Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства Живопись (5 лет обучения) Программа по предмету Композиция станковая

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ТАЙШЕТСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
« ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
нормативный срок обучения - 5 лет


ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО



ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО.01.УП.03.
«КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ»















г. ТАЙШЕТ

Разработчик – Ялмурзина Галина Владимировна
преподаватель МКОУ ДОД ТДХШ

Рецензент – Дюжева Вера Михайловна
преподаватель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Государственного образовательного бюджетного
учреждения дополнительного образования детей
«Иркутская областная детская школа искусств»



Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требовании к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся проблемы развивающего обучения. И именно предмету «Композиция станковая» принадлежит одна из главенствующих ролей потому, что именно этот предмет непосредственным образом должен воздействовать на развитие творческих способностей, стимулировать и направлять их, то есть формировать то, без чего не может состояться художник, каким бы мастерством рисовальщика или живописца он не обладал. В поисках формы композиционного решения обучающийся творчески самоопределяется, формируется его творческая личность, складывается художественное мастерство.
Занятия углубляют представления о предметах и явлениях действительности. Предмет «Композиция станковая» является основополагающей дисциплиной. Именно этот предмет непосредственным образом должен воздействовать на развитие творческих способностей, стимулировать и направлять их, то есть формировать то, без чего не может состояться художник, каким бы мастерством рисовальщика или живописца он не обладал. Профессиональные навыки этого предмета будут в дальнейшем формировать творческие возможности обучающихся. Изучая данный предмет, обучающиеся должны проявить способность образно выражать свой замысел на основе наблюдательности и воображения.
Изучение закономерности композиции помогает грамотно, с учетом творческой индивидуальности каждого юного художника использовать выразительные средства изобразительного и декоративно-прикладного искусства в практической работе, сокращает путь поиска наилучшего решения.
Программа направлена на развитие творческих способностей, образного мышления обучающихся, воспитанию основам и навыкам изобразительной грамоты, самостоятельной работы.
Данная программа является учебно-методическим пособием, обобщающим многолетний опыт работы коллектива преподавателей художественной школы г. Тайшета. Программа по предмету «Композиция станковая» разработана на основе: примерной учебной программы «Рисунок, живопись, композиция, скульптура» Министерства культуры РФ (Москва, 1998г.); примерной программы «Станковая композиция. Основы графического дизайна» для ДХШ (углублённый курс) (Москва 2003г.); авторской программы для детских художественных школ «Рисунок, живопись, композиция, стилизация, дизайн 5 класс» автор И.В.Плиско (Иркутск, 2000 г.); реализуемой в «Тайшетской детской художественной школе» адаптированной программы по предмету «Композиция» для обучающихся 1-4 кл., 5 кл. (автор: Мантузова И.А., Ялмурзина Г.В. преподаватель «Тайшетской детской художественной школы» 2006г.)
Нормативный срок обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» - 5 лет. Срок реализации программы учебного предмета «Композиция станковая» - 5 лет (1-2-3-4-5 классы).
Возраст обучающихся 10-16 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Станковая композиция » составляет 924 часов из них на аудиторные занятия - 363 час, на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся - 561 часов.

Распределение учебного времени по годам обучения


1 кл.
2 кл.
3кл.
4 кл.
5 кл.

Аудиторные занятия
66
66
66
66
99

Внеаудиторная (самостоятельная) работа
99
99
99
132
132

Объем максимальной нагрузки
165
165
165
198
231


Недельная нагрузка (в час)


1кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
5 кл.

Аудиторные занятия
2
2
2
2
3

Внеаудиторная (самостоятельная) работа
3
3
3
4
4

Объем максимальной нагрузки
5
5
5
6
7


Форма учебных аудиторных занятий по предмету и проведения консультаций - это мелкогрупповые занятия (численностью от 4 до 10 человек).
Виды занятий - аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные).
Виды аудиторных занятий:
- урок (работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально)
- практическое занятие.
Виды внеаудиторных (самостоятельных) занятий:
- выполнение домашнего задания обучающимися;
- посещение учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и др.);
-участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
По предмету предусмотрены консультации - 40 часов (8 часов в каждом классе). Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, экзамену, просмотрам, творческим конкурсам и могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени.

Цели программы:
-Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.
-Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через приобщение к академическим традициям художественного образования.
-Формирование у учащихся профессиональных навыков, знаний и умений для воплощения творческого замысла, для решения творческой задачи.
-Формирование и развитие композиционного мышления у обучающихся.

Задачи программы:
- дать знание основных элементов композиции, закономерностей
построения художественной формы, без которых невозможен
грамотный и сознательный подход к творчеству;
- дать знание принципов сбора и систематизации подготовительного
материала и способов его применения для воплощения творческого
замысла;
- научить применять полученные знания о выразительных средствах
композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной
пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;
- научить использованию средств живописи, их изобразительно-
выразительные возможности;
- научить находить живописно-пластические решения для каждой
творческой задачи;
- выработать навыки работы по композиции.

Структура программы
Программа составлена в соответствии с рекомендациями по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, в соответствии с ФГТ и содержит следующие разделы:
- Пояснительная записка.
-Содержание.
Отражает распределение учебного материала по годам обучения, раскрывает задачи учебного процесса на каждый год обучения. Описывает формы, и продолжительность исполнения заданий с учетом распределения учебного времени на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятий. Количество заданий, материалы их исполнения.
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
- Формы и методы контроля, система оценок.
Композиция помогает формированию творческого мировоззрения и развивает художественное, образное мышление, прививает умение видеть и понимать жизненные явления, а также, помогает выявлению и развитию индивидуальных наклонностей и способностей обучающихся, воспитанию и развитию художественного вкуса. Преподавание композиции связано со всей практической работой по рисунку и живописи. Композиция является объединяющей дисциплиной, и дает возможность в учебных работах реализовывать знания, полученные на уроках рисунка и живописи, так как все предметы в своей совокупности составляют единый образовательный процесс.

Методы обучения:
-Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач)
-Практические (обучающие задания, наброски, зарисовки, длительные задания)

Методические рекомендации:
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития обучающихся.
Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход преподавателя, за которым сохраняется право собственной компоновки тем программы.
Последовательность заданий в программе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные обучающимися знания, а также выработать необходимые навыки.
К выпускному классу у обучающихся должно произойти накопление определенной суммы профессиональных навыков, должны быть заложены основы планомерной, серьезной, длительной работы, приобретено умение ставить творческую задачу и решать ее на соответствующем уровне.
Показателем этого уровня должна стать завершающая работа, выставляемая на выпускной экзамен при итоговой аттестации по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись», согласно ФГТ.
В целях более глубокого освоения данного предмета необходимо, чтобы практическое умение было подтверждено прочными теоретическими знаниями, обучающихся необходимо познакомить с основными законами композиции, общепринятым словарем профессиональных терминов художника и приобщить к великой культуре прошлого - познакомить с работами мастеров зарубежного, русского и советского искусства.
Содержание предмета «Композиция станковая» должно строиться с учетом возрастных особенностей ребенка. Темы и задачи композиции должны учитывать степень развития обучающихся, отвечать возрастным особенностям их восприятия действительности, знаниям и духовным запросам. От эмоционального восприятия обучающихся младшего школьного возраста, как основного вида познания окружающего мира – через анализ, изучение различных материалов и способов работы, знакомство с культурным наследием - к интеллектуально-эмоциональному и аналитически – эмоциональному творческому подходу, как воплощению своих замыслов для подростка.
Работа над композицией строится по следующим этапам: обучающим предлагается тема, преподавателем определяется задача задания и материал исполнения.
Далее следует работа обучающихся над форэскизом, предполагающая сбор материала, поиски композиционного решения, цветовой гаммы, материала. Проделанная работа анализируется преподавателем, после чего возобновляется работа над поиском композиционного решения со свободным использованием натурных зарисовок.
Начальный этап работы над композицией требует особого внимания. Решая задачи художественного видения, необходимо с должным тактом воспитывать у обучающихся умение беречь силу первого впечатления.
Окончательный вариант задания выполняется по утвержденному эскизу.
Начиная с 1 класса, необходимо решать задачи, которые будут основными для всего периода обучения композиции - это развитие воображения, фантазии, художественной наблюдательности и образного мышления обучающегося. Особое внимание должно быть направлено на то, чтобы творческие способности (воображение, наблюдательность) не угасали в процессе обучения, а развивались.
Необходимо обращать внимание на формат листа. Он должен соответствовать композиционному замыслу (размер в младших и старших классах не превышает 1/2 листа).
Одним из составляющих успеха является самостоятельное домашнее рисование. Очень важно с первых шагов обучения в ТДХШ выработать у обучающихся привычку заносить свои наблюдения в блокнот, анализировать сделанную работу для определения путей к улучшению и совершенствованию эскиза. Именно на конкретном примере, можно более эффективно объяснить законы композиции и разнообразие ее приемов.

Материально-техническими условия реализации учебного предмета:
В учебном процессе рекомендуется применение разнообразных живописных материалов, что стимулирует и расширяет технические и творческие возможности решения учебных задач.
-Специальное оборудование: мольберты, планшеты, стулья,столы.
-Натюрмортный фонд, содержащий предметы, необходимые в работе, демонстративные модели.
-Материалы для занятий: бумага, картон, карандаши графитные, карандаши акварельные, гуашь, акварель, темпера, масляные краски, кисти, карандаши графитные, стирательные резинки, зажимы для крепления бумаги.
-Наглядные учебные и методические пособия: таблицы и схемы, плакаты, иллюстрации, работы обучающихся, преподавателей из методического фонда.
-Методические, дидактические пособия к теоретическим занятиям.
-Электронные образовательные ресурсы: электронные учебники, энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
-Аудиовизуальные образовательные ресурсы: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.



Содержание учебного предмета
1класс

Развитие творческого потенциала обучающегося первого класса является одной из главных задач преподавателя. Необходимо пробудить в ребенке активное, эмоциональное отношение к каждому заданию. При общей теме задания и общих требованиях, работа с обучающимися должна быть строго индивидуальна. Преподавателю необходимо выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика.
Законы композиции, теоретические положения могут быть поняты обучающимися только тогда, когда они тут же проверяются практической работой. Фундаментальная направленность программы первого класса – освоение обучающимся картинной плоскости. В первом классе обучающийся должен научиться выбирать формат и размер листа в зависимости от композиционного замысла, получить представление об организации изобразительной плоскости. Познакомиться с понятием замкнутая и фрагментарная композиция. Научиться выделять главное и подчинять второстепенное в решении композиции. Познакомиться с понятием колорита, эмоциональной характеристикой цвета и ее роли в образном строе композиции – создании состояния, настроения, образа. Так же преподаватель должен дать понятие ритма, как средства композиционного строя: горизонтальный, вертикальный, диагональный, раковинообразный (спираль), научить детей обращать внимание на выразительность пятна, линии, штриха. Обучающиеся выполняют упражнения на статику и динамику в композиции.
Для того чтобы первоклассник мог приступить к работе над сюжетной композицией, целесообразно проделать несколько простых композиционных упражнений.
В первом классе достаточно дать одно задание, для выполнения которого обучающимся потребуется собрать изобразительный материал - делать наброски и зарисовки.
С первого класса обучающиеся выполняют домашние задания. Это могут быть наброски, зарисовки напрямую связанные с композиционным заданием или короткие упражнения и задания на решение конкретных композиционных задач.
Все задания выполняются на листах от 1/4 до 1/2 листа. Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению.
Результатом освоения программы 1 класса по станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание основных законов композиции;
знание общепринятых профессиональных терминов художника;
уметь применять на практике базовые принципы и средства композиции: формат и размер плоскости картин; ритм (динамика, статика, покой, хаос); линию и силуэт; закон равновесия; закон контраста форм и пятен, колорит в композиции;
умение выбирать формат в зависимости от изображаемого объекта;
умение компоновать изображение в листе.
умение вести работу над форэскизом (II полугодие).

Учебно-тематический план


№№
Наименование темы

Мате-риал испол-нения
Общий объем времени (в часах)




Аудиторные занятия
Само-стоя-тель-ная рабо-та
Макси-
мальная учеб-ная нагруз-ка




Тео-рия
Практика
Все-го
час.



I полугодие

1
Задание №1.
Вводная беседа. Виды и жанры ИЗО.
Цель задания:
Знакомство с предметом «Композиция» и его значением в художественной деятельности (показ репродукций).


-
2
3
5

2
Задание №2.
Полосатое или пятнистое животное (жираф, зебра, тигр, кошка).
Цель задания:
Знакомство с типами форматов (прямоугольник горизонтальный, вертикальный, квадрат).
Организация плоскости листа.
Крупное изображение в листе.
Выбор интересного движения животного. Равновесие черного и белого пятна. Формат и масштаб изображения.
Черная гуашь, тушь, кисть
/А 3
1
3
4
6
10

3
Задание № 3
1.Составить композицию из объектов, решенных различными видами линий.
2.Портрет из осенних плодов.
3.Портрет инопланетянина.
4.Фантастическое животное
5 Зимние забавы.
Цель задания:
Развитие фантазии и воображения. Крупное изображение в листе.
Изобразительные средства, контраст форм и пятен: линия, силуэт, цветовое пятно, фон.
Гуашь
/А2
1
9
10
15
25

4
Задание № 4
Суприматические упражнения.
«Птицы в небе», «Волны», «Дождь», « Снегопад»
Цель задания:
Знакомство со средством композиции - ритмом. Показать статику, динамику, раскачивание.
Композиция геометрических форм (квадрат, круг, треугольник), их расположение, размер и интервалы между ними, выбор формата.
(Ритмическая организация листа способом повторения и группировки)
Цв. бумаг, гуашь/
А 3

1
3
4
6
10

5
Задание № 5
Композиция «Ветер», «Метель», «Листопад» Сюжетно-тематическая композиция из 2-3 фигур «Спор», «Зимние забавы..»
Цель задания:
Закрепление понятия динамики- статики.
Изучение способов передачи движения на плоскости.
Гуашь/ А 2
1
7
8
12
20

II полугодие

6
Задание № 6
«Мир насекомых и цветов» - композиция из цветов и насекомых во фронтальном положении
Цель задания:
Знакомство с симметрией в природе
Акварель, гелевая ручка/А3
1
3
4
6
10

7
Задание № 7
Сюжетная композиция
«В Зоопарке», «Цирк», «Мое любимое животное.
Цель задания:
Знакомство с понятием асимметрии. Уравновешенность асимметричной композиции
Гуашь
/А 2
1
7
8
12
20

8
Задание № 8
Сказки и фантазии.
Цель задания:
Знакомство со способами выделения композиционного центра.
Выделение главного и второстепенного. Равновесие.
Гуашь
/А 2

1
9
10
15
25

9
Задание № 9
Портретная композиция («Портрет мамы», «Портрет друга», «Русский богатырь», « Автопортрет», «Моя будущая профессия» и т.д.)
Цель задания:
Знакомство с законами композиции (закон цельности, закон типизации, закон подчинения, закон контрастов)
Крупное изображение в листе. Соотношение человеческой фигуры и пространства.
Декоративное решение образа. Выразительность композиции.
Передача характера портретируемого через позу, детали одежды и предметы.

Гуашь
/А 2
1
7
8
12
20

10
Задание № 10
1) Сюжетно-тематическая композиция «Моя семья», «Вечер в моем доме»
2) Сюжетно-тематическая композиция «Люди и животные»
Цель задания:
Колорит. Эмоциональная характеристика цвета и ее роль в образном строе композиции.
Итоговое задание за 1 класс.
Гуашь
/А 2
1
7
8
12
20

Итого за 1 класс


9
57
66
99
165


Содержание учебного предмета
2 класс

Во втором классе закрепляются и углубляются навыки работы над композицией. Развивается образное мышление обучающихся, как главное качество творческой личности.
Во втором классе обучающиеся учатся последовательно вести работу над темой: от первоначального эскиза, через сбор материала и натурные зарисовки. Ведутся поиски выразительного композиционного и цветового решения с помощью форэскизов. В процессе работы над темой преподаватель проводит просмотр - анализ работ - общий для всего класса и индивидуальный.
Закрепляются понятия силуэта, масштабности, ритма, равновесия, сюжетного центра композиции. Обучающиеся знакомятся с понятием «контраст». Контраст линий, форм, величин, тона, цвета. Раскрытие смысла событий и идей через столкновение противоборствующих сил. Изучаются тональная и цвето - тональная пластика композиции, цветовой контраст и цветовая гармония.
Темами домашней, самостоятельной работы становятся сбор материала и натурные зарисовки для композиции или короткие упражнения и задания на решение конкретных композиционных задач.
Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа.
Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению.
Результатом освоения программы 2 класса по станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знать особенности композиции в разных жанрах (натюрморт, портрет, жанровая композиция);
уметь применять на практике базовые принципы и средства композиции: контраст и нюанс, симметрию и асимметрию, сюжетно-композиционный центр, выразительность цветового и ритмического построения;
умение выбирать формат в зависимости от изображаемого объекта;
умение компоновать изображение в листе.
умение вести работу над форэскизом.

Учебно-тематический план


№№
Наименование темы

Мате-риал испол-нения
Общий объем времени (в часах)




Аудиторные занятия
Само-стоя-тель-ная рабо-та
Макси-
мальная учеб-ная нагруз-ка

·°



Тео-рия
Практика
Все-го
час.



I полугодие

1
Задание № 1
Сюжетно-тематическая композиция («Базар», «Ярмарка», «Осенний натюрморт», Магазин», « Люди в городе», « Транспорт»).
Цель задания:
Ритм. Выделение композиционного центра
Знакомство со способами выделения композиционного центра. Накопление практических навыков в подготовительной работе над заданием (наблюдения, зарисовки).
Гуашь
/А 2
1
7
8
12
20

2
Задание № 2
Выполнить сюжетную композицию "Окно"
Цель задания:
Силуэт. Контражур.
Передача характерных особенностей силуэтов предметов, находящихся в контражуре.
Гуашь,
маркер, тушь, гелевая ручка
/А3
1
3
4
6
10

3
Задание № 3
1)Выполнить иллюстрацию к стихотворению о природе. Найти образное композиционное решение.
2) Выполнить сюжетно-тематическую композицию "Сельский пейзаж"
Цель задания:
Знакомство с воздушной и линейной перспективой. Пространство и его свойства, плановость. Выразительность цветового решения.
Гуашь /А 2
1
7
8
12
20

4
Задание № 4
Иллюстрация к сказкам "Дюймовочка", "Слон и Моська", "Гулливер в стране лилипутов", "Мальчик с пальчик", портрет сказочного персонажа и т д. ( доброго и злого),
Цель задания:
Противопоставление доброго - злого. Передача эмоционального восприятия образа добра и зла. Контрасты линий, форм, величин, цвета, тона.
Гуашь /А 3
1
5
6
9
15

5
Задание № 5
Сюжетно-тематическая композиция на тему зимы. («Праздник русской зимы», «Зимние игры, забавы», «Рождество», « Колядки»).
Цель задания:
Поиск наиболее интересного решения темы.
Выразительность эмоциональной динамики события через решение сюжетно-композиционного центра, через цветовое и ритмическое построение композиции.
Гуашь
/А 2
1
7
8
12
20

II полугодие

6
Задание № 6
Иллюстрации к сказкам, стихам. «Сказки моей бабушки», « Колыбельная» Возможность сделать «свою» книгу - раскладушку.. Желательно одно из произведений прочесть в классе вслух с одновременными
раскадровками по тексту и последующим их разбором.
Цель задания:
Статика.
Образно-пластическая организация листа. Колористическое решение на нюансных отношениях.
Гуашь,
аквареь,
гелевая ручка,
фломастеры,
/А 5
1
9
10
15
25

7
Задание № 7
Композиция на тему спорта.
« Скачки», « Прыжок в высоту», « Велосипедисты».
Динамическая композиция
« Звездное небо», « Полет кометы»
Цель задания:
Изучение способов передачи движения на плоскости
Выразительное композиционное и цветовое решение. Особое внимание на эмоциональную образную нагрузку цвета.
Гуашь
/А 2

1
7
8
12
20

8
Задание № 8
Выполнить сюжетную композицию "В неземные цивилизации»
Цель задания:
Организация плоскости. Выделение главного и подчинение ему всех деталей.
Повторение изученных законов композиции. Закрепление понятий «статика-динамика», «контраст». Выразительное композиционное и цветовое решение.Особое внимание на эмоциональную образную нагрузку цвета. Итоговое задание за 2 класс.
Гуашь
/А 2

1
13
14
21
35

Итого за 2 класс


5
61
66
99
165


Содержание учебного предмета
3 класс

В третьем классе получают дальнейшее развитие задачи обучения композиции. От заданий на развитие воображения, фантазии, постепенный переход к воспитанию умения видеть, отражать в композиции типичное, значительное в окружающей жизни.
Необходимо поддерживать композиционные пристрастия обучающихся, поскольку они часто являются признаком дарования.
Большое внимание преподаватель должен уделять развитию образного мышления в процессе создания композиции.
Увеличивается время работы над эскизами и изучением материалов по теме. Эскиз, как основная форма проявления композиционного замысла. Развитие темы – в движении: ритмическом, колористическом, пространственном.
В композицию вводится пейзаж, интерьер, создается смысловое единство действия и окружения. Линия горизонта – низкая, высокая, равновесная. Рассматривается влияние выбранной точки зрения на образный эмоциональный строй композиции.
Темами домашней, самостоятельной работы становятся работа над эскизами, работа с натурным материалом, сбор материала (детали костюма, интерьера и т. д. для утверждения достоверности изображения).
Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа (неполного). Формат выбирается индивидуально в зависимости от сложности композиции. Он должен соответствовать задачам и композиционному решению.
Результатом освоения программы 3 класса по станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знать особенности композиции в разных жанрах (пейзаж, интерьер, жанровая композиция);
умение обобщать и отражать в композиции типичное, значительное в окружающей жизни;
уметь применять на практике базовые принципы и средства композиции: колорит, акцент, соразмерность и соподчиненность частей композиции;
умение вести работу над форэскизами, предлагать множественность вариантов композиционных решений.

Учебно-тематический план



№№
Наименование темы

Мате-риал испол-нения
Общий объем времени (в часах)




Аудиторные занятия
Само-стоя-тель-ная рабо-та
Макси-
мальная учеб-ная нагруз-ка




Тео-рия
Практика
Все-го
час.



I полугодие

1
Задание № 1
Пейзажная композиция.
«Мелодии осени»
Цель задания:
Работа с материалом из методической копилки преподавателя и натурных зарисовок на пленэре. Передать настроение цветом, тоном.
Типы композиций: открытая, закрытая, совмещение разновременных событий.
Гуашь,/А 2
1
7
8
12
20

2
Задание № 2
Триптих «Город. Пейзаж городской» «Утро», «День», «Вечер», «Ритмы города»; «Старое и новое», «Прошлое настоящее будущее»;
«Город и люди» «Люди и город», «Дома, окна, крыши.
Цель задания:
Закрепление понятия «ритм», решение 1-го и 2-го плана, колористическое решение композиции.
Гуашь,
тушь,
перо,
гелевая ручка,
пастель
/А 2
1
11
12
18
30

3
Задание № 3
Композиция на тему музыки.
Абстрактное решение.
Цель задания:
Развитие ассоциативного мышления, воображения, фантазии.
Выполнение ряда композиций после прослушивания музыкальных произведений.
(Чайковский, Вивальди, Моцарт и др.) Передачи разных настроений, разных состояний природы, выбор техники рисования (нетрадиционные).
Аквар-ель,
Гуашь,
тушь
/А 2
1
11
12
18
30

II полугодие

4
Задание № 4
Композиция на тему «Люди в интерьере», «Семейный портрет», «Друзья», «В театре», «Моя школа», «В магазине», «Аптека», «На выставке».
Цель задания:
Сбор натурного материала с помощью набросков, зарисовок.
Разработать форэскиз (выбрать необходимый формат листа, точку зрения – горизонт высокий или низкий, перспектива прямая или угловая, передать настроение с помощью цветового решения).
Использовать знания наблюдательной перспективы.
Оживить интерьер группой людей.
Гуашь,
тушь, кисть, перо, гелевая ручка
/А 2
1
15
16
24
40

5
Задание № 5
«Сибирь и Иркутская земля»
Цель задания:
Сбор изобразительного материала в процессе работы (иллюстративный материал из методической копилки преподавателя).
Закомпоновать в листе группу людей, объединенную одним действием. Динамичное решение композиции. Расставить акценты, выделить главное. С помощью цветового решения передать напряжение композиции, динамику движений.
Итоговое задание за 3 класс.
Гуашь
/А 2
1
17
18
27
45

Итого за 3 класс


5
61
66
99
165


Содержание учебного предмета
4 класс

В четвертом классе ведется серьезная работа с натуры, с документальным, иллюстративным материалом в процессе поиска композиционного решения. Зарисовки с натуры должны отличаться качеством, приобретенным в процессе обучении в художественной школе. Обилие, разнообразие и внятность композиционных решений являются важнейшими показателями продуктивности проделанной работы.
Обучающиеся знакомятся с такими принципами и элементами композиции, как - совмещение разновременных событий, множественность точек зрения, сочетание разнонаправленного движения, совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание).
Темами домашней, самостоятельной работы становятся работа над эскизами, работа с натурным материалом, сбор материала (детали костюма, интерьера и т. д. для утверждения достоверности изображения).
Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа (неполного). Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению.
Результатом освоения программы 4 класса станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знать особенности композиции в разных жанрах (бытовой, батальный, исторический);
умение творчески подходить к решению темы;
умение сознательно пользоваться законами, приемами и элементами композиции;
умение работать с подготовительным материалом – эскизами, этюдами, набросками, литературой, последовательно вести длительную работу;
умение передавать пространство и освещенность в работе;
умение создавать образные, выразительные, эмоциональные композиции.

Учебно-тематический план


№№
Наименование темы

Мате-риал испол-нения
Общий объем времени (в часах)




Аудиторные занятия
Само-стоя-тель-ная рабо-та
Макси-
мальная учеб-ная нагруз-ка




Тео-рия
Практика
Все-го
час.



I полугодие

1
Задание № 1
Композиция по мотивам творчества любимого художника
«Импровизация» мини серия из 2-3 листов или один лист.
Цель задания:
Анализировать творчество художника (композиционные приемы, техника, колорит и т.п.). Как можно точнее передать почерк и приемы данного автора.
Ритм серии: напряжение, разрядка, единство замысла.
Гуашь
/А 3 или
А 2
1
9
10
20
30

2
Задание № 2
« Мой мир» (Мой город, улица, дом) многофигурная композиция 3-4 человека .
Цель задания:
Закрепить навыки последовательной работы над композицией (зарисовки с натуры, эскизы).
Выбор точки зрения (низкий или высокий горизонт).
Умение использовать законы линейной и воздушной перспективы.
Выразительность цветового решения. Выразительность цветового решения.

Гуашь гелев
ая ручка, пасте
ль
/А 2
2
10
10
20
30

II полугодие

3
Задание № 3
Иллюстрации к классическим художественным произведениям (литературное произведение, кинофильм) Эскизы.
Интерпретация. Серия иллюстраций (страничные, полустраничные, разворотные, мелкие).
Цель задания: Передача образного строя литературного произведения.
Создание характеров, образов героев произведения через позу, движение, жест, детали и аксессуары.
Знакомство с эпохой. Бытом того времени. Иллюстративный материал.
По выбору/А 2 или книга с иллюстрациями рабо
ты.
2
16
18
36
54

4
Задание № 4
Сюжетно-тематическая композиция
(Великие географические открытия; великие путешествия; знаменитые путешественники; знаменитые исторические события, легенда, сказания)
Цель задания: Создание многофигурной композиции.
Владение композиционными законами и средствами композиции для выявления силы художественной выразительности темы.
Выражение личного отношения к изображаемому.
Самостоятельный выбор темы, сюжета. Работа над эскизами. Глубокое изучение эпохи, одежды, быта. Работа с натурным материалом, выполнение зарисовок (фигуры человека, животных, отдельных предметов, пейзажа).
Итоговая задание 4 класса

Гуашь /А 2
2
22
28
56
84

Итого за 4 класс

6
60
66
132
198


Содержание учебного предмета
5 класс

Задачей пятого класса является создание завершающей итоговой работы, выставляемой на выпускном экзамене при итоговой аттестации по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись», согласно ФГТ. Итоговая композиция максимально выявляет способности, наклонности и умения обучающегося, его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы.
На экзаменационном просмотре обязательно учитывается весь объем и последовательность ведения работы над композицией: обучающиеся показывают эскизы и весь рабочий материал, подобранный в ходе работы над композицией
Темами домашней, самостоятельной работы становятся работа над эскизами, работа с натурным материалом, сбор материала (детали костюма, интерьера и т. д. для утверждения достоверности изображения). Все задания выполняются на листах от 1/4 листа до 1/2 листа (неполного). Формат работы должен соответствовать задачам и композиционному решению постановки.
Результатом освоения программы 5 класса станковой композиции является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
подготовленность к самостоятельному творческому мышлению;
умение реализовывать свои замыслы.
Учебно-тематический план


№№
Наименование темы

Мате-риал испол-нения
Общий объем времени (в часах)




Аудиторные занятия
Само-стоя-тель-ная рабо-та
Макси-
мальная учеб-ная нагруз-ка




Тео-рия
Практика
Все-го
час.



I полугодие

1
Экзаменационное задание
Выбор темы, графические, цветовые поиски.
Выбор формата, материала.
Эскизы, этюды, наброски.
Общий ритм, общее цветовое решение.

По выбору
5
43
48
64
112

II полугодие

2
Экзаменационное задание
Итоговая композиция.
По выбору
2
49
51
68
119

Итого за 5 класс


7
92
99
132
231


Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание программы учебного предмета «Композиция станковая» обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности обучающегося и приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, с учетом ФГТ.
Результатом освоения программы по станковой композиции является:
приобретение обучающимися таких личностных качеств, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;
развитие художественного вкуса, образного видения, приобретение навыков творческой деятельности;
умение давать объективную оценку своему труду, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
умение планировать свою домашнюю работу, определение наиболее эффективных способов достижения результата;
уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.
Обучающиеся, освоившие программу по станковой композиции, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
Формы и методы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль:
- просмотр по окончании каждого задания;
- контролирование исполнения домашних работ.
Промежуточная аттестация:
- просмотры по полугодиям: 1,3,5,7,9.
- экзамены во 2-ом, 4-ом , 6-ом и 8-ом полугодиях
Итоговая аттестация:
- выпускной экзамен в 10-ом полугодии (по окончании 5 класса).
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.
При выставлении оценок обучающимся используется 5-балльная система или качественное оценивание (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, плохо).
Отметка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного материала. Умение самостоятельно выполнить практическую работу, не допустив ошибок.
Отметка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала. При этом допускаются неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» («удовлетворительно») свидетельствует о том, что ученик знает основные положения учебного материала, но не умеет их реализовывать, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний, форме исполнения работы.
Отметка «2» («неудовлетворительно») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки.
Отметка «1» («плохо») ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.
Резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся 5 класса для завершения экзаменационного задания, оформления выставки-просмотра.

Методическое обеспечение учебного процесса
1.Фонд лучших работ обучающихся.
2.Методические разработки преподавателей по данному предмету.
3. Периодические издания журналов «Юный художник», «Художественная школа», «Художественный совет» и др.
4.Фонд работ студентов профильных ВУЗов и ССУЗов.


Список литературы

Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства.- М., 1973.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Просвещение, 1974.
Архейль Р. «Искусство и визуальное восприятие» - М. 1974 .
Алексеев С.С. «О цвете и красках» - М. Искусство 1995 г.
Афанасьева Е.А., Композиция. М., 2003.
Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.-2-е изд., перераб. и доп.- М., 1981.
Барышников А.П. Перспектива.- М.: Искусство, 1955.
Большаков В.М. Декор и орнамент в книге. - М.: Книга, 1990.
Брут В., Тильке М. История костюма. - М: ЭКСМО - Пресс, 1998.
Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. - М.: ВЛАДОС, 2002.
Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы - М., 1983.
Виноградова Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе : Пособие для учителя.-М., 1980.
Волков Н. Н. Восприятие картины-2-е изд., доп.-М., 1976.
Величко К. Роспись (техника, приемы, изделия). – М.: Аст-пресс, 2000.
Волков Н.Н. Геометрия и композиция в картине. - М.: Искусство, 1975.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977.
Винслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. - Л. 1983.
Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: Изобраз. Иск-во, 2001
Даниэль С.М. Искусство видеть. М., Художник, 1990.
. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи.- М.: Искусство, 1986.
« Материал в скульптуре»- Юный художник. №10 ,2002.
Елкин В. Н. Дерево рассказывает сказки. - М., 1978.
Кочик О.Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова-М.: Искусство, 1960.
Красновский А. Глазами детей.- М. Прогресс 1977.
Кузин В. С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителя- 2-е изд., перераб.-М., 1981.
Кузин В. С. и др. Государственная Третьяковская галерея: Альбом цветных репродукций для учащихся 1-3 кл.-М., 1983, 1985.
Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя.-2-е изд.,- М., 1983.
КривцунО. А. Искусство и мир человека. - М. Знание. 1986
Казарина. Л. А Преподавание цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДХШ.: Методические рекомендации для преподавателей ДХШ и ДШИ. - М., 1989 .
Левин С. Ваш ребенок рисует.- М.Просвещение. 1987.
Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Просвещение, 1982.
Паранюшкин Р. В. Композиция./ Серия «Школа изобразительных искусств».- Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2001.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.-2-е изд.-М., 1980.
Русское изразцовое искусство XV-XIX вв. - М.: Изобразительное искусство, 1983.
Русское народное искусство в собрании Государственного Русского Музея - Л.: Художник РСФСР, 1984.
Ростолцев Н. История методов обучения рисованию. - М.Просвещение, 1995.
Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность.-М.: Просвещение, 1978.
Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве. - Ростов на Дону: Комплекс, 1998.
Терентьев А. Н. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителя.- М., 1981.
Унковский А. Вопросы колорита.- М., Искусство, 1980.
Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. - М.: Искусство, 1986
Фуфачева Г.Х..- Красноярск, Станковая композиция.: Программа для ДХШ. 2001.
Хворостов А. С, Декоративно-прикладное искусство в школе.- 2-е изд., перераб. и доп.-М., 1988.
Чернышов О.В. «Формальная композиция» - Минск, Харвест 1999 г.
Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе - М.: Просвещение, 1974.
Шорохов Е. В. Тематическое рисование в школе.-2-е изд., перераб. и доп-М,, 1975.
Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция» - М. Просвещение 1978 г.
Шорохов Е.В. Основы композицию М., Просвещение, 1979.
Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя.-2-е изд., перераб. и доп -М„ 1979.
Шпикалова Т. Я. Современные художественные промыслы: Альбом цветных репродукций для учащихся 1-3 кл.-М., 1983.
Шорохов Е. Основы композиции.- М., 1979.
Шорохов Е. Основы композиции.- М., Просвещение, 1990.
Яблонский В. А. Преподавание предметов Рисунок и Основы композиции - М.: Высшая школа, 1989.







15