Особенности работы концертмейстеров в ДШИ


Открытый урок – реферат концертмейстера
МБОУ ДОД ДШИ г. Темрюка
Краснодарского края
Зиферт Инны Сергеевны

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ В
ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Концертмейстер в ДШИ – кто он: помощник преподавателя, аккомпаниатор, ансамблист или кто-то ещё ? В чём особенности деятельности этого специалиста и суть многообразия видов деятельности в процессе работы?
Концертмейстеры ДШИ работают в оркестровых классах и классах народных инструментов, в хоровых классах и классах хореографии, сольного пения, дирижирования и театрального искусства. Они исполняют аккомпанирующую партию в произведениях, написанных в сопровождении фортепиано или выполняют роль аккомпанирующего оркестра, часто заменяющего оркестр.
Концертмейстеры активно участвуют в учебной, воспитательной и музыкально-просветительской работе, а в отсутствии преподавателя самостоятельно проводят занятия и репетиции.
Исполнительская квалификация «концертмейстер» присваивается наряду с педагогической, но именно первая, становясь основной, благодаря сочетанию исполнительской и педагогической подготовки в обучении, способствует более разностороннему развитию, обогащает профессиональное становление личности музыканта.
Следует отметить, что искусство быть концертмейстером доступно далеко не всем. Оно требует призвания и художественного мастерства высокого уровня. Настоящий профессионал, помимо музыкальной одарённости, слуха, воображения, должен суметь охватить форму и образную сущность произведения, понять и воплотить в исполнении произведения всё то, что вложил в него автор. Должен обладать чуткостью, коммуникабельностью, тактичностью при общении с учеником-исполнителем, что помогает расположить его к себе для того, чтобы учащийся мог доверять ему, создать особую психологическую атмосферу, которая способна помочь ребёнку на различных публичных выступлениях.
Очень хочется отметить, что аккомпанементу принадлежит не подсобная роль, не чисто служебная функция гармонической и ритмической поддержки партнёра, а концертмейстер в процессе исполнения становится равноправным членом единого целостного музыкального организма.
Работа концертмейстера требует постоянных занятий за инструментом, изучении и освоении концертного репертуара. Такая работа расширяет творческий кругозор, формирует и совершенствует его артистизм.
При всём разнообразии и определённых особенностях работы в разных классах и на различных отделениях, можно сформулировать ряд общих специфических черт в работе концертмейстера ДШИ:
Умение и готовность быть «вторым». Отсутствие этого качества становится особенно заметным во время публичных выступлений, т.к. пытаясь выделиться, можно заглушить, «забить» солиста, нарушив тем самым ансамбль, и не иметь возможности этот ансамбль ощущать. Важно чувствовать меру, осторожно сохраняя звуковой баланс.
Точнейшее следование тексту. Динамика и агогика как и сам текст, должны быть соблюдены точнейшим образом. Недопустимо в текстах, особенно классиков, написанных именно для фортепиано, переделывать оттенки, мелизмы и прочее.
Часто возникает при исполнении партий аккомпанемента другая сложность, когда данная партия сочинялась не для фортепиано с учётом особенностей инструмента ( удобства фактуры, регистровой красочности, ясных задач педализации и т.д.) является переложением, первоначально написанной для оркестра.
Надо отметить, что очень многие композиторы считали фортепиано единственным инструментом, способным воспроизвести сущность оркестровой партитуры. И в данных случаях партия фортепиано представляет собой не что иное, как приспособление красочного, масштабного, многоголосного звучания симфонического оркестра к возможностям одного инструмента-фортепиано. Композиторы зачастую не учитывали технические неудобства пианиста, перенасыщая фортепианную фактуру значительными сложностями, которые затрудняют естественное исполнение фортепианных партий. И концертмейстеру часто приходится упрощать эту фактуру, добиваясь более рационального способа изложения.
При работе в классе концертмейстер может произвольно изменить и облегчить трудные места, чтобы не останавливать движение музыки. Исполняя же эти произведения в концертном зале, концертмейстеры должны создать полноценную звучность аккомпанемента, а в переложении стремиться по возможности к оркестровой масштабности.
Развитое умение чтения с листа и транспонирования. Конечно, в концертах или на экзамене чтение партий с листа или транспонирование используется довольно редко, но в рабочем порядке в классе эти качества бывают часто просто необходимы.
Многие качества присущие концертмейстеру-пианисту ,приближают его к дирижёру, что вызывает в свою очередь обладание такими чертам, как дирижёрская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение «цементировать» ансамбль и всю форму исполняемого произведения в целом.
Концертмейстеру важно попытаться «вытянуть» слабую игру солиста и не испортить хорошую. Если пианист и солист вступают одновременно, то концертмейстеру необходимо подготовиться заранее и быть готовым вовремя вступить. Этот процесс одновременного вступления должно быть отрепетировано на уроках.
Иногда случается, что учащийся отклоняется от предполагаемого темпа исполнения. В этом случае концертмейстер должен постараться войти в ритм учащегося, т.к. попытка «подогнать» выступающего может привести к остановке музыкального произведения.
Также концертмейстер должен быть готов к тому, что часто ученик не способен исполнить свою партию без помарок. Пианисту необходимо неотступно следовать за игрой солиста и вовремя «подхватить» его.
Достижение всех поставленных перед концертмейстером задач возможно лишь при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном профессиональном доверии.
Концертмейстер в классе- это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса.
Концертмейстер должен иметь профессиональный комплекс, составляющими которого являются:
1.Любовь к концертмейстерскому исполнительству.
2. Пианистическая оснащённость, без которой невозможно решение музыкальных задач.
3. Чувство партнёрства, сопереживания.
4. Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.
5. Быстрота реакции на сцене во время исполнения.
6. Знание специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи( у струнников), дыхания(у вокалистов и духовиков).
7. Дирижёрское предвидение и предслышание, иногда «спасающего» ситуацию во время исполнения.
8. Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать технические комплексы(арпеджио, гаммы и различные ходы), особенности при чтении нот с листа.
9.Общая музыкальная эрудиция. Из знания музыки, больших музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры и вкуса.
« Работу концертмейстера очень трудно перевести на язык бумаги- она в пальцах, она в Душе»- сказала Мария Година(Художница, Профессор кафедры «Академическая живопись» в МГХПА им. С.Г. Строганова.)
Список используемой литературы:
1.»О работе концертмейстера»: сб.статей (ред. М. Смирнов; М. 1974г.)
2.Аккомпанемент вокальных и инструментальных произведений в классе фортепиано.
Примерная программа для ДШИ ,сост. Е. Пономарёва; М, 2006
Искусство аккомпанемента как предмет обучения, Н.Крючков;Музыка,1961