Рабочая программа по ритмике для начальных классов общеобразовательных школ


ВведениеИзвестно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) - всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей, чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда "дух" и "тело" находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс в школе. Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.. Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма, развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор, занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Исходя из опыта работы, мной был сделан вывод о том, что существующие программы по ритмике для сельской общеобразовательной школы не совсем приемлемы для нашего случая каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.
При разработке своей программы я учитывала способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности. Моя программа предусматривает работу со всем классом.
Цель программы - создание валеологически обоснованных условий способствующих совершенствованию индивидуального здоровья учащихся средствами двигательной активности (ритмика, танец).
Пояснительная запискаУчебная программа по ритмике для младшего школьного возраста с 1 по 4 класс в общеобразовательной школе, по одному часу в неделю со всем классом. Ритмикой и танцем могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6 - 7 лет.
Дети младшего школьного возраста отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует ограничиваться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, имеющих целью: сохранение правильной осанки, ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Большое внимание уделяется ритмическим упражнениям, построенным на простых движениях, которые принимают игровую форму и развивают у детей навык согласовать свои движения с музыкой, помогают им освоиться в новой для них обстановке, научиться правильно вести себя в коллективе. В младшем школьном возрасте закладываются основы, от которых в дальнейшем будет зависеть успех занятий ритмикой и танцем. Дети должны усвоить правильную постановку корпуса (при этом нужно обратить внимание на природные особенности сложения учеников); укрепить и развить мышечный аппарат (особенно поясницы, брюшного пресса, укрепление глубоких мышц спины, передних связок грудного отдела позвоночника); научится дифференцировать работу различных групп мышц, владеть центром тяжести тела, ориентироваться в пространстве, чувствовать ракурс, развить прыгучесть, чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом ФГОС для спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности ОУ.
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Срок освоения программы «Ритмика» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев составляет 4 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ритмика».
Цели программы:Создание валеологически обоснованных условий способствующих совершенствованию индивидуального здоровья учащихся средствами двигательной активности (ритмика, танец).
Воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Цели и задачи, достигаемые через средства и методы обучения:Научить ребенка основам музыкальной и танцевальной грамоты, умению согласовывать музыку с движением.
Развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста.
Развития эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения.
Наглядныйнаглядно-слуховой прием;
наглядно-зрительный прием.
Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.
СловесныйБеседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.
Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах.
ПрактическийПри использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В школах должны быть созданы те необходимые материально-технические условия, которые бы благотворно влияли на успешную организацию образовательного и воспитательного процесса:
наличие танцевальных залов;
наличие оборудованных гардеробов и раздевалок для занятий;
наличие концертного зала;
наличие музыкального центра , фортепиана.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
При организации и проведении занятий по предмету «Ритмика» необходимо придерживаться следующих принципов:
принципа сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
принципа наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.;
принципа доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении трудностей;
принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.
Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям включает три этапа.На первом этапе ставятся задачи:
ознакомления детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой;
создания целостного впечатления о музыке и движении;
разучивания движения.
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его.  Показ должен быть точным, эмоциональным и целостным.
На втором этапе задачи расширяются, продолжатся:
углубленное разучивание музыкально-ритмического движения,
уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей.
Задача третьего этапа заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения.
Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.
Структура программыПрограмма состоит из следующих разделов:
1.Ритмика(элементы музыкальной грамоты).
2.Танцевальная азбука (элементы классического, народного и бального танцев).
3.Элементы партерной гимнастики.
4.Танцевальные этюды и танцы.
Раздел 1 «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных видах деятельности, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и особенно, умение согласовывать музыку с движением.
Раздел 2 «Танцевальная азбука» содержит элементы классического, народного и бального танца.
Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной
координации движений.
В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей, не допуская перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.
Раздел 3 «Элементы партерной гимнастики» включает упражнения на полу, которые способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, вырабатывают умения владеть своим телом.
Раздел 4. Данный раздел включает в себя разучивание танцевальных этюдов и танцев для детей, народных и бальных танцев. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности.
Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения - результат не механического "натаскивания", а систематической работы, когда педагог от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в ритмических упражнениях и музыкальных играх, постепенно переходит к более сложным, связанным с передачей стиля, манеры, характера в народных и бальных танцах.
Все разделы должны чередоваться не механически, а соединяться осмысленно, быть пронизаны единым педагогическим замыслом урока. Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности учащихся. Педагог может перенести изучение в следующий класс или вовсе исключить из программы те движения, прохождение которых окажется, недоступным данному классу в связи с ограниченностью возможностей учащихся. С другой стороны, в зависимости от необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы. Возможно также некоторое изменение в порядке прохождения материала. В конце каждой четверти проводится контрольный, обобщающий или открытый урок, концерт, урок-концерт, праздник и т.д. Форма контроля определяется на усмотрение учителя.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Организационная работаБеседа с детьми о целях и задачах первого года обучения, о правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий. Подготовка и проведение открытого урока для родителей в конце года.
1. Ритмика, элементы музыкальной грамотыТема 1. Характер музыкального произведения.
Тема 2. Темп музыки и движения.
Тема 3. Маршевая и танцевальная музыка.
Тема 4.. Ритмический рисунок и передача его в движении.
Тема 5- Динамические оттенки в музыке и движении.
Тема 6.. Понятия легато-стаккато.
Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Умение выполнять движения в разных темпах. Различать разнообразные динамические оттенки музыки (очень тихо, тихо, умеренно, быстро, громко, очень громко). Умение выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки. Понятие легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении.
Музыкальный материал.
Определение характера, темпа и передача их в движении.
А. Петров. Песенка о дружбе. Маршируем. П. Чайковский. Соч. 40 № 2, Грустная песенка. П. Ломовой "Ускоряй изамедляй" П. Чайковский "Щелкунчик". Трепак.
М. Мусорский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка". Пружинки.
Динамические оттенки и передача их в движении
Б.Можжевелова. Веселые поскоки. А.Рубенштейн. Кавалерийская рысь лошадки. А. Гумилев. Галоп.
И. Сад; Полька из музыки к спектаклю "Синяя птица".
2. Элементы классического, народного и бального танцаЭлементы классического танца:
Умения и навыки на середине зала: постановка корпуса, подготовительное положение рук 1,2,3 позиции рук, постановка стопы, позиции ног- 6,1,2,3. Полуприседания по 1,2,3 поз. ног.- выдвижение ноги на носок из 1 поз. ног вперёд и в сторону, поднятие на полу пальцы ног с движениями рук.
Элементы народного танца:
Положение рук на поясе, во 2-ой поз. рук, поочерёдное открывание рук. Вынос ноги на каблук с полуприседанием, «носок-каблук» с тройным притопом, простейшие комбинации из этих движений. Подскоки и галоп, прыжки с поджатыми ногами, пружинящий шаг, присядка по 6 поз. ног (для мальчиков).
Элементы бального танца:
Бытовой лёгкий шаг с носка, па галопа, па польки без пары и в паре.
Элементы партерной гимнастики:
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
Вытягивания, разворачивание и сокращение стопы. Развивает силу и эластичность берцовых и икроножных мышц, способствует развитию сухожилий пальцев стоп и ахилового сухожилия, развивает выворотность тазобедренных, голеностопных суставов.
Повороты головы - упражнения на развитие мышц шеи.
Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава.
Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.
Упражнения на укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного отдела позвоночника.
Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.
Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.
Упражнения на улучшения гибкости коленных суставов. Упражнения на исправление осанки:
4. Танцевальные движения и танцы (этюды)Поклон- реверанс. Сценический шаг.
Шаг на полу пальцах.
Легкий бег.
Поскоки: на месте, с продвижением вперед, вокруг себя.
Удары стопой по 6-й и 3-й позициям.
Танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за спиной).
Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах.
Боковой галоп с остановкой.
Шаг польки.
Прыжки по 6 поз, и с поочередным выбрасыванием ног вперед.
1.Упражнения на ориентировку в пространстве:
а)Различение правых и левых ноги, руки, плеча;
б)Повороты вправо и влево;
в)Построение в колонну по одному, по два в пары;
г)Перестроение из колонны в шеренгу и обратно;
д)Круг, сужение и расширение круга;
е)Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг.
2. Танцевальные этюды и танцы:
Этюды: «Пингвины», «Стирка», «Лягушата», «Зайчата»;, «Полька-дружба».
Основные требования, предъявляемые к исполнению танцев: музыкальность, грамотность, красота и выразительность.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Ритмика, элементы музыкальной грамотыЗакрепляют знания и навыки, полученные на первом году обучения. Продолжается работа над темами: характер, темп, динамические оттенки в музыке и передача их в движении на новом музыкальном материале.
Тема 1. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер. Метроритм.
Понятие об акценте, метрической пульсации; паузах, длительности, ритмическом рисунке, метре. Умение выделить акценты, метрическую пульсацию, паузу. Умение производить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки, состоящие из четвертей, восьмых, половинных и целых.
Умение определять музыкальный размер: 2/4, 3/4, 4/4.
Тема 2. Маршевая и танцевальная музыка,
Расширяются представления об особенностях марша, танцевальных жанров: вальса, польки, галопа, краковяк, полонез. Слушания и анализ маршевой и танцевальной музыки, входящей в программу года обучения.
Музыкальный материал
Характер, темп, динамические опенки в музыке и в движении.
И. Дунаевский. Песня о Родине.
Ю. Богословский. Марш.
Обработка Н. Римского Корсакова, "Заплетись, плетень" русская народная мелодия. Н. Любарский. Игра.
П. Чайковский. Марш из балета "Лебединое озеро".
Ф. Шуберт. Вальс.
В. Белого. Тачанка.
Метроритм. Длительности и ритмический рисунок
И. Гайдн. Соната C-DUR (из III части).
Л. Бетховен. Контрданс.
Латышская народная песня.
Ф. Шуберт. Экосез.
В. Курочкин. Ладушки.
Висла - Польская народная песня.
Л. Бетховен. Экосез.
Ф. Госсек. Гавот.
П. Чайковский. Отрывок из балета "Лебединое озеро"
"Ах ты, береза" - русская народная песня. Н. Александровна.
Игра в мяч. Н. Руднева. "Щебетала пташка".
П. Самонов. Повторим ритм!
2. Элементы классического, народного и бального танцаЭлементы классического танца:
На середине зала: чёткое и осознанное исполнение позиций ног,1,2,3 по3- РУК> маленькие и большие приседания по 1,2 поз. ног; понятие «анфас» и «эпольман»;поднятие ноги медленно на 45 град, вперёд, в сторону и назад, прыжки по 1 и 2 поз.ног.
Элементы народного танца:
Изучение элементов народного танца на середине зала без использования станка. Раскрывание рук вперёд и в сторону из положения на поясе в характере русского танца.
Переводы ноги «носок-каблук» с тройным притопом, с полуприседанием.
Шаг польки с поднятым коленом (полька на подскоках).
Элементы бального танца:
па польки вперёд и в сторону; вальсовая «дорожка» вперёд и назад, па балансе, шаг вальса; движения танца «Вару-Вару» без пары.

3. Элементы партерной гимнастикиИспользуются упражнения первого года обучения. Добавляются движения «кобра» и «мостик».
4. Танцевальные движения и танцыДвижения танца «О, ля, ля!», хлопки с поворотами из «Вару-Вару»,простые движения в характере хип-хопа или тиктоника.
«Полька-знакомство» в парах.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Ритмика, элементы музыкальной грамотыЗакрепляются знания и навыки, полученные на втором году обучения, на новом музыкальном материале.
Тема I. Понятие о такте и затакте. Затактовые построения. Тема 2. Пунктирный ритм. Музыкальный материал
П. Чайковский. Танец феи Драже из балета "щелкунчик",
Д.Шестакович. "Хороший день".
П.Чайковский. "Январь",
Л. Бетховен."Багатель".
Затактовые построения. Пунктирный ритм.
Н, Раков. Полька.
Д. Шостакович Гавот.
Л.Бетховин Вариации,
П.Чайковский Мазурка из "детского альбома". В. Волков "Пионеры, в поход". В. Косеко Пионерская песня.
2. Танцевальная азбука.Элементы классического танца:
Экзерсис у станка:
Приседание плавное по i, 2, 5 поз.
Скольжение стопой по полу (battements tendus) по всем направлениям,
Маленькие броски ( Battements tendus jets) по всем направлениям 1, 3, 5. -1 и 2 пор де бра.
Элементы народного танца:
Перевод рук из подготовительного положения в i-ю и 2-ю позицию. Раскрывание рук из положения " на поясе" в i-ю позицию, 2-ю поз, возвращение рук на пояс через i-ю позицию. Русский поклон, «ковырялочка», «моталочка», тройной русский шаг, русский дробный ход (по 1/8),»косичка» из 3 поз. ног, одинарная дробь на месте.
4- Танцевальные движения и танцыДвижения танца «О, ля, ля!», хлопки с поворотами из «Вару-Вару»,простые движения в характере хип-хопа или тиктоника.
«Полька-знакомство» в парах.
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.Ритмика, элементы музыкальной грамотыПовторение пройденного на новом музыкальном материале. Тема 1 . Знакомство с триолями, с различными видами синкоп.
Тема 2. Переменный счёт, танцевальные жанры. Музыкальный материал
П. Чайковский. "Январь" (из цикла "Времена года"). Л.Бетховин. Багатель.
А. Хачатурян. Танет^ девушек из балета "Гаянэ". "Как за речкой" - русская народная песня.
"В тёмном лесе" - русская народная песня. А. Глазунов. "Лето" из балета "Времена года". Ритмический рисунок с триолями С. Василенко. Походный марш Красной Армии. Д. Мейербер. Марш из оперы "Пророк".
Упражнения с различными видами синкоп. Ц.Франц. Медленный танец.
УТ.Бетховин. Тема и 2-я вариация из фортепианной сонаты.
Р.Глиэр. "Плясовая" из балета "Медный всадник".
Переменный счёт
"Как за речкою" - русская народная песня. "Трояк" - польский народный танец.
2. Танцевальная азбукаЭлементы классического танца:
продолжается работа над правильной постановкой корпуса, ног, рук и головы, над упражнениями 3-его года обучения. Изучается положение ноги на ку де пье сзади и условное.
Элементы народного танца:
1.Маленькиеи большие приседания по 1, 2, 5 позиции (усложняется ритмически, введение параллельных позиций).
2.Перевод стопы с носка на каблук и обратно на вытянутой опорной ноге и обратно.
3.Подготовка к «верёвочке» сначала у станка, потом на середине.
4.Простыедробные выстукивания: одинарные и двойные, простой русский «ключ».
5.Полька на подскоках (в характере белорусского танца).
Элементы бального танца:
Совершенствуются движения 3-го года обучения.
Изучаются па польки в повороте, правый поворот вальса по одному и в парах.
3. Партерная гимнастикаСовершенствуется исполнение всех упражнений предыдущих лет. Особое внимание уделяется упражнениям на развитие гибкости и растяжки.4.Танцевальные движения и танцыТанцевальные движения
«Верёвочка» простая, «ковырялочка» с тройным притопом, «моталочка» простая, «припадания» на месте и в сторону, в повороте.
«Хлопушки: а) из ударов только в ладоши;
б) сочетание ударов в ладони с ударами по ногам, корпусу и полу.
Танцевальные этюды и танцы:
« Русский пляс» (перепляс - свободной композиции), «Фигурный вальс», «Русский лирический», «Вару-Вару» , «О-ля-ля» в парах.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Ритмика»
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение. 1 класс Личностные результаты Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально- положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты : регулятивные (способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;) в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; накопление представлений о ритме, синхронном движении; наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности познавательные (навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя. ) соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. коммуникативные (умение координировать свои усилия с усилиями других;) задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций. Предметные результаты - готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно; под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; выполнять игровые и плясовые движения.
Познавательным результатом освоения программы «Ритмика », является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях;
первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента;
навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
Список рекомендуемой методической литературыБарышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2. М., 1981
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000
Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004
Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство “Музыка”. М., 1972
Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Издательство “Музыка”. М., 1973
Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000
Климов А. Основы русского народного танца. М., Издательство «Московского государственного института культуры», 1994
Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987
Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008
Программы для хореографических школ искусств. Составитель – Бахтов С. М., М.,1984
Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972
Ткаченко Т.С. Народные танцы. М., 1975
Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989
Школа танца для юных. СПб, 2003
Интернет ресурсыhttp://piruet.infohttp://www.monlo.ru/time2www. psychlib.ru
www. horeograf.com
www.balletmusic.ruhttp://pedagogic.ruhttp://spo.1september.ruhttp://www.fizkultura-vsem.ruhttp://www.rambler.ru/www.google.ruwww.plie.ru