Тема: Игры и упражнения, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания.

Игры и упражнения, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания.

1. Сдувание с ладони комков ваты, бумаги.
2. Сдувание со стола комков ваты или бумаги.
3.Поддувание пушинок, пёрышек, кусочков ваты.
4.Дутьё на полоски бумаги.
5.Катание струёй выдыхаемого воздуха по столу карандашей, катушек.
6.Пускание мыльных пузырей.
7.Вращение выдыхаемой струёй воздуха мельниц, вертушек.

Игровые упражнения:
« Одуванчик»
Данное упражнение способствует развитию длительного и неспешного выдоха. Для упражнения потребуются цветы одуванчика, поэтому лучше его проводить на прогулке либо на экскурсии.
Воспитатель предлагает каждому ребёнку сорвать по одному одуванчику и подуть на него. При этом воспитатель должен объяснить детям, что на счёт «раз - два- три» необходимо сдуть все до одной пушинки с одуванчика.
« Чей пароход гудит лучше?»
Данное упражнение направлено на развитие плавного выдоха у ребёнка. Воспитатель раздаёт каждому из детей по одному пузырьку или небольшой бутылочке. Бутылочка должна быть высотой не более 7см, а диаметр горлышка – не более 1,5см. Перед проведением данного упражнения воспитатель должен показать, как правильно дуть в пузырёк, чтобы появился звук. После объяснения попросить подуть в свои пузырьки детей. Затем каждого ребёнка по очереди попросить подуть в бутылочку и сказать, на чей гудок похож их звук.
«Чья птичка улетает дальше»
Данное упражнение направлено на развитие затяжного плавного выдоха и помогает развить мышцы губ. Для проведения этого упражнения необходимо заранее вырезать из тонкой цветной бумаги фигурки птиц. Педагог кладёт на край стола две фигурки птиц. Затем приглашает детей, но не всех сразу, а по два человека. Приглашённые дети садятся за стол напротив птичек (каждому ребёнку должна соответствовать одна птичка). Педагогу необходимо объяснить детям правила проведения игры. По правилам дети должны по сигналу на одном выдохе дуть на птичку (дуть много раз подряд нельзя), и так несколько раз. Побеждает тот, чья птичка продвинется по столу дальше.
«Надуй шар».
Это упражнение направлено, как и предыдущее, на развитие затяжного плавного выдоха, а также оно помогает развивать мышцы губ. Для данного упражнения потребуются разноцветные воздушные шары (их можно заменить любой другой надувной игрушкой). Игру рекомендуется проводить на свежем воздухе, на прогулке. Воспитатель выстраивает ребятишек в круг и раздаёт каждому по воздушному шарику (в целях гигиены шары необходимо предварительно промыть и обсушить). Педагог просит детей вдохнуть воздух через нос и, не спеша, выдохнуть его в воздушный шар. Этот этап повторить несколько раз. Выигрывает тот, чей шарик самый большой. Затем, детям дают поиграть каждому своим шариком или игрушкой.
«Капитан».
Данное упражнение направлено на развитие умения у детей чередования плавного и сильного выдоха. Для проведения этого упражнения совместно с детьми нужно сделать маленькие кораблики из разноцветной бумаги. Воспитатель наполняет таз водой и опускает туда кораблики. Детей рассаживают вокруг тазика с водой, по краям которого прикрепляют значки, обозначающие какой-либо город – порт. Затем воспитатель предлагает детям подвигать кораблики. Для этого вызываются дети, все по очереди. Ребёнку предлагается сложить губы как для звука «ф» и плавно, не спеша подуть на кораблик, произнося при этом звук «ф-ф-ф». Затем детям объявляют, что налетел сильный ветер. При этом управляющий корабликом капитан должен дуть быстро, сильно и порывисто, сложив при этом губы как для звука «п» и произнося этот звук поочерёдно «п-п-п».
«Эхо».
Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики, силы голоса и мышц губ. Дети выбирают двух человек, им дают либо корзинки, либо ведёрки. Дети изображают ребят, собирающих грибы и ягоды, приговаривая при этом: «Катя с Сашей в лес пошли, грибы-ягоды нашли. Их в корзиночку набрали, а обратно путь забыли». Водящие дети кричат: «Ау-ау-ау», а остальные дети негромким и протяжным голосом отвечают им: «Ау-у, ау-у, ау-у», имитируя протяжное эхо.
« Приятный запах».
Упражнение направлено на умение произносить предложение на плавном выдохе, Для проведения этого упражнения необходимы ароматные фрукты, цветы либо другие ароматы. Воспитатель приносит детям цветы (нарцисс, ландыш, сирень, черёмуху и др.) и предлагает понюхать. Перед проведением упражнения он объясняет детям, как и что они должны говорить. Затем приглашает детей по одному человеку к вазе с цветами, предлагает ребёнку понюхать и произнести фразу, означающую удовольствие. Например: «Ах, какой чудесный аромат! Очень приятный запах!» и т. п. В этом упражнении можно использовать любые ароматы.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

- Воздух необходимо медленно набирать через нос, следить, чтобы не поднимались плечи.
- Выдох ртом должен быть длительным и плавным, губы - трубочкой.
- Необходимо следить, чтобы ребёнок не надувал щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями)
- Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
- достаточно 3-5 повторений; многократное повторение дыхательных упражнений может привести к головокружению.