Картотека дидактических игр направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста


Развивающие игры «Тренируем память»
Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраст.

Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти у детей дошкольного возраста:

«Каскад слов»
Задание: послушать и затем воспроизвести ряд слов.
1) доска;
2) окно, дым;
3) урна, кувшин, карандаш;
4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;
5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;
6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;
7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;
8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;
9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;
10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.
1) огонь;
2) дом, молоко;
3) конь, гриб, игла;
4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) крыша, пень, вода, свеча, школа;
6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7) орел, игра, дуб, телефону стакан, пальто, сын;
8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

«Запомни картинки»
Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки.
Дети рассматривают пять картинок и запоминают, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а дети должны вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке.

«Слушай, все запоминай, на вопросы отвечай»
Детям предлагается внимательно послушать текст и ответить на вопросы.
У ребят сегодня Рая отобрала самолет,
Медвежонка, попугая, паровоз и пароход...
А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд,
Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.
Поиграем в кошки мышки: чур я мышка, чур я кот...»
Все так весело играют и хохочут, и шумят,
А в углу у бедной Раи не идет игра на лад...
Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,
У нее игрушек воз, а играть невесело!
(Е. Серов)
Вопросы:
Какие игрушки Рая отобрала у ребят?
Почему Рая плачет, ведь у неё много игрушек?
Почему другим ребятам весело?
В какую игру стали играть дети?
В какие игры можно играть вместе?

«Снежный ком»
Первый участник игры называет какой-нибудь предмет. Следующий участник повторяет названный предмет и добавляет к нему название нового предмета. И так все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов.

«Запомни и нарисуй»
Вариант 1
Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки – 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.
Вариант 2
Детям зачитываются 6-10 слов. Задача детей запомнить слова, а затем зарисовать.
Вариант 3
Детям читают рассказ и предлагают нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из треугольников.

Упражнение «Весёлые таблицы».
Детям предъявляется таблица из 4 клеток с изображением в них различных предметов и предлагается запомнить эти предметы. Затем таблица убирается и предъявляется таблица из 9 клеток также с изображением различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Задача детей назвать эти изображения. Затем предлагается рассмотреть и запомнить 9 изображений. Далее таблица убирается, а вместо неё предлагается таблица из 16 клеток. Задача детей назвать 9 изображений.

«Послушай внимательно и повтори »
Психолог произносит предложение. Дети должны его повторить.
Начинать нужно с предложения из 3-4 слов и постепенно увеличивать.
Перед началом игры необходимо дать установку: «Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить».

«Посмотри на картинку, а запомни слово»
Инструкция: "Сейчас я буду зачитывать слова, а чтобы вам было легче запомнить, - буду показывать карточку с рисунком, которая поможет запомнить названное мною слово".
ТАРЕЛКА – СУП
ПОЧТА – ПИСЬМО
ЗИМА – СНЕГ
МУКА – БУЛКА
КАРАНДАШ – БУМАГА
ДОРОГА – МАШИНА
МУЛЬТФИЛЬМ – ТЕЛЕВИЗОР
БУКВЫ – КНИГА
САПОГ – НОГА
РЫБА – ВОДА
Затем детям предъявляются картинки, а они вспоминают слово.

«Пересказ»
Детям читают рассказ.
Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у неё ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Затем предлагают ответить на вопросы.
Вопросы к рассказу:
1. Что подарила мама детям?
2. Как играли детям?
3. Почему они перестали играть?
4. Кого позвали дети и зачем?
Рассказ читается ещё раз. Далее предлагают пересказать прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая пересказ ребёнка, обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий.

«Опосредованная память»
Нужно подобрать 6-10 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (15- 20). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
Инструкция: "Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, - выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово".
Затем детям предлагают назвать предложенные для запоминания слова .

«Выполни движение»
Детям предъявляется трёхступенчатая инструкция и предлагается её выполнить.
1. поставь руки на пояс
2. сделай два наклона вперёд
3. выпрямись, опустив руки вниз

«Запомни парочки»
Детям зачитываются пары слов, связанных по смыслу и предлагается их запомнить. Затем читается первое слово из пары, а дети называют второе слово.
праздник – подарок; дом – окно;
лимонад – прохлада; будка – собака;
стол – пирог; блины – сковородка;
шапка – шарф; печь – дрова;
ваза – цветок; пылесос – уборка;
пчела – мед; город – улица.

Упражнение «Пиктограммы»
Инструкция детям:
« Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово».
Слова для запоминания: зима, дом, река, смех, школа, мама.


«Запомни стихи по картинкам»
Читается стихотворение.
Затем дети отвечают на вопросы:
О каком времени года это стихотворение?
Что говорится об осени (что она делала)?
Что осень подарила рябине?
Что осень подарила осине?
Что осень подарила тополям?
Что осень подарила людям, то есть нам?
Затем стих читается ещё раз с одновременным показом картинок-пиктограмм.
Затем дети вместе с педагогом повторяют стих построчно с опорой на картинки. Затем дети индивидуально рассказывают стих с опорой на картинки.

«ПОДАРКИ ОСЕНИ»
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый тополям,
Фрукты осень дарит нам.


















Приложение 1.
Игры и упражнения на развитие и коррекцию внимания.

Картинки «Найди отличие»
Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.
Задача детей найти, чем отличаются картинки друг от друга.

«Не пропусти животное (растение, профессию)»
Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.
В другой раз можно предложить, чтобы дети вставали каждый раз, когда услышат слово, обозначающее растение. Затем возможно объединение первого и второго задания. Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.
Вариант1
стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
Вариаат2
МАШИНА, МЕДВЕДЬ ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ, КОШКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР, АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА, ГАЗЕТА, КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ, СОЛНЦЕ, МЫШЬ, ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЗЕБРА, РОЩА, СОБАКА, САМОВАР, ВОЛК, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ОВЦА, ПУЛЕМЁТЧИК
Вариант 3
ДОРОГА, БЕРЁЗА, САМОЛЁТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ВОРОБЕЙ, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, ОДУВАНЧИК, ГОРОД, СОБАКА, КРАПИВА, ВАСИЛЁК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, МИМОЗА
Вариант4.
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ

«Летает - не летает»
Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, летающий объект.
ОКНО, ЛЁД, ВОРОБЕЙ, РАМА, КНИГА, МУХА, ШУМ, ЛОМ, САМОЛЁТ, ДЯТЕЛ, ВОДА, САД, ВЕРТОЛЁТ, ПЕРО, ШЛЯПА, СТРЕКОЗА, ЛАСТОЧКА, КОРОВА, КОМАР, КОШКА, ПЧЕЛА, ПОЛ, РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, РАКЕТА, СТУЛ, ШКАФ, БАБОЧКА ПОЛКА, ХЛЕБ, ОСА

«Съедобное – несъедобное»
Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее съедобное.
Барабан, кубики, сосиска, тарелка, сыр, шляпа, телевизор, майка, динозавр, торт, ложка, диван, арбуз, кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, салфетка, бутерброд, завтрак, йогурт.

«Да и нет, не говорить»
Задача детей отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет». Вариант 1: Ты сегодня завтракал?
Тебе нравится твоя прическа? Ты сегодня не опоздал в детский сад?
Сколько тебе лет?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Ты хочешь идти в школу?
Ты любишь, когда тебе читают сказки?
Тебе нравится смотреть мультфильмы?
Ты любишь гулять?
Ты любишь играть?
Снег идет летом?
Солнце светит ночью?
Суп едят вилкой?
Цыплята умеют плавать?
Снегирь- это перелётная птица?
Скворечник – это домик для насекомых?
Ёлка зелёная?

Вариант2:
Берлога медведя на ветке?
Яблоки созревают зимой?
Листья желтеют осенью?
Воробей это птица?
У машины 4 колеса?
Лиса живет в логове?
Понедельник- это часть суток?
Стихи поют?
Пирамидка – это школьная принадлежность?
Ты любишь читать?
Луна квадратная?
В неделе 5 дней?
Стол – это электроприбор?
Апельсин синий?
Снег тает весной?
Ёж впадает в спячку?
«Топ-хлоп». Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Задача детей хлопать, если выражение верное, или топать, если выражение не правильное. Примеры:
Летом всегда идет снег.
Картошку едят сырую.
Ворона - перелетная птица.

«Бывает – не бывает»
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.
Ситуации можно предложить разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летает по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
В кастрюле варится чашка.
Кошка гуляет по крыше.

«Чего не стало?»
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе. Ребёнку предлагают в течение 30 секунд рассмотреть и запомнить предметы; затем предметы закрываются ширмой и убирают 1-2 предмета. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов. Задача детей назвать каких предметов не стало.

«Птица - не птица».
Задача детей внимательно слушать текст и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, хлопнуть в ладоши Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны, Майки и орланы Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы Прилетели птицы: Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке


Игра «Птица, рыба, зверь» (вариант: «Цветок, дерево, гриб», «Посуда, мебель, одежда »)
Ведущий указывает по очереди на каждого участника игры со словами «птица, рыба, зверь». Затем он останавливается на ком-то из игроков. Игрок должен назвать объект (видовое понятие), относящийся к названному ведущим обобщающему слову.

Упражнение «Разложи палочки также»
Детям даётся образец с узором из счётных палочек. Задача детей выложить узор по образцу. ( как вариант по памяти)

Упражнение «Цифровая таблица».
Детям показывают таблицу с набором цифр от 1 до 9, которые располагаются в произвольном порядке. Задача детей как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9. Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

1
7
4

8
2
9

6
5
3










Пояснительная записка.

Направленность программы: социально – педагогическая.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна. В программу занятий включены игровые проблемные ситуации, логические задачи, помогающие ребенку научиться сравнивать и сопоставлять, устанавливать сходства и отличия. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать свою собственную позицию и принимать чужую.
Актуальность определяется запросом со стороны детей и их родителей на раннее интеллектуальное развитие дошкольников, так как умственное развитие – одно из важнейших направлений в формировании психики детей дошкольного возраста. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, развитие познавательных способностей ребенка: мышления, внимания, памяти, воображения способствует лучшей обучаемости в школе.
Используемые на занятиях проблемные ситуации, помогают ребенку научиться сравнивать и сопоставлять, устанавливать сходства и отличия. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать свою собственную позицию и принимать чужую
1.3. Цель: развитие познавательных способностей детей через использование моделей и систем, решение проблемных ситуаций, решения конструктивных и логических задач.
Задачи:
Сформировать мотивацию учебной деятельности, ориентированную на активизацию познавательных интересов.
Развить наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
Развить основные психические процессы: память, внимание, мышление;
Обучить детей приемам запоминания;
Развить восприятие и представление детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
Удовлетворить потребность ребенка в познавательной деятельности;
Обучить элементарным математическим представлениям в объёме программы старшей возрастной группы.
Развить речь, ввести в активную речь математические термины, активно использовать знания и умения, полученные на занятиях.
Воспитать чувство взаимопомощи.
1.4. Отличительные особенности программы.
В отличие от существующих программ «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» Н.А. Араповой-Пискаревой, «Формирование математических представлений» Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина, «В кругу друзей математики» Т.И. Ерофеева, «Математические ступеньки» Е.Л. Колесникова, программа «В стране Сообразили» включает тренинговые упражнения, разработанные с учетом особенностей умственного развития детей дошкольного возраста.
Важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и  интереса к математике.
Особое внимание уделяется работе, направленной на развитие произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, а следовательно, и осознанного восприятия изучаемого математического материала.
Все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов. Среди заданий на развитие памяти в дошкольном возрасте предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний. Таким образом, ведущей методической линией является организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений и активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, со счётным материалом т.д. Игровые виды деятельности: имитационные игры и игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета, игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения. Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Обучение осуществляется с детьми разновозрастными, с разным уровнем развития, имеющие разную социальную принадлежность, пол и национальность. При наборе в объединение преимущество отдается детям 5 и 6 летнего возраста, но в группу могут быть приняты дети возраста 4,8 – 4,11 лет на основании тестирования и по психофизическим особенностям ребенка.
1.6. Срок реализации – 1 год.
1.7. Формы и режим занятий:
Занятия проводятся с группой детей численностью 10 человек и по подгруппам.
Режим занятий:
группа –1 час в неделю, 36 часов в год;
подгруппа – 3 часа в неделю, 108 часов в год, всего 144 часа в год;
Продолжительность занятий
для детей 6 года жизни – не более 25 минут,
для детей 7 года жизни – не более 30 минут.
1.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате реализации программы у воспитанников будет:
сформированы элементарные математические представления в объёме программы старшей возрастной группы;
сформирована мотивация учебной деятельности, ориентированная на активизацию познавательных интересов;
развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей);
развиты основные психические процессы: память, внимание, мышление;
сформированы навыки приемов запоминания;
развито восприятие и представление детей через накопление и расширение сенсорного опыта;
развита речь, использование в речи математических терминов,
сформированы навыки применения и активного использования знаний и умения, полученных на занятиях;
воспитано чувство взаимопомощи.
Способы проверки:
психолого-педагогическое наблюдение;
контрольные упражнения;
диагностические заданий.
Форма подведения итогов:
итоговые занятия
интеллектуальные викторины


2. Учебно-тематический план.

Название темы
Количество часов




Всего
из них
групповые
занятия

занятия
по подгруппам




теория
практика



1.
Логические игры и задачи
39

39
9
30

2.
Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур из плоских конструкторов
32

32
9
23

3.
Игры на развитие творческого воображения, фантазии
12

12
5
7

4.
Конструктивная деятельность
18

18
6
12

5.
Игры и упражнения на развитие основных психических познавательных процессов
43

43
7
36


Итого:
144

144
36
108



Содержание программы.

Тема 1. «Логические игры и задачи» – 39 часов.
Формирование навыков решения логических игр и задач;
анализ, сравнивание, классификация, обобщение по признаку.
Упражнения: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Подбери пару», «Что у предметов (фигур) общего?»,
Учить выделять общие признаки: форма, размер, цвет, назначение, материал и т. д.).
Упражнения: «Какая фигура (предмет) лишняя и почему?», «Лабиринты», «Найди закономерность и продолжи ряд изображений»;
Учить сравнивать и выявлять закономерности.
Упражнение «Найди недостающую фигуру»;
Решение логических задач со спичками;
Тема 2. «Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур из плоских конструкторов» – 32 часов.
Составление плоских изображений предметов, животных, птиц и прочего из специальных наборов фигур;
Работа с конструкторами – квадрат («Танграм»), круг («Волшебный круг), овал («Колумбово яйцо»);
Составление из этих частей возможных геометрических фигур:
одного большого треугольника из двух маленьких;
квадрата из двух треугольников;
прямоугольника из двух треугольников или двух квадратов;
Составление исходной фигуры по схеме и без нее;
Составление фигур (силуэтов) из разрозненных частей;
Составление фигур по образцам контурного характера;
Составление фигур по собственному замыслу.
Тема 3. «Игры на развитие творческого воображения, фантазии» – 12 часов.
Развитие образного мышления через нахождение различных образов в бесформенных пятнах, листьях и т.д.;
Изображение, моделирование предмета нестандартными средствами (листьями, геометрическими фигурами);
Установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами (предметами, явлениями);
Создание фантастических объектов: растений, животных, игрушек;
Игры и упражнения «Найди родню», «Что на что похоже?», «Поможем художнику», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Превращалки».
Тема 4. «Конструктивная деятельность» – 18 часов.
Решение конструктивных задач на применение средств и способов организации познавательной деятельности;
Знакомство с понятиями «плоский», «объемный», «схема», «чертеж»;
Работа с конструкторами: «Строитель», «Тематический конструктор», «Сложи узор» по алгоритму:
составление плоского узора по образцу;
составление объемных фигур по схеме;
составление фигур с помощью чертежа;
Тема 5. «Игры и упражнения на развитие основных психических познавательных процессов» – 43 часа.
Игры и упражнения на развитие психических функций и процессов как внимание, память, мышление, воображение, зрительно-двигательной координации;
Выполнение заданий на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр (рисунок с опорой (по точкам, клеточкам) и т.д.
Формирование волевой готовности (Упражнения по вычеркиванию обозначенных букв, фигур. Рисование кругов, квадратов, треугольников, квадраты по заданному образцу («Закончи ряд», «Дорисуй узор»).
Упражнения на развитие умения слушать и выполнять инструкцию с использованием графических диктантов.
Упражнение на концентрирование и распределение внимания («Что спрятал художник?», «Найди нас»).


4. Методическое обеспечение программы.

Форма организации
детей на занятии
Форма проведения занятий
Методы и приемы
организации учебно-воспитательного процесса
Дидактический материал
Вид и форма контроля, форма предъявления результата

групповая, подгрупповая
учебное занятие,
занятие-путешествие,
урок-сказка,
викторина

Словесные:
объяснение, сообщение, рассказ, беседа
Наглядные:
демонстрация наглядных пособий
Практические:
практические задания,
выполнение упражнений.
экспериментирование, моделирование
Игровые
дидактические игры, ролевые игры
Методические пособия для педагога:
литература, конспекты занятий

Методические подборки для воспитанников:
задания творческого характера

Средства обучения:
Игровое оборудование, раздаточный материал, плакаты, рисунки, дидактические карточки, таблицы, раздаточный материал, фланелеграф,
аудиоаппаратура, ТСО
Промежуточный контроль:
(по итогам полугодия):
наблюдение,
контрольные задания,
итоговое занятие

Итоговый
(по итогам усвоения содержания программы)
тестирование,
итоговое занятие

Результаты фиксируются в диагностических картах


5. Список литературы.


Венгер Д.А., Венгер А.Л. « Домашняя школа», «Знание», 1994.
Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает?», «Знание», 1994.
ВенгерЛ.А., Венгер А.Л. « Готов ли ваш ребенок к школе?», «Знание», 1994.
Никитин Б.П. «Развивающие игры», «Знание», 1994.
Кралина М.В. «Логика», «Просвещение», 2000.
Светлова И.Е. «Тренируем память», «Эксмо – пресс», 2001.




































13PAGE 15


13PAGE 141815