Мастер класс по теме Технологии работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам


Мастер- класс «Технологии работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам».
І. Презентация педагогического опыта.
Одним из направлений развития общего образования, предлагаемых в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является создание системы поиска и поддержки одаренных детей.
Важную роль в подготовке к творческому интеллектуальному труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитываются любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность.
Система моей работы направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. И подготовить к участию в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх различного уровня.
Цель – формирование интеллектуально развитой, творческой личности, способной самостоятельно мыслить, проводить исследования и действовать.
Задачи:
познакомить с нестандартными приёмами решения задач по предметам;
обогатить кругозор учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;
развить способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе;
стимулировать творческую деятельность одарённых детей;
повысить шансы для одарённого ребёнка вырасти в одарённого взрослого, для которого характерны сформированное понятийное мышление, высокая творческая продуктивность;
поддержать устойчивый интерес к предмету;
воспитать общественную и жизненную активность;
сформировать положительную «Я – концепцию».
Ожидаемые результаты
- учащиеся становятся более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности, появляется интерес к исследовательской работе;
- учащиеся умеют применять знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях;
- возрастает гибкость и креативность мышления;
- развивается общая эрудиции учащихся, расширяется их кругозор;
-увеличивается процент выполненных заданий, по сравнению с началом занятий,
при тестировании;
- призовые места и дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
В основе проведения занятий лежит деятельностный метод обучения, который включает такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Принципы работы:
Непрерывность и систематичность. Так как способности проявляются в решении творческих задач, то оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе.
Цикличность. В 3 и 4 классах темы занятий повторяются, но в 4 классе даются более сложные по уровню задачи.
Научность, доступность. Несмотря на небольшой возраст учащихся, все знания даются на научной основе, но в доступной форме.
Гуманизм в межличностных отношениях (умение слушать и слышать, уважать мнение других).
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания. Предполагаются не только групповые, но и индивидуальные занятия и консультации. Занятия строятся с учётом индивидуальности учащихся.
Развитие в целом (интеллектуальное, моральное, эстетическое).
Проводя мониторинг результатов предметных олимпиад, определяю уровень овладения знаниями и умениями мотивированных к учебной творческой деятельности учеников своего класса. Прежде всего, это даёт представление о потенциале, позволяет выстроить перспективу ребенка, кроме того, провести отбор и дальнейшее отслеживание одарённых и способных учащихся.
Результаты участия учеников класса в олимпиадах
Год
класс Название олимпиады уровень Результат
1класс
2010-2011 олимпиада по математике школьный І,ІІ,IІI м.
олимпиада по русскому языку IІI, IІI м.
всероссийский молодежный чемпионат «Старт» федеральный І,ІІ,IІI м.- город
«ЧиП»- конкурс- игра по окружающему миру І м.- город
2класс
2011-2012 олимпиада по литературному чтению школьный І,І,IІI м.
олимпиада по математике ІІ,IІI м.
олимпиада по русскому языку IІI м.
олимпиада по окружающему миру І,ІІ,IІ,IІI м.
"Русский медвежонок" - Языкознание для всех федеральный І м.- город
международный математический конкурс «Кенгуру» І,ІІ,IІI м.- школа
«ЧиП»- конкурс- игра по окружающему миру IІI м.
3класс
2012-2013 олимпиада по математике школьный І м.
олимпиада по русскому языку IІ м.
олимпиада по окружающему миру І,ІІ,IІI м.
«Слон» конкурс- игра по математике федеральный І,І,IІI, IІI м.- город
"Русский медвежонок" - Языкознание для всех І,IІI м.- город
Конкурс –игра по русскому языку «Ёж» І,ІІ м.- город
всероссийский молодежный чемпионат «Старт» І,IІI м.- город
«ЧиП»- конкурс- игра по окружающему миру І,IІ м.- город
Результаты участия учеников класса в творческих конкурсах
Год
класс Название олимпиады уровень Результат
1класс
2010-2011 Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы» муниципальный І м.
Конкурс «Альтернативная елка» І м.
Конкурс фотографий о школе «Моя школа» І м.
Конкурс чтецов «Весенняя капель» І м.
2класс
2011-2012 Конкурс «Знаток русского языка» муниципальный IІI м.
Конкурс «Чудо- елочка» IІ м.
Конкурс «Марш парков» федеральный ІІ,IІI м. региональный
3класс
2012-2013 Конкурс «Знаток русского языка» муниципальный IІI м.
Научно-практическая конференция школьников IІ м.
Конкурс «Новогодняя игрушка» IІI м.
Конкурс «Кормушка для заповедника» І м.
Конкурс «Марш парков» федеральный ІІ,IІI м. региональный
ІV всероссийский конкурс детских исследовательских работ «Мои первые открытия» IІ м.
ІI всероссийский конкурс детского творчества «Талант с колыбели» лауреат, дипломант
ІI. Представление системы уроков.
Мною составлена программа работы факультативов по предметам. Работа с детьми ведется в 2 этапа: подготовительный и основной. Также предусматривается этап рефлексивно - обобщающий, когда педагог и психолог прослеживают развитие способных детей вплоть до окончания школы.
Подготовительный этап (диагностико–организационный, 1-2 класс) включает в себя выявление одарённых и способных детей по результатам наблюдений педагога и психолога, тестирования, анализа обучения этих учащихся и бесед с родителями.
Основной курс (практический) рассчитан на 2 года 3, 4 класс. Программа составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 9 – 11 лет.
При составлении занятий продумываю разнообразные формы и методы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный, включаю игровые моменты.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Занятия предусматривают организацию и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальную работу с одаренными и способными детьми.
Кроме занятий в факультативах мои ученики активно участвуют в школьных предметных неделях, викторинах, КВНах, праздниках по предметам, олимпиадах и конкурсах различного уровня, показывая хорошие результаты. Делают проекты по различной тематике.
На занятиях с детьми активно использую формы обучения в группе. К ним относятся: групповая дискуссия, мозговой штурм, кооперативное обучение.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного обучения.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- повысить эффективность работы, выработать общее решение;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний учащихся по теме или вопросу. Работа проходит в непринуждённой обстановке. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки. Идеи фиксируются, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведённое время.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
ІIІ. Имитационная игра.
А сейчас я хочу представить вариант проведения занятия по математике, суть которой сводится к одному – эффективному получению знаний учащимися. Буду вам признательна за активное участие, отклики и пожелания.
Участники делятся на 4 группы. Каждой группе дается название, определяется ее задача, определяется руководитель группы. Занятие будет проходить в форме собрания. Я буду руководить ходом собрания.
Повестка собрания
- Сегодня за круглым столом собрались представители кадрового, финансового, товарного и проектного отделов АО «Лесное содружество».
- Нам предстоит решить ряд вопросов, поступивших от наших акционеров, разобрать электронную почту, составить отчет о работе за I квартал этого года.
- Председателем нашего собрания буду я.
- Кто за эту повестку, прошу голосовать.
- Единогласно!
- Желаю успехов и хорошего настроения! ( группам выдаются конверты с заданиями)
Ход собрания
- Слово предоставляю финансовому отделу.
1. Финансовый отдел. (выступление 1 группы, читает задание один из членов группы)
- Наш отдел просили сделать квартальный отчёт: подсчитать акции за каждый
месяц 1 квартала, составить таблицу, построить диаграмму
Январь - Реши ребус: АА+У= УРР
Февраль – Замени букву А цифрой, чтобы пример получился правильным. Все четыре
буквы А означают одну и туже цифру. 9А + 2А + 3А = 1АА
Март - Т+О+Ч+К+А= 550
Какое число обозначает буква Ч, если Т=0:70; К=А· 3; О= К+А; А= 280: 7
Месяц Январь Февраль Март
Количество акций 100 155 230

- Отчёт готов. Как сработал финансовый отдел?
Переходим к делам в кадровом отделе.
2. Кадровый отдел. (выступление 2группы)
- Акционерным обществом было продано несколько акций. Нас просили узнать, кто новые акционеры нашего общества «Лесное содружество».
? ∙ 2 ∙ 3 : 2 – 300 ∙ 3 – 156 = 24
? : 180 ∙ 30 : 2 + 200 ∙ 2 – 218 = 242
- Кто же новые акционеры?
Лось Белка Заяц Лиса
79 720 84 360
- Что вам известно о лисе и белке?
- Отчёт готов. Как сработал кадровый отдел?
- Мы познакомились с нашими новыми акционерами, а теперь продолжаем собрание. Слово товарному отделу.
3. Товарный отдел. (выступление 3 группы)
- По электронной почте пришло письмо от наших акционеров, семьи медведей: Михаила Ивановича, его жены Анастасии Петровны и их сына Мишутки. Прочитаем.
Уважаемые члены собрания! У нас есть кусок ткани неправильной формы. Помогите нам разрезать его на 4 равные части, чтобы сшить навес от солнца. Спасибо.
2651125-494030
- Отчёт готов. Смогли ли мы помочь медведям? Как сработал товарный отдел?
- Переходим к последнему вопросу нашего собрания.
- Благодаря грамотной и слаженной работе нашего содружества за истёкший период мы получили хорошую прибыль. Часть её пошла на строительство новых домов для наших акционеров.
- Слово проектному отделу.
4. Проектный отдел. (выступление 4группы)
- Перед вами план поляны, на которой построено 7 домов. Как разделить её с помощью трёх прямых тропинок на 7 участков, каждый из которых содержал бы по одному дому.

- Отчёт готов. Как сработал проектный отдел?
5. Итог собрания.
- Подведём итог работы нашего собрания. Проанализировав работы всех отделов нашего акционерного общества, решили:
признать работу АО «Лесное содружество» удовлетворительной;
наметить перспективы работы АО «Лесное содружество» на IІ квартал этого года.
- Благодарю всех за работу.
IV. Моделирование.
Следующий этап работы я хотела бы построить в виде беседы по обмену опытом. Каждый из нас ведет работу с одаренными детьми. У каждого есть свой накопленный бесценный опыт, выработана своя система работы. Объявляется «свободный микрофон» в ходе, которого желающие могут рассказать о своих находках.
V. Рефлексия.
Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся? У каждого из вас осенние листья напишите на них свои пожелания, предложения. Украсим листьями дерево на доске.
Если мы научим ребенка работать самостоятельно, то можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.
То, что я хочу познать - это яблоня,
То, что я познаю – это ветвь яблони,
То, что я передам ученику – это яблоко,
То, что он возьмет от меня - это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня!
Литература.
1.Гейдман. Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы/Б.П. Гейдман, И.Э. Маширина.- М.: Айрис-пресс, 2007
2.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы.- М.:ВАКО, 2008
3.Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2003. – 176 с. – (Библиотека журнала «Директор школы»; Вып. 2, 2003 г.).
4. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…» 2005.
5.Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку, и курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы.- М.:ВАКО, 2007