Нормативная часть программы Таэквон-До для детско-юношеских центров


2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБННОЙ ПРОГРАММЫ
Настоящая программа разделена на три этапа спортивной подготовки, и тем самым позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в школе, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное—воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности:- спортивно – оздоровительный этап (СО);
этап начальной подготовки (НП);
учебно- тренировочный этап (УТ).
Особенности и критерии оценки деятельности ДЮКФП на этапах многолетней спортивной подготовки.
спортивно – оздоровительный этап (СО);
Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных, с учётом соблюдения правил техники безопасности. Спортивно – оздоровительный этап включает учащихся с первого по четвёртый класс. Критериями оценки деятельности спортивно – оздоровительного этапа являются:
Стабильность состава занимающихся, посещаемость ими занятий;
Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств;
Уровень освоения базовых знаний по теории спорта, гигиене, техники безопасности.
этап начальной подготовки (НП);
этап начальной подготовки включает учащихся с пятый по седьмой класс. Критериями оценки деятельности этапа начальной подготовки являются:
Стабильность состава занимающихся, посещаемость ими занятий.
Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств.
Динамика индивидуальных показателей развития умений основных технических действий по таеквон-до.
Уровень освоения базовых знаний по теории спорта, гигиене, техники безопасности.
учебно -тренировочный этап (УТ) ;
учебно - тренировочный этап включает учащихся с восьмого по одиннадцатый класс. Критериями оценки деятельности данного этапа являются:
Состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;
Динамика уровня физической и технико-тактической подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;
Освоение объемов тренировочных нагрузок по таеквон-до.
Освоение теоретического раздела программы.
Теоретический раздел программы состоит из четырех блоков:
1. Личностно-ориентированные знания, связанные с саморазвитием, самовоспитанием, самосовершенствованием.
2. Знания, необходимые для выполнения физкультурно-спортивной деятельности в коллективе. Эти знания необходимы для правильного взаимодействия с членами класса, группы и т. д.
3. Знания, связанные с образцами поведения и общения в коллективе. Это, по сути, знание физкультурно-спортивной этики. (Здесь и атрибутика: я принадлежу к этой команде, к этому обществу и т. д.)
4. Знания, интегрирующие физическую культуру с другими сферами деятельности, т. е. как знания, полученные на уроках физической культуры, преобразуются в жизнедеятельности индивида.
Теоретический материал лучше всего давать блоками (проблемами), которые обозначены в программе. Сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности. Общие темы можно предлагать всему классу.
Сообщение знаний учащимся направлено на то, чтобы усвоение сведений, фактов, правил, принципов, ведущих положений и идей опиралось на индивидуально возникающие у них ощущения, мышечные напряжения, функциональные и психические состояния, необходимые для решения учебной задачи.
Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужные решения, выводили бы элементарные правила и положения. Для этого учитель должен уметь правильно ставить наводящие вопросы или рассказывать так, чтобы учащиеся сами высказывали основные выводы, опираясь на свой опыт, свои знания и свое понимание темы. При этом следует акцентировать внимание учащихся на своих индивидуальных особенностях и возможностях, методах, способах достижения поставленной задачи, способствуя формированию их творческого проявления, убеждая в ценности использования полученных знаний. Такой подход активизирует процессы самопознания и самоуправления деятельности детей.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества. В зависимости от возраста учащихся этот раздел неодинаково представлен в программе. Так, в 1—4 классах на этот раздел следует отводить до 70 % времени занятий, но уже в 5—7 классах—только 60%. Постепенно, по мере овладения учащимся техникой и формирования определенных двигательных навыков и умений, доля обще развивающих упражнений должна снижаться. В 5—7 классах—до 50%. 8—11 классах от 30-40%. В то же время значительно возрастает доля специальных упражнений.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по таеквон-до, способствующий обучению школьников специфическим технико – тактическим действиям входящим в спортивные дисциплины таеквон-до. Начиная с 6-го класса учащиеся должны принимать участие в различных соревнованиях. Приучая спортсменов к соревнованиям, следует придерживаться принципа постепенности и систематичности. Так сначала следует допускать спортсмена к соревнованиям по техническим комплексам (туль), затем постепенно, по мере физической и психической готовности, приступать к поединкам, прыжковому разбиванию и измерению силы удара. Соревнования для детей и подростков следует проводит в облегченных условиях, только с допуском врача, предварительным ознакомлением с техникой безопасности, этикетом и правилами соревнований.
Качество учебного процесса во многом зависит от правильности его планирования. Для этого необходимо составить годовой план прохождения учебного материала, предусмотрев успешную корреляцию с уроками по физической культуре входящую в программу основного образования. Для этого при составлении годового плана следует ознакомится с годовым планом по физической культуре, составленным тренером-преподавателем учебного учреждения.
Выполнение задач обучения во многом зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения. Важное условие результативного обучения — точный показ разучиваемых движений, необходимое количество повторений упражнений не только на одном уроке, но и в целой системе уроков. В ходе всего урока следует постоянно обращать внимание учащихся на правильное выполнение всех заданных движений.
Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется уровнем отношения к своему совершенствованию, знанием основных положений теории физической культуры, прочностью освоения двигательных и специальных навыков, умением самостоятельно решать некоторые вопросы своей физической подготовленности.
В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех школьников необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению учебных нормативов. Здесь возможны различные варианты оценки учащихся с учетом прироста в их двигательной и технической подготовленности.
При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе учитывая специфику таеквон-до МФТ.
Таблица № 1
Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке
Наимено-вание этапа Год
обучения Минимальный
возраст для
зачисления Минимальное
кол-во
учащихся в группе Максимальное
кол-во
учебных часов в неделю Требования
по физической, технической и спортивной подготовке на конец учебного года
СО весь период 6-9 лет 15 4 выполнение нормативов ОФП
НП до 1 года 10 лет 15 4 выполнение нормативов ОФП, СФП,
свыше года 14 6 УТ до 2-х лет 13 лет 10 10 выполнение нормативов ОФП, СФП, ТТП
свыше
2-х лет 10 12 Таблица № 2
Примерный учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий в ДЮКФП

п/п Разделы подготовки Этапы подготовки
СО НП УТ
до 1 года свыше года до 2-х лет свыше
2-х лет
ОФП 140 120 180 192 168
СФП 40 40 60 96 112
ТТП 20 40 60 192 280
Теоретическая подготовка 2 2 4 14 18
Контрольно-переводные испытания 2 2 2 4 8
Контрольные соревнования - - 2 6 10
Инструкторская и судейская практика - - - 4 12
Восстановительные мероприятия - - - 8 12
Медицинское обследование 4 4 4 4 4
Общее количество часов 208 208 312 520 624
При составлении учебного плана режим учебно-тренировочной работы устанавливается из расчета 46 недель занятий в условиях школы и 6 недель в условиях летнего лагеря или по индивидуальной программе.
Таблица № 3
Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения (%)Подготовка Этапы подготовки
СО НП УТ
до 1 года свыше года до 2-х лет свыше
2-х лет
ОФП 70 60 60 40 30
СФП 20 20 20 20 20
ТТП 10 20 20 40 50
Таблица № 4
Показатели соревновательной нагрузки
(количество соревнований)
Виды соревнований Этапы подготовки
СО НП УТ
до 1 года свыше года до 2-х лет свыше
2-х лет
Контрольные - - 2 3 4
Отборочные - - - 1 2
Основные - - - 1 1
Главные - - - 1 1
Таблица № 5
Контрольные нормативы для зачисления на этап начальной подготовки
Контрольные
упражнения Возраст
10 лет
ОФП контрольные упражнения Показатели
Мальчики Девочки
Бег 20 м с высокого старта (с)
3,9
4,1
Бег 60 м (с)
10,3
10,5
Челночный бег 4Х10 м (с)
11.4
11,7
Прыжки в длину с места (см)
165
158
Подтягивание на высокой перекладине из виса (раз) 4 Поднимание ног до угла в 90° из виса на гимнастической стенке (раз) 11
Угол в висе на гимнастической стенке (с)
3 Становая сила (кг) 60
50
Метание теннисного мяча (м)
30 21
Кросс 1500 м (мин, с) 830 9.00
Техническая
подготовка Владения техническим арсеналом желтого пояса с зелёной полоской
(7й гып) таеквон-до ИТФ
Таблица № 6
Контрольные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап
Контрольные
упражнения Возраст
14 лет
ОФП контрольные упражнения Показатели
Мальчики Девочки
Челночный бег 3х10 м (с) или бег 30 м с высокого стар- та (с) 9,8
10.4
Бег 1000 м6,2 6,3
Многоскоки, 8 прыжков (м) 9,0 8,8
Подтягивание на высокой перекладине из виса (раз) 2 -
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (раз) -
8
Техническая
подготовка Владения техническим арсеналом синего пояса (4й гып) таеквон-до ИТФ
Таблица № 7
Индивидуальная карта спортсмена
ФИО ____________________________________дата и место рождения_______________
Год, месяц начала занятия спортом _________, избранным видом спорта ______________
Спортивная школа, общество, клуб ________________ Город, республика _____________
Учебные группы, год обучения Дата обсле-дова-нияФизическое развитие
Рост, смМасса тела, кгДлина стопы, смСила сгибателей кисти, кгЖЕЛ МПК Заключение врача
мл/мин мл/мин/
кг исходные
данные при
зачислениив ДЮКФП СО этап
1-й год
2-й год
3-й год
3-й год
4-й год этап НП
1-й год
2-й год
3-й год УТ этап
1-й год
2-й год
3-й год
3-й год
4-й год Этапы и годы обучения Дата обсле-дова-нияФизическая подготовка Трени-
ровочная и соревно-вателная дея-тельностьлучшие спортивные результаты
Общая Спе-
ци-
аль-
наяКоличество Бег на
30м, с Прыжок в длину с места Челночный
бег 3х10м, сСгибание и разгибание
рук в висе
кол-во
повторений Бег на 1000 м, стрениров.
дней/
заня-тийсорев-
нов. дней/
стартов исходные
данные при
зачислениив ДЮКФП СО этап
1-й год
2-й год
3-й год
3-й год
4-й год этап НП
1-й год
2-й год
3-й год