Статья по на тему :СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ


СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Камынин Андрей Анатольевич
ГПОУ «Макеевский педагогический колледж»
Преподаватель безопасности жизнедеятельности
Аннотация
В данной статье автор раскрывает факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья, в основе чего лежит понятие «здоровый образ жизни», и даёт рекомендации относительно соблюдения санитарно-гигиенических норм как условия внедрения здоровьесберегающих технологий.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, санитарно-гигиенические нормы
«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» такое определение прописано в уставе Всемирной организации здравоохранения.
Таким образом, определяя содержание понятия «здоровье» можно сказать, что здоровье – это физическое, психологическое и социальное состояния человека.Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности системы образования Донецкой Народной Республики. Не случайно в Законе «Об образовании» принятом Народным Советом Донецкой Народной Республики 19.06.2015 г. (Постановление №1-233П-НС) определено основное содержание работы по охране здоровья обучающихся в различных типах образовательных учреждений, который предусматривает внедрение здоровьесберегающих технологий. Данное содержание работы по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения раскрывает и Закон «О физической культуре и спорте», принятый Народным Советом Донецкой Народной Республики 24.04.2015 г. (Постановление №1-143П-НС). Так, в статье 39 «Физическое воспитание и спорт в системе образования» определяется система работы по физическому воспитанию, которая должна строиться с учётом внедрения здоровьесберегающих технологий.
Как показывают научные исследования и педагогическая практика, только здоровые студенты в состоянии должным образом усваивать знания и в будущем способны успешно заниматься профессиональной деятельностью.
Всё вышеизложенное доказывает актуальность поставленной в статье проблемы.
Одним из условий внедрения здоровьесберегающих технологий является соблюдение санитарно-гигиенических норм. Данная проблема изучалась такими авторами, как Смирнов Н.К., Безруких М.М., Сидоров С.В., Дементьева И.В. и др.
Изучая проблему внедрения здоровьесберегающих технологий, данные авторы доказывают, что педагогическая деятельность должна по-новому выстраивать отношения между образованием и воспитанием обучающихся, и реализация всех программ, применение различных методов, внедрение технологий должно быть направлено на воспитание у подрастающего поколения культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как о ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Они также раскрывают условия, при которых педагогические технологии станут здоровьесберегающими.
Цель данной статьи – раскрыть факторы влияющие на сохранение и укрепление здоровья, в основе чего лежит понятие «здоровый образ жизни» и дать рекомендации относительно соблюдения санитарно-гигиенических норм как условия внедрения здоровьесберегающих технологий.
Студенты ГПОУ «Макеевский педагогический колледж» на сегодняшний день хорошо знают, чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который складывается из таких факторов как:
соблюдение санитарно-гигиенических норм;
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим;
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
положительные эмоции.
Чтобы знания о здоровье стали для студентов убеждениями, были применимы к ним, педагогическая деятельность по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, определяя новые технологии - здоровьесберегающие. Для их внедрения необходимо создать комфортные условия:
условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, методика обучения и воспитания);
рационально организованный учебный процесс (в соответствии с индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки;
обеспечение необходимого достаточного и рационально организованного двигательного режима.
Н.К. Смирнов считает, что это все те факторы, которые направлены на воспитание у студентов культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. [ 7,8 ]
Так как пребывание студентов в педагогическом колледже занимает 1/3 объёма времени суток (а иногда и больше), то основная работа по укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни студентов ложится на педагогов.
Итак, рассмотрим основные санитарно-гигиенические нормы, которые обеспечивают сохранение и укрепление здоровья и являются условием внедрения здоровьесберегающих технологий.
1. Оптимальный воздушный режим.
В помещениях длительного пребывания студентов воздух загрязняется продуктами жизнедеятельности организма, изменяется тепловой режим. Организм подростка прилагает усилия не на полезную работу, а на борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды.
Данное требование реализуется посредством вентиляции помещения. Любой учебный кабинет должен быть оборудован вентиляционной системой, кроме того, рекомендуется проветривать учебный кабинет на переменах. Ещё строже требования к воздушному режиму в таких учебных помещениях, где во время занятия проводятся опыты и лабораторные работы, где студенты трудятся физически или испытывают иные интенсивные физические нагрузки. Так, в кабинете химии обязательно должен быть вытяжной шкаф, а в учебной мастерской или в спортзале после каждого занятия необходимы не только проветривание, но и влажная уборка для снижения запылённости воздуха.
Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.
2. Достаточная освещённость.
Выполнение этого требования складывается из следующих компонентов: естественное и искусственное освещение. На качество естественного освещения решающее влияние оказывают расположение учебного кабинета, количество и размер окон. Окна должны быть большими, а шторы на окнах не препятствовать поступлению света. Важно, чтобы свет не заслоняли растущие на улице деревья, а также постройки, расположенные рядом. Идеальный вариант – окна, выходящие на солнечную сторону. Учебные кабинеты с таким расположением рекомендуется предоставлять для студентов и учебных дисциплин, занятие которыми требует постоянного напряжения зрения для чтения, письма, рисования, черчения и т.д.
Качество искусственного освещения зависит от количества и расположения в учебном кабинете осветительных приборов, а также от типа и мощности ламп. Искусственное освещение на занятии должно обеспечивать хорошую освещённость поверхностей классной доски и рабочих мест студентов. Освещённость измеряется в люксах (сокращение: лк), которые приняты для обозначения интенсивности светового потока, падающего на один квадратный метр поверхности. Световой поток измеряется в люменах (сокращение: лм). Например, обычная лампа накаливания мощностью 40 Вт даёт световой поток 415 лм. Согласно нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, освещённость поверхности классной доски должна составлять 500 лк. Если площадь доски 2 кв. метра, то направленного светового потока двух таких ламп для её искусственного освещения будет недостаточно.
3. Надлежащий тепловой режим.
Температура воздуха на занятии должна быть комфортной для организма. Для разных учебных кабинетов оптимальный режим температуры варьируется от +15 до +22 градусов Цельсия. Самые низкие температуры рекомендуются для помещений, пребывание в которых связано с высокой физической активностью. Так, в спортзалах и учебных мастерских оптимальной температурой считается +15…+17 градусов, а в обычных учебных кабинетах – +18…+21, влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.
4. Чередование различных видов учебной деятельности.
Смысл этого требования состоит в том, что при чередовании видов деятельности существенно снижается утомляемость студентов, что положительно сказывается на их здоровье и работоспособности. Организуя на занятии учебно-познавательную деятельность студентов, преподаватель должен избегать утомительного однообразия.
5. Соответствие мебели индивидуальным особенностям студентов.
Это требование особенно важно для формирования и поддержки у подростков правильной осанки.
6. Использование специального учебного и лабораторного оборудования.
Оборудование для учреждений образования проходит обязательную сертификацию, при которой особо учитывается его безопасность и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся. Например, лабораторная мебель для учреждений образования имеет существенные отличия от производственных аналогов, а оборудование и приспособления для учебных мастерских гораздо компактней и травмобезопасней, чем производственное оборудование.
Таким образом, выполнение санитарно-гигиенических требований к организации и проведению учебного процесса, являясь условием внедрения здоровьесберегающих технологий, обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности студентов и учебной деятельности и обусловливает нормальное протекание физиологических процессов. Оно является необходимым условием успешной психической деятельности личности, эффективности познавательных процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления. [ 6 ]
Литература
Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление №1-233-П-НС)
Закон «О физической культуре и спорте» Донецкой Народной Республики (Постановление №1-143П-НС)
СанПиН 2.4.2.2821-10 для образовательных учреждений
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
Дементьева И.В. Факторы риска современного детства // Социологические исследования. – М.: 2011, Вып.10
Сидоров С.В. Санитарно-гигиенические требования к уроку [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. http://sisv.com/publ/1/sanitarno_gigienicheskie_trebovanija_k_uroku/14-1-0-439Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьеразвивающего образования. – М., 2009.
Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К.Смирнова. – М.: АПКПРО, 2004.