Занятие в ГПД Остров настроения(начальная школа)


Занятие « остров настроения»(развивающее занятие в ГПД для учащихся начальной школы)
Цель и задачи: обучение умению давать характеристику различным произведениям искусства, содействие в видении и осознании особенностей передачи настроения в литературе, музыке, изобразительном искусстве; развитие наблюдательности, эстетического видения; обучение умению передавать в рисунке разное настроение, используя выразительные средства; воспитание эмоционального отношения к изображаемому, умения сопереживать.
М а т е р и а л ы: бумага для рисования, листы цветной бумаги разных цветов и оттенков, цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Островам настроения. Это путешествие поможет нам лучше узнать себя и друг друга. Дорога к этим Островам не простая, нужно быть готовыми ко всему. Поэтому перед отплытием мы должны пройти испытания – решить три загадки. Слушайте внимательно.
Первая загадка – музыкальная.
Звучит фрагмент веселой музыки, изображающей хорошее, радостное настроение.
– Какое настроение выражено в этом музыкальном произведении? Ответы детей.
– Да, эта музыка радостная, веселая. Если бы попытались её нарисовать, какие цвета мы бы стали использовать? (Красный, желтый, голубой, розовый и т. д.)
– А сейчас другая загадка.
Вторая загадка – литературная.
Воспитатель. Я не буду говорить вам название стихотворения, которое сейчас прочитаю, попробуйте по его настроению догадаться, как назвал его автор. (Стихотворение Д. Хармса «Веселый старичок».)
– Догадались? Какое название вы подобрали для стихотворения, почему?
– Какое настроение возникает во время чтения этого литературного произведения?
– Какие цвета мы бы использовали, если бы попытались нарисовать этого старичка?
Третья загадка – художественная.
Воспитатель. Третья загадка затаилась в картине. Картина называется «Алёнушка», её нарисовал художник В. М. Васнецов. Какой изображена Аленушка на картине? Какое у неё настроение?
– Какими красками художник изобразил настроение на картине? Ответы детей.
– Да, Аленушка – печальная, грустная, скорбная. Скажите, ребята, как природа сочувствует девочке?
(Елочки дрожат, им очень жаль сироту, а желтые листики осины вот-вот сорвутся и лягут ей на плечи.)
– Какие чувства вызывает у вас образ Аленушки? Какие цвета помогли художнику создать настроение печали? А что бы изменилось в картине, если бы художник подобрал светлые краски?
– Да, так и в природе: солнышко закроет тучи – все мрачно становится вокруг, а потом заиграют лучики на листочках деревьев – и сразу радостнее становится на душе.
Молодцы, справились с моими загадками, можно отправляться в плаванье. Конечно, путешествовать мы будем понарошку – в своих воспоминаниях. Давайте закроем глаза и вспомним, какое настроение у нас было вчера, и подумаем, какое настроение у нас сегодня. Возьмите карандаши и попробуйте изобразить рисунок своего сегодняшнего настроения.
Дети рисуют.
– Представьте себе, что мы плывем по огромному морю. И вот перед нами два острова: Остров хорошего настроения и Остров плохого настроения.
– Вы нарисовали рисунки, давайте попробуем угадать: у кого какое настроение, какие цвета вы использовали для передачи своего настроения?
– Посмотрите, ребята, на каком Острове у нас больше всего рисунков.
Как много нового мы сегодня узнали друг о друге, о том, что нам бывает грустно, а бывает весело. Я думаю, что наше путешествие поможет вам, ребята, лучше видеть друг друга, быть внимательными и добрыми к своим друзьям, родителям, знакомым, да и просто ко всем людям!