Рекомендации родителям по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания у детей


МБДОУ детский сад №56
Рекомендации
родителям по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания у детей

Подготовила: Учитель – логопед
Таран. Т. М.

г. Новочеркасск
2014г.

Уважаемые родители!
Всем вам хорошо известно, что речь является одной из важнейших функций человека.
Как показывает опыт, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе. Бывают случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания. Ведь качество речи её громкость плавность во многом зависит от речевого дыхания.
Что же это такое? – это основа звучащей речи,, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
Если у ребёнка хорошо развито речевое дыхание, то и артикуляция будет соотноситься вместе с дыханием в процессе речевого высказывания.
Необходимо знать! Что дыхание бывает, жизненное и речевое выполняются, одними и теме же органами. Они очень отличаются друг от друга.
Жизненное дыхание – Это вдох, выдох, пауза.
Речевое дыхание, – У которого короткий глубокий вдох, пауза и плавный длинный экономный выдох, без которого невозможно хорошо звучащая речь.
Для того чтобы дети лучше говорили их необходимо научить правильно дышать.
Существует определённая система, которой желательно придерживаться при работе над дыханием.
Успехов можно добиться, регулярно играя, при этом помня важные правила:
Щёки не надувать.
Плечи не поднимать.
Глубокий шумный, короткий вдох носом, пауза и плавный экономный длинный выдох через рот (бесшумный).
Губы вытягивать вперёд трубочкой.
Существует другой вариант – широкий язык держать губами, дуть через щель, посередине языка.
Дуть пока не закончится весь воздух. Не допускать коротких доборов воздуха.
Выдох в восемь, в десять раз длиннее, чем вдох.
Самое главное следить за длительностью игр, чтобы не появилось головокружение. Такие игры необходимо ограничивать во времени.
Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. Не заниматься после еды (только через 1,5 – 2 часа) Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:
Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; Слишком большой вдох; Учащённость дыхания; Укороченность выдоха; Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха; Неправильная осанка.
Так как у дошкольников основной вид деятельности игра, рекомендую использовать в работе с детьми игры и упражнения на развитие плавного длинного речевого выдоха без участия речи. Использовать эти игры с детьми в коррекционном процессе, а также в свободной деятельности.«Задуй свечу»
«Чей пароход дольше гудит»
« Погрей руки».
«Прокати карандаш»
« Трубочка».
«Бурлящая вода»
« Мыльные пузыри»
«Загони мяч в ворота»
«Кто дальше загонит мяч?»
«Сдуй снежинку»
«Надуй игрушку»
«Надуй шарик»
«Мельница»
«Лодочная регата»
Различные игрушки на поддувание со сменой сезонности.
Как только появляется у ребёнка плавная воздушная струя можно выполнять упражнения с участием голоса. Эти упражнения помогут удлинить выдох через рот с одновременным произношением гласных звуков, а затем согласных.
Такие как: «Как воет голодный волк?» У--------------------
«Как гудит ветер» У--------------------
«Как плачет малыш» УА-------------УА--------------
«Эхо» АУ-------------------ау-----------------
«Вьюга» В ------------------------
«Спустилось колесо» С --------------------- и.т.д.
Рекомендованные игры и упражнения, помогут вам, в работе с детьми, развить речевое дыхание. Тем самым создать условия для успешного овладения правильной хорошо звучащей речью. Поддержать и сохранить здоровье ребёнка дошкольника.