Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир танца.» Первого года обучения.


Городское Управление образования Администрации города Абакана
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Абакана «Центр детского творчества»
Принята на заседании Утверждена
методического совета Приказом директора
Протокол № ___ от «___»_____ 2016 № «___» от «____» ________2016

______________/Л.Г.Моруденко/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Волшебный мир танца.»
Возраст обучающихся: 6-16 лет
Срок реализации программы: 7.лет
Автор - составитель: Ермак Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Абакан, 2016
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Волщебный мир танца» танцевального объединения «Ювента» предназначена для обучения детей в хореографическом объединении и имеет художественную направленность.
Актуальность и новизна программы
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного воспитания формирующими у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус. В создании программы использованы современные методики и новации, личный практический опыт работы в области хореографии. В отличие от других существующих программ – это комплексная программа, она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение профессиональных навыков. Такое сочетание на сегодняшний день весьма актуально. Программа позволяет работать с детьми без специального отбора, в отличие от специализированных учреждений, но включает в себя методы преподавания в хореографических училищах, используя опыт знаменитых педагогов, таких как А.Я. Ваганова, С.Н, Головкина, что дает возможность выпускникам овладеть основами профессионального мастерства.
Адресат программы
В ансамбль принимаются все желающие физически здоровые дети с 5-6 лет, имеющие склонность к танцевальной деятельности. Особо одаренные или подготовленные дети в виде исключения могут быть приняты с семи и даже десяти лет.
Объем программы общее количество часов- 1440
Формы обучения и виды занятий
В программе освещены принципы организации многообразных форм обучения детскому танцу, занятия рассмотрены в системе общего эстетического воспитания. Программа включает тренировочные упражнения, определенный репертуар, беседы по искусству, занятия по правилам общественного поведения, танцевальному этикету, музыкальной грамоте, истории балета, костюму, гриму, уроки танцев по хореографическим дисциплинам.
предусмотрены следующие виды занятий:
интегрированные занятия
творческие занятия
постановочные занятия
занятия - тренинги
открытые занятия
групповые; подгрупповые; индивидуальные; коллективные
Основная форма организации занятий – групповая.
Структура проведения занятий – классическая.
Формы аудиторных занятий.
Программой предусмотрены занятия:
теоретические;
практические;
комбинированные.
Занятия чаще всего проходят по комбинированному типу, так как включают в себя повторение пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов.
сводных репетиций;
репетиционно-тренировочных;
контрольных уроков;
академических или учебных концертов.
Срок освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - семь лет.
Режим занятий.
Продолжительность занятия 45 минут с перерывом 5 минут.
Обучение детей хореографии на первом году обучения в неделю 2- 3 раза общая продолжительность четыре академических часа. В год 144 часа. Состав класса на групповых занятиях 15 человек.
Начиная со второго года обучения занятия в каждой группе 3 раза в неделю, продолжительность по два академических часа, всего в неделю 6 часов. В год 216 часа. Состав класса на групповых занятиях от 12 до 15 человек, кроме индивидуальных (например, работа с солистами). Время индивидуальных занятий, включая работу с солистами, берется из расчета 0,5 часа на ребенка. Необходимо также заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям. Обучающиеся имеют возможность при наличии определенных условий переходить их группы в группу с целью наиболее полного использования своего творческого потенциала.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: развитие личности ребёнка способного к творческому самовыражению через овладение хореографическим искусством.
Задачи программы:
Воспитательные:
Способствовать воспитанию и развитию художественного вкуса, эстетического кругозора учащихся посредством проникновения в танцевальную культуру разных стилей, форм и жанров;
Сформировать навыки организации работы на уроках и во внеурочное время;
Воспитать у учащихся трудоспособность, ответственность, целеустремлённость в достижении конечных результатов;
Способствовать повышению у детей самооценки;
Обогатить духовный мир ребёнка;
Развить у учащихся способность преодолевать скованность, закрепощённость, чувство быть в центре внимания;
Повысить коммуникативную компетентность учащихся;
Развивающие:
Развить и совершенствовать у учащихся: чувство ритма, хореографическую память, музыкальность, координацию движений;
Научить распределять физические силы в тренинге и концертной деятельности;
Способствовать развитию артистизма и эмоциональной раскрепощённости средствами танцевального искусства;
Развить у учащихся творческую инициативу и способность к самовыражению в танцевальном творчестве;
Развить навыки сценического поведения и исполнительства;
Развить способность к тому, чтобы учащиеся приобрели самостоятельные знания.
Обучающие:
Познакомить учащихся с историей хореографического искусства;
Научить приёмам танцевальной техники и терминологии;
Сформировать у учащихся представления о связи музыки и движения;
Повысить своё профессиональное мастерство, чтобы движения приобрели выразительность и свободу;
Сформировать представление о видах, формах и жанрах хореографического искусства.
1.3. Содержание программы
Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году обучающиеся овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.
Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения, навыки предыдущего.
Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей: психология и физиология 5-6 летнего ребенка отличается от возможностей 15-летнего школьника; различаются также физические способности учащихся, танцевавших ранее и не имеющих хореографической подготовки.
Ожидаемые результаты.
-Овладение основами танцевального искусства, необходимыми знаниями и навыками, танцевальной техникой.
-Приобретение координации движений, внимания, памяти, восприятия музыки.
-Приобретение художественного вкуса, дисциплины, умение общаться в коллективе. Ориентация воспитанников на общечеловеческие ценности
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
1. Продолжительность учебного года:
- начало учебного года с 01 сентября.
- начало учебного года по программе первого года обучения – не позднее 15 сентября,
- окончание учебного года – 31 мая.
Количество учебных недель – 37.
Сроки летних каникул - с 01 июня по 31 августа.
Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в декабре, мае.
Календарный учебный график 1год обучения 5-7 лет
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации
всего теория прак
тика 1 Введение. Организационная работа. Инструктаж 4 3
1
знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке
2 Ритмические упражнения. 18 4.5 13.5 Анализ упражнений
3 Ориентация в пространстве.
18 4.5 13.5 Практический тест на ориентировку в пространстве.
4 Танцевальная азбука. 18 4.5 13.5 Практический тест «Азбука музыкального движения».
5 Основные танцевальные движения. 16 4 12 6 Простейшие танцевальные комбинации. 10 2.5 7.5 7 Игры организующего порядка с музыкальными танцевальными и песенными заданиями.
14 3.5 10.5 Творческие игры на воображение и фантазию.
8 Мини – танцы. 22 5.5 16.5 Постановочная практика «В поисках творчества»
9 Элементы народного танца 10 2.5 7.5 10 Хореографический образ 10 2.5 7.5 11 Промежуточная аттестация 4 - 4 Открытое занятие
12 Итого: 144 37 107 Раздел “Ритмика” включает ритмическую гимнастику и музыкальные игры, тренаж современной пластики, прослушивание и разбор танцевальной музыки для дошкольников, и младших школьников. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отображены в движении.
“Ритмика”
Теория.
Знакомство с различным характером, темпом, строением музыкального произведения (вступление, части), изучение динамических оттенков (фортепиано, стаккато-легато, акцент), изучение длительностей нот (целые, половины, четвертные, восьмые), понятие о ритмическом рисунке.
Практика.
Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Точное окончание и начало движения вместе с началом и окончанием музыкальной части. Движения в различных темпах, передача хлопками и ногами различного рисунка. Построение в колонну, шеренгу, круг и т.д. построение в пары, тройки, повороты. Игры организующего порядка, музыкальные игры, танцы-минутки.
1 год обучения
ТЕМА 1
Инструктаж по Т/Б. беседа с детьми о целях и задачах “ритмики и танца” первого года обучения;
знакомство с различным характером, темпом музыкального произведения.
ТЕМА 2
точное начало и окончание движения вместе с началом и окончанием музыкальной части;
движение в различных темпах (быстро, медленно);
передача хлопками простейшего ритмического рисунка (4/4, ¾, 2/4);
слышать и передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты (громко, умеренно, тихо).
изучение построения музыкальной речи (музыкальная фраза, предложение);
понятие о ритмическом рисунке;
ритмические упражнения с музыкальными заданиями;
передача в движении длительностей, смены частей музыкального произведения;
передача хлопками более сложных ритмических рисунков.
ТЕМА 3
построение в линии, шеренгу, колонну по одному;
перестроение из колонны по одному в пары и обратно;
построение в диагональ, две диагонали;
построение в круг, сужение и расширение круга;
свободное размещение в зале.
построение в колонку по одному, перестроение в колонны по три, по четыре человека;
перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки;
повороты в прыжке – направо и налево по точкам;
построение в парах: обход одним партнером другого, до – за – до.
ТЕМА 4
позиции и упражнения классического танца на середине зала;
постановка корпуса, положение анфас;
подготовительное положение, 1, 2, 3 позиции рук;
позиции ног – 1, 2, 3, 6;
релеве;
деми плие;
соте;
повороты и наклоны головы. Наклоны корпуса вперед, в сторону и назад.
ТЕМА 5
поклон и реверанс;
танцевальный шаг, шаг на полу пальцах вперед и назад, шаг с носка;
легкий бег, русский бег, бег колени вперед;
боковой галоп по 3, 6 позиции ног;
удары стопой по 6 позиции, в повороте;
тройной притоп;
хлопки в ладоши по одному и в парах;
положение рук в парных танцах (за одну руку, накрест, за две руки).
ТЕМА 6
комбинация с галопом;
комбинация с притопами;
комбинация с хлопками;
игровая комбинация со словами: “Петя, шел, шел, шел”;
игровая комбинация по кругу: “Листочки”, “Снежинки”.
ТЕМА 7
“Плетень”, “Кот и мыши”, “Заводные игрушки”, “Зайка”, “Колпачок”;
ритмические игры “Давай дружить”, “Дразнилки”, “Ежик”;
игры на творчество: “Птичий двор”, “Бабочки”, “Дедушка и внук”, “Станцуй как я”, “Лявониха”, “Волк и козочка”;
Игры на ориентацию в пространстве: “Парад”, “Кот и мыши”.
манерные;
на внимание;
ритмические игры;
песенно-танцевальные.
ТЕМА 8
“Пляска с притопами”;
“Хоровод по кругу”;
“Во саду ли, в огороде”;
“Гуси – гуси”;
“Веселая стирка”;
“Калинка”.
танец “Кукол”;
танец “Оловянных солдатиков”;
“Как у наших у ворот”;
танцы в ритме польки;
“Веселая пара”.
ТЕМА 9
подготовка к ковырялочке и присядке;
переменный шаг;
гармошка, елочка;
тройной притоп;
подскоки, шаг польки по 6 позиции.
ТЕМА 10
представление первоначальное о танцевальном образе;
знакомство с особенностями и разновидностями танцев;
комбинация на галоп с притопом;
комбинация с ковырялочкой;
комбинация полька с подскоком.
ТЕМА 11
- подготовка и проведение открытого занятия
Календарный учебный график 2год обучения.
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации
всего теория практика Раздел 1 «Элементы классического танца» 73 12.5 57,5 Контрольный срез на знание терминов классического танца.
1.1. Введение в предмет. Цели и
задачи курса. Инструктаж по Т/Б
2 1.5 0.5 Устный опрос знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке
1.2
Изучение движений
классического танца у станка
20 5 15 Знать позиции рук и ног классического танца
1.3. Упражнения на середине зала
10 2.5 7.5
Исполнить шаг польки, подскоки
1.4 Овладение простейшими комбинациями
41 3.5 37.5 исполнение комбинации
2. Народный танец 71.5 17 54,5 2.2. Экзерсис у станка 10 2.5 7.5 Знать позиции рук и ног
2.3. Упражнения на середине 41.5 9.5 32 исполнение комбинации
2.4 Правила исполнения движений 20 5 15 Правила исполнения упражнений
3 Эстрадный танец
71.5 17 54,5 3.1. Введение в предмет.
Цели и задачи курса
1 0.5 0.5 фронтальный опрос
3.2. Изучение движений
2 0.5 1.5 Движения изолированных центров
3.3.
Упражнения в партере.
42.5 11 33 Взаимосвязь дыхания и движения
3.4 Упражнения на середине зала 24 6 18 исполнение танцевальной связки в современном стиле.
Итоговое занятие
2 0.5 1.5 Итого: 216