Рабочая программа по биологии 5 классс

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программа по биологии 5-9 классы (Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко и др. – М., Вентана-Граф, 2013)
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2011 г. №1897
Основная образовательная программа МБОУ «Иланская СОШ №41»
Годовой календарный график школы на 2016-2017 учебный год

Целями и задачами изучения предмета биологии в основной школе являются:

Цели:
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Задачи:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Формы организации учебного процесса, технологии обучения

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Содержание данного курса строится на основе системно-деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков открытия нового знания, уроков корректировки и обобщения знаний учащихся: проведение лабораторных и практических работ на уроках, экскурсий и практических занятий.
Для развития личности ученика используются компетентностные технологии (метод проектов, научных исследований, портфолио, здоровьесберегающие технологии), информационно-коммуникационные технологии, критического мышления

Виды и формы контроля

Для контроля уровня достижений предметных результатов учащихся используются такие виды контроля, как текущий, тематический, итоговый контроль.
Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т. д.), анализ творческих, исследовательских работ.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для контроля уровня достижений метапредметных результатов предусмотрено проведение комплексной контрольной работы, проектные задачи.

Обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей учебной программы.

Учебник: Биология 5 класс; авторы: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.И. Корнилова, Вентана – Граф, 2012. Учебник, который используется для учащихся, рекомендован министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Учебник входит в систему «Алгоритм успеха». Он включает общий обзор царств живой природы, сведения по общей экологии, знакомит учащихся с происхождением человека и его местом в живой природе. Учебник содержит вопросы и задания для контроля усвоения учебного материала и лабораторные работы.



Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии, о царствах живой природы, значении живых организмов в природе и жизни человека, основ экологии. Курс биологии изучается на основе учебника Пономареваой И.И. «Биология 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014 (рекомендован Министерством образования и науки РФ)». Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а также на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.


Место учебного предмета в учебном плане

Года обучения
Количество часов в неделю
Количество учебных недель
Всего часов в учебном году

5
1
34
34




Изучение биологии направлено на достижение следующих результатов освоения основной образовательной программы



Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения и к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.





Содержание тем учебного курса



Тема 1. Биология наука о живом мире
Наука о живой природе.
Знакомство с учебником, целями
и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные
растения и домашние животные. Наука о живой природе биология.

Свойства живого.
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм единица живой
природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы.
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы.
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.
Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа №1. «Изучение устройства увеличительных приборов».
Строение клетки.
Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани.
Ткани животных и растений. Их функции.
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Химический состав клетки.
Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жини организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки.
Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостного организма.



Тема 2. Многообразие живых организмов
Царства живой природы.
Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.

Значение бактерий в природе и для человека.
Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения.
Флора исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения эукариоты, бактерии прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений спорами. Роль цветковых растений в жизни человека.
Лабораторная работа № 3 «Изучение органов цветкового растения».
Животные.
Фауна совокупность всех видов животных. Особенности животных гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша
и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды
Лабораторная работа № 4 «Изучение строения позвоночного животного».
Грибы.
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов.
Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком.
Лабораторная работа № 5 «Изучение строения плесневых грибов)
Лишайники.
Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе
и жизни человека.


Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля
Многообразие условий обитания на планете.
Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов
обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды.
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов
Приспособления организмов к жизни в природе.
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений
Природные сообщества.
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы пищевая цепь. Растения производители органических веществ; животные потребители органических веществ; грибы, бактерии разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.


Природные зоны России.
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках.
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии,
Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах.
Условия жизни организмов в водной среде на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Человек на планете Земля

Как появился человек на Земле.
Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие
и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу.
Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы необходимое условие её
сохранения от негативных последствий деятельности человека.
Важность охраны живого мира планеты.
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира.
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы.
Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.



Тематическое планирование



Раздел, тема
часы
Основные виды деятельности обучающихся


Планируемые

Личностные
результаты

Метапредметные


Предметные

1
Биология – наука о живом мире
10
Выполнение проектов, творческие работы, самостоятельные работы, работа в парах, в группах, работа с интернет ресурсами, с дополнительной литературой, работа с оборудованием практической части.
Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Сформированность основ экологической культуры.


Регулятивные
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверке
Познавательные
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебной проектной задачи, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;
играть и определять возможную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


Знание объектов изучение естественных наук. Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются. Знание и оценка ученых- биологов в развитие науки. Знание основных частей клетки, ее химического состава и процессов жизнедеятельности

2
Многообразие живых организмов
12
Выполнение проектов, творческие работы, самостоятельные работы, работа в парах, в группах, работа с интернет ресурсами, с дополнительной литературой, работа с оборудованием практической части
Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Сформированность основ экологической культуры.


Регулятивные
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверке
Познавательные
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебной проектной задачи, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;
играть и определять возможную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Выявление существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток и представителей царства грибов, царства Растений, царства Животных.

3
Жизнь организмов на планете Земля
7

Выполнение проектов, творческие работы, самостоятельные работы, работа в парах, в группах, работа с интернет ресурсами, с дополнительной литературой
Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Сформированность основ экологической культуры.


Регулятивные
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверке
Познавательные
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебной проектной задачи, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;
играть и определять возможную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


Знание сред жизни, знание классификации экологических факторов. Знать, как организмы приспособлены к разным условиям существования. Уметь характеризовать природные зоны и сообщества и какие живые организмы живут на разных материках и в океане.

4
Человек на планете Земля
6

Выполнение проектов, творческие работы, самостоятельные работы, работа в парах, в группах, работа с интернет ресурсами, с дополнительной литературой
Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Сформированность основ экологической культуры.


Регулятивные
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверке
Познавательные
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебной проектной задачи, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;
играть и определять возможную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


Знать, как появился человек на Земле, как он изменил природу. Важность охраны окружающей среды.


итого
35








Календарное планирование

Программа курса биологии в 5 классе составлена из расчета 35 часов из них 3 часа резервного времени (по авторской программе).

Календарное планирование составлено на 34 часа, т.к. календарный график работы школы включает 34 учебных недели.

Тема 1 Биология – наука о живом мире – 8 часов + 2 часа из резерва = 10 часов
Тема 2 Многообразие живых организмов – 11 часов
Тема 3 Жизнь организмов на планете Земля – 7 часов
Тема 4 Человек на планете Земля – 6 часов
Итого: 34 часа



Тема урока
Дата
Формы
контроля
Домашнее задание
Виды учебной внеурочной деятельности
Оборудование к уроку



план
факт





1\1
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности человека


устный фронтальный опрос


§1, задание в конце параграфа

таблицы, объектов живой природы из разных систематических групп

2\2
Отличительные признаки живых организмов


устный фронтальный опрос
§2, задание в конце параграфа

таблицы, объектов живой природы из разных систематических групп

3\3
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Ученые естествоиспытатели



Индивидуальный письменный
§3, задание по реализации проекта
Проект «Создание картотеки великих естествоиспытателей»
портреты выдающихся ученых биологов

4\4
Экскурсия
«Осенние явления в природе»


оценка работ групп
Задание по реализации проекта
Экскурсия
инструкции

5\5
Увеличительные приборы. Л\р № 1
«Изучение устройства увеличительных приборов»


индивидуальный
Оформить работу

лупа, микроскоп, ткани плодов томата, арбуза

6\6
Строение клетки. Ткани. Л\р № 2
«Знакомство с клетками растений»


индивидуальный
Оформить работу, §5

микроскоп, лук, вода, иод, предметные и покровные стекла;
Таблицы

7\7
Урок – проект «Создание модели клетки из пластилина или бумаги»


оценка работ групп
Подготовить сообщения
Проект


8\8

Химический состав клетки


фронтальный опрос
§6, вопросы к параграфу

оборудование для опытов

9\9
Процессы жизнедеятельности клетки


фронтальный опрос
§7, подготовиться к зачету

таблицы

10\10
Обобщение и систематизация знаний по теме. Контроль знаний.


индивидуальный
Повторить материал
1 урока



11\1
Работа над ошибками. Царства живой природы


индивидуальный, фронтальный опрос
§8, вопросы к параграфу

таблицы

12\2
Бактерии: строение и жизнедеятельность


индивидуальный устный опрос
§9, вопросы к параграфу
Творческая мастерская «Изготовление бактерий из подручного материала»
таблицы

13\3
Значение бактерий в природе и для человека


оценка работ групп
§10, оформить отчет
Учебное исследование
интернет, дополнительная литература

14\4
Растения


фронтальный опрос
§11, подготовить сообщения

таблицы

15\5
Л\р № 3
«Знакомство с внешним строением растений»


индивидуальный
с50-51, оформить отчет

лупа., линейка, ветки тополя или березы, шишки сосны

16\6
Животные


индивидуальный устный опрос
§12, творческое задание

таблицы

17\7
Л\р№ 4
«Изучение строения позвоночного животного»


индивидуальный
с56, оформить отчет

микроскоп, предметные и покровные стекла, вата, культура с микроорганизмами

18\8
Грибы


фронтальный опрос
§13, творческое задание

таблицы

19\9
Многообразие и значение грибов


оценка работ групп
§14, творческое задание
Проект «Создание памятки о съедобных и несъедобных грибах»
таблицы

20\10
Лишайники


фронтальный опрос
§15, повторить понятие темы

таблицы

21\11
Урок – игра
(контроль знаний)


оценка работ команд, индивидуальный
Творческое задание
(написать сочинение)
Игра
таблицы

22\1
Среды жизни планеты Земля


фронтальный опрос
§17, вопросы к параграфу

таблицы, изображение животных и растений разных групп

23\2

Экологические факторы среды


индивидуальный устный опрос
§18, вопросы к параграфу

таблицы, изображения объектов живой природы

24\3
Приспособление организмов к условиям существования


индивидуальный устный опрос
§19, подготовить сообщения



25\4
Природные сообщества


оценка работы групп
§20, сделать рисунок

таблицы

26\5
Природные зоны России


с\р (тест)
§21, вопросы к параграфу

таблицы

27\6
Жизнь организмов на разных материках


индивидуальный устный опрос
§22, приготовить сообщения

таблицы

28\7
Жизнь организмов в морях и океанах.


индивидуальный устный опрос
§23, вопросы к параграфу

таблицы

29\1
Как появился человек на Земле


оценка работ групп
§24, оформить отчет
Учебное исследование
таблицы

30\2
Как человек изменил природу


фронтальный опрос
§25, подготовительная работа для проекта

таблицы

31\3
Важность охраны живого мира планеты


индивидуальный
§26-27, повторить понятия темы
Проект «Создание агитационных листков по Красной книге»
книги, таблицы

32\4
Обобщение знаний.


Индивидуальный
устный
Подготовиться к к/р

таблицы

33\5
Итоговый контроль знаний


Индивидуальный письменный
Повторить понятия



34\6
Экскурсия
«Весенние явления в природе»


Оценка работы групп
Задание на лето
Экскурсия




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Гербарий
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Чучела позвоночных животных
Скелеты позвоночных животных
Влажные препараты беспозвоночных и позвоночных животных
Комплекты микропрепаратов
Ботаника
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Оборудование для проведения лабораторных работ
Лупы
Микроскопы
Посуда и принадлежности для опытов
Печатные пособия
Комплект таблиц по ботанике
Комплект таблиц по зоологии
Портреты биологов
Экранно-звуковые средства обучения
Мультимедийные средства обучения









Перечень обязательных лабораторных и контрольных работ



Лабораторные работы
дата
корректировка

1
Л\р № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов»



2
Л\р № 2 «Знакомство с клетками растений»



3
Л\р № 3 «Изучение органов цветкового растения»



4
Л\р№ 4 «Изучение строения позвоночного животного»



5
Л/р № 5 «Изучение строения плесневых грибов»







Контроль знаний
дата
корректировка

1
Контроль знаний по итогам изучения темы «Биология наука о живом мире»



2
Контроль знаний по итогам изучения темы
«Многообразие живых организмов»



3
Итоговый контроль знаний за курс 5 класса






Результаты освоения учебного предмета биологии в 5 классе
Метапредметные

Личностные
Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Сформированность основ экологической культуры.


Регулятивные
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверке
Познавательные
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебной проектной задачи, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;
играть и определять возможную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


Достижение предметных результатов:
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся













Список литературы для учащихся и педагогов

Программа по биологии 5-9 классы И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов и др. ( М.:Вентана-Граф, 2013 г)


И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013
Рабочая тетрадь по биологии 5 класс О.А.Корнилов и др. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Поурочные разработки по биологии к УМК И.Н.Пономаревой 5 класс.Москва , Вако, 2015 г.

Интернет-ресурсы

















Приложение 1
Оснащённость образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения лабораторных работ по биологии
в 5- х классах
В 5а классе учащихся - В5 б классе учащихся –
В 5в классе учащихся – В 5 г классе –

№п/п
Вид работы, №, тема работы
Наименование оборудования
Необходимый минимум оборудования

Количество оборудования в наличии
% оснащенности

1
Л\р № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов»
Ручная лупа
Микроскоп
Набор микропрепаратов

14
14
14
14
17
14
100
100
100

2
Л\р № 2 «Знакомство с клетками растений»
Лупа ручная
Микроскоп
Пипетка
Предметное стекло
Салфетка марлевая
Часть луковицы
14
14
14
14
14
14

14
17
14
14
14
14
100
100
100
100
100
100

3
Л\р № 3 «Изучение органов цветкового растения»
Лупа ручная
Линейка
Ветки тополя или березы

14
14
14
14
14
14
100
100
100

4
Л\р № 4 «Изучение строения позвоночного животного»



100


5
Л\р № 5 «Изучение строения плесневых грибов»
Культура плесени
Микроскоп
Предметные стекла
Покровные стекла
Пинцет





Заголовок 215