Разработка урока по окружающему миру. Тема: Как живёт семья. Проект «Моя семья» (1 класс)


Тема: Как живёт семья.
Проект «Моя семья»
Цель: познакомятся с понятием «семья».
Умения: научатся уважать друг друга и приходить на помощь.
Регулятивные:
понимать учебную задачу; стремиться её выполнить;
ставит новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
стабилизировать эмоциональное настроение для решения различных задач;
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии способов решения задач; формировать у учащихся способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности; оценивать значение семьи для человека и общества;
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к членам своей семьи; формулировать
свои затруднения ; рассказать о своей семье; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.



ХОД УРОКА
Организация класса.
Приветствие гостей.
Психологический настрой.
Дети молча, только глазами, посылают друг другу добрые мысли и
1146175469265 добрые чувства.
Целеполагание.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
- Ребята, рассмотрите на оформление нашей доски. О чём мы сегодня
будем говорить на нашем уроке? (Дети называют свои ответы.)
Послушайте загадку. Отгадайте её.
Кто загадку отгадает, тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестрёнку, а кто брата,
Даже деда и бабулю.

Все родные, с кем живёте,
Даже дядя или тётя,
Непременно вам - друзья.
Вместе вы - одна СЕМЬЯ.
Сообщение темы и задач урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о семье. Давайте разберёмся, что такое семья, определим по каким законам живёт семья.
Изучение нового материала.
А) Работа с ребусом - 7я
- Ребята, посмотрите внимательно на наш ребус. Какое слово здесь
спрятано? (Дети высказываются.)
200152025539702077720-7644765
Б) Работа с загадками.
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит вам обеды?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжку?
И ругает нас с братишкой ? (мама)
Кто любить не устаёт, пироги для нас печёт , Вкусны оладушки ? Это наша … (бабушка)
Кто не в шутку, а всерьёз нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не выть? И коленку расцарапав, не реветь?
Конечно …. (папа)
Кто всю жизнь работал, окружал заботой
Внуков, правнуков, детей, уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш …. (дед)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын.
Рядом с ним я маловат,
Для меня он - старший ….(брат)
Мама с папой говорят,
Что теперь я - старший брат.
Что за куколка в коляске
Плачет? Видимо от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она ….. (сестра)
В) Проблемный вопрос
- Что такое семья? (Ответы детей.)
- Ребята, в большом толковом словаре Ожегова С.И. сказано:
СЕМЬЯ - группа живущих вместе близких родственников.
СЕМЬЯ - объединение людей, сплочённых общими интересами.
- Ребята, а как и когда возникла семья? (Ответы детей .)
Послушайте сказку о первой семье.
Давным давно на далёком острове жил мальчик. Жил совсем один.
Никто его не воспитывал не наказывал, ни с кем он ничем не делился.
Было мальчику очень грустно.
Однажды он бродил по берегу моря и встретил седого старика.

- Куда идёшь? – спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю такое место. Пойдём со мной.
Он привёл мальчика в свой дом, где жил с детьми и внуками.
- Послушай! - сказал старик. Все мы живём в одном доме, вместе радуемся,
вместе грустим, помогаем друг другу. Оставайся с нами. Я буду тебе дедом,
мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки станут
тебе братьями и сёстрами. Мальчик остался и через некоторое время понял,
что научился радоваться каждому дню и стал по – настоящему счастли-
вым человеком. Вот так появилась первая семья.
В) Работа с учебником
- Ребята, рассмотрите внимательно рисунки в учебнике (стр. ).
- Кого вы видите на первом рисунке? (Дети называют членов семьи девочки. ) - Кого вы узнали на втором рисунке? (Дети называют членов семьи мальчика.)
- Ребята, расскажите, что делает семья Даши. (Семья Даши приехала на дачу. Дети рассказывают о том, что делает каждый член семьи. )
- Что происходит в семье мальчика? (В семье мальчика (имя) - день рождения . Вся семья собралась. Бабушка испекла пирог. В семье – праздник.
Настроение – радостное, праздничное. ) - Какое настроение царит в этой семье? ( Папа, мама и их дети увлечены работой. Брат помогает сестре. В семье очень добрые отношения, взаимопомощь. )


Д) Ассоциативный куст.
- Семья - это солнышко, которое согревает каждого человека. Наше
солнышко взгрустнуло. Почему ? ( У него нет лучиков.)
- Ребята, подумайте и скажите, какие слова мы можем отнести к слову
семья? Без чего в семье будет трудно?
Дети называют слова, объясняют их значимость для семьи. Н а доске вокруг
Солнышка появляются лучики – слова: любовь, теплота, доброта, смех, радость,
терпение, веселье, радость, смех , взаимопомощь, взаимопонимание, уважение и т.д.
- Ребята, посмотрите на наше солнышко. Оно улыбается. Давайте
повторим ещё раз эти важные для каждой семьи слова.


Физкультминутка . Музыка.
1, 2, 3, 4
(хлопки в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире
(повороты, поднимает плечи).
1, 2, 3, 4, 5
(хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать
(загибание пальчиков)
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я -
Вот и вся моя семья .


Обобщение и закрепление изученного материала.
- Ребята , на какой планете мы живёт?
- Можно ли всех людей на нашей планете назвать семьёй? Почему?
(Ответы детей: « Земля - наш общий дом.», « Мы все живём на одной планете.»)
Физкультминутка
Звучит песня «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»
Дети танцуют, повторяют движения учителя.


- Ребята, а можно ли наш класс назвать семьёй ? Почему ? (Ответы детей.)


- Правильно, ребята. Наш класс появился 1 сентября. Мы будем друг с другом встречаться каждый день. Мы будем делиться друг с другом и радостью и грустью. Но мы всегда будем помнить о тех лучиках, которые нужны нашему солнышку для того, чтобы оно ярко светило.
Давайте их ещё раз вспомним. (Дети называют слова: любовь, дружба, теплота, внимание, взаимопомощь, взаимопонимание, смех, радость и т.д. )
Итог урока.
- Чему был посвящён наш урок ? - Что мы называем семьёй?
- Что должно быть в семье?