. - А кто вы такие? - спросила Мария. - Мы племя пастушье и неба послы. Пришли вознести вам обоим хвалы. - Всем вместе нельзя. Подождите у входа. Средь серой, как пепел, предутренней мглы Топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы. Светало. Рассвет, как пылинки золы, Последние звёзды сметал с небосвода. И только волхвов из несметного сброда Впустила Мария в отверстье скалы. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла, Ему заменяли овчиную шубу Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потёмках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на деву, Как гостья, смотрела звезда рождества.
А. А. Ахматова Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины жёлто-красной, Слагаю я весёлые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озёрной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. 1912 Есенин * * * Шёл Господь пытать людей в любови, Выходил Он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом в дуброве Жамкал дёснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке с клюшкою железной, И подумал: "Вишь, какой убогой, - Знать, от голода качается, болезный". Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь.. . И сказал старик, протягивая руку: "На, пожуй.. . маленько крепче будешь". 1914 Ф. И. Тютчев * * * О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги, - О, как ты бьёшься на пороге Как бы двойного бытия!. . Так ты - жилица двух миров, Твой день - болезненный и страстный, Твой сон - пророчески-неясный, Как откровение духов.. . Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые - Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть. 1855















Тестирование
1. Установите соответствие между религией и ее основными положениями. Запишите цифры в правильной последовательности.
Религия
Основные положения

А) Буддизм 2,5
Б) Христианство 6,3
В) Ислам 4,1
1) Единственность и неприступность Бога;
2) Отсутствие личностного Бога;
3) Спасение человека в обожении;
4) Бог полностью определяет жизнь людей;
5) Спасение – во внутреннем просветлении;
6) Бог – Личность, Творец мира и Спаситель человека.

2. Каковы основные характеристики иудаизма?
*А) в конце времен Бог Будет судить каждого по его делам;
Б) принятие Ветхого и Нового заветов как богооткровенных книг;
*В) самая древняя монотеистическая религия;
Г) вера проявляется в исполнении Закона, а потом уже в добрых делах;
*Д) центром жизни общины является синагога.
3. Исламское благочестие включает в себя:
А) исповедание веры;
*Б) 5-кратная молитва;
* В) милостыня и добрые дела;
Г) вера в существование богоизбранного народа;
* Д) пост;
Е) священное паломничество.
4 Установите соответствие между христианской конфессией и ее основными догматами. Запишите цифры в правильной последовательности.
Конфессии
Догматы

А) Православие 3,5
Б) Католицизм 6,2
В) Протестантизм 4,1
1) единственный источник веры – Священное Писание; 2) догмат о непогрешимости Папы Римского;
3) путь спасения – это путь несения креста;
4) все уверовавшие во Христа уже спасены;
5) признание догматов, принятых на первых восьми Вселенских Соборах;
6) догмат о том, что Дева Мария от рождения свободна от первородного греха.

5. Установите соответствие между религией и священными книгами данной религии. Запишите цифры в правильной последовательности.
Религия
Книги

А) Буддизм 2
Б) Христианство 3
В) Ислам 1
1) Коран
2) Трипитака
3) Библия

6. Основные направления протестантизма:
А) хасидизм;
*Б) лютеранство;
*В) кальвинизм;
*Г) англиканство.
7. Автокефальные поместные православные церкви:
*А) Русская Православная Церковь;
*Б) Болгарская Православная Церковь;
*В) Элладская Православная Церковь;
Г) Белорусская Православная Церковь;
*Д) Сербская Православная Церковь.
8. Священная книга мусульман Коран состоит из:
*А) сур;
*Б) аятов;
В) хадисов;
Г) сунны.
9. Основные направления буддизма:
*А) Тхеравада или хинаяна;
*Б) Махаяна;
*В) Кришнаизм;
Г) Ламаизм.
10. Шариат – это
А) нормы поведения мусульман в кругу семьи;
*Б) религиозный и нравственный закон в исламе;
В) одна из священных книг мусульман.
11. Китайская традиционная религия синкретична и включает в себя:
*А) конфуцианство;
*Б) даосизм;
В) индуизм;
*Г) буддизм.
12. Нерелигиозное мировоззрение включает в себя:
*А) индифферентное отношение к религии;
Б) мифологические взгляды на мир;
*В) атеизм.
13. Страны, в которых большинство населения исповедуют ислам:
*А) Турция;
Б) Франция;
*В) Иран; *Г) Сирия.
14. Страны, в которых большинство населения исповедуют христианство:
*А) США;
*Б) Италия; *В) Польша; Г) Албания.
15. Страны, в которых большинство населения исповедуют буддизм:
*А) Монголия;
*Б) Лаос;
В) Австралия;
*Г) Камбоджа.
16. Страны, в которых православие имеет статус государственной религии:
А) Россия;
Б) Грузия;
*В) Греция.
16. Установите соответствие между типом мировоззрения и их особенностями.
Запишите цифры в правильной последовательности.
Мировоззрение
Особенности

А) Религиозное мировоззрение 5,1,2
Б) Нерелигиозное мировоззрение 3,4

1) Креационизм
2) Провиденциализм
3) Гуманизм
4) Релятивизм
5) Телеология


17. Соотнесите новое религиозное движение и положение в её учении

А) Свидетели Иеговы 4
Б) Кришнаиты 3
В) Анастасия 1
Г) Сатанизм 2
1) Создание родовых поместий – залог духовного возрождения России.
2) Сатана является главным мироправителем.
3) Эффективнейший путь к богу – воспевание его имени.
4) Иисус Христос – первое творение Иеговы.


18. Соотнесите новое религиозное движение и её основателя

А) Международное общество сознания Кришны 2
Б) Свидетели Иеговы1
В) Церковь Последнего Завета 4
Г) Анастасия 3
1) Чарльз Рассел Тейз
2) Бхактиведанта Свами Прабхупада
3)Владимир Мегре
4) Виссарион (Сергей Тороп)


19. Укажите самое многочисленное нехристианское новое религиозное движение в Курской области:
*1) Свидетели Иеговы
2) Международное общество сознания Кришны
3) Церковь объединения (Муниты)
4) Сайентология.
20.Укажите первое официально зарегистрированное новое религиозное движение в России:
1) Сахаджа-йога
2) Международное общество сознания Кришны
3) Свидетели Иеговы
4) Церковь объединения (Муниты).
21. Соотнесите главную вероучительную книгу с новым религиозным движением, в котором она таковой является

А) Бхагават Гита как она есть 3
Б) Дианетика – наука душевного здоровья 1
В) Агни Йога 4
Г) Книга Мормона 2
1) Сайентология
2) Церковь святых последних дней
3) Международное общество сознания Кришны
4) Рериховцы


22. Соотнесите новое религиозное движение и её характерные аспекты социальной практики

А) Массовые бракосочетания 2
Б) Отказ от переливания крови 3
В) Пища жизни 4
Г) Путешествия к «местам силы», например в Геленджик 1
1) Анастасия
2) Церковь объединения (Муниты)
3) Свидетели Иеговы
4) Международное общество сознания Кришны

23. Церковное новолетие
*1 января
19 января
25 декабря
14 сентября
24. Апостол – первый проповедник христианства на Руси
Георгий Победоносец
*Андрей Первозванный
Павел
Святослав
24. Святой – защитник иконопочитания, автор иконы «Троеручница»
*Иоанн Дамаскин
Савва Сторожевский
Сергий Радонежский
Андрей Первозванный
25. Родители Иоанна Крестителя
Мария и Иосиф
Фома и Мария
Захария и Марфа
*Захария и Елисавета
26. Кто не является одним из 12 апостолов Христа:
Варфоломей
*Ориген
Иаков
Филипп
27. Апокриф – это:
часть Священного Предания христиан,
часть Священного Писания христиан,
*повествования об Иисусе Христе, не вошедшие в канон Священного Писания.
28. Сколько книг в Новом Завете:
67
*50
27
29. Краткое изложение основных догматов христианства называется:
*Священным Писанием
Священным Приданием
Символом веры
30. Расхождение по догматическим вопросам между католицизмом и православием возникло из-за спора о:
Целибата
*Фелиокве
Учении о непогрешимости римского папы
31. Укажите дату раскола христианства.
*1054
1053
1056
32.Конфирмация в Католической Церкви в Православной Церкви называется

*миропомазание
евхаристия
исповедь
33. Единство Православной Церкви основано на:
ветхозаветном законе
вере в Единого Бога
*единстве Святой Евхаристии
Божественных заповедях
34. Двунадесятые праздники это:
праздники в честь наиболее почитаемых православных святых
праздники, посвященные двенадцати Апостолам
праздники в каждом из двенадцати месяцев года
*праздники, посвященные евангельским событиям или событиям тесно связанным с евангельскими
35. Литургия с древнегреческого языка переводится как:
благодарение
*общее дело
жертвоприношение
примирение
36. Сколько таинств в Православной Церкви:
33
9
*7
4
37. Сколько книг в Ветхом завете:
*50
27
77
35
38. Дата Первого Вселенского Собора:
*325
431
553
680
39. Догмат в буквальном переводе с греческого означает:
канон
церковное правило
*кажусь правильным
часть вероучения
40. Какое из течений не относится к протестантизму:
англиканство
кальвинизм
*ламаизм
лютеранство




15