Открытый урок Технические средства музыкального исполнения, как основа творческого развития учащегося


МБУ ДО «Уинская детская школа искусств»
План - конспект открытого урока на тему:
«Технические средства музыкального исполнения, как основа творческого развития учащегося»
Преподаватель детской школы искусств:
Шайдуллина Лилия Рафиковна
с. Уинское, 2017 гДата:14.03.2017г.
Тема урока: Технические средства музыкального исполнения, как основа творческого развития учащихся
Цель урока: Совершенствование игровых навыков баяниста.
Задачи урока:
Образовательные:
-преодоление технических трудностей;
-использование выразительных возможностей инструмента;
-раскрытие художественного замысла музыкального произведения.
Развивающие:
-развивать образное мышление, художественное воображение.
-развивать творческую активность учащегося (подготовка к концертным выступлениям);
Воспитательные:
-воспитывать любовь к музыке;
-воспитывать эстетический вкус через подбор репертуара;
-воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
- Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.
- Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов.
- Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес).
- На уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности преподавателя.
Форма урока: индивидуальная.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Урок включает:
- организационную и содержательную установку
- проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося
- взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков
- закрепление изученного материала и упражнения
Вид урока: традиционный
Методы обучения:
Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato, staccato.
Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков.
Практический: повторные действия с целью совершенствования технических навыков и творческого развития учащегося.
Методические приемы:
- Словесный, наглядный, практический
- Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика
- Развитие мышления, творческой инициативы
- Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок
Психологические условия на уроке: Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Средства обучения: Баян для ученика, баян для педагога, пюпитр, стол, стулья, ноты, дневник. Презентация «Технические средства музыкального исполнения, как основа творческого развития учащегося», нотные пособия.
План урока:
1.Организационный момент. (2мин)
2. Работа с музыкальным материалом. (10мин)
3. Преодоление технических трудностей.(5мин)
4.Разминка (упражнение, направленная на свободу двигательного аппарата). (5мин)
5.Работа над вторым произведением. (15мин)
6.Повторение «Белорусской польки», а также подготовка произведения к концертным выступлениям (5мин)
6. Итог урока(1мин)
7. Домашнее задание(2мин)
Репертуарный план урока:
1.Гамма фа мажор, арпеджио, аккорды.
1.1. Ре минор, натуральный, мелодический, гармонический виды.
Арпеджио, аккорды.
2. К.Черни «Этюд»
3. Разминка.
4.Обработка А.Горяев «Кадриль»
5. Повторение «Белорусской польки»
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Проверить правильность посадки ученика.
Педагог: Сегодня у нас открытый урок. Он проходит в конце 3-й четверти и поэтому является итоговым занятием. Мы с Даниилом покажем свою работу по преодолению технических сложностей в исполнении инструктивного материала – это гаммы и «Этюд», а также в исполнении пьесы.
Работа над музыкальным материалом – игра гамм, этюдов (работа над техникой, звукоизвлечением, темпом).
Гаммы F dur, d moll – комплекс: - «восьмыми» длительностями на две октавы различными штрихами;
- длинное арпеджио на две октавы штрихом легато, стаккато.
- короткое арпеджио на две октавы штрихом легато;
- аккорды на две октавы
2. Хроматическая гамма от ноты «фа» триолями.
3. Работа с музыкальным материалом.
Педагог: А теперь перейдем к этюду. Мы работали с тобой над трудными местами, это 2 и 4 строчки. Как мы работали? Проигрывали отдельными руками встречающиеся скачки в разных вариантах. Покажи нам, какими способами мы играли, отрабатывая скачки в левой руке. Следим за правильным положением левой руки, локоть выше, 5 палец находится в районе основного ряда, играем в спокойном темпе, следим за ровным движением меха.
1- разложение баса и аккорда,
2- изменение метроритма
А какими в правой:
1-путем скольжения, (вычленение из текста нот со скачком и многократное его повторение)
2- скачком, работа кистью, разворот, смена позиции
Хорошо! А сейчас сыграй эти такты двумя руками в спокойном темпе. Постарайся проследить за всеми своими движениями.
Молодец. Теперь тебе нужно сыграть весь этюд под метроном. Старайся выдержать спокойный, ровный темп, следи за точностью исполнения и четкостью движений.
Физкультминутка.
Быстро встали,улыбнулись
Выше-выше потянулись
Ну –ка плечи распрями
Подними и опусти
Вправо влево повернись
Рук коленями коснись
Сели встали. Сели встали
И на месте побежали
4. Работа над вторым произведением:
Обр. А Горяева «Кадриль» работа над выразительностью и скоростью исполнения.
Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?
Ученик: Кадриль
Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?
Ученик: Веселый, задорный.
Педагог: А теперь нужно попробовать сыграть так, чтобы человеку захотелось танцевать? Что нам в этом может помочь? Какие выразительные средства?
Ученик: динамические оттенки, темп, ритм.
Педагог исполняет на инструменте музыкальное произведение, ученик излагает свои впечатления от услышанной мелодии;
Учащийся с помощью преподавателя определяет алгоритм музыкального произведения:
- жанр, стиль;
- краткая характеристика произведения;
- анализ формы;
- работа над осмысленностью фразировки (нахождение кульминации, её пропевание)
-проставление аппликатуры.
- самостоятельный поиск технически трудных мест, фактурных сложностей;
- разбор произведения отдельно руками: левая рука - запомнить наизусть, правая – работа над технически сложными эпизодами, затем игра всего текста;
Ученик исполняет партию левой руки, педагог – правой, затем наоборот.
Игра обеими руками в медленном темпе (с выполнением штрихов, аппликатуры, динамики исполнения, проставленной смены меха).
Подготовка произведения к концертным выступлениям
Ученик исполняет произведение.
Педагог: как ты думаешь, нам удалось передать веселый танцевальный характер? С помощью каких музыкальных средств выразительности?
Ученик: быстрого темпа, ритмического рисунка.
Педагог: А каким штрихом исполняется пьеса?
Ученик: стаккато.
Далее идет работа над содержанием и художественным образом, выразительной игрой произведения в исполнении учащегося.
Преподаватель задаёт ученику вопросы по усвоению материала открытого урока:
-что узнал нового;
-какие новые приёмы игры на инструменте освоил;
-что понравилось в ходе урока;
-что не понравилось;
-что хотел бы изменить.
Домашнее задание:
- продолжать работать над техникой исполнения гамм и этюдов;
- в произведении «Уральская кадриль» выучить наизусть партию левой руки, затем учить его двумя руками с учётом рекомендаций преподавателя;
- готовить «Этюд» к техническому зачету, «Белорусская полька» к концертному выступлению.
Оценивание знаний и умений учащегося за урок.
5. Итог урока:
Технические средства музыкального исполнения - это не только материальная сторона исполнительского искусства, но и важное средство передачи художественного содержания произведения.
Удачное, яркое, эмоционально наполненное с помощью различных технических средств, в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определенной ступени обучения.
Используемая учебно-методическая литература:
1.Пьесы обработки народных мелодий и популярных песен для баяна. Сост. А.Горяев, Перм. гос.ин-т искусства и культуры. Пермь, 2007г.
2. «Современная школа игры на баяне», В. Семенов школы. Издательство «Москва»,2003 г.
3. «Юному музыканту баянисту – аккордеонисту», 3 класс ДМШ. Редакция В. В.Ушенина. Издательство «Феникс», Ростов - на - Дону, 2010г.