Интегрированный урок музыки и хореографии по теме Бальная танцевальная музыка. Фокстрот. Квикстеп.Танго

3
Тема урока: «Бальная танцевальная музыка. Фокстрот. Квикстеп. Танго»

Форма урока: интегрированный урок искусства и хореографии.
Тип урока: урок - панорама.
Цель урока: расширить представления учащихся о стилях и направлениях эстрадной танцевальной музыки на примере бальных танцев «Фокстрот», «Танго».
Задачи урока.
1.Образовательные:
а) познакомить учащихся с музыкальными понятиями : «лёгкая и серьёзная музыка», «эстрадная музыка», «танец», «фокстрот», «квикстеп», «танго», «универсальный четвертной шаг», «четвертной шаг с поворотом», «рубато»;
б) познакомить с основными танцевальными комбинациями «Фокстрота» и «Танго»;
в) учить грамотно анализировать музыкальное произведение, выделяя выразительные средства, музыкальные инструменты, устанавливать связь музыки и движения.
2. Развивающие:
а) обогащать музыкальный словарь учащихся;
б) развивать образно-ассоциативное мышление, активизировать способность художественного обобщения и сопоставления, умение работать со словарями, музыкальную память, воображение, творческую инициативу, чувство метроритма.
3.Воспитательные: воспитывать эмпатию, нравственную культуру. 4.Эстетические: воспитывать художественно-эстетический вкус; способствовать всестороннему раскрытию музыкально-творческого потенциала учащихся.

Методы: словесные, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемно-поисковый метод обучения, метод сравнения и сопоставления, метод контраста и тождества, творческие, методы стимулирования и мотивации учения, групповые, информационные, метод проектов, мозговой штурм, метод «пластического интонирования», графическое моделирование музыки, здоровьесберегающие методы, метод обобщения, метод взаимоконтроля, рефлексивный.

Лаборатория урока:
1. Музыкальный центр, синтезатор, компьютер, слайд проектор, интерактивная доска, ноутбуки.
2.Фонохрестоматия: музыкальная фрагменты: «Фокстрот», «Квикстеп», «Танго».
3.Наглядные пособия: слайды: иллюстрации постановки танцующих в паре, основные комбинации, костюмы, портрет Генри Жако.
4.Видеозаписи с танцами.
5.Таблицы эмоциональных терминов, электронные словари.
6.Карточки на каждого для практической работы.

План урока.
1.Организационный момент. Рапорт дежурного кадета.
2.Сообщение темы и цели урока.
3.Новая тема.
1. Знакомство с понятиями «серьёзная и лёгкая музыка», «эстрадная музыка», «танец» (работа с электронными словарями).
2.Беседа о стилях бальной танцевальной музыки.
3. Беседа о рождении танца «Фокстрот», его виды.
4.Слушание «Фокстрота» и «Квикстепа», словесный анализ и графическое моделирование музыки.
5.Творческое задание. Простучать и записать ритмический рисунок «Фокстрота».
6. Беседа о движениях, комбинациях, костюмах танцующих, музыкальных инструментах, сопровождающих танец.
7.Просмотр видеозаписи «Урок танца» профессиональной пары, анализ.
8.Разучивание основных движений «Фокстрота».
9. Беседа о происхождении «Танго».
10. Слушание «Танго», словесный отзыв о музыке.
11. «Мозговой штурм»: составить из 3-4 слов осмысленные предложения.
12. Беседа о движениях, позициях, костюмах танцующих; музыкальных инструментах, сопровождающих танец.
13. Просмотр видеозаписи «Урок танца» профессиональной пары, анализ.
14.Разучивание основных движений «Танго».
4.Закрепление пройденного материала. Учебная игра «Блиц-опрос».
5. Проверка знаний. Практическая работа (индивидуальная работа письменно по карточкам).
6. Вывод урока. Оценка деятельности учащихся. Домашнее задание.

Ход урока.
1.Организационный момент. Рапорт дежурного кадета.
2.Сообщение темы и цели урока (слайд № 1).
Учитель искусства: Музыка - это неотъемлимая часть жизни каждого человека. Время движется вперед, меняется мода, вкусы. Но есть музыка, которая неподвластна изменениям и остается «образцовой». Поэтому всегда рядом существует «музыка серьёзная» и «музыка лёгкая».
Тема сегодняшнего урока «Бальная танцевальная музыка. Фокстрот. Квикстеп. Танго» (запись темы урока в тетрадях).
3. Новая тема:
1. Знакомство с понятиями «серьёзная и лёгкая музыка», «эстрадная музыка», «танец».
Учитель искусства: Давайте разберем, что же означают эти понятия. Венгерский композитор XIX века Ф.Лист сказал: «Есть музыка», которая к нам идет, и - другая, которая требует, чтобы мы к ней шли». Классическая музыка требует от слушателей и исполнителей большого напряжения душевных сил. Это «серьёзная музыка», требующая внимания, знания содержания, строения музыкальных произведений, необходимо вдумываться в процессе слушания.
Содержание «лёгкой музыки» изменчиво и во многом зависит от моды: сегодня вы увлекаетесь одними произведениями, завтра - другими.
-Как вы понимаете понятие «эстрадная музыка»? (работа с электронными словарями).
Учитель искусства: Эстрадная музыка относится к «лёгкой музыке». По Ожегову (словарь) «лёгкая» означает «малосодержательная, не наводящее на размышление» (на доске).
Т.е, эстрадная музыка доступна более широкому кругу слушателей, без особой подготовки, музыка для развлечения, отдыха.
- Вспомните, что такое танец? (работа со словарями).
Учитель искусства: Танец (по Ожегову) – ряд движений определенного темпа и формы, исполняемых в такт музыки (запись в тетради), (слайд № 2-эпиграф).
2.Беседа о стилях бальной танцевальной музыки.
Преподаватель хореографии: Активной, творческой личности необходимо разбираться в современных стилях, жанрах и направлениях музыки. Множество телевизионных проектов демонстрируют нам актуальность танцевальной музыки. Зажигательные ритмы, яркие костюмы - радуют глаз телезрителей. Миллионы людей «болеют» у экранов за своих кумиров. Поэтому на интегрированных уроках искусства и хореографии мы постараемся разобраться, что общего и различного между танцами. А начнем знакомство с бальной танцевальной музыки.
Бальный танец в современном виде - это широкое понятие. Он состоит из двух разных танцевальных стилей (слайд № 3):
1.Европейские (стандартные): танго, быстрый и медленный фокстрот, вальс, полька и квикстеп.
2.Латиноамериканские: самба, румба, ча-ча-ча, пасодобль, мамбо, джайв.
3. Беседа о рождении танца «Фокстрот», его видах.
Преподаватель хореографии: Поговорим о Фокстроте. Среди исполнителей бального танца бытует выражение «станцуй фокстрот, и я скажу тебе, какой ты танцор». Поначалу этот танец не имел определенных правил. Его танцевали свободно, по принципу «танцуй, как тебе удобно». Уставшие после работы люди не хотели волноваться и излишне напрягаться на танцах, поэтому подход к музыке фокстрота был совершенно свободный и ничем не ограниченный. В 1914 году американский союз преподавателей танца определил основу исполнения фокстрота, не забыв о правилах, которые были до этого созданы спонтанно. Возможны два варианта происхождения наименования «фокстрот». Одни утверждают, что оно происходит от фамилии американского актера Гарри Фокса, который ввел на сцену театра «рысьи шаги». Другие считают, что слово «фокстрот» происходит от английского выражения «fox trot», означающего «лисий шаг» (слайд № 4).
Фокстрот делится на два вида: Слоуфокс (медленный темп) и Квикстеп
(быстрый темп), (слайд № 5-11). Исполнение слоуфокса требует мягких, не напряженных коленей. Способ исполнения шагов в фокстроте называют рубато - произвольное удлинение, растягивание движения в музыке.
Квикстеп является разновидностью фокстрота и не имеет собственной истории. В 1924 году на танцевальной конференции английские преподаватели впервые использовали название «Квикстеп», что в переводе означает «быстрый шаг». Он является самой быстрой разновидностью фокстрота (слайд № 12-16).
«Слоуфокс»- с англ. «лисий или рысий шаг » (запись в тетрадь и на доске).
«Рубато» - растягивание движения в музыке (запись в тетради и на доске).
4. Слушание «Фокстрота» и «Квикстепа», словесный анализ и графическое моделирование музыки.
5.Творческое задание. Простучать и записать ритмический рисунок «Фокстрота».
6.Беседа о движениях, комбинациях, костюмах танцующих, музыкальных инструментах, сопровождающих танец (слайд № 17,18).
Преподаватель хореографии: Какие движения вы хотели бы выполнять под эту музыку? (ответы учащихся).
Есть основные движения и комбинации, которые можно использовать при постановке танца фокстрот: универсальный четвертной шаг с правой и левой ноги и четвертной шаг с поворотом вправо, влево (запись на доске), (слайд № 19).
7.Просмотр видеозаписи «Урок танца» профессиональной пары, сравнительный анализ (размышления учащихся, выводы).
8. Разучивание основных движений «Фокстрота» под счёт и под музыку.
9. Беседа о происхождении «Танго».
Учитель искусства: Историю возникновения аргентинского танго можно проследить до середины 16 века, когда вместе с африканскими невольниками в Латинскую Америку приплыл танец, который назывался «тангано».
Отцом бального танго считают Генри Жако, который разработал теорию, технику и представил основные фигуры (слайд № 20-22).
Аргентинское танго называли «тангано» в середине 16 веке (запись в тетрадь).
10.Слушание и словесный отзыв о музыке танго (слайд № 23-25).
11. «Мозговой штурм»: составить из 3-4 слов осмысленные предложения (слайд № 26):
- время, музыка, мода;
-шаг, квикстеп, быстрый;
-медленный, темп, слоуфокс;
-танец, Аргентина, тангано;
-танец, движение, музыка, такт;
-музыка, растягивание, рубато, движение.
12.Беседа о движениях, позициях, костюмах танцующих; музыкальных инструментах, сопровождающих танец (слайд № 27-29).
Преподаватель хореографии: Чем отличается музыка «Танго» от «Фокстрота»? Какие движения вы бы исполнили под эту музыку? (размышления учащихся).
Преподаватель хореографии: Обратите внимание, что в танго используются те же комбинации, что и в фокстроте. Несмотря на общее название исполнение движений различно.
Как танцевать слоуфок , а как- танго, если фигуры одинаковы?
Исполнение слоуфокса - движения мягкие и не напряженные, положение корпуса и позиция в паре также, и в английском вальсе. В танго не используются подъемы и снижения тела - все шаги танцуются на одном уровне, движения производятся способом стаккато (отрывисто).
13. Просмотр видеозаписи «Урок танца» профессиональной пары, сравнительный анализ (размышления учащихся, выводы).
14. Разучивание основных движений «Танго» (слайд № 30).
4. Закрепление пройденного материала. Учебная игра «Блиц-опрос» (учащиеся придумывают и задают вопросы друг другу по пройденной теме).
5. Проверка знаний. Практическая работа (индивидуально письменно по карточкам).
Впишите перечень музыкальных понятий в нужную колонку таблицы:
отрывисто, громко, четвертной шаг с поворотом, внезапная остановка, медленно, четко, растягивание движения, «слоуфокс», мягко, плавно, универсальный четвертной шаг, шаг без скольжения, жгучий, «лисий шаг».

Фокстрот
Танго





6. Вывод урока.
Преподаватель хореографии: Все эти танцы, разнообразные по ритму, пластике и характеру, имеют богатую хореографию, которая позволяет импровизировать и создавать множество композиций, танцевать на вечере отдыха и демонстрировать виртуозную технику на конкурсах. Мы, слушая музыку, как бы рассказываем ее содержание в танце. В самом деле, если музыка танца плавная, танец будет плавным, а живая музыка, значит и танец будет зажигательным, веселым, живым. В танце через музыку, как и в любом искусстве, раскрывается характер и душа человека.
Рефлексия: Учитель искусства: Скажите, нравится ли вам бальная танцевальная музыка? Нужно ли современному человеку разбираться в музыкальных жанрах и стилях? Полезны ли для вас знания, полученные на уроке? Где вы могли бы применить их? Что главное для танцора на ваш взгляд? (размышления учащихся).
Оценка деятельности учащихся.
Домашнее задание: Подготовить доклады-презентации по темам: «Маракас и как его можно изготовить самому», «Карнавалы в Рио-де-Жанейро» (работа по группам), конкурс «Лучший видеоролик Фокстрота и Танго» (работа по группам).