«Методические приемы при изучении исторических личностей»



Татьяна Ивановна Сечина, учитель истории
«Методические приемы при изучении исторических личностей»

Без знания личности изучение истории не может быть полным. Исторические личности – это люди , оставившие значительный след в истории. При изучении личностей недопустима категоричность в оценках: применение лишь одного из оценочных цветов – черного или белого, деление на «наших» или «ненаших». В своей работе мы все чаще и чаще обращаемся к историческому портрету.
Что такое исторический портрет? Портре?т фр. portrait, от старофранц. portraire - воспроизводить что-либо черта в черту , устар. парсуна - от лат. persona - личность особа - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии , а также в истории исторический портрет , литературе и криминалистике словесный портрет .
Выяснив, что же такое портрет вообще обратимся к его разновидности. Исторический портрет, историческая личность - воплощение истории России. Исторические личности - это вместилище душевной и физической энергии, неожиданные открытия, вклад в отечественную и мировую историю. Рассматривая их жизнь и деятельность, нельзя забывать о том, что каждый из них творил в условиях внутренней и внешней борьбы. Различные историки по-разному оценивают их деятельность. Одни, восхищаясь, отодвигают на второй план недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все пороки, обвинить в неправильном выборе и преступных деяниях.
Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы.
Прием №1.Изучение личности по алгоритму.
Личности изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить самые существенные качества исторического деятеля.
1.Запоминание фамилии, имени личности.
2.Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности.
3.Усвоение идейно-теоретических (политических, религиозных и т.д.)платформ изучаемой личности.
4.Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала.
5.Изучение оценок личности ее современниками и современными историками.
Памятка
«Как дать характеристику исторической личности»
1. Раскройте исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды исторической личности:
историческая обстановка;
ближайшее окружение;
путь формирования личности; основные черты характера, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.
2. Определите, с чем была связана его деятельность, интересы какого социального строя он выражал; его сподвижники.
3. Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач, объективно стоящих перед страной и народом.
4. Раскройте связи и противоречия личности - в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.
5. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.
6. Определите, каких результатов он достиг в своей деятельности.
7. Оцените его роль в истории:
- по результатам его деятельности;
- по значимости этой личности для страны, народа;
- по его влиянию на последующий ход событий т.д.;
- по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.
8. Раскройте причины успеха или неуспеха этого исторического деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).
Прием №2. Изучение личностей через решение биографических задач. Учитель, не называя фамилии, дает общую справку о предстоящей изучению личности. Учащиеся. Изучая материал, постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня узнаваемости.
Например:
1.«Он – знаменитый государственный деятель. Сын священника, ставший графом. Учился во Владимирской семинарии, а затем в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге, в которой по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затем и философии. В эпоху Александра I вошел в состав реформаторов. Его идеи переустройства государственного управления были встречены обществом в штыки и практически не реализованы. Несколько лет находился в ссылке. В царствование императора Николая I участвовал в составлении “Полного собрания” и “Свода законов” Российской империи».
Ответ: Сперанский М.М.

2.Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чем видел свое высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился все более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны... возмущение надежного из надежнейших Семеновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – все это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему более недоставало, - решительностью и твердостью в своих действиях – Аракчееву. Ответ: Александр I
3. « Его восшествие на престол было непростым, он писал: “Четырнадцатого числа я буду государь или мёртв”. Вступив же на престол он “ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний подёнщик из его подданных”. Он гордился прочностью своего режима, был одушевлён идеей порядка, но, как писали современники, “порядок этот странный, удивительный — он состоит из злоупотреблений, беспорядков, всяческих нарушений законов, наконец сложившихся в систему”. Умирая, он сказал своему сыну: “Служи России! Мне хотелось принять на себя всё трудное, всё тяжёлое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе…”
Ответ: Николай I
Прием №3 «Сравни мнения – сделай вывод».
В основу предлагаемой модели уроков положена идея Ю.Л. Троицкого о построении исторических версий на уроках истории. Ученикам предлагаются авторские тексты, содержащие разные мнения о личности, часто противоречащие друг другу, современников и историков, разные по жанру тексты – научные, художественные, письма, мемуары.
Материалы к уроку “Личность Николая I”
1.Воспитанием Николая и брата Михаила занималась их мать. Старший брат Александр в это дело почти не вмешивался. Воспитывали детей так же, как и всех младших представителей владетельных домов, то есть для военного дела. Фронтовые учения, муштра, военная выправка стали главным его делом.
Жена Александра I Елизавета не раз говорила о невоспитанности Николая, о том, что “грубость он считает признаком и проявлением независимости”.
Николаю был прочитан полный курс политических наук лучшими учеными мужами того времени. Николай Павлович был единственным русским государем, которому преподавались древние языки. Но великий князь предпочитал гуманитарным наукам военное дело.
Требование поклонения себе, как земному богу, было основной чертой императора как правителя. Он не терпел разномыслия, противоречий. Естественно, всякий протест против его власти вызывал в нем гнев и стремление подавить и уничтожить противника.
Была только одна тесная и замкнутая сфера, в которой суровый и надменный властитель смягчался и снимал со своей “души” мундир, в который она была всегда затянута: это его семья и семейная среда”. (Б.Г. Пашков, историк)
2.“Николай воспитывался графом М.И. Ламсдорфом, широко применявшим телесные наказания. Науки, не относящиеся к военному делу, вызывали у Николая отвращение. Страстно влюбленный во внешнюю сторону военной жизни: строй, мундир, парад; мстительный, несдержанный с подчиненными, Николай I был не любим в гвардии”. (Из биографического словаря)
3.“В 1810 году учителя предложили будущему императору тему для сочинения: “Военная служба не есть единственная служба дворянина, другие занятия для него столь же почтенны и полезны”. Цесаревич не смог, вернее, не захотел написать ни строчки. В военных порядках Николай I видел идеальный способ управления государством, обеспечивавший четкость приказов начальства и рапортов об их исполнении”. (Л.М. Ляшенко, историк)
4.“Император, в силу воспитания и личных пристрастий, совершенный формалист, воспринимал свое достаточно случайное воцарение как знак судьбы и отождествил исключительность своего служения государству (царскую власть) с собственной исключительностью. Он был добрым семьянином и совсем не злым человеком, но желание подчинить все и вся строжайшей дисциплине приводило его к несправедливости и жестокости. К тому же он не знал смягчающего влияния искусства, так как весьма подозрительно относился и к его деятелям, и к его произведениям. Большой пользы от них не ждал, считая лучшим то, что не делает вреда”. (Л.М.Ляшенко, историк)
5.“Николай I был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволявшим ему подчинить все своей фантастической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века.
Он проводил за работой по 18 часов в сутки, трудился до поздней ночи, вставал на заре, спал на твердом ложе, ел с великим воздержанием, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных”. (А.Ф. Тютчева, современница)
Работа с набором текстов состоит из нескольких этапов:
- постановка целей и задач, конкретных вопросов к тексту;
- чтение и анализ текстов, выявление позиций авторов по поставленным вопросам;
- сопоставление позиций, выявление общего и различного, выявление противоречий в ходе индивидуальной работы и дискуссий в классе;
- построение учениками собственной авторской версии, оценки исторической личности (в письменной форме);
- защита собственной версии, предъявление аргументов (предполагает столкновение мнений учащихся).
При оценке ученических версий, прежде всего, ценится их доказательность, обоснованность выводов, ссылки на исторические источники (как при оценке любого исторического труда), а также – авторство, логичность построения, безусловно, отсутствие исторических ошибок, полнота изложения. Сначала учитель сам оценивает работы, затем, по мере привыкания учеников к данному виду деятельности, они могут самостоятельно оценивать работы друг друга и собственные по названным критериям.
При такой системе работы у учеников формируется историческое мышление, помогающее осваивать и другие темы по истории и другими предметам при работе с текстами. Навыки работы с текстом помогают критично воспринимать и систематизировать всё нарастающий поток информации современного мира. Общение через текст с человеком прошлого, а также постоянное столкновение авторских позиций на уроках учит детей терпимости, толерантности. Обсуждение версий и исторических проблем, споры и дискуссии на уроках, защита своей позиции формирует у учеников коммуникативную культуру. Изучение исторических личностей, понимание их значимости, предоставляемая ученикам возможность индивидуального восприятия истории формирует самосознание ученика. Приводят к осознанию себя частью истории, ее субъектом, который может “творить историю”. Таким образом, формируется личность ученика, а именно, способность размышлять, оценивать действительность, принимать решения.
Прием № 4.«Пишем историю вместе».
Исторические личности совершали поступки, от которых зависела судьба страны. Они принимали решение и за себя, и за весь народ. Особенно в эпоху абсолютных монархий. Да и в эпоху демократии, что мы сейчас наблюдаем, многое зависит от человека, который стоит во главе государства. Интересен подход к изучению человека в истории, предложенный западноевропейской исторической школой “Анналов”. Марк Блок, Люсьен Февр и Фернан Бродель утверждали, что необходимо сначала понять человека (простых людей или исторические личности), а потом их оценивать. Трудно не согласиться с их мнением о том, что человек является отражением эпохи, без понимания его мировоззрения невозможно понять суть исторических процессов. Ученики должны видеть, как творится история, как она зависит от взглядов, ценностей, идеалов отдельных людей, выбора поступков, влияния обстоятельств. Вот поэтому, сначала необходимо изучить личность, а затем – события, которые вершились с участием этого человека.
На итоговом уроке учащиеся не только повторяют пройденные события, но и создают обобщенный образ эпохи, связывая события с характеристикой правителя, давая событиям объяснения, выявляя, что зависело от воли императора, а что от внешних обстоятельств. Изучение личности может быть результатом групповой проектной деятельности. Итог работы - составленная краткая статья энциклопедии или раздел учебника по пройденной теме (например, “Правление Екатерины II”) или создание исторического журнала, например, «Петр I и его сподвижники» и т.п. Ученики включают в свои издания хронику событий, термины, краткие сведения об исторических персонажах, мнения историков, современников, но у каждого характеристика личности будет разная, так как основой будет собственная историческая версия, объясняющая причинно-следственные связи в данный исторический промежуток и содержащая собственную оценку .
Прием №5. Наращивание информации по основным направлениям жизнедеятельности личности.
В начале учебного года учитель ориентирует учащихся, во-первых, на глубокое изучение отдельных личностей и, во-вторых, на основные направления жизнедеятельности каждого из них. От урока к уроку, при рассмотрении того или иного периода деятельности личности (В.И.Ленин, Н.И. Бухарин и т.д.), учащиеся вносят новую информацию в соответствующие блоки. К концу изучения конкретного периода истории у каждого учащегося накапливается биографический материал, позволяющий достаточно глубоко понять личность
Примерные направления(блоки) информации о личности:
- строки из биографии;
- государственная деятельность;
- из личных сочинений;
- оценки деятельности;
- литература.
Прием №6. « Историческая личность в поэзии».
Учащимся предлагается отрывок из поэтического произведения и вопросы к нему:
1.Назовите литературное произведение , его автора и исторического деятеля, изображённого в приведённом отрывке?
2.Какие чувства, по вашему мнению, испытывает поэт?
3.Согласны ли вы с ним ? Свое мнение аргументируйте.
1.Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь,
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могучим седоком.
А.С.Пушкин “Полтава”. Петр I .


2. Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На молодого голубя сизокрылого.
М.Ю.Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Иван Грозный.

3.За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:

И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.
А.С.Пушкин “Полтава”. А.Меньшиков.

4.Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
А.С.Пушкин “Евгений Онегин”. Александр I.

Можно усложнить задание. Например: «Вставьте попущенное имя »
С.Есенин:
Свобода взметнулась неистово.
И в розово-смрадном огне
Тогда над страною калифствовал(фамилия…)на белом коне. Правильный ответ- Керенский.
Прием №7. «Сравни исторические личности».
Вариант I.Учащимся предлагается сравнить деятельность исторических деятелей разных эпох. Например: Ивана Грозного и И.В. Сталина; Александра 2 и М.С .Горбачева и т.п.
Вариант 2. Учащимся предлагается заполнить таблицу и дать сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государств, главных реформаторов, руководителей народных восстаний, полководцев и т.п.
Например:
Оценка правящей элиты России в XX веке
( по А.Т. Степанищеву)
Качества Николай -II В.И. Ленин И.В.Сталин Н.С.Хрущев Л.И. Брежнев М.С.Горбачев Б.Н.Ельцин
1.Сила характера 2.Приверженность к идее 3.Умение предвидеть дальнейший ход событий 4.Риск 5.Импровизация, порыв, страсть, эмоции 6.Нетерпимость, безапелляционность…. 7.Субъективность… Заполнение таблицы вызывает споры о наличии тех или иных личностей. Что неизбежно приводит, при хорошей ориентировке со стороны учителя, к изучению материалов учебника и дополнительных источников.
Прием №8. Игра «Пять подсказок».
Фрагмент игры, который можно использовать на уроках и во внеклассных мероприятиях.
Учитель: Я предлагаю вам по 5 подсказкам узнать историческую личность. Если ваш ответ верный с первой подсказки, вы получите 5 очков. Если ответ неверный, заработаете штраф в минус 1 очко. Ответ после второй подсказки оценивается в 4 очка. И так далее. И чем больше подсказок услышите, тем меньше очков заработаете. После последней, пятой подсказки стоимостью в одно очко, вы обязательно поймете, о ком идет речь. Чем меньше подсказок, тем больше очков.
Может получиться так, что вы уже дали ответ, но после следующей подсказки сообразили, что поспешили, он неверный. Тогда вы можете дать новый ответ. Один и тот же ответ дважды давать не стоит. Правильный ответ засчитывается только один раз.
Вам нужно как можно раньше сообразить, о каком человеке идет речь. Но не слишком торопиться, чтобы не набрать штрафные очки, уменьшающие ваш результат.
Примечание: за каждое очко могут даваться жетоны.
5. Она одна из шести женщин христианского мира, удостоившихся великой чести – лика равноапостольных.
Ученики поднимают руку с написанным на специальном бланке ответом. В игре остаются те, кто не смог ответить с первой подсказки.
4. Мало найдется в нашей отечественной истории женщин, которые по мощи государственного ума, организаторским способностям могут сравниться с ней.
В игре остаются те, кто не смог ответить со второй подсказки.
3. Она провела первую государственную реформу. Вела разумную экономическую политику, тем, укрепляя государство.
В игре остаются те, кто не смог ответить с третьей подсказки.
2. В 1547 году она была канонизирована и причислена к лику святых.
Конечно, вы можете и не знать русских святых, однако я уверена, что ее вы знаете. Нужно только вспомнить то, что храниться в вашей памяти по этому поводу. Все желающие сдали ответы? Слушайте подсказку в 1 очко.
1. Она жестоко отомстила древлянам за гибель мужа.
Учитель: Все ответили? Тогда я сообщаю правильный ответ. Конечно, речь шла о княгине Ольге, жене Игоря, которая первой среди русских правителей приняла христианство.
Прием №9 «Что в прозвище тебе моем?»
Многие исторические личности имели прозвища. По мере изучения материала учащиеся должны дать объяснение, почему были даны такое прозвища и что они означают.
Можно усложнить задание: « Кто из исторических деятелей носил прозвище… и почему он его получил?». Это может потребовать предварительной подготовки, поиска дополнительной информации.
Вот некоторые князья и цари, носившие прозвища:
Олег Вещий,
Игорь Старый,
Владимир Красное Солнышко,
Святополк Окаянный,
Ярослав Мудрый,
Владимир Мономах,
Иван Калита,
Дмитрий Грозные Очи ,
Владимир Мономах,
Андрей Боголюбский,
Всеволод Большое Гнездо,
Мстислав Удалой,
Александр Невский,
Дмитрий Грозные Очи,
Иван Калита,
Симеон Гордый,
Иван Иванович Красный,
Дмитрий Донской,
Василий II Темный,
Иван Грозный,
Лжедмитрий I,
Алексей Михайлович Тишайший,
Василий Шуйский – боярский царь,
Петр Великий,
Анна Иоановна Кровавая,
Екатерина II Великая,
Александр I Благословенный,
Николай Палкин,
Александр II Освободитель,
Александр III Миротворец,
Николай II Кровавый.
Прием №10 «Фраза, вошедшая в историю в историю».
Немало высказываний, выражений произнесенных или приписываемых той или иной знаменитой личности вошли в историю. Использование их при написании исторического портрета может только его обогатить. На уроках можно предложить ученикам то или иное высказывание и задание к нему: «Кем, когда и в связи с чем было сказано».
Например:
«Да будет Киев матерью русских городов» (Олег Вещий).
«От этого ли черепа принять мне смерть?» (Олег Вещий).
«Иду на ВЫ» (Святослав).
«Кто не со мной, тот против меня» (Святослав).
«Да не посрамим земли Русской» (Святослав).
«Подошло, братья, время битвы нашей» (Дмитрий Донской).
«Я хочу как словом, так и делом наперед всех быть» (Дмитрий Донской).
«Не подниму руку на брата своего»(Борис).
«Не золотом себе добуду дружину, а дружиной золото»(Владимир Красное Солнышко).
«Российское имущество прирастать будет Сибирью» (М.В.Ломоносов).
«Мы своих холопов жаловать и казнить вольны» (Иван Грозный).
«Как конь без узды, так и царство без грозы» (Иван Пересветов).
«Тут рассевание французской заразы: отвращение от начальства; автор – мартинист, он бунтовщик похуже Пугачева» (Екатерина II ).
«Сфинкс неразгаданный до гроба» (Вяземский об АлександреI).
«Этого я желаю, требую, повелеваю. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства» ( Александр II).
«Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере» ( А.Горчаков).
Это лишь некоторые приемы, которые может использовать учитель для изучения исторических личностей. Трудно не согласиться с А. Т. Степанищевым, который считает, что какой бы путь изучения исторических личностей не был бы учителем и учащимися избран, каждый из них должен понимать, что полностью объективную оценку человеку может дать только время.
Наш век пройдет. Откроются архивы.
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда.
Но то, что было истинно великим
Останется великим навсегда.
Н.Тихонов.

Литература
Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Артемов В.А., Васецкий Н.А. Исторические портреты. – М.: Просвещение, 1993.
Бущик Л.П. Иллюстрированная история СССР. XV-XVII вв. Пособие для учителей и студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1970.
Вересякина О.Г. История России с древнейших времен до конца XIX века. Олимпиады: школьный и муниципальный этапы. Ростов н/Д: Легион,2009.
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н.А. Стыденко. – Волгоград: Учитель, 2008.
История в лицах: учебные задания. Составители Н.А.Григорьева, А.В.Хорошенкова - Волгоград: ООО «Экстремум», 2006.
Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методических материалов /Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
Козлов С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 М.: Просвещение, 2008.
Пчелов Е.В. Рюриковичи: история династии. – М., 2004.
Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.; Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
Энциклопедический словарь юного историка. /Сост. Н. С. Елманова, Е.М. Савичева, - М.: Педагогика-Пресс, 1994.