Доклад на тему Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям


Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям

Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребёнок делает свои первые шаги,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа
Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега
Л. Кассиль
Мы все родом из семьи, и чем надежнее эта колыбель, тем сильнее мы сами. Не секрет, что жизнерадостные, счастливые люди выходят из крепкой, дружной семьи.
Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства.
Ориентация и присвоение семейных ценностей является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Ценность семейного воспитания неоспорима. Но когда традиции семьи приветствует образовательное учреждение, и когда семья готова выступать в роли социального партнера учебного заведения, где учится их ребенок, такой тандем раскрывает новые формы сотрудничества семьи и школы, обогащая этот союз новыми содержательными формами и видами деятельности, через которые воспитываются ценностные отношения к миру, закладываются основы духовно нравственных позиций обучающихся.
Такая совместная деятельность педагогов и родителей ценна тем, что главным смысловым стержнем является связь с жизнью.
Семья и школа представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.
Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом. Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, города, Отечества.
В этих условиях школа не может переложить вину за сложившуюся ситуацию на родителей, порой формально решая проблемы нравственного воспитания. Необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества с ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьёй. Классный руководитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи.
Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственности семейных отношений. Осознания семьи как ценности означает, что между «Я» и «Мы» человек становится на сторону «Мы».
Культура семейных отношений означает понимание особенностей возраста (отношение к младшим братьям и сестрам, дедушкам и бабушкам), внимание к другому человеку, заботу о нём, благодарность и доверие.
В качестве  семейных ценностей выступают:
- обычаи  (установившиеся, привычные формы поведения); - традиции  (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);           
- отношения: сердечные чувствования и настроения;       -  правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки)  доброй и благочестивой жизни;  
Как показывает практика воспитательной работы, сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагоги стремятся определить точки взаимодействия, формы работы с родителями.
В системе своей воспитательной работы я тоже стремлюсь добиваться тесного сотрудничества с родителями, с семьями учащихся. В своей работе я стараюсь добиваться тесного сотрудничества с родительским коллективом.
В совместной деятельности родители – учитель я стараюсь использовать метод совместного творчества, поэтому при составлении плана воспитательной работы поддерживаю любое начинание родителей, направленное на заботу о духовно-нравственном воспитании детей, на укрепление внутрисемейных отношений.
Стаж моей педагогической работы более 20 лет. Но принимая новый класс, всегда сталкиваешься со множеством проблем. И наиболее сложной, но в тоже время важной является проблема работы с родителями. Я стремлюсь донести до родителей насколько важно их участие. В практике моей работы родители активно принимают участие в учебно-воспитательном процессе.
Сейчас я являюсь классным руководителем 6 класса. Для того чтобы определиться с приоритетными направлениями в воспитательной работе , я провела анкетирование родителей, которое показало – для родителей важно, чтобы их дети осознавали огромную роль семьи. Работа по возрождению семейных ценностей и традиций осуществляется по следующим направлениям: повышение интереса детей и родителей к истории своей семьи; формирование потребности в сохранении, возрождении и развитии семейных традиций.
Прошлый учебный год был связан с великой датой в истории нашей страны – 65 годовщиной Победы в ВОВ, поэтому в воспитательной работе этому событию отводилось важное место. Совместно с учащимися и родителями было решено собрать материал о членах семей – участниках ВОВ. Вначале на классном часу мы посетили школьный музей Боевай славы. Среди имен земляков мы нашли родственников ребят нашего класса. Затем была работа в семье. Ребята рассматривали семейные альбомы, расспрашивали бабушек и дедушек о войне, написали замечательные сочинения, в которых рассказали интересные истории о дедах и прадедах в годы войны. Женя Абакумов узнал, что его прадед был участником двух войн – финской и ВОВ. Другой его прадедушка тоже участвовал в боевых действиях. Прадед Миши Заботкина, побывав на передовой, вернулся домой, работал в колхозе, помогал строить нашу школу, а выйдя на пенсию, был частым гостем у ребят, рассказывая о тех страшных днях. Оба прадеда Козлова Сережи – ветераны ВОВ. Эта работа очень понравилась ребятам. Поэтому мы решили продолжить. К Дню Защитника Отечества была собрана информация и оформлена фото выставка под названием «Родина! Будь спокойна. Дети отцов достойны». Ребята с огромной гордостью рассказывали о своей работе на общешкольном мероприятии. Были написаны сочинения, подготовлены и прочитаны стихи. Отрадно, что удалось привлечь к участию в учебно-воспитательной деятельности и пап. В глазах детей значительно поднялся авторитет отца. Папы поделились своими воспоминаниями о службе в рядах советской армии. А Женя Абакумов написал сочинение о своем дяде воине – афганце. Вот строки из его сочинения: «Защищать Родину- это священный долг. Века проходят, а в памяти людей остаются те, кто когда-то геройски отстаивал свободу своей страны. Независимо от должности, звания этих людей ими гордятся и уважают, потомки помнят их дела и подвиги. Все мужчины в нашей семье с честью отдали долг Родине. Прадеды воевали на полях сражений Великой Отечественной войны. Дедушки и папа служили в армии. Посвятить это сочинение я решил своему дяде Федору Обухову- участнику Афганской войны Мне очень жаль, что не довелось пообщаться с моим дядей, но, несмотря на это, я очень горжусь им»
В преддверии годовщины Великой Победы был собран интересный материал и оформлена компьютерная презентация «Письма с фронта».
Ежегодно в школе проводятся конкурсы детского и семейного творчества. Примером таких мероприятий могут служить конкурс «Краски осени». Поделки, приготовленные при участии родителей, были отмечены и оценены жюри конкурса.
 В жизни любого человека велика роль матери .Родительское собрание, посвященное Дню матери стало доброй традицией в нашей школе. Совместными усилиями выбираются подарки для мам. Выбор подарков - дело непростое. Ребята с большой ответственностью и любовью готовят подарки, которые дарят своим мамам на общешкольном родительском собрании. Это говорит о большой любви к матерям.
Как показал опрос, самой любимой традицией в семьях является подготовка и встреча Нового года. Моей главной задачей было помочь детям осознать значение семейных праздников в их жизни. Ребята приняли активное участие в выставке детского творчества «Зимняя фантазия», где заняли 3 место, а также в проведении Новогодней елки. Замечательные новогодние костюмы, изготовленные совместно с родителями, тоже были отмечены жюри. Одной из семейных традиций является украшение дома к Новому году. Эта традиция была перенесена в школу. Становится традицией украшать класс к новому году. И в этом нам помогают родители. Два года подряд мальчики принимали участие в акции «Напиши Деду Морозу», проводимой депутатом Законодательного собрания Нижегородской области Анатолием Федоровичем Лесуном. В прошлом году было отмечено письмо Абакумова Жени. В этом году приз получил Козлов Сережа за рассказ о своей родной деревне Докукино.
В декабре мы поближе познакомились с традициями празднования великого христианского праздника Рождества Христова. Ребята вместе с родителями приготовили поделки для участия в конкурсе рождественских поделок, объявленном местной религиозной организацией "Православный Приход Собора в честь Воскресения Словущего ". Все учащиеся класса были приглашены на Рождественскую елку и отмечены благодарственными письмами.
  Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Семья развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а так же служит мостиком в будущее. Семья характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки и т.д .

15