Особенности методики обучения грамматике английского языка на начальном этапе в контексте классического образования


Пархоменко Е. Н.
Особенности методики обучения грамматике английского языка на начальном этапе в контексте классического образования
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей и недостатков классического образования в части преподавания грамматики английского языка. Для решения существующих трудностей предложены наиболее привлекательные способы повышения эффективности преподавания без кардинальных изменений в концепции классического подхода к обучению.
Ключевые слова: особенности, методики обучения, грамматика английского языка, упражнения, эффективность
Particular qualities of methods of teaching English grammar at an early stage in the context of classical education
Annotation. The article analyzes the characteristics and shortcomings of the classical education of the teaching of English grammar. In order to solve the existing difficulties offered the most attractive ways to enhance the effectiveness of teaching without radical changes in the concept of the classical approach to learning.
Keywords: characteristics, methods of teaching English grammar, exercises, efficiency
Грамматика английского языка представляется одним из сложнейших аспектов при преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения, в частности, в средней школе. Особенности классического образования предполагают формирование грамматических навыков у обучаемых для правильного оформления ими высказываний, распознавании грамматических форм в повседневной жизни, деловой и художественной литературе. При этом значительным недостатком классического подхода к образованию в области английского языка является непонимание практической применимости изучаемых форм, правил и норм учащимися школ [3, с. 62]. В связи с этим высокую значимость приобретает разработка современных концепций и методов преподавания грамматики английского языка в рамках классической школы. Конечно, сомнений в необходимости знания основ грамматики иностранного языка в условиях глобализации нет, однако эту идею через правильно отобранные методы преподавания необходимо донести до школьников.
Главным вопросом методического обеспечения процесса изучения английского языка является применение правил в упражнениях или коммуникативной деятельности в рамках классического школы обучения. Наибольшее развитие в последнее десятилетие, характеризующееся крупными масштабами педагогических разработок, приобрел метод коммуникативного обучения правилам грамматики. Однако и он показал свои недостатки, в частности, некую «однобокость», ведь при коммуникативной методике хорошо развитым становится речевой аппарат понимания и говорения учащегося, но определенно снижается уровень его возможностей оценки и правильного формулирования при письменных способах общения и познания.
Наиболее перспективным в данном свете представляется альтернативный подход, реализация которого возможна в рамках классического обучения английскому языку в средней школе. К таким методам стоит относить дедуктивный, при котором сначала ученикам разъясняется грамматический материал, а затем предлагается выполнить упражнения, связанные с применением только что полученных знаний. Еще одна методика – индуктивный подход к преподаванию грамматики английского языка на начальном этапе обучения в средней школе, при котором обучающимся предоставляется возможность самостоятельно сформулировать грамматическое правило и навык, исходя из первоначально выполненных упражнений.
Наиболее актуальным для начальных этапов преподавания грамматики английского языка представляется первый, то есть дедуктивный метод, поскольку он предоставляет большее количество времени на отработку навыка и сохранение правила в памяти. Индуктивный же метод более применим для старших уровней преподавания, например, в старших классах или университете.
Особенности методики дедуктивного преподавания грамматического материала английского языка состоят в алгоритме подачи материалов ученикам:
пояснение материала с демонстрацией примеров, общих и исключительных случаев употребления;
отработка полученных знаний через выполнение упражнений легкой сложности с обязательной обратной связью и контролем за результатами;
продуктивные упражнения с постепенным повышением уровня сложности, с включением в состав упражнений исключений из общих правил, проработкой коммуникативной стороны применения грамматических норм.
Еще одним перспективным направлением в части изучения грамматики английского языка на начальном этапе представляется аудирование [1, с. 90]. Этот метод имеет непосредственное отношение к коммуникативному подходу, однако именно восприятие устных сообщений позволяет сформировать навык выделения информационной основы сообщения. Вспомогательную роль в формировании такого навыка в рамках обучения грамматике английского языка в рамках классической школы играют трансформационные упражнения, предлагающие изменить конструкцию данного предложения, используя полученные грамматические навыки.
Небольшой, но важной составляющей обучения грамматике английского языка на начальном этапе является выполнение подстановочных упражнений. Такие упражнения могут быть с вариантами ответов или без таковых. Все упражнения в теме должны совпадать с правилами, которые преподаются на данном этапе. Эффективность таких упражнений заключается в запоминании практического опыта выбора необходимых конструкций согласно изученным правилам.
Таким образом, можно говорить о многообразии методов обучения грамматике английского языка на начальном этапе в контексте традиционной, классической школы. Однако традиционность вовсе не означает закостенелость и неприятия новых форм. В связи с этим рекомендуется расширить практический инструментарий преподавателей, включив в него наиболее эффективные и интересные для школьников упражнения, задания. Самыми перспективными в данном контексте представляются дедуктивный метод и трансформационные упражнения, аудирование.
Список использованных источников:
Афанасьева Е.Ю. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №23 С.87-91.
Жернакова М. В. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 191-193.
Сурикова-камю Л. Г. Обучение грамматике английского языка с позиций системного подхода // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №4-2 С.61-63.