Статья «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»


Фадеева И.А. – педагог ДО
МКОУ «Унъюганская СОШ №1», п. Унъюган, ХМАО-Югра
«ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
«Изучайте прошлое,
если хотите предугадать настоящее»
Конфуций.
Эти слова древнекитайского философа Конфуция как нельзя лучше отражают суть самого воспитательного процесса: если хочешь воспитать у подрастающего поколения чувство любви к Родине, культуре, к своему народу начинай с изучения своей истории.
В детский и подростковый периоды «выкристаллизовывается» личность. Поэтому в образовательном пространстве должны быть созданы все условия для наполнения внутреннего мира ребенка ценностным содержанием.
Исходя из этого, сегодня одной из главных задач дополнительного образования является не только вооружение обучающихся знаниями, но и формирование духовно-нравственной личности, патриотизма, чувство любви и преданности к своей Родине, культуре и своему народу.
Дополнительное образование было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Базой формирования духовно-нравственной личности, патриота является глубинные чувства, которые закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социо – культурной среде. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Целенаправленная работа по воспитанию духовно-нравственной личности, патриота обязательно предполагает связь воспитательной работы с окружающей социальной жизнью, ее историей, культурой и теми ближайшими доступными объектами и образами, которые окружают и интересуют ребенка.
В законе Российской Федерации «Об образовании» определены государственные приоритеты, в которых на первый план выходит воспитание гармонично – развитой и духовно-нравственной личности.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка в школе и в дополнительном образовании. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
На сегодняшний день в российском обществе сформировались определенные ценности, где все больше наблюдается преобладание материального мира над миром духовным. Поэтому одной из важнейших проблем современного развития общества является отсутствие у подрастающего поколения духовно-нравственной культуры (искажены представления о доброте, милосердии, любви, патриотизме). Но, несмотря на это, духовное возрождение нации, восстановление ее лучших устоев является одним из приоритетных направлений нашего общества в условиях социально-экономической и культурной жизни.
Народные традиции и культура – основа нравственного воспитания. Они выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день имеет очень слабое представление о нравственной культуре народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины.
Проблема
Потери связи младшего и старшего поколения.
Навязывание чужой идеологии культуры других стран и народов (одежда, предметы быта, общение.)
На современном этапе сказки и загадки присутствуют в воспитании ребенка лишь как элемент фольклора, а обрядная часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу.
Приоритеты:
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям понять, что они часть народа. В своем объединении «Игрушки-сувениры», «Чудо-лепка», «Истоки» я знакомлю детей с различными видами декоративно-прикладного искусства. Дети знакомятся с содержанием народных праздников, обрядов, традиций, поверий и примет, связанных с праздниками; изучают и запоминают новые слова, характерные для речи народа. Детей можно включить в процесс изготовления народной игрушек из глины, соленого теста керамической массы и их росписи. Этим самым дети приобретают трудовые навыки и навыки вообще работы с художественным материалом. Это воспитывает у них доброе отношение к окружающим, потребность делать людям приятное своими руками, получать радость от самого процесса дарения. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их ценности и многообразии.
В объединении «Волшебная роспись я знакомлю детей с традиционной народно-прикладной росписью. Она пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусство.
Учитывая возрастающую роль народной культуры в нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании, в МКОУ “Унъюганская СОШ №1” была открыта новые направления во внеурочной деятельности: духовно-нравственное и общекультурное. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся детских клубов, уровень их сплоченности, уровень тревожности и выявление проблем межличностных отношений в детском коллективе побудило меня написать образовательную программу «Истоки», «Волшебная роспись», «Игрушки-сувениры».
Эти программы направлены на формирование духовной и нравственной культуры у обучающихся, прививает интерес и уважение к своим истокам – к родной земле, ее истории, к исконным занятиям предков, воздействуя не только на их разум, но и на душу. Именно здесь, на занятиях в творческих объединениях «Истоки», «Волшебная роспись», «Игрушки-сувениры» начинается возвращение к истокам национальной культуры, поэтому основной целью моей деятельности является возрождение и сохранение культурных традиций разных народов населяющих Югру.
Программы рассчитаны на 1 год обучения для учащихся среднего возраста. Этому возрасту характерна интенсивность развития памяти, мышления, использование этой особенности в интеллектуальном развитии подростка.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности, традиции и обычаи каждой национальности по отдельности. Например, устное народное творчество, здесь мы можем найти присущие только народам ханты, манси, русским, татарам, башкирам, азербайджанцам, узбекам т. д. духовные ценности, тонкости, их философию, их твердую веру в справедливость и счастье. С жанрами устного народного художественного творчества начинаю знакомить детей через разнообразную работу с поговорками, загадками, пословицами, прибаутками. Поэтический мир каждого народа рождается из наблюдений за природой, представляет нам удивительные образы-вымыслы, отражающие национальный дух народов. Специальные упражнения развивают их память, внимание, и другие психологические функции. Такой жанр народного творчества как скороговорки детям очень нравится. Потому что это шуточный, задорный жанр, также скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать слова, улучшить выразительность речи (Приложение 5).
Большое место в развитии духовно-нравственных качеств личности занимают народные праздники и традиции. В них формируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии.
Народные художественные традиции представляют собой огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими воспитательными возможностями. Значительный пласт нашей культуры, с которым знакомятся обучающиеся творческого объединения – это традиции и обычаи народов населяющих наш округ. В течении года после изучения какой-либо темы проводим итоговые занятия в интересной нетрадиционной форме. Такие занятия проходят в форме конкурсов, викторин, путишествия и т.д. насыщены игровыми моментами. Также дети пишут рефераты на различные темы, защищают в творческой форме проектно-исследовательские работы: «Сувенирная кукла Снегурочка», «Сувенирная кукла в донском казачьем костюме», «Подарок бабушке» (Приложение 1, 2, 3).
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» призвана решить главную задачу современных образовательных учреждений – это раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Нужно создать условия для проявления активной гражданской позиции обучающихся, для осознания ими собственной силы. Как подготовить обучающегося в плодотворному творческому участию в жизни общества? С чего начать? В этот момент я выбрала проектно-исследовательскую работу, которая позволит приобретать социальный опыт: получать знания об обществе, культуре, о национальностях, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе.
Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества учащихся образовательных учреждений позволяет учащимся проявить свои художественные способности и представить творческие работы на суд жюри и зрителей – посетителей выставок, что, несомненно, привлекает интерес учащихся к народному художественному творчеству. Тематика выставочных проектов придаёт проектам особую актуальность и привлекает внимание общественности. Я организую выставки творческих работ на школьном и районном уровне. Разнообразие тематики выставок, проводимых мною в школе, на выставке творческих работ ежегодного конкурса «Серебряное копытце» п.г. Унъюган, на ежегодной выставке-конкурсе «Юный мастер-2016» пгт. Октябрьское (от традиционной народной кистевой росписи деревянных и керамических изделий до сложного конструирование сувенирных кукол с комбинированной техникой исполнения) позволило расширить количество участников, дать возможность детям разного возраста представить творческие работы по темам: «Народные глиняные игрушки», «Коллекция сувенирных кукол в национальных костюмах»», «Традиционная кистевая роспись по керамике», «Народная роспись по дереву». Подобную практику экспонирования детских работ МКОУ «Унъюганская школа №1» осуществляет уже в течение многих лет.
Мои наблюдения показали, что введение  программ общекультурного и духовно нравственного направления, способствовало тому, что в объединениях  сложились товарищеские отношения.  Обучающиеся умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят, активно дискуссируют. Общее поручение, задания выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу. Мои воспитанники – это призеры школьных, поселковых, районных, всероссийских и международных конкурсов и мероприятий.
Также огромное воспитательное воздействие имеют такие разнообразные формы работ как: открытые занятия, лекции, беседы, обсуждения, викторины, тестирование, конкурсы, конференции, практические занятия, организация поисково –исследовательской работы (Приложение 4).
Воспитание детей в духе толерантности способствует формированию у них навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Для всех нас, живущих в многонациональной югорской земле и еще более многонациональной России особенно важен аспект правильного понимания национального и общечеловеческого. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
Подводя итог, отмечу, что традиции и обычаи – это тот неиссякаемый источник научного и обыденного знания, открытый и доступный каждому, кто стремится понять себя и других, духовный и социальный мир, в котором мы живем. И миссия педагога - помочь обучающемуся открыть этот живой родник духовности и нравственности, осознать  и воспитать себя настоящим гражданином России.
Используемая литература:
Банников В. Н. Народное искусство и художественное творчество [Текст]: внеурочная деятельность в школе: учебно-методическое пособие. Часть 1: 1-4 класс, часть 2: 5-8 класс / В. Н. Банников. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2014. – 171 с.;
Аникин В.П. «Русское устное народное творчество»: Учеб – М., Высш.ш., 2001. – 726с.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, придания, суеверия и поэзия. – М. : «Рипол Классик», 1997. – 544 с. (серия «Ваша тайна»
Каргин А.С. Народная художественная культура – М., 1998
Лазерева Л.Н. Календарно - обрядовые праздники Урала: Учеб.пособие по курсу «Этнография и фольклор» - Челябинск, 1997
Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
Каплан Н.И. Тропою северных оленей: [Текст] Декоративно прикладное искусство народов Крайнего Севера /Н.И. Каплан - Л.:Аврора,1997.- 77 с.;
Шуров В.М. Песня, традиция, память. – М.: Сов. Россия,1987.