Методическое пособие «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА В ВОКАЛЬНЫХ, ЭСТРАДНЫХ СТУДИЯХ»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 5»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА
В ВОКАЛЬНЫХ, ЭСТРАДНЫХ СТУДИЯХ»
Автор:
Чеголя Севиль Абдуллаевна
Педагог дополнительного образования ЦДТ №5
Высшая квалификационная категория
Ульяновск – 2017 год
Внутренний слух - это ваше восприятие и воссоздание музыки в голове, мыслях, фантазии. Как вы представляете себе музыку, как ее ощущаете и запоминаете. Для этого необходимо развивать память, воображение и музыкальный вкус. Слух, как и другая способность,развивается тогда, когда ей активно пользуешься. Это значит, чем больше вы будете заниматься, тем сильней будет совершенствоваться ваш слух, тем чище вы будете интонировать, исполняя любое произведение.

Чтобы развить музыкальный слух необходимо желание и терпение. Нужно много работать над собой, и заниматься, чтобы достичь результата.
В результате многолетнего опыта работы в эстрадной студии я пришла к выводу, что можно развить слух у обучающегося в эстрадной студии, не имеющего специального образования и в любом возрасте.
Вот несколько упражнений для развития внутреннего музыкального слуха:
Педагог за инструментом (пианино), ученик стоит спиной к инструменту. Педагог воспроизводит один, два и более звука и ученик должен услышать количество воспроизводимых звуков. Очень важно при этом исполнять это задание несколько раз, чтобы ученик имел возможность сосредоточится и правильно определить количество звуков.

Далее педагог воспроизводит на инструменте аккорд из 2х, 3х, 4х звуков и ученик определяет количество и при этом ставится новая задача: воспроизвести голосом каждый звук. При выполнении этого задания не обязательно знать нотную грамоту (для начинающих), а петь можно на гласный звук «а» или «ю».
Педагогу при этом необходимо следить за чистотой интонирования каждого звука и добиваться точного его исполнения.

Далее педагог определяет группу из нескольких учащихся (4х), воспроизводит аккорд из 4х звуков и каждый должен воспроизвести свой звук голосом в зависимости от высоты (нижний, средний, высокий…). При этом аккорд может состоять как из гармонических звуков так и из диссонирующих. Каждый ученик должен удержать свой услышанный звук и, при этом, не сбиваясь его спеть.
Педагог воспроизводит на инструменте определённый звук и просит учащегося спеть его. Далее необходимо чтобы ученик спел от него пол тона вверх и пол тона вниз. При этом требовать максимально точного исполнения. Пение по полутонам также активно развивает внутренний слух учащегося. В игровой форме исполняется распевка от звука «до» вверх в хроматической последовательности детская поговорка «ехал грека через реку…»
Далее учащиеся разделяются на три группы и исполняется каноном гамма до мажор.

Таким образом, в ходе таких упражнений, достигается необходимый результат и учащиеся могут чисто интонировать при исполнении произведения, овладевают навыками многоголосного пения в произведениях и упражнениях для распева. Эти упражнения способствуют развитию слуха в любом возрасте от 7 лет и старше.